Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Характеристика современного мирового правопорядка




Мировой правопорядок – реальность нашего времени. Если бы дело обстояло иначе, не было бы четко налаженных экономических, культурных и научных связей между государствами, поезда, корабли и самолеты не пересекали бы границы, люди не смогли бы получать информацию о жизни в других странах, на других континентах. Реальный характер мирового правопорядка обеспечивается наличием и функционированием сети международных организаций планетарного и регионального масштаба. Прежде всего это Организация Объединенных Наций (ООН) – универсальная международная организация, созданная 24 октября 1945 г., действующая на основе Устава ООН, объединяющая по данным на 1 октября 1995 г. 185 государств. Ее уставные цели:

1) поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру, а также подавления актов агрессии или других нарушений мира и проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира;

2) развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принимать другие соответствующие меры для укрепления всеобщего мира;

3) осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии;

4) быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей.

Важное значение для установления мирового правопорядка имеют примыкающие к ООН международные организации: Международная организация труда, Всемирная организация здравоохранения, Всемирная организация интеллектуальной собственности, Международная организация гражданской авиации и др.

Реальный характер международно-правовых отношений обеспечивается наличием международных судов, международно-правовых процедур. К рассмотрению Международным судом ООН (Гаага) принимаются все дела, передаваемые ему спорящими сторонами (государствами), и дела, которые возникают по вопросам, специально предусмотренным Уставом ООН или действующими договорами и конвенциями. Широкими полномочиями регионального характера обладают Суд Европейского Союза, Европейский Суд по правам человека, Экономический суд СНГ.

Мировой правопорядок – это сложная и динамичная система взаимоотношений различных государств, международных организаций, социальных и национальных общностей. Мир постоянно изменяется, меняются и представления о нем, возникает необходимость в совершенствовании международного и национального законодательства, в уделении внимания новым проблемам глобального характера (охрана природы, компьютерные войны, борьба с организованной преступностью и СПИДом и др.).

Мировой правопорядок – это результат согласования интересов государств и народов. Каждое государство – член ООН является самостоятельным суверенным образованием и строит свои взаимоотношения с другими участниками на принципах невмешательства во внутренние дела, территориальной целостности государств, равноправия и самоопределения народов. Поэтому основным источником международного права являются международные договоры, в которых достигается баланс интересов различных государств, происходит взаимосогласование интересов, зафиксированных в международно-правовых и внутригосударственных нормативных актах.

Мировой правопорядок – это условие и гарантия успешного международного сотрудничества в самых различных сферах жизнедеятельности людей.

Непреходящее значение для нынешних и будущих поколений имеет сотрудничество государств по охране окружающей среды. В Стокгольмской декларации 1972 г. закреплено положение о том, что государства несут ответственность за деятельность, которая причиняет ущерб окружающей среде других государств. Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г., Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г., рамочная Конвенция ООН об изменении климата 1992 г., другие договоры и конвенции подчеркивают необходимость охраны планетарной среды и космоса, устанавливают меры ответственности за соответствующие нарушения, предусматривают процедуры решения этих проблем, решают вопросы возмещения ущерба, оказания помощи в необходимых случаях со стороны других государств.

Организацией международного экономического сотрудничества и содействием ему занимаются: Организация Объединенных Наций по промышленному развитию, Всемирная торговая организация, Международный банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд. На межрегиональном уровне эти вопросы решаются в рамках Европейского экономического сообщества, Экономического союза СНГ. Деятельность в сфере экономического сотрудничества регламентируется как внутригосударственными, так и международно-правовыми нормами. Примером могут служить Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., Сеульская конвенция о страховании инвестиций 1985 г. и Закон об иностранных инвестициях в РСФСР 1991 г.

Активно развивается международное сотрудничество государственных и негосударственных профессиональных организаций в сфере культуры, науки и образования. Важную роль здесь играет Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), деятельность которой охватывает планирование и сопровождение глобальных и региональных программ и проектов, разработку необходимых нормативных актов и стандартов, оказание помощи конкретным государствам и организациям. По инициативе ЮНЕСКО только за последние годы были приняты десятки международно-правовых актов по самым актуальным проблемам современности: Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г., Конвенция о техническом и профессиональном образовании 1989 г. и т.д.

Актуальным сегодня является сотрудничество в борьбе с преступностью. Попытки координации действий государств по борьбе с отдельными видами преступлений известны с давних времен. Так, на Венском конгрессе в 1815 г. был принят первый акт по борьбе с работорговлей, в 1910 г. – по борьбе с распространением порнографических изданий, в 1936 г. – по борьбе с распространением наркотических средств. Социальные, экономические проблемы в отдельных государствах, с одной стороны, и научно-техническая революция, расширение международной интеграции – с другой, обусловили рост числа тяжких преступлений международного характера: угон самолетов, международный терроризм, убийство дипломатических сотрудников, распространение наркотических и психотропных веществ и др. Многие «традиционные» международные преступления (подделка денежных знаков и работорговля, пиратство и другие подобные им преступления) претерпели значительные изменения, стали более усложненными по составу, а применение виновными усовершенствованных и новых образцов технических средств сделало их более разрушительными и потому более опасными. Сами преступники становятся все более изощренными и организованными, происходит интернационализация организованных преступных формирований.

Реальная опасность для жизни и здоровья людей, внесения хаоса в международные отношения, разрушения мирового правопорядка, которую несет международная преступность, требует от государств более активных коллективных усилий по ее предупреждению и борьбе с ней.

Сотрудничество в области борьбы с преступностью ведется по нескольким направлениям.

1. Признание опасности для мирового сообщества определенных уголовных деяний и необходимости применения совместных мер их пресечения. Таковыми были признаны пиратство, рабство и работорговля, торговля женщинами и детьми, подделка денежных знаков и ценных бумаг, незаконная торговля наркотиками, распространение порнографических изданий, пиратское радиовещание, разрыв или повреждение подводного кабеля, неоказание помощи на море при столкновении морских судов, незаконный захват воздушных судов.

Опасность именно этих деяний и необходимость борьбы с ними были зафиксированы в многосторонних межгосударственных соглашениях: в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., Конвенции по борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г., Конвенции о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов 1973 г.

2. Оказание помощи в деле розыска скрывающихся на чужой территории правонарушителей и передачаих заинтересованному государству. Здесь возможны два пути: через дипломатические каналы и путем непосредственных связей между органами, ведущими в своей стране розыск и дознание (полиция, милиция). Так, в настоящее время розыск ведется через Международную организацию уголовной полиции – Интерпол, которая имеет контакты с национальными полицейскими органами.

Вопросы выдачи лиц, совершивших преступления, и лиц, осужденных за преступления, предусматриваются в многосторонних и двусторонних соглашениях. Так, в 1983 г. Советом Европы была принята Европейская конвенция о передаче осужденных лиц, в 1993 г. между Российской Федерацией и Латвийской Республикой был подписан Договор о передаче осужденных для отбывания наказания.

3. Оказание помощи при получении необходимых материалов по уголовному делу. В случае совершения преступления за границей, совершения его в нескольких государствах свидетели и вещественные доказательства могут оказаться в другом государстве. Для получения материалов по делу в отдельных случаях требуется провести необходимые следственные действия за границей, что осуществляется путем направления соответствующего поручения. Это может быть поручение допросить свидетеля, произвести осмотр места происшествия и пр.

Поручения могут передаваться различными путями. Так, Международная конвенция о пресечении торга женщинами 1910 г. предусмотрела эту передачу как дипломатическим путем, так и непосредственно между судебными властями; Конвенция по борьбе с подделкой денежных знаков 1929 г. говорит о прямой связи между соответствующими юридическими органами; Европейская конвенция о взаимной помощи по уголовным делам 1959 г. устанавливает возможность связи между министрами юстиции, а в случае большой срочности судебные поручения могут направляться соответствующим органам непосредственно.

4. Изучение проблем преступности и борьбы с ней, вопросов пенитенциарной системы. С этой целью созываются международные конгрессы, создаются международные организации, научно-исследовательские институты.

5. Оказание практической помощи отдельным государствам в разрешении проблем преступности, изучении этих проблем. Такая помощь выражается в направлении в отдельные страны экспертов, призванных оказать конкретную помощь (определить основные направления борьбы с преступностью, дать рекомендации по организации пенитенциарной системы, методам работы с молодежью и т.д.).

6. Обмен информацией по самым различным вопросам борьбы с преступностью.

Для формирования и нормального функционирования мирового правопорядка чрезвычайно важно наличие хорошо отлаженного процессуального (процедурного) механизма его действия. Международные организации и государства могут успешно взаимодействовать только в рамках четко обозначенной и взаимосогласованной процедуры.

Процессуальный механизм включает в себя:

1) международно-правовые процессуальные нормы, содержащиеся в уставах, положениях, конвенциях и договорах и определяющие вопросы деятельности международных организаций, порядок рассмотрения межгосударственных споров, обращений по поводу нарушений прав человека и т.п.;

2) международные организаций и органы планетарного, регионального и билатерального характера (международные суды, трибуналы, арбитражные, экономические суды и согласительные комиссии);

3) юридические конструкции, обеспечивающие стабильность, последовательность, универсальность процедур и процессуальных гарантий функционирования мирового правопорядка.

Процессуальный механизм играет существенную роль в установлении взаимодействия правопорядка отдельного государства и мирового правопорядка. Он создает необходимые условия для взаимного влияния, выработки интеграционных тенденций на принципах справедливости и равноправия. Можно обозначить несколько направлений воздействия международно-правовых средств на правовую систему конкретных стран.

Во-первых, речь идет о создании механизма прямого действия международно-правовых норм в сфере внутреннего правопорядка того или иного государства. Это представляется возможным в тех случаях, когда:

а) общепризнанные принципы и нормы международного права конституция (основной закон) признает частью правовой системы данного государства;

б) они соответствуют основным принципам и нормам конституции этой страны;

в) международные нормы направлены на отношения, не урегулированные внутренним правом, или улучшают положение личности, расширяют ее права и свободы.

Конституции многих государств – членов ООН предусматривают примат норм международного права в пробельных и коллизионных ситуациях.

Во-вторых, на совершенствование внутреннего правопорядка оказывают влияние «ориентирующие» решения международных организаций и органов, имеющих общеправовое значение (рекомендации, стандарты, судебные прецеденты).

В-третьих, все большее значение в современном мире приобретают коллективные решения межрегиональных и региональных сообществ государств. Здесь постепенно вырабатывается «примерное», «модельное» законодательство для объединившихся стран.

В-четвертых, может оказываться опосредованное влияние через систему судебных органов, в особенности конституционных судов. Так, при рассмотрении дела о конституционности ст. 12 Закона СССР о порядке разрешения трудовых споров от 20 мая 1991 г. Конституционный Суд Российской Федерации сослался на Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., а при проверке конституционности ст. 21 и ст. 16 Закона РСФСР о реабилитации жертв политических репрессий от 3 сентября 1993 г. – на Декларацию основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью, принятую Генеральной Ассамблеей ООН 29 ноября 1985 г.

Естественно, что сами государства тоже оказывают очень существенное воздействие на формирование и функционирование мирового правопорядка. Диапазон влияния разнообразен – это учреждение международных и региональных организаций, активная работа по обсуждению вопросов и принятию решений на Генеральной Ассамблее ООН, в ее органах и комиссиях, это рекомендации, подготовленные региональными сообществами государств, предложения международных научных конгрессов и конференций по самым различным проблемам современности.

Формирование мирового правопорядка – процесс сложный и противоречивый. Здесь встают проблемы, связанные с неодинаковыми уровнем культуры и качеством жизни в различных странах, с идеологической и военной конфронтацией, экономической экспансией сверхдержав, религиозным и расовым фанатизмом и др. Поэтому человечество должно еще более консолидировать свои усилия в деле построения правовых демократических государств и справедливого мирового правопорядка.

 

Оглавление

· Предисловие

· Раздел первый.. Теория государства и права как наука и учебная дисциплина

· Глава 1.. Предмет теории государства и права

· § 1. Теория государства и права – фундаментальная наука

· § 2. Наука о государстве и праве и общественная практика

· § 3. Характеристика предмета теории государства и права

· § 4. Функции теории государства и права

· Глава 2.. Методы теории государства и права

· § 1. Значение методологии в познании государства и права

· § 2. Общенаучные методы познания государства и права

· § 3. Специальные и частнонаучные методы теории государства и права

· § 4. Значение научных определений

· Глава 3.. Теория государства и права в системе гуманитарных наук и учебных дисциплин

· § 1. Роль и место теории государства и права в системе гуманитарных наук

· § 2. Теория государства и права в системе юридических наук

· § 3. Теория государства и права как учебная дисциплина, ее задачи и функции

· Раздел второй.. Соотношение общества, государства и права

· Глава 4.. Общество, его структура, социальные, политические институты и регуляторы

· § 1. Общество: его понятие и структура

· § 2. Общество и его социальные и политические институты

· § 3. Общество и власть

· § 4. Общество, социальное регулирование, порядок и беспорядок

· § 5. Первобытное (догосударственное) общество

· Глава 5.. Происхождение государства и права

· § 1. Причины и условия возникновения государства и права

· § 2. Особенности возникновения права

· § 3. Основные теории происхождения государства

· § 4. Основные теории возникновения права

· § 5. Соотношение общества и государства

· § 6. Общество и право

· § 7. Человек, государство и право

· Глава 6.. Государственно-правовое воздействие на экономику, политику и культуру

· § 1. Государственно-правовое воздействие на экономику

· § 2. Государственно-правовое воздействие на политику

· § 3. Государственно-правовое воздействие на культуру

· Глава 7.. Государство и право в политической системе общества

· § 1. Общая характеристика политической системы общества

· § 2. Закономерности развития политической системы общества

· § 3. Государство в политической системе общества

· § 4. Право и политическая система общества

· Глава 8.. Гражданское общество и правовое государство

· § 1. Понятие гражданского общества

· § 2. Структура гражданского общества

· § 3. Возникновение и развитие учения о правовом государстве

· § 4. Основные принципы правового государства

· § 5. О формировании правового государства в России

· Раздел третий.. Теория государства

· Глава 9.. Проблемы понимания государства, его сущности и закономерностей развития

· § 1. Государство – сложное и исторически развивающееся общественно-политическое явление

· § 2. Плюрализм в понимании и определении государства

· § 3. Признаки государства

· § 4. Сущность государства

· § 5. Экономическая, социальная и научная основы государства

· § 6. Закономерности развития государства

· § 7. Соотношение государства и права

· Глава 10.. Государственная власть

· § 1. Понятие и свойства государственной власти

· § 2. Методы осуществления государственной власти

· §3. Экономическая, социальная и нравственно-идеологическая основы государственной власти

· § 4. Государственная власть и идеология

· § 5. Легитимность и легальность государственной власти

· § 6. Властеотношения

· § 7. Соединение и разделение властей

· § 8. Государственная власть и государство

· Глава 11.. Функции государства

· § 1. Понятие, значение и объективный характер функций государства

· § 2. Классификация и эволюция функций государства

· § 3. Формы и методы осуществления функций государства

· Глава 12.. Механизм государства

· § 1. Понятие и значение механизма государства

· § 2. Структура механизма государства

· § 3. Понятие и признаки государственного органа

· § 4. Виды органов государства

· § 5. Бюрократия и бюрократизм в механизме государства

· Глава 13.. Типы государства

· § 1. Типология государств

· § 2. Восточное государство

· § 3. Рабовладельческое государство

· § 4. Феодальное государство

· §5. Буржуазное (капиталистическое) государство

· § 6. Социалистическое государство

· Глава 14.. Формы государства

· § 1. Понятие и значение формы государства

· § 2. Форма правления

· § 3. Форма государственного устройства

· § 4. Политический режим

· Глава 15.. Российское государство: прошлое, настоящее, будущее

· § 1. Традиции российской государственности

· § 2. Советское государство, его исторический путь и распад

· § 3. Становление Российского государства и проблемы его укрепления

· § 4. Внутренние функции Российского государства

· § 5. Внешние функции Российского государства

· § 6. Механизм (аппарат) Российского государства

· § 7. Федеральные органы Российского государства

· § 8. Форма правления в Российском государстве

· § 9. Форма государственного устройства Российской Федерации

· § 10. Политический режим Российского государства

· § 11. Перспективы развития Российского государства

· Раздел четвертый.. Теория права

· Глава 16.. Понятие, сущность и социальная ценность права

· § 1. Понимание права в мировой и отечественной юриспруденции

· § 2. Понятие права

· § 3. Право и закон

· § 4. Сущность права

· § 5. Принципы права

· § 6. Социальная ценность и функции права

· Глава 17.. Право в системе социального регулирования

· § 1. Социальное регулирование. Понятие, функции и виды социальных норм

· § 2. Право в системе социальных норм

· Глава 18.. Правовое регулирование и его механизм

· § 1. Понятие правового регулирования

· § 2. Предмет правового регулирования

· § 3. Методы, способы, типы правового регулирования. Правовые режимы

· § 4. Стадии правового регулирования

· § 5. Механизм правового регулирования

· Глава 19.. Нормы права

· § 1. Понятие правовой нормы, ее признаки

· § 2. Виды правовых норм

· § 3. Структура правовой нормы

· § 4. Внешнее выражение правовых норм

· Глава 20.. Формы (источники) права.. Правотворчество

· § 1. Понятие и виды форм (источников права)

· § 2. Правотворчество

· § 3. Правотворческий (законодательный) процесс и его этапы

· § 4. Принципы и виды правотворчества

· § 5. Нормативно-правовые акты Российской Федерации

· § 6. Закон: его понятие и роль в демократическом государстве

· § 7. Пределы действия нормативных актов

· § 8. Систематизация нормативно-правовых актов

· § 9. Юридическая техника

· Глава 21.. Система права и система законодательства

· § 1. Понятие системы права

· § 2. Система законодательства

· § 3. Тенденции развития системы права и системы законодательства

· Глава 22.. Правосознание и правовая культура

· § 1. Понятие правосознания

· § 2. Структура правосознания

· § 3. Виды правосознания

· § 4. Правовая культура

· § 5. Правовой нигилизм

· § 6. Правовое воспитание и правовое обучение

· Глава 23.. Правовые отношения

· § 1. Понятие правоотношения

· § 2. Содержание правоотношения

· § 3. Субъекты права

· § 4. Объект правоотношения

· § 5. Юридические факты

· § 6. Виды правоотношений

· Глава 24.. Толкование норм права

· § 1. Понятие толкования

· § 2. Способы (приемы) толкования правовых норм

· § 3. Результаты толкования

· § 4. Субъекты толкования

· § 5. Функции толкования

· Глава 25.. Реализация и применение права.. Юридический процесс

· § 1. Реализация права

· § 2. Применение права

· § 3. Стадии применения права

· § 4. Акты применения права

· § 5. Пробелы в законодательстве. Применение права по аналогии

· § 6. Юридический процесс

· Глава 26.. Поведение людей в правовой сфере. Правомерное поведение. Правонарушение

· § 1. Поведение людей и право

· § 2. Правомерное поведение

· § 3. Правонарушение

· § 4. Злоупотребление правом

· §5. Объективно противоправное деяние

· Глава 27.. Юридическая ответственность

· § 1. Понятие социальной ответственности

· § 2. Понятие юридической ответственности

· § 3. Цели и функции юридической ответственности

· § 4. Принципы юридической ответственности

· § 5. Основания юридической ответственности

· § 6. Порядок возложения юридической ответственности

· § 7. Виды юридической ответственности

· § 8. Юридическая ответственность и государственное принуждение

· § 9. Юридическая ответственность в системе юридических категорий

· Глава 28.. Законность и правопорядок

· § 1. Законность – важнейшая правовая категория

· § 2. Содержание законности

· § 3. Требования законности

· § 4. Основные принципы законности

· § 5. Законность и законодательство

· § 6. Гарантии законности

· § 7. Правопорядок

· § 8. Правопорядок и общественный порядок

· § 9. Основные пути укрепления законности и правопорядка

· Глава 29.. Правовая система общества

· § 1. Понятие и структура правовой системы

· § 2. Противоречия и закономерности развития правовой системы

· § 3. Значение правовой системы для формирования и развития гражданского общества

· Глава 30.. Российская правовая система

· § 1. Исторические и социально-культурные истоки российской правовой системы. Ее особенности и связь с правовыми системами мира

· § 2. Особенности советской правовой системы

· § 3. Становление и развитие правовой системы в Российской Федерации

· Раздел пятый.. Человек, право, мировой правопорядок

· Глава 31.. Права и свободы человека и гражданина

· § 1. Человек и право

· § 2. Понятие прав и свобод человека и гражданина

· § 3. Основные права и свободы человека и их классификация

· § 4. Обязанности человека и гражданина

· § 5. Гарантии прав человека и гражданина

· § 6. Правовой статус личности

· Глава 32.. Правовые системы мира

· § 1. Классификация правовых систем

· § 2. Англосаксонская правовая система

· §3. Романо-германская правовая система

· § 4. Мусульманская правовая система

· § 5. Социалистическая правовая система

· § 6. Система обычного права

· Глава 33.. Проблемы формирования мирового правопорядка

· § 1. Понятие и основания формирования мирового правопорядка

· § 2. Характеристика современного мирового правопорядка

 


 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных