Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие, особенности и структура конституционно-правовых отношений




Одно из центральных мест в механизме правового регулирования занимает правоотношение, так как важнейшей стадией данного процесса является установление конкретной нормой связи с весьма определенным разделением субъектов на управомоченных и обязанных. Эта категория всегда вызывала и вызывает многочисленные споры и противоречивые суждения. Причём, по большинству самых разных вопросов – сущности, содержания, определения, субъектного состава, соотношения с нормами права и т. д.

Немаловажное значение в процессе разрешения возникающих при этом проблем имеют те исходные методологические позиции, которые занимают участники спора. Наиболее ярко это проявляется при определении понятия правоотношения, которое в большинстве случаев рассматривается с позиции позитивного права, а в некоторых случаях – с точки зрения естественного права.

Методологический аспект проблемы имеет важное значение для конституционного права. Дело в том, что некоторые авторитетные учёные (например, М. В. Баглай) в области конституционного права полагают, в частности, что «источники конституционного права образуют две основные сферы: естественное право и позитивное право. Право вообще нельзя сводить только к писанной его части, к позитивному праву. Это тем более верно в отношении конституционного права, которое призвано охранять свободу человека» [11, с. 18]. С такой точкой зрения согласны не все. Конечно, «естественное право» имеет непосредственное отношение к современному конституционализму, но всё дело в том, что в понятие «естественное право» авторы вкладывают самый разный смысл.

Как отмечает В. С. Нерсесянц, «никогда не было,нет и в принципе не может быть какого-то одного-единственного естественного права, а было и есть множество различных (отдельных, особенных) естественных прав. Точнее говоря – их концепций и версий. Так что под общим наименованием и единым термином «естественное право» подразумеваются различные (по своему содержанию, сущности и понятию) варианты естественного права, различные смыслы, вкладываемые его прошлыми и современными сторонниками и противниками в это устоявшееся и широко используемое собирательное понятие» [142, с. 40]. Правильнее рассматривать естественное право как источник позитивного права, когда государство официально признаёт и закрепляет в конституции и законах природные и неотчуждаемые права человека и права народа.

Например, Декларация независимости США 1776г., Французская «Декларация прав человека и гражданина» 1789г. в качестве естественных прав человека и прав народа устанавливают право на жизнь, свободу, стремление к счастью, собственность, безопасность, сопротивление угнетению. Как видно, большинство из этих прав нашло отражение и в Конституции Республики Беларусь, но, приобретая посредством конституционного признания позитивно-правовую силу, продолжают одновременно оставаться естественным правом, имеющим приоритетное правовое значение (в статье 2 Конституции Республики Беларусь говорится о том, что «человек, его права, свободы и гарантии и реализации являются важнейшей ценностью и целью общества и государства»). Таким образом, «внепозитивное» понимание естественного права следует рассматривать лишь как часть правового сознания и общественную гарантию демократических институтов, но не в качестве формального источника права, т. е. способа объективизации юридических норм.

С позиции естественного права правоотношение возникает в виде особой формы социального взаимодействия, участники которого обладают взаимными, корреспондирующими правами и обязанностями и реализуют их в целях удовлетворения своих потребностей и интересов в особом порядке, не запрещённом государством. В. В. Лазарев подчёркивает, что правоотношением следует считать «объективно возникшую в обществе в соответствии с законом или даже до закона особую форму социального взаимодействия» [149, с. 31]. Сторонники такой точки зрения соглашаются с тем, что правоотношения могут существовать и без соответствующих норм позитивного права.

Иначе рассматриваются правоотношения с позиции позитивизма. Вне норм права оно не мыслится. Под ним понимается как отношение, урегулированное нормой права (например, в сфере собственности), так и отношение, возникшее на основе правовой нормы (например, между гражданином и судом). Следует признать, что рассмотрение категории «правоотношение» с позиции позитивного («положительного») права отражает издавна сложившуюся в отечественном и всём романо-германском правоведении традицию. Такой подход, с нашей точки зрения, в сфере конституционного права методологически представляется более точным прежде всего из-за того, что конституционное право имеет ярко выраженные публичные начала и государственную привязку. Признание того, что конституционные правоотношения могут быть реализованы вне конституционных норм было бы равносильно тому, что такие правоотношения находятся за рамками общих юридических связей, существующих во всяком государственно-организованном обществе, где действует право.

Конституционное правоотношение имеет общие черты с другими юридическими отношениями, что позволяет и отграничивать от политических, экономических, моральных, культурных и иных общественных отношений. К их числу можно отнести следующие:

1. В отличие от взаимосвязей в природе правоотношения не только возникают и функционируют в обществе между индивидами и их организациями, но и органически связаны с правом;

2. Правоотношения складываются под воздействием юридических норм, в которых нашла отражение или закрепление государственная воля (даже на применение обычая требуется санкция государства);

3. Правоотношения складываются в результате сознательно-волевых действий их участников;

4. В правоотношении на первом плане стоит не реальное, материальное его содержание, а юридическое содержание, представляющее собой совокупность субъективных юридических прав и юридических обязанностей участников правоотношения;

5. Реализация правоотношения гарантируется возможностью государственного принуждения;

6. Правовое отношение отличается индивидуализированностью субъектов, т. е. представляет собой не безличную и абстрактную связь, а конкретное отношение между сторонами.

Итак, сущность правоотношения можно рассматривать как необходимое и обязательное условие претворения юридических норм в общественную практику, т. е. посредством правоотношений требования юридических норм воплощаются в поведение людей. В то же время можно допустить реализацию конкретных норм вне правовых отношений через неправовые свойства и возможности по общесоциальным каналам взаимодействия (политическим, воспитательным, организационным, идеологическим и др.). Более того, конкретные правоотношения не возникают непосредственно из конкретных норм, хотя их характер и определяется спецификой последних. Скорее, правоотношения зависят от норм, но в немалой степени они зависят и от опосредуемых нормами фактических отношений. Поэтому, при рассмотрении конституционных правоотношений научный и практический интерес вызывает проблема соотношения конституционно-правовых норм, конституционно-правовых отношений и самих фактических общественных отношений.

Механизм образования конституционных правоотношений очень сложен. С одной стороны, конституционные правоотношения возникают главным образом под воздействием норм Основного Закона на реальные, уже сложившиеся и функционирующие общественные отношения. С другой, в ряде случаев конституционные нормы могут «порождать» новые общественные отношения (например, отношения между Администрацией Президента и Правительством).

Как было отмечено, конституционные правоотношения обладают основными признаками, которые присущи правоотношениям в целом. Но в то же время они очень специфичны и неповторимы, поскольку характер конституционных правоотношений обусловлен прежде всего их социальной природой, местом и ролью в системе общественных отношений. Наиболее полно юридическая природа конституционных правоотношений раскрыта в трудах российских учёных О. Е. Кутафина [109, с.297-384] и В. О. Лучина [118, с. 109-136]. В белорусской юридической периодике обратим внимание на публикацию О. В. Сидоренко [252].В советский период данной проблемой занимались В. Ф. Коток, С. С. Кравчук, А. И. Лепешкин, В. С. Основин и др.

С учётом различных точек зрения специфика (особенности) конституционно-правовых отношений может быть представлена следующими характеристиками:

1) Им свойственно особое юридическое содержание, заключающееся в том, что права и обязанности участников этих отношений бывают двух видов: которые непосредственно реализуются в данном отношении и которые реализуются в правоотношениях, возникающих на основе норм других отраслей права, конкретизирующих эти права и обязанности (например, конкретное право граждан Республики Беларусь на труд находит воплощение в нормах Трудового кодекса Республики Беларусь);

2) Конституционно-правовые отношения играют ведущую, определяющую роль по отношению ко всем иным правоотношениям, т. к. в них в наиболее общей форме выражается идея народовластия, суверенитета государства, правовой статус личности. Закономерно, что содержание конституционно-правовых отношений находит своё дальнейшее развитие в других отраслях белорусского права;

3) Эти отношениям присущ особый круг субъектов, которые наделены правоспособностью, отличающейся от правоспособности субъектов иных правоотношений (например, белорусский народ как совокупность граждан; группы избирателей; территориальные коллективы и др.);

4) В конституционных правоотношениях отражается устройство общества как целостного организма, тогда как все другие правоотношения реализуются в какой-либо одной сфере государственного воздействия на общественные отношения;

5) Они возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет конституционного права, т. е. таких областях,которые образуют основные элементы государства – население, территорию и власть:

6) Им присущ самый высокий уровень обобщения и наиболее абстрактная форма взаимодействия субъектов, они зачастую лишь очерчивают контуры белорусской государственности, общественного строя, статуса человека в Республике Беларусь, и поэтому их прямое регулятивное воздействие на участников невелико;

7) Этим отношениям свойственен высокий политический потенциал,и по существу они представляют собой квинтэссенцию политико-правовых отношений, существующих в обществе;

8) Объектами многих конституционных правоотношений выступают главным образом высшие социальные ценности, которые обретают конституционный ранг и получают закрепление в конституционных принципах, в общерегулятивных нормах, программных положениях;

9) Конституционно-правовые отношения характеризуются бóльшим, чем в других сферах, разнообразием видов правоотношений, многослойным характером юридических связей между субъектами, устанавливаемых зачастую через многозвенную цепь взаимосвязанных между собой правоотношений;

10) На развитие конституционно-правовых отношений оказывают значительное влияние иные социальные неюридические нормы (политические, культурные, нормы общественных организаций).

Таким образом, конституционные правоотношения представляют собой вид социального взаимодействия субъектов права с целью достижения определённых результатов обеспечения конституционных интересов. Под ним можно понимать общественное отношение, урегулированное нормой конституционного права либо возникшее на её основе, содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной нормой.

Содержание конституционного правоотношения едино, вместе с тем оно не одномерно, имеет сложную структуру. Именно в структурной организации конституционного правоотношения обнаруживается специфика составляющих элементов.

Как и любые правоотношения, конституционные правоотношения складываются из следующих структурных элементов: содержание, субъекты и объекты правоотношений. Юридическое содержание составляют полномочия, права и обязанности их субъектов (участников). К числу субъектов, обладающих определённым правовым статусом и наделяемых теми или иными правами или обязанностями относятся установленные в законодательстве органы, лица, сообщности (Парламент, Президент, народ, коллектив граждан и др.). Объекты правоотношений – то, по поводу чего взаимодействуют субъекты правоотношений на основе полномочий, прав, обязанностей (государственная власть, территория, имущественные и неимущественные блага, поведение субъектов и др.).

Можно сделать вывод, что конституционное право в его действительном, реальном состоянии – это не только нормы и институты, но также и практика их применения, которая выражается в системе конституционных правоотношений. Конституционно-правовым отношениям присущи как общие, так и специфические черты. Ведущее место конституционного права в системе белорусского права во многом предопределяется тем, что именно конституционно-правовые отношения создают основу для развития и устойчивого функционирования новых социальных связей. Поскольку по своей природе конституционно-правовые отношения родственны другим правовым отношениям, которые складываются в обществе, то и структура конституционно-правового отношения по сложившиеся теоретической традиции представляет взаимосвязь трёх элементов – объекта, субъектов, содержания.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных