Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Марксистская теория.




(Наиболее научно обоснованная).

Представители: Маркс, Энгельс. Основной труд «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

Согласно данной теории государство возникло в результате появления частной собственности и расслоения общества на классы. При разложении родоплеменного строя, когда в результате совершенствований орудии труда и разделения труда родовая община распадается на семьи и у семей появляется прибавочный продукт, тогда возникает частная собственность. А раз появляется собственность, то появляются люди, у которых она есть, и у которых ее нет, происходит разделение общества на классы: собственники и несобственники (имущие и неимущие).

Класс собственников имеет целью сохранить и преумножить свою собственность и не дать неимущему классу возможности иметь свою собственность. Возникают непримиримые противоречия между классами – антагонистические противоречия.

Чтобы подавить класс несобственников и эксплуатировать его, имущий класс создает государство.

Ф. Энгельс: «Государство-машина для подавления одного класса другим».

В.И. Ленин: «Государство-машина для поддержания господства одного класса над другим».

В соответствии с марксистской теорией государство имеет классовую сущность. Так же на определенном этапе развития общества государство и право престанут быть нужными обществу, отомрут. Этот этап имеет название коммунизм.

Возникновение государства процесс длительный и сложный, имеющий, однако, объективный характер. Государство возникло как необходимость в развитии общества, очередная закономерность стадий общественного развития.

Факторы, обуславливающие появление государства:

1 Природные. Стихийные силы природы, угрожающие уничтожению человека (холод, наводнение, засуха).

2 Климатические и природные условия, которые тем или иным образом способствуют объединению людей, их более высокой организации для выживания, адаптации и развития.

3 Экономические. Переход от присваивающей экономики к преходящей (от собирательства, охоты, к более осознанной деятельности: выращивание и т.д.). Разделение труда: отделение скотоводства от земледелия, появление ремесла, появление торговли, специализации.

Усложняясь, экономические отношения уже не могут регулироваться обычаями и поддерживаться принудительной силой рода.

Родовое общество по своей природе предназначено для регулирования отношений родовых, но не семейных, для организации общего хозяйства и общего распределения на основе коллективной собственности.

Род и обычай не в состоянии управлять и регулировать отношения товарообмена. Поэтому возникла необходимость появления государства и права.

3 Общественный и человеческий фактор, духовная и психологическая природа человека, закономерность развития человека и всего общественного организма, постоянное закономерное усложнение и структурирование общества.

Государство и право возникают в результате естественного закономерного усложнения общественных отношений, когда прежние инструменту социального управления и регулирования (род, обычай) более неспособны организовывать новые усложнившиеся отношения.

Исторические пути возникновения государства и права.

Традиционно выделяют два пути: восточный и западный.

Западный путь. Присущ в первую очередь, европейским государствам. При переходе от присваивающей к производящей экономике, развитии орудий труда и разделении труда, происходит разложение родовой общины на семьи. Поскольку теперь с новыми орудиями труда семья в состоянии себя прокормить самостоятельно уже не требуется совместный труд всех членов рода.

С другой стороны, если при родовом строе господствовал матриархат (поскольку отец ребенка практически всегда был неизвестен, кровная связь и принадлежность к роду определялась по матери), то теперь мужчина стремится отделиться от рода и образовать семью, потому что он теперь в состоянии ее сам прокормить, т.е. происходит переход к патриархату

С выделением семьи, образованием семьями своих отдельных хозяйств семейные продукты производства уже не идут в род, а остаются в семье. Следовательно, если, семья производит больше, чем может потребить (в связи с развитием орудий труда), то образуется так называемый прибавочный продукт, и семья может использовать его по своему усмотрению. Образуется частная собственность.

У одних семей прибавочного продукта много (пшеничное поле дало хороший урожай), у других не хватает даже на пропитание (скот подох). Таким образом, происходит расслоение общества на классы. Очевидно, что у одних собственность есть и ее нужно защищать, а у других - нет, но они заинтересованы в ее получении.

Кроме того, во всю развиваются отношения товарообмена (одному нужна пшеница, другому – корова). Однако, обмен должен быть урегулирован, должен быть установлен порядок обмена. Обмен должен быть гарантирован, т.к. пшеницу можно забрать, а теленка не отдать. Т.е. нужен социальный регулятор и третья сила, гарантирующая обмен.

Объективно в качестве регулятора начинает выступать право, а в качестве гарантирующей силы - государство.

Государство и право становятся необходимы, в том числе, и для защиты собственности.

Восточный путь. (Египет и прилегающие к нему государства).

Обусловлен, в первую очередь, природно-климатическими условиями жизни общества, азиатским способом производства. Засушливый климат, сложность в выращивании с/х культур, необходимость в орошении земель требует создания специальных ирригационных сооружений. Построение таких средств и управление ими, требует большого количества людей, много физической силы и сложную организацию работы. Поэтому все силы рода, его членов направлены на данную работу и в связи с этим не происходит разделение рода на семьи и появления частной собственности. Поэтому восточный путь развития государства характеризуется постепенным расслоением внутри рода, появлением родовой знати, вождя, которые управляли постройкой ирригационных сооружений и защитой рода. Постепенно власть родовой знати переходит в государственную власть, а коллективная родовая собственность – в собственность государства.

Таким образом, здесь также усложнение общественных отношений (необходимость управления большим количеством людей и сложность работ, необходимость высокой организации и обеспечение защиты коллективной собственности) является определяющим фактором возникновения государства и права.

III

Государство – это политико-правовая организация общества, осуществляющая управление в обществе, обладающая территориальной целостностью, государственным суверенитетом и публичной властью.

Признаки:

1 Территориальная целостность. Любое государство обладает своей территорией и осуществляет суверенную публичную власть в пределах государственных границ. Власть государства распространяется на всех, находящихся на его территории.

Людей, проживающих на территории государства, с государством и между собой связывает институт гражданства (подданства). В отличие от родовой власти, где членов рода связывает кровное родство (не территория, а родство!!!).

2 Публичная государственная власть. Воля и сила – два основных признака власти; сила-обеспечение власти.

Этот признак заключается в том, что власть в государстве осуществляет государственный аппарат (механизм государства), который состоит из государственных органов, должностных лиц- чиновников.

Этот государственный аппарат (группа чиновников) стоит отдельно от общества, находится над обществом и вместе с тем представляет интересы всего общества, действует от имени всего общества, т.е. субъект и объект власти не совпадают.

3 Суверенитет государства. Государственный суверенитет выражается в верховенстве и независимости государственной власти. Государственный суверенитет заключается:

А) власть государства распространяется на всю его территорию, на всех его людей и все организации, которые находятся на территории государства;

Б) власть государства является верховной, она выше любой другой социальной власти и потому может ее отменить

В) только государство обладает специальными средствами воздействия и принуждения армией, полицией, тюрьмой.

Суверенитет государства подразделяется на внутренний и внешний.

Внутренний суверенитет – независимость государства от политических партий и любых других организаций объединения людей. (Независимость в плане принятия решения об осуществлении государственной власти).

Внешний суверенитет – независимость государства от других государств и международных организаций.

4 Взаимодействие государства и права. Государство придает правовую обеспеченность, поэтому право не может быть реализовано без государственной власти. С другой стороны, именно право создает те рамки, в которых осуществляется государственная власть, устанавливает порядок реализации государственной власти, регулирует деятельность государственных органов.

Кроме того, выделяют еще такие признаки, как:

-наличие системы налогов, сборов, займов

-наличие собственной денежной единицы и бюджета

-наличие населения.

Сущность государства.

Сущность явления - основное, главное составляющее, то без чего явление не может быть - государственная власть.

Аспекты сущности государства:

Государство имеет классовую сущность и обще-социальную сущность. В зависимости от исторических, политических и других условий, которых существует государство, та или иная сущность может преобладать. Сущность государства во многом зависит от степени развития общества

В недемократическом обществе преобладает классовая сущность государства, в демократическом обществе – общесоциальная.

Исторически общество развивается таким образом, что при возникновении государства оно имеет ярко выраженный классовый характер, но по мере развития утрачивает большую часть классовой сущности, приобретая в основном общесоциальный характер.

Классовая сущность заключается в том, что государство, в первую очередь, охраняет и реализует интересы отдельного класса, слоя, группы. (Правящего класса).

Например, в рабовладельческом обществе это интересы рабовладельцев, в феодальном обществе, интересы землевладельца.

При общесоциальной сущности государство охраняет и реализует интересы, в основном, всего населения.

Например, современная демократия.

Любое государство (все) имеют как классовую, так и общесоциальную сущность. Разница в том, какая из них и в какой степени преобладает. Так в феодальном обществе государство реализовывало часть общесоциальных интересов, защита страны от нападений из вне, охрана правопорядка, а послекапиталистическое демократическое государство, защищая в основном общесоциальные интересы, отдает приоритеты некоторым социальным группам: лабирование интересов нефтяных компаний.

IV

Государственная власть - социальная власть, организованная на уровне всего общества, выражающая волю отдельного класса или всего народа, основана на силе государственного аппарата (механизма), обеспечивающая стабильность и порядок общества.

Признаки государственной власти:

· Государственная власть – власть общественная, публичная, власть на уровне всего общества. Она организует общественные отношения в комплексе, и даже если она выражает волю не всего народа, а отдельной группы, государственная власть представляет интересы всего общества. Например, защита страны от нападений из вне.

· Государственная власть представляет государственный механизм, аппарат чиновников, стоящих отдельно от всего народа, (управленцы – профессионалы). Следовательно, объект и субъект власти не совпадают. Субъект – государственный аппарат, объект – народ.

· Воля государственной власти - воля всего народа (если государство демократическое), воля отдельного класса (слоя), (если государство недемократическое).

· Сила государственной власти – сила государственного механизма, аппарата, основанная на специальных средствах (вооруженные отряды, военная техника, оружие и т.д.)

· Государственная власть может осуществляться различными методами. Традиционно выделяется два метода: убеждение и принуждение. Управление и регулирование на основе авторитета государственной власти, правосознания населения и специальных управленческих технологий. Важнейшими здесь являются методы стимулирования и убеждения. Методы координации и контроля. Метод принуждения основан на силе армии, полиции и т.д.

Государственное принуждение - насильственное воздействие государственного аппарата на лицо (группу лиц), с целью заставить их поступать тем или иным образом в интересах государства. Принуждение может быт быть правовым и неправовым.

Правовое принуждение – государственное принуждение, основанное на материальных правовых нормах и осуществляемое в порядке, предусмотренным процессуальными правовыми нормами. Правовое принуждение соответствует естественным, социально правовым притязаниям общества. В демократическом государстве любое принуждение должно быть правовым.

Неправовое принуждение – принуждение вне рамок правовых норм, вне потребностей данного общества.

Нужно различать понятия легальности и легитимности государственной власти.

Легальность государственной власти – ее законность, т.е. правомерно установленная государственная власть, юридически оформленная и официально провозглашенная.

Легитимность государственной власти – принятие власти народом, т.е. степень доверия и поддержки государственной власти большинством населения, готовность народа подчиняться этой власти. Легитимность отражается в авторитете государственной власти.

Отличие государственной власти от власти в первобытном обществе.

1 Государственная власть распространяется на всех, находящихся на территории государства, т.е. границы власти территориальные, а власть рода распространяется на его членов, т.е. границы власти кровнородственные связи.

2 В первобытном обществе субъект и объект власти совпадают, поскольку высшим органом является общее собрание всех членов рода и решения общего собрания распространяются на всех членов рода. А в государстве субъект и объект власти не совпадают, т.к. власть осуществляется государственным аппаратом, совокупностью профессиональных управленцев, отделенных от остального рода.

3 Реализация решений государственной власти обеспеченна специальным механизмом государственного принуждения (армией и т.д.), а решения родовой общины обеспечивались силой самого рода.

4 Отношения по реализации государственной власти регулируются правом, а деятельность родовой общины, в основном, регулируется обычаями.

VI

Типология – классификация государств в целях познания государственно-правовой сущности и исторического развития.

В зависимости от того, какие критерии берутся в основу типологии, выделяются различные типы государств.

Тип государства – это взятые в единстве общие черты различных государств, образующих систему их важнейших свойств на определенном этапе исторического развития.

Выделяют следующие подходы к типологии государств:

1 формационный

2 цивилизационный

3 по политическому режиму

4 по культурным особенностям и др.

Формационный подход

Авторы: Маркс, Энгельс.

Данный подход исходит из того, что основой общества являются экономические отношения - базис, а государство является элементом надстройки.

Критерий формационного подхода - общественно-экономическая формация.

Основными историческими типами являются:

1 рабовладельческое государство

2 феодальное

3 буржуазное (капиталистическое)

4 коммунистическое.

Цивилизационный подход

Представители: Тойнби, Шпенглер, Данилевский.

В соответствии с данным подходом критерием типологии является цивилизация – социо - культурная система, включающая экономические, политические, социальные и духовные элементы жизни данного общества.

Каждый из авторов в соответствии с данным критерием выделяет определенное количество цивилизаций когда-либо существовавших и существующих.

В каждой цивилизации происходит путь от возникновения до упадка (возникновение, развитие, упадок).

Разные исследователи выделяют разное количество существующих цивилизаций. Например, Тойнби, выделяет египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую, сирийскую, дальневосточную и др. цивилизации в зависимости от культурных, экономических, политических и других исторических особенностей.

Отличие формационного подхода от цивилизационного заключается в следующем: марксистский подход претендует на универсализм, т.е. все государства проходят исторический путь от одной общественно-экономической формации к другой (по крайней мере, европейский государства). Такой переход возникает в связи с несоответствием средств и способов производства (низы не хотят) и, как правило, сопровождается революцией. Цивилизационный подход не претендует на универсализм. Каждая цивилизация индивидуальна и неповторима и проходит путь от зарождения до упадка.

Марксистский подход-попытка выявить общие черты в развитии разных государств.

Цивилизационный подход-выявление конкретных особенностей цивилизации.

Подход по политическому режиму

Государства делятся на: авторитарные, тоталитарные, демократические.

Можно также классифицировать государства по форме правления, по форме государственного устройства, по функциям и т.д.

 

 

ТЕМА 3: «Функции и механизм государства»

I. Значение государства, как общественного института с точки зрения на роль государства в обществе.

II. Функции государств, понятие и классификация

III. Механизм государства

IV. Государственный орган, система органов государства

V. Бюрократизм и коррупция (самостоятельно).

I

Можно говорить о двух крайних позициях на роль и значение государства в обществе:

1. Этатизм. Данная концепция исходит из того, что государство - самодостаточное образование, всесильное орудие в руках правителя, класса, нации. Государство – абсолютное благо для общества, которое не нуждается ни в каких ограничениях. А право – инструмент государственной политики.

2. Анархизм. Эта концепция отвергает необходимость и нужность государства в обществе. Анархисты полагают, что государство – инструмент подавления воли и сознания человека. По мнения анархистов, общество – совокупность высокодуховных и высокоинтеллектуальных людей, которые могут организовываться самостоятельно, без помощи государства. Представители: Бакунин, Кропоткин.

Обе приведенные точки зрения не учитывают всех функций, которые государство выполняет в обществе, не учитывают обще-социальную сущность государства.

Государство - присущий обществу институт, который развивается параллельно с обществом.

Главная цель государства – упорядочить развитие общества. Государство – универсальная организация общества.

II

Функции государства – основные направления деятельности государства, выражающие сущность и социальное назначение государства.

Функции государства характеризуют порядок и цель управления обществом на каждом конкретном этапе его исторического развития.

Функции государства осуществляются в процессе реализации государственной власти. Они осуществляются в определенных формах и определенными методами.

Функции государства направлены на решении конкретных задач государственной власти. Они присущи деятельности государства в целом, т.е. весь аппарат государства, работает для достижения всех государственных функций, хотя какой-то конкретный орган может выполнять ту или иную функцию в большей степени по отношению к остальным.

Например, функцию охраны правопорядка в основном, реализуют правоохранительные органы (милиция, прокуратура, суды).

Классификация функций государства:

I. По причинам возникновения:

1 Функции, вытекающие из классовых противоречий (функция подавления сопротивления неправящего класса)

2 Функции, вытекающие из потребностей общества в целом (обусловлены обще-социальной сущностью государства, например, функция обороны страны).

II. По сфере государственной деятельности:

1 Внутренние функции – направлены на решение внутренних задач государства:

Охрана правопорядка. На первый план здесь выходит предупреждение, пресечение, раскрытие правонарушений, наказание правонарушителей.

Главное здесь – борьба с преступностью.

Охрана природы и окружающей среды. Функция стала основной в последнее время, в связи с производственной и другой подобной деятельностью человека.

Экономическая. Заключается в управлении государственной собственностью, государственными предприятиями, учреждениями; организация финансовых отношений в стране. Государство выпускает и контролирует оборот собственных денежных знаков. Государство контролирует оборот валюты на своей территории. Государство имеет свою систему банков и контролирует частную банковскую деятельность; формирование и распределение государственного бюджета, организация налогообложения, сбор обязательных платежей (налогов); вмешательство в рыночную экономику с целью защиты прав и свобод субъектов, недопущение нарушений. Это антимонопольная деятельность, организация лицензирования, контроль за экспортом и импортом товаров. Экономическая поддержка деятельности субъектов, введение заградительных пошлин, стимулирование развития отдельных отраслей.

Социальная. Направлена на поддержание социальной стабильности в обществе. Проявляется: в организации и регулировании деятельности учреждений здравоохранения, образования и культуры; в обеспечении определенного жизненного уровня социально незащищенных граждан: пенсионеров, инвалидов, безработных; выработка и реализация программ по улучшению жизни, повышении ее уровня и т.д.; защита прав граждан в различных сферах.

Развитие научно-технического прогресса. Связана с необходимостью обеспечить должный уровень развития своего общества, не допустить отсталость от других стран.

2 Внешние функции:

- защита страны от нападений из вне.

- ведение войны

- взаимовыгодная торговля и сотрудничество в политических, экономических, научно-технических, идеологических и иных сферах. Речь идет об участии в глобализационных процессах.

- обеспечение международной безопасности, поддержание мирового правопорядка (деятельность по недопущению войны и агрессии, по предотвращению военных конфликтов, по борьбе с терроризмом).

III

Механизм государства - система органов и учреждений, осуществляющих государственную власть и выполняющих функции государства (механизм=аппарат).

Признаки механизма государства:

1 Система органов и учреждений, обладающих целостной и иерархичной структурой.

2 Механизм государства состоит из чиновников – государственных служащих, профессионалов, специально занимающихся государственным управлением.

3 Деятельность государственного аппарата обеспечивается необходимой базой, финансовыми средствами, а также специальными учреждениями принудительно силового назначения (армией, тюрьмами)

4 Механизм государства практически осуществляет государственные функции.

IV

Государственный орган – самостоятельный структурный элемент механизма государства, состоящий из государственных служащих, призванный осуществлять государственные функции в рамках определенных полномочий (компетенции).

Признаки:

1 Это элемент механизма государства, тесно взаимосвязанный и взаимодействующий с другими государственными органами.

2 Состоит из государственных служащих

3 Имеет четкую внутреннюю структуру.

4 Обладает компетенцией – совокупностью прав и обязанностей, властных полномочий, определенных в нормативных актах. Компетенция выражается: возможностью издавать обязательные к исполнению акты; возможностью обеспечивать выполнение изданных актов, путем применения различных методов, в том числе методы государственного принуждения.

5 Органы государства наделяются определенной необходимой материальной базой, финансовыми средствами, финансируются из бюджета государства.

6 Органы государства выполняют конкретные цели, участвуют в осуществлении функций государства.

7 Органы государства находятся между собой в отношении координации и субординации.

(Субординация – вертикальная структура управления, т.е. отношения властеподчинения; координация – горизонтальная структура управления, отношения согласования и контроля).

Классификация органов государства

1 По способу возникновения: выделяются первичные (не создаются другими органами). Возникают в порядке наследования (монарх) или избираются народом (парламент). Производные создаются другими органами (назначение генеральным прокурором областного прокурора).

2 По объему властных полномочий: высшие и местные.

Высшие (президент, правительство, федеральное собрание и др.).

Местные (осуществляют свою деятельность в пределах административной единицы (губернатор области, прокурор области)).

3 По компетенции: органы общей компетенции (так или иначе участвуют в осуществлении всех функций государства, органы специальной компетенции – специализируются в какой-то отдельной конкретной области (например, министр сельского хозяйства).

4 По порядку принятия решений (или по составу). Органы коллегиальные (государственная дума) и единоличные (президент).

5 По правовым формам деятельности:

- правотворческие (федеральное собрание)

- правоприменительные (министерство экономики, министерство сельского хозяйства)

- правоохранительные (прокуратура).

6 По срокам полномочий:

- постоянные (министерства, прокуратура)

- временные (комиссия по ликвидации последствий наводнения).

7 По принципу разделения властей:

- законодательные,

- исполнительные,

- судебные.

 

ТЕМА 4: «Форма государства».

I Понятие «форма государства».

II Форма правления.

III Форма государственного устройства.

IV Политический режим.

I

Форма государства – организация государственной власти, устройства государства в целом, включающая в себя методы осуществления государственной власти, территориальное построение государства, а также формирование и взаимодействие органов государства.

Форма государства включает в себя форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

Форма государства зависит от:

1 конкретных исторических условий, в которых существует и развивается государство.

2 политической ситуации в стране, от соотношения политических сил.

3 размеров территории страны, количества народностей, на ней проживающих.

II

Форма правления включает в себя организацию и порядок образования высших органов государственной власти, а также их взаимодействие между собой.

Существует две формы правления: монархия и республика.

Монархия форма правления, при которой монарх получает свою власть по наследству, выступает во внешней и внутренний политике, как глава государства и не несет политическую и юридическую ответственность за результаты своего правления.

Абсолютная монархия монарх осуществляет всю полноту законодательной, исполнительной, судебной власти (Петр I).

Ограниченная монархия – власть монарха ограничена представительным органом.

Дуалистическая монархия – власть разделена между правительством и парламентом, который не участвует в формировании правительства. Монарх выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент – интересы буржуазии.

Парламентская монархия – правительство формируется парламентом (из представительной партии, получившей большинство голосов на выборах). Правительством руководит лидер партии, получивший большинство голосов. Законодательные акты принимаются парламентом и лишь формально подписываются монархом. Правительство несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом (Англия).

Республика форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, которые избираются на определенный срок и несут ответственность перед населением.

Президентская республика – правительство формируется президентом и отвечает перед ним. Глава государства – президент, который избирается непосредственно населением или коллегией выборщиков. В руках президента полномочия главы государства и главы правительства.

Парламентская республика – правительство формируется парламентом и ответственно перед ним. Должности президента может не быть. Правительство возглавляет премьер – министр. У президента нет права роспуска парламента.

Смешанная республика – присутствуют признаки и парламентской, и президентской республики.

Например, правительство может формироваться президентом, но нести ответственность перед парламентом. Парламент может вынести квоту недоверия правительству и импичмент президенту.

III

Форма государственного устройства – территориальное строение государства, которое раскрывает взаимоотношения между центральными органами государственной власти и органами, возглавляющими территориальные единицы государства.

Принято выделять две формы: унитарное государство и федерация. Отдельное место занимает конфедерация.

Унитарное государство – единое государственное образование, которое состоит из административно-территориальных единиц, не обладающих такими суверенными правами, как возможность иметь свои органы государственной власти и свое законодательство. В унитарном государстве единая система органов законодательной, исполнительной, судебной власти и единая система законов, издаваемых высшими органами государства. Например, Франция, Великобритания.

Федерация форма государственного устройства, при которой составные части государства обладают такими суверенными правами как возможность иметь свою систему законодательства, свою систему государственных органов. Например, РФ, США.

К суверенным правам субъекта федерации не может относиться наличие своих вооруженных сил, наличие своей денежной единицы, наличие внешних политических отношений, наличие своего гражданства.

Федеративное государство состоит из территорий, его территориальных частей, каждая из которых имеет свои административные границы и вместе с тем это территория единого государства.

Федерация может строиться по административно-территориальному и национально-территориальному признаку.

Конфедерация объединение (союз) государств на договорной основе с целью совместного достижения экономических, военных и др. целей. В конфедерацию входят независимые государства, каждое из которых обладает своими государственными органами, своими вооруженными силами, своей денежной единицей. Как правило, конфедерация – это временный не стабильный союз.

IV

Политический режим – элемент формы государства, который представляет собой методы осуществления государственной власти, способы управления, используемые государством для организации общественной жизни.

Политический режим характеризует взаимодействие государственной власти с населением в соотношении политических сил в стране.

Выделяют недемократический и демократический политические режимы.

Демократический политический режим.

Характеризуется:

1. В качестве источника и верховного носителя власти выступает народ.

2. Государственная власть разделена на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную.

3. Конституционное признание и реальное гарантирование прав и свобод человека и гражданина: личных, экономических, политических и др. Ограничение эти прав допускается только в соответствии с законом.

4. Гарантируются и защищаются все формы собственности.

5. Существует ряд различных политических партий, в том числе оппозиционных правительству.

6. Защищенность граждан от произвола государственных органов, невмешательства государства в частную жизнь граждан.

7. Гласность деятельности государства.

8. Методы осуществления государственной власти – только правовые.

9. Свобода в сфере экономической деятельности.

Демократические идеи возникли еще в рабовладельческом обществе, но касались тогда только свободного населения.

В новое время идеи демократии (XVII-XVIII, XIX) разрабатывали Джон Локк («два трактата о правлении»), Шарль Луи Монтескье («о духе законов»), Жан Жак Руссо («Об общественных договорах»), Алексис Токвель («Демократия в Америке»), Джон Митт («О свободе»).

Идеи демократии основаны на стремлении обозначить человека и его свободу как высшую общественную ценность, приоритет интересов прав и свобод человека, интересов общества пред интересами государства.

Таким образом, демократия представляет собой такую государственную власть, которая осуществляется от имени народа и в его интереса. Народ выступает носителем власти.

Однако при этом существуют так называемые парадоксы демократии:

1. При осуществлении власти большинства могут страдать интересы меньшинства.

2. При демократическом режиме велика власть финансово-промышленных групп. Соответственно лабирование их интересов в государстве.

3. При демократическом режиме государственная власть не всегда может провести в жизнь нужные, но не популярные решения.

4. Вероятная медлительность государственных органов при принятии решений

5. Выборы. Например, выборы считаются состоявшимися, если 50%+ 1 голос населения (низкая явка на выборы)

Выделяют формы, виды, типы демократии.

Формы демократии:

-непосредственная демократия, когда власть осуществляется непосредственно народом, например, принятие Конституции на референдуме.

- представительная демократия, власть осуществляется через выборных представителей, например, депутатов.

Виды демократии:

- либеральная демократия. Направленность на индивидуализм, на конкретного человека. Высшая ценность – личность, ее права и свободы. Каждому предоставляются равные права и возможности, каждый сам выбирает себе дорогу, каждый свободен.

- социальная демократия. Направленность на общественный интерес. Высшая ценность – общество. Каждому обеспечивается минимальный уровень жизни.

Типы демократии:

- рабовладельческий тип, феодальный тип, буржуазная демократия, социалистическая демократия.

Недемократический политический режим.

Общая характеристика:

- личность не является высшей ценностью, права и свободы человека и гражданина ограниченны

- высшая государственная власть не принадлежит народу, хотя и может осуществляться от его имени

- общественные организации или являются государственными, или находятся под контролем государства

- государство выше права, оно позволяет себе действовать неправовыми методами

- отсутствие оппозиционных политических партий

- государственная собственность превалирует над любой другой и лучше защищена.

Недемократический политический режим подразделяется на авторитарный, тоталитарный, фашистский.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных