Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Дж. Бентам – один из основоположников европейской конституционной науки




Англичанин Джереми Бéнтам (1748 -1832) (у большинства авторов он именуется ошибочно на латино–французский манер – Иеремия Бентáм) родился в семье адвоката. Необычайно рано проявив свои способности (в пять лет в совершенстве знал латынь, а в шесть увлеченно читал Вольтера), он с блеском окончил престижнейший Оксфордский университет, после которого по настоянию отца продолжил учение в одной из лондонских адвокатских корпораций.

Однако карьера практикующего юриста его интересовала мало, и вскоре он целиком посвятил себя исследованию проблем общественного устройства, государства и права. Раскритиковав крупнейшего английского юриста XVIII в. Блэкстона в анонимно опубликованных «Фрагментах о правительстве», Бентам начал свою ученую карьеру с размежевания с английским консерватизмом.

Он был одним из первых, кто пришел к выводу о необходимости реформирования публичной сферы права и проведения научно-обоснованных парламентских реформ, являлся основателем школы утилитаризма (от лат. Utilitas – полезность). Его взгляды, породившие ведущее течение английской политической и правовой мысли XIX в., заслуживают особого внимания в силу следующих обстоятельств.

Как известно, эхо Французской революции донеслось до всех европейских стран и вызвало оживление демократического движения, однако оно было подавлено воинствующим консерватизмом (в науке его представителями были англичанин Э.Берк, французы Ж.де Местр и Л.Г.А. де Бональд, немцы Г.Гуго, Ф.К. Савиньи, Г.Пухта). Но поражение Наполеона и создание Священного союза лишало этот консерватизм ореола защитника национальных интересов и тем самым ослабляло его позиции.

Тем самым возникли возможности для умеренных буржуазных преобразований, вытесняющих пережитки феодализма реформистским путем, для постепенного приведения аристократической политической системы в соответствие с социально-экономическими переменами.

В 1791г. Бентам пишет памфлет «Анархические софизмы», в котором ополчается на естественное право и общественный договор, которые, по его мнению, - фикции, ведущие к смутам. Он стремится поставить право на научную основу, объяснить существующую систему и в то же время показать, каким должно быть право. В качестве главного принципа разумной системы права провозглашается утилитарность, полезность. Бентам пытается построить отношения между людьми, политическую и правовую систему на начало разумного эгоизма. Он составляет схемы, таблицы, которые помогли бы каждому человеку разобраться в сложных ситуациях, и предлагает реформировать на этих началах право. Именно Бентам в 80-х гг. XVIIIв. продумал для себя план работ, подразделив все право на гражданское, уголовное и конституционное. Внимательно изучая политическую действительность, он все больше убеждается в том, что власть преследует свои цели, далекие от блага подданных. По его мнению, неконституционное влияние на власть правящих кругов, раболепие и коррупция, вместе взятые, приводят к «плохому управлению», в котором не только повинны, но и заинтересованы Корона, аристократия и церковь.

Просветительские иллюзии были изжиты, когда Бентам понял, что реформа права - проблема не техническая, а политическая. Поворот произошел в 1808г., когда Бентам заявил, что преобразования невозможны без парламентской реформы, чему во многом поспособствовала встреча с Джеймсом Миллем, ставшим его другом и убежденным последователем. С той поры вся деятельность Бентама представляла собой идеологическое обеспечение парламентской реформы, а его самого по праву можно считать первым европейским ученым-конституционалистом, оказавшим огромное влияние на реформирование конституционного права.

Дело в том, что утилитаризм превратился в авторитетное и популярное общественное движение, а среди творцов парламентской реформы многие считали себя бентамистами. За требования серьезных политических перемен утилитаристов даже называли радикалами. Учение Бентама вобрало в себя ряд социально-философских идей Т. Гоббса, Дж. Локка, Д.Юма, французских материалистов XVIII в. Гельвеция и Гольбаха. Например, будучи твердым приверженцем демократически – республиканского строя, Бентам выступал за введение в Англии однопалатной парламентской системы и упразднение палаты лордов, ратовал за всемерное расширение избирательного права, включая предоставление его также и женщинам. Он был убежден, что с помощью институтов демократии «в том числе таких, как свободная пресса, общественные дискуссии, публичные собрания и т.п.» можно будет эффективно контролировать деятельность законодательной и исполнительной властей.

Политизация движения побудила Бентама перейти от уголовного и гражданского права к конституционному, и в 1818г. он приступил к разработке «Конституционного кодекса». Первый том увидел свет в 1830г., но в 1832г. Бентам умер, не успев довести дело до конца. Однако основа конституционной науки была заложена.

Содержание «Кодекса» распадается на четыре неравные по объему и значение части: 1) основополагающие политические принципы; 2) оценка трех классических форм управления; 3) анализ механизма плохого управления; 4) правила организации и деятельности новых учреждений – юридическая техника, занимающая более трех четвертей всего обширного объема.

Можно сказать, что «Конституционный кодекс» Бентама – внушительный проект демократической конституции, основанный на свободе и правовом равенстве граждан, господстве права, четко действующей и ответственной администрации. Он существенно обгонял свое время и послужил программой далеко идущих преобразований.

В понимании права Бентам – последовательный юридический позитивист. Для него право – не справедливость, не идеал, не свобода, а воля суверена. Субъективное право – детище закона, а естественное право – анархический софизм, в котором заложена идея сопротивления действующему праву. Бентам готов был признать концепцию естественного права в качестве идеала, определения общих принципов, но категорически выступал против смешения естественного и политического права. Он воспринимал конституционное законодательство как мощное средство воздействия на общество, борьбы со злом, как политику и стратегию.

Основные политико-юридические взгляды Бентама изложены, помимо уже упомянутых работ, во «Введении к принципам нравственности и законодательства», «Фрагментах о правительстве», «Деонтологии, или науке о морали», «Плане всеобщего и вечного мира». Развитие парламентаризма, законности, политической свободы, общественного мнения, усовершенствование управления и системы права, расширение корпуса избирателей – неразрывно связаны с его именем.

Бентам оказал большое влияние на политическую мысль и развитие права в XIXв. Оно особенно ощущалось, помимо Англии и ее колоний, в тех странах (Россия, Испания, Португалия, Греция, Латинская Америка), где не произошло радикальных буржуазных революций, а потому особо актуальна была задача преодоления пережитков феодального права.

Нельзя не отметить такой важнейший аспект его наследия, как международные отношения. Еще в 1789г. Бентам изложил «План всеобщего и вечного мира» и занимался им до конца дней. Он не был стопроцентным пацифистом, отстаивал право на сопротивление агрессии и во времена наполеоновских войн не участвовал в пацифистских компаниях. Война им рассматривать как наследие феодального варварства, а план его состоял в создании конференции. Первоначально она понималась как подобие мирового государства, «всеобщая республика», а под конец жизни - как мировое сообщество, которое должно было подготовить кодекс международного права и создать суд, гарантирующий его применение.

Значителен вклад Бентама в науку государственного управления. Он большое внимание уделяет средствам обеспечения качественного состава аппарата управления: контроль общественного мнения и законодательных учреждений, экзамены для претендентов на должности, исследование их нравственных и деловых качеств и т.п. По его мнению, вся система управления должна строиться на сочетании демократии и бюрократии, широких полномочий законодательных органов с действиями квалифицированной и автономной в пределах в пределах своей компетенции армии чиновников. Бентам точно объяснил, что такое коррупция и искусственные почести, оказываемые правителям и их верным слугам. Он сделал массу метких наблюдений в этой области и не случайно рассматривается как один из основоположников политической психологии.

Пожалуй, именно Бентам впервые объяснил, что единственная возможность осуществить принципы утилитаризма – демократия. Он соглашался, что и она несовершенна, но ни одна другая система не дает лучших результатов (впоследствии эту мысль приписали другому великому человеку – Премьер-министру Британии У. Черчиллю). Также Бентам предлагал теоретические конструкции, позволяющие осуществлять конституционный контроль со стороны суда в отношении актов парламента.

Бентам проявил себя и в области политической экономии, будучи убежденным сторонником экономического либерализма. Он считал, что вмешательство государства необходимо только в тех случаях, когда люди не могут регулировать свои отношения сами, в экономике в нем почти нет нужды. Однако до крайностей экономического либерализма Бентам не доходил. Более того, именно он четко сформулировал основы социальной политики государства в условиях реального капиталистического уклада экономики. Например, Бентам допускал регулирование в сфере помощи бедным, образования и воспитания, развития науки и даже в некоторых случаях рекомендовал прибегать к контролю над торговлей и промышленностью. В конечном счете ученый сформулировал цель развития человечества как максимализацию всеобщей пользы путем установления гармонии индивидуальных и общественных интересов.

Важно отметить тот факт, что уже при жизни Бентама современники и последователи признали его научные и общественные заслуги, а именно – в стремлении освободить законодательство от устаревших, архаических элементов, привести его в соответствие с происходившими в обществе социально-экономическими и политическими переменами; он настаивал на упрощении и усовершенствовании законодательного процесса, предлагал сделать судебную процедуру более демократической, а защиту в суде доступной даже беднякам.

Вся история политико-юридической мысли XIX – XXвв. свидетельствует о том, что идеи Бентама оказали ощутимое влияние на развитие правовой науки, и особенно – в сфере конституционного права и государственного управления. Деятельность Бентама поспособствовала тому, что конституционализм и либерализм стали очень влиятельным и интеллектуальным течением. Поэтому с полным правом Джереми Бентама можно считать основоположником европейской конституционной науки, а его взгляды, без преувеличения, существенно обгоняли свое время и предвосхитили многое из того, что признается основами современного конституционного права.

Конечно, не следует идеализировать всë, связанное с Бентамом. Как пишет профессор О.В. Мартышин, «Бентам помышлял о благе всех, но жизнь деформировала его идеи и превратила их в средство утверждения капитализма, который в то время отличался крайней жестокостью. Так, бентамовский проект учреждений, требующих одновременного скопления большого числа лиц, обернулся для английских бродяг и бедняков кошмаром работных домов, где жизнь была хуже, чем в тюрьмах» [87, с. 295]. Стоит заметить, что Бентам интересовался правом не только в философском, но и практическом преломлении. Кстати сказать, в этом плане жизненный путь ученого «пересекался» с историческими событиями, имевшими место в Беларуси.

Вот что описывает по этому поводу итальянский исследователь У. Эко: «В 1784г. Бентам приехал в Россию навестить брата Сэмюэла, работавшего в имении графа Потемкина над проектом воссоздания британской цивилизации в Белоруссии. Во время пребывания у брата Джереми Бентам написал свой знаменитый «Паноптиком», в котором разрабатывал проект идеальной тюрьмы, построенной на началах обязательной работы арестантских артелей, под строгим, хотя и невидимым надзором тюремной администрации. Для своего фантастического проекта тюрьмы Бентам воспользовался «наработками» брата Сэмюэла, пытавшегося построить в Кричеве, в имении Потемкина, фаланстер (т.е. особый тип здания)»[300, с. 152]». Впрочем, такова была судьба многих теоретических проектов, достаточно вспомнить идеи социалистов-утопистов, марксистов и пр.

Конечно, научное наследие Бентама переосмысливалось и переоценивалось, но нельзя игнорировать тот факт, что благодаря этому мыслителю проявила себя плеяда его идейных единомышленников из разных стран, заложивших основы современной конституционной науки и проекты демократических преобразований.

В этой связи необходимо выделить англичан Джона Стюарта Милля (1806 – 1873)(труды «О свободе», «Представительное правление») и Джона Остина (1790 – 1859) («Лекции о юриспруденции»), французов Анри Бенжамена Констана де Ребекка (1767 – 1830) (автора «Курса конституционной политики») и Алексиса де Токвиля (1805 – 1859) (работы «Старый режим и революция» и «О демократии в Америке»), немецких ученых Вильгельма фон Гумбольта (1767 – 1835) (главное сочинение – «Опыт установления границ деятельности государства») и Лоренца Штайна (1815 – 1890) (фундаментальные исследования «Понятие общества», «Учение об управлении», «Настоящее и будущие науки о государстве и праве Германии»). Идеи этих авторов о гарантиях «от тирании большинства», о пропорциональном представительстве, о защите прав личности и меньшинств – неоспоримый вклад в теорию демократии и европейского конституционализма. Они актуальны и по сей день.

Следует особо отметить воздействие антифеодальных, антиабсолютистских и либеральных убеждений перечисленных ученых на формирование демократических настроений в дореволюционной России. Но в ряду столпов европейской конституционной науки Джереми Бентаму давно и прочно уготована особая роль.

В свое время в порыве плохо скрываемого раздражения К. Маркс назвал Бентама «трезво педантичным, тоскливо болтливым оракулом пошлого буржуазного рассудка XIX века». Оценка незаслуженная. Этот «рассудок» для своего времени был очень естественным и прогрессивным, а не пошлым. За осуществление принципов «рассудка» приходилось непримиримо бороться с консервативными и реакционными силами. Наследие Бентама не выходит в основном за рамки эпохи экономического либерализма и зарождающегося конституционализма, но оно создало необходимые условия для претворения в жизнь многих передовых идей. Именно поэтому мы посчитали необходимым посвятить отдельный вопрос темы Дж. Бентаму – основоположнику европейской конституционной науки.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных