Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основы построения системы конституционного права.




 

Конституционное право представляет сложную систему, на которую определяющее влияние оказывают особенности политического, социально-экономического, духовного развития страны. Однако решающее влияние все эти факторы оказывают не напрямую (непосредственно), а через Конституцию как основной источник конституционного права.

Система конституционного права состоит их множества взаимодействующих частей (элементов), которые характеризуют его внутреннее строение и обособляют от других отраслей права. Основные элементы системы конституционного права – это его общие принципы, институты и нормы.

В общих принципах конституционного права выражаются самые главные начала (идеи) конституционного права. Это – каркас системы конституционного права. Благодаря им конституционное право имеет единую направленность. Они, как правило, регулируют общественные отношения не непосредственно, а через конкретные конституционные нормы. Нормы-принципы не формулируют конкретных прав и обязанностей для субъектов, однако нельзя отрицать за ними характера норм прямого действия, о чем говорит практика Конституционного Суда Республики Беларусь.

В конституционном праве Беларуси можно выявить следующие общие принципы:

- народный суверенитет

- разделение властей

- верховенство права

- равноправие и т.п.

Указанные положения носят учредительный, или отправной характер. Несмотря на то, что они не формулируют деталей правового регулирования, всем им присуще нормативное юридическое значение. «Нормативность конституционных принципов, - пишет российский ученый В.О. Лучин, - обусловлена тем, что они аккумулируют, обобщают наиболее важные, социально-значимые явления и процессы материальной и духовной жизни общества, дают им оценку и вводят их в рамки принятых в государстве нормативов. Принципы всегда имеют нормативный характер и этим отличаются от простой констатации действительности» [118, с.11]. Особо отметим, что для таких норм-принципов несвойственна традиционная трехчленная структура, включающая гипотезу, диспозицию, санкцию.

Конституционно-правовой институт представляет собой совокупность норм конституционного права, регулирующих определенный вид общественных отношений и образующих относительно самостоятельную группу. Как отмечает М.В. Баглай, «первичное и самое общее деление правовых норм на институты устанавливает Конституция. Ее разделы – это первооснова для создания системы конституционного права» [11, с.30]. Следует сказать, что полностью отождествлять систему конституционного права с системой конституции неверно хотя бы потому, что система конституционного права охватывает все конституционно-правовые нормы, тогда как система конституции – только часть из них. По мнению Е.И. Козловой и О.Е. Кутафина [96, с.13], установление принадлежности нормы к тому или иному правовому институту является необходимым, так как не каждая отдельная конституционная норма проявляет свойства, присущие институту в целом, а их необходимо учитывать, чтобы правильно уяснить механизм ее реализации.

Система белорусского конституционного права включает в себя следующие основные правовые институты:

- основы конституционного строя

- конституционный статус личности

- гражданство

- избирательное право (некоторые ученые рассматривают его как подотрасль конституционного права)

- система государственной власти

- местное управление и самоуправление и т.п.

Перечисленные институты могут включать в себя более частные. Например, институт президентства включает в себя институты отлагательного вето и законодательной инициативы, импичмента, помилования и пр.

В конституционном праве некоторые авторы [2, с. 80] выделяют и т.н. комплексные институты, которые образуются путем присоединения к нормам этой отрасли норм других отраслей права. Например, в основе статуса иностранцев в Республике Беларусь помимо норм Закона «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» [330] имеет место привлечение норм административного права (режим пребывания, регистрация и передвижение), гражданского права (приобретение собственности и ведение предпринимательской деятельности), трудового права (род и вид трудовых занятий) и т.д. Однако, как отметил И.И. Пляхимович в рецензии по данной рукописи, «вопрос о существовании комплексных институтов права непрост и требует дополнительного обоснования. Кроме того, если эти институты состоят из норм нескольких отраслей права, то почему они относятся к отрасли конституционного права? Переплетение норм различных отраслей права в принципе характерно для отраслей и институтов системы законодательства».

Самыми «мелкими» элементами системы конституционного права выступают конституционно-правовые нормы. Им свойственны общие признаки, присущие всем юридическим нормам, безотносительно к их отраслевой принадлежности, а также особенности, выделяющие их в самостоятельную часть всей системы права. При сравнении с нормами других отраслей следует обращать внимание на их содержание; источники, в которых они выражены; очевидное своеобразие, обусловленное большим количеством норм-принципов, норм-задач, норм-дефиниций и т.п.; учредительный характер содержащихся в них предписаний (Г.А. Василевич определяет их через базовый характер [27, с.6]); особый механизм реализации; специфический характер субъектов, на которых они обращены; особенности структуры.

Заслуживает внимания и точка зрения тех ученых, которые предлагают в конституционном праве выделять подотрасли, как относительно самостоятельные подразделения, объединяющие достаточно крупные блоки юридических норм. Например, С.А. Авакьян [2, с.77] «основы конституционного строя», «конституционный статус человека и гражданина», «избирательное право и избирательную систему» и т.п. рассматривает именно как подотрасли, а не как правовые институты. Такой подход может иметь место, хотя далеко не все авторы выделяют в конституционном праве подотрасли.

Таким образом, конституционное право состоит из множества правовых норм, которые различаются по содержанию, субъектам конституционно-правовых отношений, объекту регулирования и множеству других признаков. Но конституционное право, как и любая другая отрасль права – не простая совокупность норм. Между ними существуют сложные системные связи, которые невозможно выявить без глубокого постижения внутренней структуры, присущей данной отрасли права, её системы.

Конституционное право, будучи частью единой системы права, в свою очередь, само является сложной системой. Система отрасли, подчеркивает О.Е. Кутафин [96', с.21], выражается в её внутреннем строении; обусловленном теми связями, которые существуют между её нормами и определяют основы дифференциации данных норм и их интеграции в правовые образования (институты), обладающие признаками элемента системы, а также структуру этих институтов. Следовательно, в системе отрасли отражаются основные линии взаимодействия и связи конституционно-правовых норм.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных