Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ТЕМА 8 Правовые основы и принципы Содружества Независимых Государств. Союз Беларуси и России




 

1. Республика Беларусь – субъект СНГ. Содержание многосторонних и двухсторонних соглашений субъектов СНГ. Органы СНГ. Механизм реализации актов, принимаемых органами СНГ.

2. Перспективы развития Содружества Независимых Государств.

3. Союз Беларуси и России.

4. Договор о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 г. Международная правосубъектность и задачи Союзного государства.

5. Гражданство Союзного государства.

6. Органы Союзного государства Беларуси и России (Высший государственный Совет, Парламент, Совет Министров, Постоянный Комитет, Суд, Счетная Палата).

Республика Беларусь – субъект СНГ. Содержание многосторонних и двухсторонних соглашений субъектов СНГ. Органы СНГ.

В 1991 г. стал реальностью объективный процесс выхода республик из состава Союза ССР и образование новых независимых государств. Большинство советских республик провозгласило свою независимость и приняло соответствующие законодательные акты. Уже тогда стало очевидным, что дальнейшее существование СССР в прежнем качестве невозможно.

8 декабря 1991 года в местечке Вискули высшими руководителями Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины было подписано Соглашение о создании Содружества Независимых Государств. В нем сказано, что Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование, а стороны договариваются об образовании Содружества Независимых Государств.

Образуя СНГ, стороны декларировали свою приверженность принципам уважения государственного суверенитета, равноправия и невмешательства во внутренние дела друг друга, отказа от применения силы, экономических или любых других методов давления, урегулирования спорных проблем согласительными средствами; гарантировали открытость границ, свободу перемещения граждан и передачи информации в рамках Содружества.

В специальной декларации стороны объявляли Содружество открытым для присоединения других государств.

10 декабря 1991 г. Соглашение было ратифицировано в парламентах России, Беларуси и Украины.

13 декабря в Ашгабате по инициативе президентов Туркменистана С.Ниязова и Казахстана Н.Назарбаева состоялась встреча президентов пяти центральноазиатских государств. Итогом стало Заявление, в котором стороны выразили свою принципиальную солидарность с беловежскими соглашениями, одновременно настаивая на том, что каждая из республик бывшего СССР вправе претендовать на роль учредителя нового Содружества. Для рассмотрения вопросов формирования СНГ предлагалось провести специальную встречу глав государств бывшего СССР.

Именно такая встреча и состоялась 21 декабря 1991 г. в Алма-Ате. Официально представлены были одиннадцать из пятнадцати государств бывшего СССР (без Прибалтики и Грузии; последняя ограничила свое участие уровнем наблюдателей). Стороны подписали Протокол к Соглашению о создании Содружества Независимых Государств, расширявший число учредителей СНГ до одиннадцати, и Декларацию, подтверждавшую основные цели и принципы Содружества и при этом констатировавшую, что СНГ не является ни государством, ни надгосударственным образованием.

С правовой точки зрения, таким образом, учредителями СНГ являются не три государства – участника беловежской встречи, а одиннадцать государств; дат основания Содружества две – 8 и 21 декабря 1991 года, а учредительными актами являются три документа – Соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 года, Протокол к Соглашению и Алма-атинская Декларация от 21 декабря 1991 года.

Объявляя о создании СНГ, руководители бывших советских республик стремились приостановить процесс стихийного распада СССР, предотвратить правовой хаос во взаимоотношениях новых независимых государств [296, c. 16].

Участниками Содружества Независимых Государств являются следующие государства: Россия, Беларусь, Украина, Молдова, Грузия, Армения, Азербайджан, Туркменистан, Узбекистан, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан.

Содружество Независимых Государств действует на основании Устава, принятого Советом глав государств 22 января 1993 года.

До сих пор открыт вопрос, в каком статусе создано СНГ: как конфедерация, региональная международная организация либо новая государственно-политическая форма? Соглашение от 8 декабря 1991 г. хотя и не содержало в себе квалификации Содружества как конфедерации, несло в себе конфедеративное начало (статьи об открытости границ, координации внешнеполитической деятельности, общем экономическом пространстве, координирующих органах Содружества); более того, в одной из статей Соглашения присутствовал даже элемент союзного государства («Государства- члены Содружества будут поддерживать под объединенным командованием общее военно-стратегическое пространство, включая единый контроль над ядерным оружием»).

Устав не содержит положений, прямо определяющих юридический статус Содружества. В Уставе и Алма-атинской Декларации сказано, что Содружество Независимых Государств не является государством и не обладает наднациональными полномочиями.

Отсутствие четкой позиции по этому вопросу в самих учредительных актах породило многочисленные споры по поводу правового статуса СНГ. Можно выделить несколько подходов ученых в отношении данного вопроса:

1) СНГ – конфедерация, которую они рассматривают как союз (объединение) государств, созданный для достижения определенных целей. Государства при этом сохраняют полный суверенитет и делегируют союзу властные полномочия в крайне узких пределах (Ржевский В.А., Лазарев М.И., Мирошинкова Н.И., Фисенко И.В.).

Шумский Н.Н. рассматривает СНГ как международно-правовое объединение государств – бывших республик СССР, созданное для координации взаимодействия в сфере их общих интересов [296., С. 34].

2) СНГ – региональная международная организация (Игнатенко Г.В., Михалева Н.А., Кривчикова Э.С., Бровка Ю.П., Акименко К.В.).

3) третья группа ученых считают, что СНГ является одновременно региональной международной организацией и конфедерацией. Поскольку данные понятия совместимы и не противоречат руг другу (Ковешников Е.М., Марченко М.Н., Стешенко Л.А., Гречко Л.В., Шинкарецкая Г.Г.).

Поскольку международная организация должна обладать, по крайней мере шестью признаками: 1) создана в соответствии с международным правом; 2) учреждена на основе международного договора; 3) осуществляет сотрудничество в конкретных областях деятельности; 4) располагает соответствующей организационной структурой; 5) имеет соответствующие права и обязанности; 6) самостоятельно осуществляет международные права и обязанности организации [13], – а СНГ не осуществляет от своего имени международные права и обязанности международной организации, то его нельзя в полной мере признать международной организацией. По своим признакам оно скорее соответствует понятию конфедерации. Тем не менее, в политических кругах международного уровня СНГ часто называют региональной организацией.

Цели СНГ.

Ø Осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;

Ø Экономическое и социальное развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственная кооперация и интеграция;

Ø Обеспечение прав и свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права;

Ø Сотрудничество государств в обеспечении мира и безопасности;

Ø Содействие гражданам государств-членов в свободном перемещении, общении и контактах в Содружестве;

Ø Взаимная правовая помощь и сотрудничество;

Ø Мирное разрешение споров и конфликтов между государствами СНГ.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных