Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Способы речевого воздействия на личность




Общаясь с людьми, человек постоянно осуществляет речевое воздействие на них – он чего-то от них требует, просит, спрашивает совета, в чем-то убеждает, побуждает к действию, пытается изменить их поведение и т. д. Все способы речевого воздействия на личность могут быть подразделены на три вида: убеждение, внушение и принуждение.

Убеждение как форма речевого воздействия есть изменение точки зрения собеседника путем приведения аргумен-

 

тов. При этом аргументы могут быть как логическими, так и психологическими, эмоциональными.

Внушение как форма речевого воздействия, именуемая также суггестией, есть форма речевого воздействия на человека без аргументов, доказательств. Важнейшая характерная черта внушения заключается в том, что внушаемый прямо заимствует чужое мнение, воспринимает его некритически. Условия для этого создает внушающий.

Внушение может осуществляться за счет давления престижа («Сталин всегда прав»), эмоционального давления говорящего (особенно подвержены эмоциональному внушению дети и женщины), за счет соответствия мнения ожиданиям. Последний Способ может быть проиллюстрирован диалогом Балаганова и Паниковского из «Золотого теленка» И. Ильфа и Е. Петрова. Паниковский предлагает Балаганову украсть гири у Корейко, утверждая, что они золотые:

— А вдруг они не золотые? – спросил любимый сын лейтенанта Шмидта, которому очень хотелось, чтобы Паниковский возможно скорее развеял его сомнения.

— А какие же они, по-вашему? – иронически спросил нарушитель конвенции.

– Да, – сказал Балаганов, моргая рыжими ресницами, – теперь мне ясно. Смотрите, пожалуйста, старик – и все раскрыл!

Внушаемы и могут внушать практически все люди, хотя и в разной степени. Внушаемость зависит от ряда причин; в некоторых случаях она может существенно повышаться – например, в условиях напряженного бодрствования; при переходе от сна к бодрствованию и наоборот; в новом коллективе (ср. – новичков всегда разыгрывают); в критических ситуациях; в состоянии эмоционального напряжения; при длительной болезни; в толпе и в нек. др. случаях.

Разграничивают две основные формы проявления внушаемости – подражание (сознательная имитация) и заражение (бессознательная имитация, стихийная ориентация на действия или мнения собеседника). Подражание лежит в основе моды. Заражение лежит в основе массовых эмоциональных состояний, паники. Заражению особенно подвержены неразвитые личности и дети.

Принуждение как форма речевого воздействия есть способ заставить человека поступить вопреки его желанию под угрозой неблагоприятных для него, последствий. Механизм принуждения может быть чисто речевым (угрозы, запугива-

 

ния), а может включать и неречевые элементы. Как говорил известный американский гангстер Эль Капоне, «при помощи доброго слова и револьвера можно достичь гораздо большего, чем только при помощи доброго слова». И ведь он прав!

Публичное выступление из перечисленных форм речевого воздействия должно использовать убеждение и внушение. Принуждение должно быть исключено даже из организационной стороны выступления. Рольф Эмерсон, американский поэт, критик и философ, писал в XIX веке: «Подлинное красноречие не нуждается ни в колокольном звоне, чтобы созывать народ, ни в полиции, чтобы поддерживать порядок».






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных