Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Гарантии государственного суверенитета




Как организационно-политический и функциональный, а также юридический принцип государственной власти, суверенитет выражается в верховенстве государства на своей территории и его независимости во внешних сношениях с другими государствами и международными организациями. Следовательно, суверенитет предполагает способность государства гарантировать обеспечение своей внутренней и внешней безопасности.

Под гарантиями суверенитета, с точки зрения Д.М. Демичева [72, с. 124], понимаются материальные, организационные и правовые условия и предпосылки, делающие реальностью существование независимого государства. По нашему мнению, в качестве самостоятельных можно рассматривать и международные гарантии.

К материальным гарантиям относят создание соответствующих предпосылок: наличие определенной территории, природных ресурсов, стабильно работающую экономику, профицитный бюджет, позволяющий выделять необходимые средства для нужд обороноспособности в целях защиты суверенитета и территориальной целостности. Именно материальные ресурсы в значительной степени определяют обеспеченность, гарантированность реализации подавляющего большинства конституционных норм, в том числе и тех, которые регламентируют такой важнейший социальный институт, как государственный суверенитет.

Организационные гарантии включают в себя создание и эффективное функционирование системы органов государства, целью которых является обеспечение суверенитета и охрана территориальной целостности государства, незыблемости его границ, водного и воздушного пространства. Эту задачу выполняют пограничные войска и таможенные органы, органы внутренних дел и государственной безопасности (более подробно см. С.А. Трахименок [277]).

В Беларуси ответственность за создание организационных гарантий несет Глава государства, который формирует и возглавляет Совет Безопасности Республики Беларусь, а также назначает на должность и освобождает от должности Государственного секретаря Совета Безопасности (п. 27 статьи 84 Конституции Республики Беларусь). Впервые Совет Безопасности был создан Указом Президента Республики Беларусь от 5 августа 1994 г. №24. Аппаратом этого органа руководит подчиняющийся непосредственно Президенту Государственный секретарь.

Согласно п.28 статьи 84 Конституции Республики Беларусь Президент также является Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь, а также назначает на должность и освобождает от должностей высшее командование Вооруженных Сил. Подчиненное Президенту Министерство обороны в соответствии с Законом «О Вооруженных Силах Республики Беларусь» от 3 ноября 1992 г. несет ответственность за боевую и мобилизационную готовность, подготовку Вооруженных Сил к выполнению задач в военное время, материально-техническое обеспечение, развитие организационной структуры, вооружения и военной техники, оперативную и боевую подготовку, воинскую дисциплину, обеспечение защиты секретной информации и противодействия иностранным разведкам, соблюдения законодательства в сфере обороны. Таким образом, Президент, являясь Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь, ответственен перед народом Беларуси за обеспечение надежной защиты государства, выполнение международных соглашений по обороне, осуществление военной политики и военной доктрины Республики Беларусь.

При создании необходимых гарантий национальной безопасности и защиты суверенитета исходят из так называемой «оборонной достаточности», которая означает такое состояние в отношениях между государствами, при котором количество и качество вооруженных сил одного государства достаточны для обеспечения его безопасности, но недостаточны для осуществления нападения на другое государство. А.В. Шавцова уровень оборонной достаточности определяет рядом факторов: «характером и масштабом возможных потенциальных источников военной опасности, размером территории, геостратегическим положением, наличием ресурсов, политических и военно-стратегических целей государства. (…) При таком понимании принципа оборонной достаточности можно сделать вывод: государство обязано сообразовывать свои усилия по обороне с международной обстановкой, нормами современного международного права» [292, с. 40].

Важнейшее значение имеют юридические гарантии, подразумевающие наличие нормативной правовой базы, регулирующей данную сферу правоотношений: заключение международных договоров, отказ от политического вмешательства в дела других государств, нейтралитет, соблюдение норм международного права.

Приоритетные юридические гарантии государственного суверенитета впервые нашли свое отражение в Декларации Верховного Совета Республики Беларусь о государственном суверенитете, принятой 27 июня 1990 года. В частности, в статье 6 Декларации впервые было закреплено, что «территория Республики Беларусь является неделимой и неприкосновенной и не может быть изменена или использована без согласия Республики Беларусь. Все вопросы о границах решаются только на основе взаимного согласия между Республикой Беларусь и смежными суверенными государствами путем заключения соответствующих договоров, которые подлежат ратификации Верховным Советом Республики Беларусь».

В статье 10 Декларации помещались положения, имеющие непосредственное отношение к обороноспособности и национальной безопасности нашей страны: «Республика Беларусь имеет право на собственные вооруженные силы, внутренние войска, органы государственной и общественной безопасности… Республика Беларусь имеет суверенное право определять порядок и условия прохождения ее гражданами воинской службы, службы в органах государственной и общественной безопасности, решать вопросы размещения войск и вооружения на своей территории».

Как пишет Г.А. Василевич, «Декларация хотя и не имела тогда, по нашему мнению, юридического значения, в плане ее соотношения с другими актами носила рекомендательный характер, однако стимулировала принятие законодательных и иных нормативных актов Республики Беларусь. Многие ее идеи были включены в проекты разрабатываемых нормативных актов. На это в принципе нацеливала и сама Декларация, в статье 12 которой сказано, что положения настоящей Декларации реализуются Верховным Советом путем принятия новой Конституции (Основного Закона) и законов Республики Беларусь [27, с. 140]. И действительно, провозглашенные в Декларации программные установки впоследствии нашли свое нормативное подтверждение.

Наиболее плодотворной в этом отношении была десятая сессия Верховного Совета Республики Беларусь двенадцатого созыва, на которой были приняты основополагающие законы: об обороне, о вооруженных силах, о государственной границе, о пограничных войсках, о всеобщей воинской обязанности и военной службе, о статусе военнослужащих, утвержден текст военной присяги на верность народу Республики Беларусь.

Но наиболее стремительное движение к обретению государственного суверенитета произошло после неудавшегося в Москве путча ГКЧП (Государственный Комитет по Чрезвычайному Положению) в августе 1991года. На внеочередной пятой сессии Верховного Совета был принят закон от 25 августа 1991 года «О придании статуса конституционного закона Декларации Верховного Совета Республики Беларусь о государственном суверенитете Республики Беларусь». Согласно статье 2 этого Закона, в случаях, когда положения действующей Конституции Республики Беларусь (то есть Основного Закона 1978 года) входят в противоречие с положениями Декларации о государственном суверенитете, следует руководствоваться Декларацией как конституционным законом. В этот же день, 25 августа 1991 года, был принят и другой важнейший политико-юридический документ – Постановление Верховного Совета «Об обеспечении политической и экономической самостоятельности Республики Беларусь», в пункте 1 которого была объявлена политическая и экономическая независимость Республики Беларусь.

Определяющим для обретения государственного суверенитета, по мнению Г.А. Василевича [27, с. 125], были шестая и седьмая сессии Верховного Совета, когда решился вопрос об официальных символах (гербе и флаге) и переподчинении государственных органов, которые ранее входили в структуру СССР (пограничные и железнодорожные войска, таможенная служба и др.). Для полноценной реализации Беларуси в качестве члена международного сообщества важное значение имело принятие 2 октября 1991 года Заявления о принципах внешнеполитической деятельности Республики Беларусь, а 8 декабря 1991года Председателем Верховного Совета Республики Беларусь было подписано Соглашение между Республикой Беларусь РСФСР и Украиной, которое прошло ратификацию Верховным Советом 10 декабря 1991 года. В тот же день Верховный Совет принял Постановление «О денонсации Договора 1922 года об образовании Союза Советских Социалистических Республик», в соответствии с которым Договор 1922 года признавался не действующим по отношению к Республике Беларусь.

Особо следует выделить международные гарантии государственного суверенитета, ведь распространение суверенитета Республики Беларусь на всю ее территорию составляет основу независимости Беларуси в международных отношениях.

Международно-правовые акты, раскрывая содержание принципа «суверенного равенства, уважения прав присущих суверенитету», к числу присущих суверенитету государств и охватываемых им прав относят право каждого государства на юридическое равенство, на территориальную целостность, на свободу и политическую независимость. На государствах лежит обязанность уважать право друг друга свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы, равно как и право устанавливать свои законы.

В рамках международного права все государства имеют равные права и обязанности, что предполагает обязанность уважать друг друга по вопросам определения и осуществления политики отношений с другими государствами. Государственный суверенитет характеризуется также правом государств по своему усмотрению принадлежать или не принадлежать к международным организациям, быть или не быть участниками международных договоров, включая право быть или не быть участниками союзных договоров. В Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года особо оговаривается право государств на нейтралитет, что нашло отражение в статье 18 Конституции Республики Беларусь, где говорится о том, что «Республика Беларусь ставит целью сделать свою территорию безъядерной зоной, а государство – нейтральным».

Внешнегосударственный аспект территориальной целостности и неприкосновенности территории государства получил выражение и закрепление в ряде универсальных и региональных международно-правовых актов, а также двусторонних договорах Республики Беларусь с определенными государствами. Направленность международного права такова, что, с одной стороны, любое государство в силу суверенитета само определяет параметры собственной государственно-правовой системы, с другой – оно должно действовать в строгом соответствии с общепризнанными принципами международного права.

Наиболее отчетливо такой подход получил своевыражение в статье 8 Конституции Республики Беларусь: «Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства… Не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции». В Законе «О международных договорах Республики Беларусь» (в редакции от 8 июля 1998 г.) установлен механизм имплементации международных договоров в национальную систему права. В статье 18 Конституции Республики Беларусь получили закрепление основные принципы международного права: равенство государств, неприменение силы или угрозы силой, нерушимость границ, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела других государств. Это не случайно, ведь в 1945 году БССР выступила одним из учредителей ООН, что и позволило ей во многом безболезненно в начале 90-х гг. XX в. решать проблемы собственного суверенитета.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных