ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Невербальные средства усиления коммуникативной позиции говорящегоПередача и получение информации в процессе взаимодействия возможны лишь посредством знаковых систем - вербальных и невербальных. Вербальная коммуникация (словесная) осуществляется посредством речи и ее слушания. Речь позволяет максимально понять смысл общения и воспринять информацию. Благодаря речи осуществляется кодирование и декодирование информации, однако адекватное ее толкование возможно лишь при анализе неречевых знаковых систем, сопровождающих речь. Известный психолог Л. Выготский отмечал, это связано с тем, что мысль никогда не равна прямому значению слов. Установлено, что в процессе общения с помощью вербальных средств мы передаем и получаем лишь 20 - 30% информации. Остальная коммуникация осуществляется за счет невербальных средств, при этом 52% информации мы получаем через „считывание" жестов, поз, мимики, а 38% через околоречевые сигналы (темп, тембр, дикция, паузы и пр.). Эффективность общения определяется умением правильно оценить поведение участников общения, их мимику, жесты, телодвижения, позу, направленность взгляда - т.е. понять язык невербального (неречевого) общения. Этот язык позволяет говорящему полнее выразить свои чувства, показывает, насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу. Необходимо добиваться, чтобы жестово - мимические средства общения составляли единое целое с речевым процессом. Невербальные средства включают в себя: паралингвистику. экстралингвистику (para в переводе с греческого - возле, около)изучает факторы, которые сопровождают речь, участвуют в передаче информации в процессе вербального (речевого) общения: темп, тембр, дикцию, артикуляцию, паузы, манеру говорения, слова-паразиты). Неречевые средства являются несамостоятельным, а вспомогательным средством коммуникации. Они подготавливают, сопровождают, комментируют, разъясняют речь, вскрыают ее глубинную суть. Кинесика (от греческого kinesis - движение) - раздел науки, изучающий телодвижения (жесты, мимику, позы, движения), соотвествующие определенным интонационным моделям, словесным оборотам. Проксемика - пространственно-временная организация общения (позиция за столом, дистанция). Ольфакторная система - включает приятные и неприятные запахи окружающей среды, цветовое оформление интерьеров, а также предпочтения в одежде, освещении и температуре, переданные с помощью организации окружающего нас физического пространства. Такесика (рукопожатие, похлопывание, поцелуи). Фонация изучает интонации живой речи, которые рассматриваются как „дополнительный паралингвистический канал связи" в речевом взаимодействии: интонациям соотвествуют определенные жесты, мимика, движения, позы. „Интонация - это жест, жест - это интонация". Яркий пример того, как при помощи мимики, жестов, движений можно угадывать чувственный мир человека, дает нам Сервантес. Герой его романа Дон Кихот, отправляя с письмом к Дульцинее своего оруженосца, говорит ему: „Напряги свою память, да не изгладится из нее, как моя госпожа тебя примет: изменится ли в лице, пока ты будешь излагать ей мою просьбу; встревожится ли и смутится, услышав мое имя... если же примет тебя стоя, то наблюдай, не будет ли переступать с ноги на ногу... не повторит ли свой ответ дважды или трижды; не превратится ли из ласковой в суровую или же, напротив того, из угрюмой в приветливую; поднимет ли руку, чтобы поправить волосы, хотя бы они были у нее в полном порядке; одним словом, сын мой, наблюдай за всеми действиями ее и движениями, ибо если ты изложишь мне все в точности, то я угадаю, какие в глубине души питает она ко мне чувства; должно тебе знать, Санчо, если ты этого не знаешь, что действия и внешние движения влюбленных, когда речь идет об их сердечных делах, являют собой самых верных гонцов, которые доставляют вести о том, что происходит в тайниках их души". Особенно важны при общении руки и их движения. Знаменитый оратор древности Демосфен на вопрос, что нужно для хорошего оратора, ответил „Жесты, жесты, жесты!", так как они делают речь образной, значительной и эмоциональной, а доводы - более убедительными. Движения рук выполняют при общении следующие функции: • помогают снять скованность и напряженность; • направляют внимание собеседника; • структурируют подачу информации; • поддерживают ритмику речи; • побуждают собеседника к действиям; • выражают сопутствующие эмоции; • усиливают отдельные высказывания. Участникам взаимодействия следует помнить, что жестовые сигналы, кроме поддержки речи и расстановки акцентов, свидетельствуют также об уверенности или неуверенности человека. У неуверенного человека жесты, как правило, ниже талии, порой на уровне коленок. О неуверенности говорят также сильно прижатые к телу локти, напряженная поза, скованные пальцы, трясущиеся руки. Г. Крейдлин отмечает, что руки с незапамятных времен привлекали к себе внимание людей. Этосвязано не только с тем, что рука в человеческом организме, как говорил древнегреческий философ Аристотель, - „орудие орудий", что она играет огромную роль в жизни человека. Кисть может выполнять и очень тяжелые, и очень тонкие работы. Рука издавна считалась символом силы и могущества человека, и потому ей приписывали различные чудодейственные свойства. В Древнем мире, например, вытянутой вперед руке придавали значение божественной силы и власти. Так, на римских и мексиканских памятниках часто встречается изображение руки. Оратор как объект восприятия представляет собой единство разума, чувства и воли. Эти три компонента и составляют, по сути дела, то, что мы включаем в понятие эстетической выразительности речи. Конечно, главное внимание мы обращаем на содержание, но не вправе забывать и об эмоционально-чувственной сфере, на которую оказывают влияние кинесические средства, способствующие установлению невербальных контактов в общении. (Кинесика - наука, изучающая всю совокупность телодвижений). Любое действие имеет слитые воедино две стороны - психическую и физическую. В бытовом движении (взять книгу) проявляется воля, а в окраске движения (взять осторожно, не разбудив домашних) - чувство. „В психологическом жесте невидимо жестикулирует наша душа", -говорил актер М. Чехов. Проверьте двойственность структуры действия, беря со стола какой-нибудь предмет (бытовое действие) с различной психологической окраской: уверенно, с опаской, осторожно, небрежно, весело, печально, смело, нежно, спокойно, хитро, нахально. Обратите внимание на то, что в выразительном психологическом жесте участвует весь человек, вся его поза. Конгруэнтность - соотвествие смыслов вербальных и сопровождающих их невербальных сигналов, неконгруэнтность -противоречие между ними. Умеренная жестикуляция считается признаком интеллигентности, воспитанности человека. Умение наблюдать и учитывать элементы неречевого поведения слушателей позволяет вносить коррективы в свое выступление,превращать монологическую речь в активныйдиалог со слушателями, „втягивать" их в процесс взаимостимуляции, Надо уметь видеть, чувствовать „дыхание" аудитории, чтобы регулировать ее поведение. Невербальные знаки включают: • знаки языка телодвижений (взгляд, мимика, поза, стойка, движение, походка, осанка, посадка, физический контакт, манипуляции с предметами); • знаки организации пространства общения (проксемические знаки); • знаки отсутствия говорения (молчания). Среди невербальных знаков самую большую группу составляют жесты. Если языку учат с детства, то жесты усваиваются естественным путем, и хотя никто предварительно не объясняет, не расшифровывает их значение, говорящие правильно понимают и используют их.Жесты -значимые движения тела. А. Кони в „Советах лектору" пишет: „Жесты оживляют речь, но ими следует пользоваться осторожно.. Слишком частые, однообразные, суетливые, резкие движения рук неприятны, приедаются, надоедают и раздражают". Язык тела иногда говорит больше, чем слова. Он подает нам многочисленные позитивные и негативные сигналы. „Руки - глаза тела", - утверждал Е. Вахтангов. К позитивным сигналам тела относят: • расслабленные и открытые жесты; • ноги, направленные в сторону слушателей; • холодный визуальный контакт; • задумчивое, покорное выражение; • тело, повернутое к слушателям; • наклон вперед; • движения в сторону слушателей. К негативным сигналам тела относят: • сжатые кулаки; • рассеянный взгляд; • прикрытый рукой рот; • отстранение от слушателей; • постукивание ногой или карандашом; • барабанящие пальцы; • напряженность; • развернутые в противоположную сторону от слушателей ноги; • скрещенные руки; • поглаживание волос; • неподвижная, застывшая поза. Жесты подразделяются на следующие: Номинативные - их функция заменять, дополнять или дублировать вербальные средства: палец к губам „тихо", покручивание у виска - „ненормальный" и др. Их особенность в том, что они передаютчувственный образ предмета, действия (изображение размера, формы). Кноминативным жестам относятся: просьба, побуждение, запрет, приветствие, прощание;вопросительные; утешение, сочувствие, подбадривание; победа; знакомство; благодарность; окончательное решение; завершение разговора; отрицание, несогласие, отказ; согласие, подтверждение; привлечение внимания; угроза, предупреждение; изобразительные. Изобразительные жесты проявляются в случаях, если не хватает слов, чтобы полностью передать представление; если одних слов недостаточно по каким-либо причинам (повышенная эмоциональность говорящего, невладение собой, несобранность, нервозность, неуверенность в том, что адресат все понимает); если необходимо усилить впечатление и воздействовать на слушателя дополнительно и наглядно. Однако, пользуясь изобразтельными жестами, нужно соблюдать чувство меры: нельзя этими жестами подменять язык слов. Эмоционально-оценочные - выражают оценку чего-либо в ходе общения (собеседника, его действий, слов, окружающих предметов, событий, третьих лиц) - кулак как угроза, руки к груди как знак просьбы и др. Указательные - выделяют предмет в коммуникативной ситуации, ориентируют собеседника в пространстве (указание пальцем, ладонью, головой). Риторические - имеют усилительный характер, усиливают выражаемое содержание, акцентируют отдельные части высказывания, текста в целом. Риторические жесты могут подчеркивать ритмический рисунок высказывания, коммуникативно значимое членение речи (взмахи рукой, движение ладоней к аудитории). На слушателей в данном случае воздействует не только мысль, но и накал внутренней жизни оратора, который он выявляет в ритмических жестах, смыкающихся со словом, интонацией, тоном, темпом признесения. К ритмическим жестам относятся и жесты колебания, неуверенности. Проявляются они в поднятии плеча, характерном наклоне головы к плечу. Возникают такие жесты тогда, когда говорящий не знает, как выразить свою мысль, не может найти нужное слово. Жесты неуверенности естественны в ответах на вопросы, когда оратор не может дать исчерпывающего ответа на какой-либо неожиданный вопрос и не скрывает этого. Жесты неуверенности возникают и в процессе выступления, когда оратор привлекает слушателей к тому, чтобы вместе с ними искать наиболее точные ответы на поставленные вопросы. Это придает речи естественность, доверительную приближенность к аудитории, помогает снять напряженность восприятия. Игровые - шуточные, используемые для игры, развлечения („нос", рожки при фотографироваии). Вспомогательные - жесты, используемые преимущественно в качестве физической помощи себе или собеседнику в конкретнойситуации (поддержать под руку, приложить ладонь ко лбукозырьком от солнца). Магические - используются в суеверных, магических целях (скрещение пальцев, осенениекрестным знамением). Жесты - это сильнейший инструмент в арсенале оратора. Виртуозное владение этиминструментом требует серьезной, вдумчивой подготовки. Грамотно подобранные жестыусиливают воздействие на аудиторию в несколько раз. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|