Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Гарантии реализации Конституции и норм конституционного права




Утверждение демократических принципов, предписанных Основным Законом, означает не отмену или преодоление политического господства, организованного в государственных органах, а именно определенную организацию этого государства. Вся вторая половина XX века знаменовалась тем, что в большинстве европейских государств конституция из способа закрепления государственного строя, зачастую не ограничиваемого юридическими рамками, становится документом, закрепляющим строй демократического и правового государства, власть при котором ограничена суверенитетом народа и правами человека с установлением четкого перечня необходимых гарантий.

Ни одна конституция в мире не является самодостаточной. Сам факт ее существования еще не гарантирует демократическое и правовое развитие общества и государства. Подлинная гарантия реализации ее положений заключается в такой организации важнейших общественных и государственных интересов, которые реально могли бы противостоять любым покушениям на защищаемый основным законом конституционный строй.

Необходимо различать гарантии реализации конституции и гарантии самой конституции. Второе понятие намного ýже, поскольку охватывает лишь средства и способы, обеспечивающие стабильность основного закона. «Набор» этих гарантий во многих странах приблизительно одинаков. Основной Закон поддерживается, в частности, установлением особого порядка внесения в него изменений и дополнений либо пересмотра его в целом. Как известно, большинство действующих конституций носят «жесткий» характер (Беларусь не исключение), то есть в них самих предусмотрена особая форма какого-либо пересмотра конституционных положений. Важнейшим средством обеспечения верховенства основного закона является учреждение в государстве органов конституционной юстиции.

Вопрос о гарантиях Конституции и реализации ее норм предполагает более широкое рассмотрение в рамках единой теории конституционной законности. Их изучение основано на знании и понимании всего многообразия и богатства связей, существующих в обществе. Под гарантиями реализации Конституции можно понимать обусловленную закономерностями общественного развития систему условий, средств и способов, обеспечивающих процесс реализации Основного Закона, что способствует упорядоченности социальных отношений в рамках модели, заданной Конституцией. Если коротко, то речь идет об условиях, средствах, способах обеспечения конституционной законности. Вопрос о гарантиях реализации Конституции – это, по существу, вопрос о фактах, обусловливающих ее реальный характер.

Само слово «гарантия» означает, напоминает российский ученый А.В.Малько, «условие, обеспечивающее что-либо, снимающее или не допускающее возможные помехи, препятствия, а сущность юридической гарантированности состоит в широком содействии субъекту, в беспрепятственности, устранении того, что мешает и может помешать осуществлению правовых предписаний, а значит, и удовлетворению правомерных интересов» [147, с.125].

По мнению М.Н.Марченко «гарантии, с определенной долей условности, можно разделить на два вида: объективные, обусловленные реально существующими жизненными условиями, и субъективные, зависящие от воли, желания и иных субъективных устремлений граждан или должностных лиц. (…). Ведь от того, кто стоит у власти, какую политику он формирует и, главное, как ее реализует – во многом зависит представление о характере самого государства, его демократической или недемократической природе, о гарантированности провозглашаемых при этом прав и свобод» [147,с.77]. Очевидно, что перед наукой конституционного права выдвигается задача не только теоретической разработки концепции конституционной законности, но и создания важного механизма ее претворения в жизнь и защиты конституционных основ общественного и государственного строя.

Вопрос о субъективных гарантиях предпочтительно, с нашей точки зрения, рассматривать в контексте проблемы функционирования политического режима, и поэтому обратим внимание на объективные факторы – гарантии, среди которых следует выделить материальные, организационные, идеологические (духовные), политические, юридические.

Материальные гарантии часто называют социально-экономическими, что в принципе одно и то же. Они необходимы потому, что реализации многих конституционных положений, прав и свобод граждан, а также выполнению обязанностей должны быть созданы надлежащие экономические предпосылки. О большинстве из них можно прочитать в самой Конституции и законах. Сюда можно отнести единство экономического пространства и свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; свободу экономической деятельности и признание равенства всех форм собственности; социальное партнерство между работниками и нанимателями; гармонизацию отношений между производителями и потребителями и т.п. Как показывает опыт развития многих государств, стабильность развития экономики и повышение уровня благосостояния граждан создают очень важные условия для укрепления законности, но гарантировать реализацию Конституции все - же не могут. Необходимы и иные факторы.

К их числу следует отнести политические гарантии. Они призваны обеспечить политическую стабильность в обществе, способствовать развитию и функционированию конституционализма, основанного на праве и демократии. В основе политических гарантий лежит идея народовластия, реализация которой предполагает возможность личности принимать участие в управлении делами государства и общества. Например, Конституция Республики Беларусь признает существование многопартийности, различных политических идеологий, свободного волеизъявления граждан.

К политическим тесно примыкают идеологические гарантии, часто называемые в последнее время духовными. Не вдаваясь в споры о терминах отметим, что эта одна из важнейших из групп гарантий связана с правильным пониманием и отношением в обществе базовых конституционных категорий, таких как власть, права, обязанности, свобода. С.А.Авакьян замечает: «Меняются концепции, в существующие слова вкладывается новый смысл. Все это следует разъяснять гражданам, добиваясь такого восприятия, которое соответствует современному этапу развития общества. Надо заниматься и воспитанием, это помогает делать из каждого человека достойного гражданина своей страны, законопослушного и небезразличного к происходящему в обществе» [2, с.687]. А.Ф.Черданцев под идеологическими гарантиями понимает «достаточно высокий уровень общей и правовой культуры, правосознания и нравственности членов общества, и прежде всего должностных лиц государства, принимающих нормативные и индивидуальные правовые решения» [285,с. 386].

Думается, что идеологические гарантии должны основываться на системе культурных ценностей нашего общества, что невозможно без патриотизма и любви к Беларуси, знания и уважения истории нашего народа. К числу духовных гарантий Конституция Республики Беларусь относит свободу воззрений членов общества, запрет на монополизацию идеологии, недопустимость пропаганды войны и совершения любых действий, направленных в отношении разжигания социальной, национальной, религиозной и расовой вражды, свободу художественного, научного, технического творчества и преподавания и т.п.

Организационные гарантии выражаются в том, что в стране имеется система органов и должностных лиц, целью деятельности которых является обеспечение реализации Конституции. Эту задачу осуществляют все традиционно существующие органы – представительные, исполнительные, судебные, контрольные, надзорные. Организационные гарантии очень важны для реализации прав и свобод граждан. Можно отметить, что за последние десятилетия в европейских странах наряду с традиционными институтами появляются новые органы, которые призваны специально решать задачу обеспечения конституционных прав и свобод граждан (конституционные суды, омбудсман).

Среди факторов, обусловливающих реальный конституционализм, большое значение имеют юридические гарантии, которые зачастую рассматриваются в одном ряду с организационными. Они представляют собой совокупность юридических средств и условий, обеспечивающих реализацию конституционных норм и принципов. Такие гарантии весьма многочисленны и разнообразны, но все они, в отличие от большинства перечисленных, исчерпывающе указаны (перечислены) в Основном Законе и иных нормативных правовых актах. Их роль невозможно переоценить в правоприменительной (правоохранительной) деятельности.

Полное описание системы юридических гарантий из-за ее масштабности представить довольно затруднительно, но к основным следует отнести: постоянно совершенствуемую систему конституционного законодательства; развитое состояние конституционно-правовой науки; эффективную систему подготовки и переподготовки юридических кадров; развитие процессуально-правовых форм реализации конституционных норм; осуществление действенной работы судов; деятельность по профилактике правонарушений; наличие продуманной системы мер юридической ответственности и государственного принуждения и т.д.

Современные авторы вопрос о юридических гарантиях чаще всего рассматривают в связи с проблемой охраны и защиты прав и свобод граждан, что совершенно справедливо. Российский ученый А.С.Мордовец пишет: «Речь идет об обязанности государства обеспечить личности право на судебную защиту, все иные способы, не запрещенные законом, а также право на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе бесплатной, на доступ к правосудию и на компенсацию причиненного ущерба. (…). Главный принцип построения системы юридических гарантий прав человека и гражданина – всеобщность защиты прав, свобод и законных интересов всеми способами, не противоречащими закону» [ 271, с.279]. Таким образом, определяя систему юридических гарантий, в конституционном законодательстве надо четко формулировать и устанавливать механизмы (процедуры) реализации конституционных положений.

С нашей точки зрения, материальные, политические, идеологические предпосылки, факторы и условия сами по себе не являются достаточным основанием для реализации Конституции и содержащихся в Основном Законе норм и принципов. Гарантиями в строгом смысле слова они становятся лишь через юридическую форму и организационные усилия государства. Поэтому материальные, политические и идеологические гарантии правильнее рассматривать в качестве условий (факторов), а организационные и юридические - соответствующих средств и способов.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных