Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие и предмет конституционного права




 

Термин «конституционное право» понимается, как минимум, в трех значениях:

а) как отрасль национального права;

б) как особая юридическая наука в рамках правоведения;

в) как учебная дисциплина.

Итак, конституционное право – одна из отраслей системы права Республики Беларусь. Она представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих положение человека в обществе и государстве, основы общественного строя, основы организации и деятельности системы государственных органов.

Эта отрасль регулирует основы социально-экономической структуры общества, его политической системы, духовной жизни, правового статуса личности. Нормы конституционного права, в отличие от норм других отраслей, регулируют общественные отношения, складывающиеся во всех сферах общества, причем это – наиболее важные (фундаментальные) отношения.

Следует подчеркнуть, что применительно к общественно-политической жизни конституционное право не всегда ограничивается установлением основ и более подробно регулирует определённые политические отношения. Необходимость в такой миссии конституционного права обусловлена, по мнению С. А. Авакьяна [2, с. 23], рядом обстоятельств:

а) если такое регулирование выгодно самим участникам подобных политических отношений и выглядит как установление гарантий их существования и деятельности (например, в Законе «О политических партиях» заинтересованы прежде всего сами партии);

б) если такое регулирование необходимо в интересах безопасности граждан, общества, государства, чтобы определить рамки функционирования соответствующих общественно-политических институтов (например, акт уполномоченного государственного органа о запрещении какой-то идеологии и необходимости противодействия ей);

в) если такое регулирование необходимо, поскольку участники (субъекты) политических отношений не в состоянии обеспечить учёт взаимных интересов без норм права либо посредством норм права такой учёт обеспечивается в более полной мере (например: несколько общественных объединений претендуют на одно и то же наименование и не могут друг с другом договориться, и только государство посредством норм о регистрации общественных объединений может урегулировать решение соответствующих спорных вопросов с участием органов юстиции либо суда);

г) если общественно-политические институты имеют выход на государство, властные механизмы, тогда тем более используется их конституционно-правовое регулирование (например, только нормами конституционного права регулируется процедура выдвижения кандидатов в депутаты).

Нормы конституционного права, характеризуясь общими признаками правовых норм (общеобязательность, формальная определенность, связь с государством и т. д.), обладают и своими отличительными признаками, которые обусловлены особенностями общественных отношений, на регулирование которых они направлены. Как известно из общей теории права, общественные отношения, регулируемые нормами той или иной отрасли права, на юридической терминологии именуются ее предметом. Именно предмет раскрывает назначение и роль конституционного права в правовом регулировании.

По мнению белорусского ученого Д. М. Демичева [72, с. 9], предметом конституционного права являются фундаментальные общественные отношения, которыми охватываются: конституционный строй государства, а также формы и способы осуществления государственного устройства: территориальная (национально-территориальная) организация государства; система, порядок формирования (включая избирательное право), принципы организации и деятельности органов государства; организация местного управления и самоуправления. Регулирование устройства государства и организации государственной власти осуществляется путём установления основополагающих положений и принципов, определяющих качественную характеристику государства:

· народовластие;

· государственный суверенитет;

· разделение властей;

· форма правления;

· форма государственно-территориального устройства;

· определение субъектов государственной власти и способов её реализации.

Кроме того, конституционно-правовые нормы устанавливают:

· систему и виды органов государственной власти, местного управления и самоуправления;

· правовой статус органов законодательной, исполнительной и судебной власти;

· порядок их образования, полномочия и формы деятельности.

Предельно ёмко определяет предмет конституционного права российский автор М. В. Баглай. Он полагает, что предмет конституционного права охватывает две основные сферы общественных отношений [11, с. 5]:

а) охраны прав и свобод человека (отношения между человеком и государством);

б) устройства государства и государственной власти (властеотношения).

Согласно подходу академика О. Г. Кутафина [109, с. 23], предмет конституционного права складывается из двух групп общественных отношений. Преобладающая часть первой группы представлена общественными отношениями, складывающимися в областях, составляющих основные элементы государства, которыми, как известно, являются население, территория и власть. Специфика этих отношений состоит в том, что они являются обязательным атрибутом предмета конституционного права. Другую же группу общественных отношений образуют те, которые имеют основополагающее значение для тех сфер, в которых они складываются. Их особенность состоит в том, что они могут складываться во всех сферах жизни общества и государства. Однако ими охватывается не весь комплекс общественных отношений в соответствующей сфере, а только те из них, которые являются базовыми для всех других отношений в этой сфере и предопределяют содержание всех остальных отношений в этой сфере. В отличии от первых, данные отношения не являются обязательным атрибутом предмета конституционного права. Их принадлежность к предмету конституционного права устанавливается только государством.

Профессор Б. А. Страшун делает важное замечание относительно того, что [263, с. 119] предмет конституционного права может, таким образом, различаться весьма сильно от страны к стране, поскольку границы здесь решающим образом зависят от субъективного фактора – усмотрения учредительной власти и не так уж редко судебной власти, однако относительно инвариантное его содержание включает такие конституционно-правовые институты, как основные права и свободы человека и гражданина, ограничивающие публичную власть, основные принципы территориального устройства и системы государственных органов и органов местного самоуправления, распределяющие публичную власть, и в большей или меньшей степени некоторые принципы общественного строя, обязывающие публичную власть.

Следовательно, предмет конституционного права для разных государств может включать самый разный объем общественных отношений, и многое зависит от того, каким отношениям государство придает основополагающий характер. Для Беларуси отношения, имеющие конституционно-правовое значение, четко «прочитываются» по структуре Основного Закона [303].

 

2. О соотношении понятий «конституционное право»

и «государственное право»

 

Эти термины зачастую считают синонимами, что не совсем верно. Это неидентичные понятия, поскольку имеют различное содержание. Хотя следует признать, что круг регулируемых соответствующей отраслью права общественных отношений в странах, где употребляется тот или другой из указанных терминов, примерно одинаков. В качестве примера можно привести Беларусь («конституционное право») и Германию («государственное право»).

Можно согласится и с тем, что выбор термина, по мнению В. А. Рыжова [98, с. 1], обычно диктуется национальной традицией словоупотребления, и поэтому англо-саксонская и романская правовые системы пользуются, как правило, термином «конституционное право», тогда как для германской системы характерно употребление термина «государственное право». Интересно и то, что Германия не знает такого понятия как «конституция», поскольку аналогичный нормативный правовой акт ФРГ носит название Основного Закона.

Как отмечает В. Е. Чиркин [262, с. 5], наименование «конституционное право и политические институты» появилось в середине XX в. во французской научной литературе. Оно отражало процессы социологизации и политизации конституционного права. Кроме самой Франции, это понятие используется в некоторых франкоязычных странах – бывших французских колониях.

В настоящее время в подавляющем большинстве стран употребляется термин «конституционное право», хотя иногда в отечественной литературе к нему в скобках присоединяется «государственное». В Великобритании и некоторых других англоязычных странах учебные курсы и монографии нередко называются «конституционное и административное право», конституционно-правовая тематика входит в состав некоторых других гуманитарных дисциплин. Во многих странах часть материала конституционного права входит в дисциплину, называемую политологией, политической наукой, политической социологией.

С нашей точки зрения, спор не носит сугубо терминологического характера, о чем свидетельствует глубокий анализ проблемы немецкого ученого К. Хессе: «Как правовое основное устройство общежития конституция не ограничивается устройством государственной жизни. Её регулированием охватываются также основы устройства негосударственной жизни, что особенно очевидно в таких её гарантиях, которые относятся к браку и семье, собственности, образованию и действию социальных групп или свободе искусства и науки. Поэтому «конституционное» право, с одной стороны, имеет более широкое поле действия, чем «государственное» право, которое по смыслу слов и по существу обозначает только право государства; с другой стороны, конституционное право более ограничено, поскольку государственное право может охватывать также право государства, которое нельзя отнести к основному устройству общества. Эти понятия, следовательно, идентичны лишь отчасти» [282, с. 118].

По наблюдениям В. Е. Чиркина [263, с. 9], немецкая наука в настоящее время оперирует двумя терминами: конституционное и государственное право, причём второе исторически предшествует первому. Многие учёные Германии констатируют близость этих отраслей права, науки и учебных дисциплин, но в то же время отмечают их различия. В немецких энциклопедиях, обобщающих, как указано в них, работы Т. Маунца, К. Деринга, Е. Штейна и других авторов, говорится, что «государственное право в самом узком смысле слова совпадает с конституционным, в самом широком – оно включает всё, что относится к государству». В то же время подчёркивается, что «государственное право не идентично конституционному, так как последнее относится не только к государству, но и к общественной жизни в целом (собственность, семья, достоинство человека, хотя, с другой стороны, в конституционном праве содержатся основы государственного»: это – «право основных законов». Аналогичная точка зрения выражена и в новейших исследованиях, в семитомном курсе государственного права, изданном в Германии в конце 80 – начале 90-х гг. (переведённом в двух томах на русский язык), в многотомной работе К. Штерна о государственном праве (он пишет, что конституционное право устанавливает правовые принципы и является частью государственного права), в его работе, озаглавленной «Государственное и конституционное право». Таким образом, по немецкой доктрине нельзя поставить одно из этих названий в скобки, тем самым уровняв их, как это сделано в некоторых российских изданиях (видимо, в какой-то мере это дань прежней традиции, поскольку соответствующая отрасль права, наука и предмет преподавания назывались в СССР государственным правом).

В белорусской юридической литературе правоведы используют термин «конституционное право», и поэтому в целях единообразия подачи учебного материала мы придерживаемся данного понятия.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных