Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПОНЯТИЕ РИТОРИКИ. ИЗ ИСТОРИИ РИТОРИКИ.




Лекция 1

 

Слово риторика происходит от греческого rhetorike, что в переводе означает «ораторское искусство».

Таким образом, риторика – это наука об ораторском искусстве, о мастерстве публичного выступления перед аудиторией. Риторика призвана научить нас, как эффективно воздействовать при помощи своей речи на аудиторию, как достичь успеха, выступая публично.

В современных книгах термин «риторика» употребляется не только в указанном нами смысле – «мастерство публичного выступления».

Как справедливо отмечают в своей книге «Общая риторика» современные исследователи Е. Л. Юнина и Г. М. Сагач, термин «риторика» «никогда в истории не отличался однозначным толкованием» (с. 30) '.

Основоположником риторики как науки считается великий древнегреческий философ Аристотель (384–322 г. до н. э.). Его всемирно известный труд «Риторика» доминировал в европейской научной традиции вплоть до нового времени.

Аристотель определял риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждою данного предмета», как «общие принципы ведения спора». Таким образом, в понимании Аристотеля риторика есть искусство убеждать, спорить. И это попятно, потому что именно в Древней Греции зародилось искусство спора и возникли первые школы риторики.

Так называемые софисты обучали приемам полемики, спора с целью победы в споре любой ценой. При этом они стремились именно одержать победу в споре, а не ycтано-

 

 

Полное библиографическое описание работ, на которые мы даем ссылки в ходе изложения, приводится в конце нашей книги.

 

 

 

вить истину. Это приводило к сознательному использованию ошибочных или выдуманных положений, предположений и рассуждений. Знаменитым софистом был Горгий (5–4 в. до н.э.). Сократ, его ученик Платон, а также Аристотель выступали против софистов, обвиняя их в отсутствии заботы об истине, нравственности.

Сократ не оставил письменных трудов, и его идеи мы знаем только по работам Платона. Платон развивал дальше метод своего учителя. Он доказывал, что искусство убеждения должно строиться на принципах диалектики и психологии: надо доказывать истину с учетом психологических особенностей тех людей, которым ты эту истину пытаешься доказать.

Платон является основателем сократического или диалектического метода полемики – когда в диалоге сталкиваются противоположные мнения.

Платон следующим образом понимал диалектический метод полемики: сопоставляя мнение с фактами и «твердыми свидетельствами», мы либо устанавливаем истину, либо видоизменяем мнение.

Аристотель разграничивал нетехнические способы убеждения («которые не нами изобретены») и технические («которые могут быть созданы нами с помощью метода и наших собственных средств»).

Под нетехническими способами убеждения Аристотель понимал фактически аргументы – свидетельства, письменные договоры, клятвы и даже показания, полученные под пыткой. Нетехнические способы – это рассуждения, заключения, логические выводы. Практически технические способы убеждения – это факты, а нетехнические – их преподнесение. Данное разграничение является для риторики весьма важным и плодотворным.

Концепция Аристотеля придала законченную форму античной риторике.

Свой немалый вклад в развитие риторики внесли ораторы и теоретики ораторского искусства Древнего Рима – Цицерон, Квинтиллиан и др. В Риме пышным цветом расцвело искусство публичного красноречия, и римские авторы обобщили ораторскую практику, сформулировав законы и правила ораторского искусства.

На исходе античности риторика превращается в норма

 

 

тивную дисциплину, риторике начинают повсеместно обучать. Обобщенно характеризуя античную риторику, можно таким образом представить ее структуру:

I. Источники красноречия:

а. «Природа».

б. Обучение.

в. Упражнение.

II. Роды красноречия (судейское, учительское и др.).

III. Задачи оратора и, соответственно, элементы речи:

1. Нахождение (выбор, систематизация материала, выделение доказательств, аргументов).

2. Расположение (композиция выступления).

3. Элокуция (то есть словесное выражение, собственно красноречие).

Это была главная часть античной риторики. Выделялись критерии красноречия: правильность, ясность, упорядоченность, уместность, красота, украшенность; средствами удовлетворения этих критериев были отбор слов, сочетание слов и фигуры речи.

IV. Запоминание (учение о профессиональной ораторской памяти).

V. Произнесение (интонация, мимика, жесты и др.).

Можно заметить двойственность риторики, которая изначально сопутствует ее развитию: риторика – и искусство спора, убеждения отдельного человека (диалог, спор, межличностное общение) и одновременно искусство убеждать людей, выступая перед ними публично, то есть искусство спорить и убеждать аудиторию.

Нетрудно заметить, что это, в общем, разные вещи: нельзя применять одни и те же приемы и обращаясь к одному собеседнику, и обращаясь к толпе. Но и то, и другое, начиная с аристотелевской традиции, называется риторикой. Эта двойственность понятия «риторика» дошла и до наших дней. Основание для этого есть, так как при убеждении отдельного человека и аудитории, мы можем найти много общих моментов; и то, и другое есть речевое воздействие на людей. Но к настоящему времени искусство спора, аргументации и искусство публичного выступления оформляются уже в две относительно самостоятельные науки, хотя, конечно, общие моменты у них сохраняются.

В средние века риторика была одной из самых популярных наук, она входила в число «избранных наук», овладеть

 

 

которыми должен был каждый человек, претендовавший на звание образованного.

Но уже в XVIII веке риторика начинает восприниматься как схоластическая, ненужная наука, и к середине XIX века она фактически перестает существовать.

Каковы же причины этого?

Риторика как ораторское искусство испытала давление возникающего романтизма, который выступил против риторических схем, против логики, на которой была основана средневековая риторика. Логика начинает в эту пору восприниматься как схоластика, риторические приемы – как способ обмана слушателей, манипулирования ими. Те же причины обусловили и негативное отношение к риторике как искусству спорить.

Риторика до XVIII века была элитарной наукой, а демократизация культурной жизни общества никак не способствовала сохранению элитарных наук. Появляется идея равенства людей, что требует обращения равного к равному, а не высшего к низшему (оратора к толпе).

Ослабление позиций логики вело к тому, что логические приемы убеждения постепенно переставали действовать на людей – важнее стала апелляция к чувству, а не к логике. Это тоже «вбивало гвоздь в гроб» средневековой риторики. И она постепенно умерла. Девятнадцатый век – это век без риторики.

Однако в начале XX века происходит возрождение риторики. Причин тому можно увидеть несколько.

Причины культурно-исторического характера: развитие свободы, демократии, появление идеи свободы личности, равенства людей потребовали науку, которая показала бы, как убеждать равному равного. Стало необходимым убеждать широкий круг лиц, неравных друг другу по уровню образования, культуры и т. д., но требующих равного отношения. Нужны были новые подходы, приемы.

Причины психологического характера: с конца девятнадцатого века меняется концепция человека в обществе. Если ранее считалось, что человек примитивен, ленив, ему нужен кнут и пряник, и этим можно обеспечить его адекватное «функционирование» в обществе, то теперь представление о человеке меняется. Развитие культуры, литературы и искусства, возникновение научной психологии – все это привело к смене концепции человека. Человек оказался сложным, разносторонним в психологическом плане, требующим диф-

 

 

ференцированного подхода – словом, личностью. При этом личностью, как выяснилось, является каждыйчеловек, а не только представители элиты, просвещенная часть общества, представители господствующих классов.

Кроме того, XX век – век персонификации личности, то есть век роста индивидуальной неповторимости личности, увеличения непохожести каждого отдельного человека на других (термин Б. Д. Парыгина, с. 97–98). Увеличение непохожести людей друг на друга ведет к затруднениям в общении между ними, что и обусловливает потребность в науке об общении, в обучении общению. Подробнее о персонификации личности и ее последствиях для общения см.: Стернин И. А. Общение в современном обществе, с. 13–18.

Есть и чисто коммуникативные причины возникновения риторики в XX веке, то есть причины, связанные с развитием самого человеческого общения. Для нашего времени характерно резкое расширение сфер общения людей, увеличение числа ситуаций, в которых необходимо вступать в общение и убеждать друг друга – не только в суде и на дворянских собраниях. Расширяется само значение устной речи, она начинает выполнять все более разнообразные функции, играет все более существенную роль в обществе, что приводит к необходимости искать особые приемы в общении, уделять больше внимания разговорной речи.

Можно говорить и о своеобразных социально-политических причинах, приведших к «возобновлению» риторики. Дело в том, что люди «внизу» получили определенные права, «работника стало невозможно полностью запугать» (В. Зигерт, Л. Ланг). Работники перестали трепетать перед начальством, поскольку законы стали их защищать; профсоюзы, политические партии, различные общества стали выступать в защиту людей; права человека становятся постепенно важнейшей стороной общественной жизни развитых государств. Люди стали «оговариваться» – XX век стал «веком возражений». Людей стало нужно убеждать, причем всех (даже детей!). Убеждать необходимо в демократических государствах при выборах, в условиях политической жизни и борьбы – политикам надо учиться убеждать людей в своей правоте.

Есть и экономические причины, способствовавшие возрождению риторики: конкуренция, кризисы перепроизводства породили необходимость в науке о рекламе, «навязывании» товара, «завоевании» покупателей. Именно коммивояжеры бы-

 

 

ли первыми, кто на себе осознал необходимость науки убеждать. Кроме того, XX век принес и изменения в отношении к труду – люди начинают больше ценить интересную работу, что требует от менеджеров и руководителей умело организовать мотивацию подчиненных к труду: надо стимулировать их, мотивировать, убеждать. В современном западном менеджменте в настоящее время господствует мнение, что совершенствование техники перестает давать ожидаемый экономический эффект, больший эффект дает совершенствование управления производством (это называется «тихой управленческой революцией»).

Все сказанное и обусловило возрождение риторики как науки и практики убеждающего речевого воздействия. Риторика возрождается именно как наука о речевом воздействии – как публичном, так и межличностном. Великий практик и основоположник практического обучения речевому воздействию американец Дейл Карнеги открыл свою первую школу, где он обучал общению, в 1912 г.

В середине XX века появляется еще одно направление риторики – так называемая филологическая риторика. Она возникла на базе развития такого лингвистического направления, как лингвистика текста, прагматика. Ее еще называют «новой риторикой». Она имеет мало общего с классической риторикой, основывается на понятии текста и связана в основном с анализом текстов. В «Лингвистическом энциклопедическом словаре» риторика определяется как «филологическая дисциплина, изучающая способы построения художественно выразительной речи, прежде всего поэтической и устной», а предметом риторики признается прозаическая «украшенная» речь и правила ее построения. В этом плане – «филологической риторики» – написана известная книга Ж. Дюбуа и др. «Общая риторика» (пер. с фр., М., 1986).

Существует в настоящее время и расширительное понимание риторики как науки о речи вообще: так, в одной из программ по риторике для средней школы (1987 г.) риторика определяется как учение об отборе содержания высказывания, его построении и особенностях языкового оформления в разных стилях и жанрах речи. В этом случае риторика выступает как наука об умении говорить «в разных стилях и жанрах», то есть как культура речи."

Особенностями современной риторики, риторики конца XХ века, можно считать следующие моменты:

 

1) риторика существует как наука о речевом бездействии;

2) она выступает и как теоретическая, и как практическая наука;

3) она разделяется на две основные ветви: публичное речевое воздействие (ораторское искусство, мастерство публичного выступления) и межличностное речевое воздействие (искусство убеждать в диалоге, искусство добиваться коммуникативной цели в непосредственном межличностном общении;

4) риторика продолжает практические традиции классической риторики, но на новой основе: убеждение осуществляется преимущественно не логическими способами, а эмоционально-психологическими, с учетом особенностей собеседника и аудитории; при этом ставится задача не столько сформировать знание, сколько сформировать мнение.

Под риторикой в нашей книге мы понимаем науку о публичном речевом воздействии, то есть ораторское искусство. Это, кстати, полностью отвечает этимологическому значению термина, а также наиболее традиционно. Основное внимание мы уделяем проблемам практического освоения ораторского искусства, не погружаясь и филологические исследования и риторический анализ текстов разных жанров; в связи с этим мы и предпочитаем термин «практическая риторика». Практическая риторика противостоит теоретической, а также межличностному речевому воздействию);последнее составляет в настоящее время особую науку.

Практическая риторика имеет следующую структуру:

1. Оратор и текст.

(Подготовка к выступлению, конспекты, сбор материала, план и т. д.).

2. Поведение оратора в аудитории.

(Выработка уверенности, личность оратора первое впечатление, реакция оратора на помехи, движение оратора в аудитории и др.).

3. Техника аргументации.

(Вступление, захват внимания, поддержание внимания, стратегии выступления, приемы аргументации, язык выступления, донесение главной мысли, регламент, завершение выступления, ответы на вопросы, особенности разных типов выступлений и др.).

4. Оратор и аудитория.

(Учет особенностей и интересов аудитории, эффективность публичного выступления).

 

Именно в таком объеме мы и представляем себе науку «практическая риторика», к изложению содержания которой мы теперь и приступаем.

Лекция 2






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных