Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ




Адвокатская, или защитительная речь - один из видов судебного красноречия. А.Р. отличается нравственно-правовое направлен­ностью, в ней ценятся эмоциональность, объективность, доказа­тельность, призванные с максимальным эффектом воздейство­вать на участников судебного процесса. А.Р. направлена на под­чёркивание прошлых заслуг обвиняемого, смягчающих его вину обстоятельств, поэтому зачастую адвокат апеллирует прежде всего к чувствам участников судебного процесса; в этом случае образности и выразительности языка отводится ведущая роль.

Античная риторика - наука об ораторском искусстве; возникла в Греции в V в. до н.э. сложилась в эпоху эллинизма в целостную систему в III - II вв. до н.э.; в Риме - в I в. до н.э. Крупнейшие теоретики - Аристотель, Цицерон, Квинтилиан. Классическая риторика делилась на 5 частей: 1) нахождение и четкое опреде­ление темы, систематизация содержания; 2) расположение- деление речи на вступление, главную часть - «утверждение и ис­толкование» (Ломоносов) и заключение; 3) словесное выраже­ние - учение об отборе и о сочетании слов, о тропах и риторических фигурах; 4) запоминание; 5) произнесение. Античная рито­рика ориентировалась на практику политического, судебного и парадного красноречия.

Аргумент (лат. argumentum) - основание, довод, истинное суждение, приводимое для обоснования истинности или ложности выска­занного положения (тезиса). А. является составной частью вся­кого доказательства.

Аргументация - способ рассуждения, обеспечивающий доказатель­ность и убедительность выступления; совокупность аргументов в пользу чего-либо.

Афоризм (греч. aphorismos - изречение) - обобщённая, глубокая, за­конченная мысль, выраженная в яркой, лаконичной, отточенной форме, отличающаяся неожиданностью суждения и выразитель­ностью. Напр.: Остроумие - это дерзость, получившая образо­вание (Аристотель); торопись медленно (Октавиан Август); зна­ние-сила (Бэкон).

Аудитория - совокупность людей, к которым обращена ар­гументация.

Аффектация (лат. affectatio) - неестественность в жестах, манерах, чрезмерная приподнятость речи.

Благозвучие речи, или эвфония - художественно-выразительное при­менение в речи эстетически мотивированных элементов звуко­вого состава языка: гласных и согласных звуков, ударных и бе­зударных слогов, пауз, различных видов интонаций, однород­ных синтаксических оборотов, повторений слов и проч. Б.Р. пред­полагает отсутствие в ней режущих слух звуковых сочетаний, слов-паразитов, вставных звуков (м-м-м, э-э-э и т.п.), искаже­ния орфоэпических норм (шо 'фер, по 'нять, на 'чать и т.п.).

Богатство речи - одно из главных коммуникативных качеств речи. В этом смысле говорят о лексическом богатстве речи (например, активный запас слов у А.С.Пушкина превышал 21 000 единицу; у современного культурного человека он составляет примерно 8000 - 12000 единиц); о семантическом (смысловом) богатстве, проявляемом в разнообразном и обновленном соединении слов во фразе, в их неожиданной комбинации (напр., розовый конь- уЕсенина, жаркая рябина - у Цветаевой), об интонационном бо­гатстве речи (напр., у И.Смоктуновского, Ю.Яковлева и др. артистов театра и кино, у дикторов).

Валидность информации (от фр. valide- законный, действительный) - в социологии означает надёжность информации, отсутствие в ней ошибок.

Варваризмы (греч. barharos - чужеземный) - иностранные;слрва и выражения, заимствованные из других языков и не полностью освоенные в родном. Неоправданно большое число В. ведёт к засорению речи, что характерно для современного молодёжного жаргона, изобилующего англицизмами (лейбл, герл, шоп и др.).

Выразительность речи - одно из главных коммуникативных качеств речи, несомненное достоинство оратора; В.Р. достигается эру­дицией и опытом автора; она диктуется ситуацией общения и напрямую связана с ней. Качество выразительности связано со всеми средствами языка (интонационная палитра, лексическое богатство и проч.). Условиями выразительности можно считать самостоятельность мышления, интерес автора к теме сообщения, глубокое и основательное знание родного языка, истории и куль­туры и др. В.Р. усиливает и поддерживает интерес слушателей к выступлению на всём его протяжении.

Высказывание - завершённая целесообразная мысль, вы­раженная в слове.

Гипотеза (греч. hypothesis-основание, предположение, догадка)-пред­положительное суждение о закономерной (причинной) связи явле­ний при недостатке доказанных или наблюдаемых фактов.

Дебаты (фр. debats) - обсуждение какого-либо вопроса; прения; об­мен мнениями; споры. Д. проводятся перед принятием решения, с целью поддержать или отвергнуть какое-либо предложение, даже отдельную формулировку, когда необходимо выслушать мнения «за» и «против». Д. характерны для заседаний съездов, работы различного рода законодательных и исполнительных органов в демократическом обществе.

Действенность речи - одно из важнейших коммуникативных качеств речи, проявляется в том, что речь побуждает слушателей к изме­нению поведения как внешнего (поступки, действия), так и внут­реннего (мысли, взгляды). Д.Р., таким образом, зависит от каче­ства информации, эмоционального, эстетического и оценочного ее восприятия аудиторией.

Дикция (лат. dictio - произнесение) - произношение, манера выгова­ривать слова. Хорошая Д. предполагает отчётливое произно­шение отдельных звуков и звукосочетаний и является важным элементом культуры речи. Недостатки Д. - шепелявость, карта­вость, гнусавость, проглатывание окончаний слов, торопли­вость, невнятное произношение и т.п. обычно объясняются не­вниманием оратора к культуре своей речи.

Довод - соображение, положение, факт, пример, приводимые в дока­зательство чего-либо; аргумент.

Иллюстрация – то, что подтверждает, дополняет положение, высказанное в выступлении. Иллюстрация бывает словесная (конкретный пример, факт, статистические данные, документ) и наглядная (фотография, рисунок, схема, диаграмма, звуковое пособие). Иллюстрация способствует лучшему пониманию, эмоциональному восприятию и запоминанию материала.

Иноязычная лексика – слова, заимствованные из других языков и вошедшие в словарный состав данного языка. Например: амбиция (фр. ambition) – обостренное самолюбие, самомнение, спесь; катаклизм (гр. kataklysmos) – разрушительный переворот, катастрофа.

Интонация (лат. intonare – громко произносить) – основное выразительное средство звучащей речи, ее ритмико-мелодическое свойство, выполняющее смысловые, синтаксические и эмоционально-экспрессивные функции.

Информация (от лат. informatio – разъяснение, изложение) – сообщение о чем-либо; сведения, являющиеся объектом хранения, переработки и передачи.

Информированность – степень осведомленности человека о явлениях действительности, об идеях, теориях, имеющих общественное значение, о законах и закономерностях общественного развития.

Исконная лексика – слова и обороты, присущие данному языку, существующие в этом языке и возникающие в нем; например, собственно русские слова – говорить, голова, ручей и др.

Истина – правильное, адекватное отражение предметов и явлений действительности познающим; объективное содержание человеческого познания.

Историзмы – слова и обороты, обозначающие предметы и явления прошлого, ныне не существующие, например: боярин, опричник, шушун (вид одежды).

Каналы речевого воздействия – основные пути, по которым к слушателям поступает информация через звучащую речь. Различают два основных канала – лингвистический и паралингвистический.

Ключевые слова - опорные слова или обороты, выполняющие текстообразующую функцию; исключение их из текста приводит к его распаду.

Комментарий (лат. commentarium) -композиционно-стилистический приём, состоящий в разъяснении, истолковании, интерпретации, оценке событий и явлений, упоминающихся в речи.

Коммуникативные качества речи - свойства речи, обеспечивающие общение, передачу информации от человека к человеку в про­цессе деятельности в наиболее эффективной форме. Сюда отно­сятся: богатство, выразительность, действенность, логичность, правильность, уместность, чистота и др.

Композиция (лат. compositio - составление, связывание) - построе­ние произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие слу­шателями. В классической риторике композиция рассматрива­лась как расположение мыслей. В К. отражается соотношение частей выступления по их целевому назначению (зачин, вступле­ние, основная часть и др.), по стилистическим особенностям (по­вествование, комментарий, оценка и др.), по соотношению тео­рии и фактов, рационального и эмоционального и т.п. К. должна быть целостна, гармонична, уместна; отдельные её части сораз­мерны и сообразны. Типы К.: ступенчатая, параллельная, спи­ральная, хронологическая и др.

Контраргумент - используемый в ходе дискуссий, дебатов аргумент, отстаивающий противоположную точку зрения.

Концепция (лат. conceptio) - система взглядов; то или иное понима­ние явлений, процессов; единый, определяющий замысел, веду­щая мысль какого-либо произведения, научного труда, полити­ческой речи и т.д.

Красноречие - ораторское искусство; дар речи, речевая искусность, ораторский талант. Цицерон писал: «Красноречие есть одно из высших проявлений нравственной силы человека... опираясь на содержание предмета, оно выражает словами наш ум и волю с такой силой, что напор его движет слушателей в любую сторону».

Мимика (греч. mimikos- подражательный)-выразительные движе­ния мышц лица, отображающие внутреннее состояние человека, его отношение к чему-либо. М. -составная часть ораторского искусства.

Монолог (греч. monos - один и logos - слово, речь) - особая форма речевого общения; обращенная к слушателям речь одного чело­века.

Мотив - внутренняя побудительная причина действий и поступков человека. Если цель определяет, что сделать, как поступить, то М. раскрывает, во имя чего совершается или совершен данный поступок. Знание М. деятельности слушателей имеет большое значение для создания образа аудитории.

Образность речи - свойство слова нести информацию не только в абстрактно-логической, понятийной, но и в предметно-чувствен­ной форме. О.Р. - основа словесной наглядности публичного вы­ступления. О.Р. отличается индивидуальностью.

Оппонент (лат. opponentos - возражающий) - лицо, выступающее с критикой доклада, диссертации и т.п.; противник в споре.

Оратор (лат. огаге - говорить) - тот, кто произносит речь, выступает с речью, а также тот, кто обладает даром произносить речи, крас­норечием. Цицерон (106-43 гг. до н.э.) подчёркивал необходи­мость некоторых природных качеств оратора: «хорошей памя­ти», «находчивости», «звучного голоса», «сильного сложения», но вместе с тем утверждал: «Поэтами рождаются, ораторами

становятся».

Ораторское искусство, или риторика - высокая степень владения живым устным словом как средством многообразного и разно-направленного воздействия на аудиторию.

Орфоэпия (греч. orthos - правильно и epos - слово, речь) - совокуп­ность, система норм и правил образцового литературного произ­ношения.

Паблисити (англ. pablicity) - популярность, широкая известность, достигаемая публичными выступлениями, а также использова­нием средств массовой информации; гласность, публичность, от­крытость.

Подтекст - внутренний, добавочный, скрытый, отличный от прямого высказывания смысл.

Полемика ( греч. polemikos - воинственный, враждебный) - острый спор при обсуждении политических, научных, художественных вопросов; горячая дискуссия, столкновение мнений по какому-либо актуальному вопросу на собрании, в печати, на научном заседании и т.п.

Полилог-беседа, дискуссия трёх и более участников. Прокурорская, или обвинительная речь - один из видов судебного красноречия, носит преимущественно оценочный характер и от­личается нравственно-правовой направленностью.

Ритор (греч. rhetor - оратор) - у древних греков и римлян статор, а также учитель красноречия; устар.: оратор, говорящий на­пыщенными, многословными, но малосодержательными фраза­ми; в старину: ученик или учитель духовной семинарии по клас­су риторики.

Риторика (греч. rhetorike) - специальная наука о красноречии, ора­торском искусстве, в основу которой положены правила и зако­номерности построения публичной речи с целью наиболее эффек­тивного воздействия на аудиторию; в переносном значении -излишняя приподнятость изложения, напыщенность; в старину: название младшего класса духовной семинарии.

Риторика - филологическая дисциплина, изучающая отно­шение мысли к слову в ходе создания целесообразных высказыва­ний.

Риторическая аргументация - публичное построе­ние высказываний, приводящее к согласию ритора и аудитории.

Ритор - человек, владеющий ораторской речью.

Риторические фигуры - стилистические обороты, цель которых со­стоит в усилении выразительности речи, её действенности: рито­рический вопрос, риторическое восклицание, риторическое об­ращение.

Словесность - совокупность высказываний, которые созда­ются в пределах определенной культурно-исторической общности.

Софизм (греч. sophisma) - ложное по существу умозаключение, фор­мально кажущееся правильным, основанное на преднамеренном, сознательном нарушении правил логики.

Ton (греч. topos - место) - смысловая модель, которая используется как для изобретения речи, так и для доказательства.

Троп (греч. - поворот, оборот, образ) - слово или оборот речи, упот­ребленные в переносном значении для характеристики какого-либо явления при помощи вторичных смысловых оттенков, при­сущих этому слову и непосредственно не связанных с его основ­ным значением: гипербола, метафора, эпитет и т.п.

Трюизм (англ. truism) - общеизвестная, избитая истина, понятная всем.

Установка - готовность или предрасположенность индивида или группы людей определённым образом реагировать нате или иные явления социальной действительности.

Фигура речи - (лат. figura - очертание, образ) - особый стилистичес­кий оборот, используемый в целях художественной выразитель­ности (тропы, стилистические фигуры).

Филология - наука, изучающая словесность.

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

Акишина А.А., Формановская Н.И. Этикет русского письма. М., 1988.

Аннушкин В.И. История русской риторики: Хрестоматия. М., 1998.

Аристотель. Риторика//Античные риторики. М., 1978.

Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1966.

Белинский В.Г. Общая риторика Кошанского // Белинский В.Г. Полн. собр. соч. Т.8. М.,1955.

Берков В.Ф., Яскееич Я.С., Павлюкевич В.И. Логика. Минск, 1997.

Бондалетов В.Д. Социальная лингвистика. М., 1987.

Гаспаров М. Поэзия риторического века // Поздняя латинская поэзия. М., 1982.

Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. М., 1997.

Граудина Л.К. Риторика // Русский язык, Энциклопедия., 2-е изд. 1997.

Граудина Л.К., Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноре­чия. М., 1989.

Даль В.И. Пословицы русского народа. Спб.,1996.

.Жук М.Г. Практикум по спецкурсу "Искусство судебной речи". Гродно, 2001.

Зарецкая Е.Н. Теория и практика речевой коммуникации. М., 1999.

Кеннеди Дж. Искусство убеждения в Древней Греции. М., 1965.

Клюев Е.В. Риторика: Уч. пособие для высших учебных заведений. М.,1999.

Костомаров В.Г. Русский язык на газетной полосе. М., 1971.

Кохтев Н.Н. Публицистический стиль // Русский язык: Энциклопедия. М., 1998.

Культура русской речи: Учебник для вузов / Отв. ред. Л.К, Граудина, Е.Н. Ширяев: М., 1999.

Матвиенко Е.А. Судебная речь. Минск, 1972.

Мельникова С.В. Деловая риторика, Ульяновск, 1999.

Михайловская Н.Г; Одинцов В.В. Искусство судебного оратора. М., 1981.

Михальская А. К. Русский Сократ. Лекции по сравнительно-историчес­кой риторике. М., 1996.

Николаев Н. Застольные речи: Сто застольных речей на разные случаи жизни. Рига, 1895.

Перельман X., Ольбрехт-Тытека Л. Новая риторика. М.. 1987.

Рождественский Ю.В. Теория риторики. М., 2003.

Сенкевич М.П. Культура телевизионной и радиоречи. М.. 1996.

Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность. М., 1981.

Сиротинина О.Б. Риторика как составляющая системы наук об обще­нии // Предмет риторики и проблемы ее преподавания. М., 1998.

Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М., 2001.

Тулупов В.В. Российская пресса: Дизайн, реклама, типология. Воронеж., 2002

Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. М„ 1987.

Формановская Н.И. Речевой этикет // Русский язык: Энциклопедия. М.1998.

Хазагеров Г.Г., Ширина Л.С. Общая риторика. Ростов-на-Дону, 1999.

Чихачев В.П. Академическое красноречие в России. М., 1978.

Хрестоматия

1. Аввакум. Переписка//Памятники литературы Древней Руси. - М., 1988.

2. Андроников И.Л. Избр. произведения. - М., 1975.

3. Булгаков С.Н. Православие. - Киев. 1991.

4. Валшчевский К. Первые Романовы. - М., 1993.

5. Гомер. Илиада. - М., 1981.

6. Демосфен. Речи. М., 1994.

7. Кириллов В.И. и др. Логика. - М., 1995.

8. Кириллов В.И. Упражнения по логике. - М., 1993.

9. Кони А.Ф. Избранное. - М., 1989.

10. Крисп Г. С. Сочинения. - М., 1981.

11. Ломоносов М.В. Избранная проза. - М., 1980.

12. Мень А. Православное богослужение.- М., 1991.

13. Муравьев А.Н. Путешествие по святым местам Русским, - М., 1990.

14. Овидий П.Н. Скорбные элегии... - М., 1979.

15. Платон. Сб. сочинений.- М., 1993.

16. Плиний Младший. Письма - М., 1982.

17. Сенека Л.А. Письма к Луцилию. Трагедии. - М., 1986.

18. Сиповский В.Д. Родная старина. - М., 1993.

19. Судебные речи русских юристов. - М., 1957.

20. Толстой М.В. История русской церкви. Валаам. 1993.

21. Цицерон М.Т. Об ораторском искусстве. - М., 1973.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО РИТОРИКЕ






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных