Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Риторический идеал софистов. Один из диалогов Платона, посвященных софистам.




Риторический идеал, существуя в рамках одной культуры и исторической эпохи, является общим для носителей этой культуры, определяя субъективный круг ожиданий по отношению к художественному тексту.

Риторический идеал обладает тремя важными свойствами: исторической изменчивостью, культурной специфичностью и социальными особенностями.

Риторический идеал – это, несмотря на свою изменчивость во времени, все же именно то, что соединяет в одно целое культуры и народы, обеспечивает литературу разных эпох бытования культуры одного народа, это то, что обеспечивает непрерывность речемыслительного творчества.

Глашатаями образа «общественного человека» — идеала Древней Греции были софисты. Демократический образ мыслей лежал и в основе тех представлений о знании, с которыми выступали софисты, в основе учения об относительности истины.

Истина — это только субъективное суждение о чем-либо. Поэтому нельзя говорить, что одно мнение истиннее другого, можно лишь говорить, что одно мнение убедительнее другого. Для этого в распоряжении софистов были два средства: диалектика — искусство рассуждать и риторика — искусство убеждать. Тот, кто умело владеет обоими искусствами, может переубедить любого противника и добиться торжества своего мнения, а в этом и заключается главное достоинство «общественного человека». Софисты создали в Греции культ слова и тем самым подняли риторику на небывалую высоту.

Первый вызов софистическому идеалу философии и риторики был брошен Сократом. Вопреки софистам, строящими расчеты на психологическом воздействии, родоначальник моральной философии настаивает на логическом доказательстве.

Результатом противостояния взглядов софистов и Сократа в Греции к концу V в. до н.э. стал небывалый расцвет философской мысли, крупнейшими представителями которой явились Платон и Аристотель.

 

Софист – талантливый человек, беспринципный, может говорить противоположные вещи об одном и том же.

Появление софистики связано с натурфилософией. Все вопросы стали рассматриваться через человека, природа и человек не отдельны. Софисты первые стали брать деньги за обучение. Задача – распространение своей философии.

Риторика софистов была:

- манипулирующей

- словесного состязания (спор направлен на победу одного и поражение другого)

- главное не достижение истины, а победа на словах.

 

Софисты не представляли собой единой идеологической или политической группы. Это странствующие философы, обучавшие за плату искусству спора, доказательства, красноречию, хорошему слогу, мудрости; обращались к проблемам этики, политики, призывали изучать человека, приемы логики. Последнее они доводили до совершенства.

Однако софисты еще с античных времен заслужили репутацию лжемудрецов. Софисты допускали использование эристики (полемики), т. е. любых средств для достижения своих целей, для победы в споре. Однако эристика подверглась запрету даже со стороны греческих софистов в некоторых риторических ситуациях (запрещена ложная молва, запрещались слухи, интриги, ересь).

 

В диалоге "Софист" Феодор Киренский и Теэтет, участвовавшие в диалоге "Теэтет", на следующий день после своей беседы с Сократом снова пришли к нему, но уже в сопровождении некоего философа из Элей - города, связанного с именами Парменида и Зенона, философская школа которых названа элейской. Диалог посвящен логическому определению софиста в отличие от политика и философа.

Итак, после длительных логических разделений Платон приходит к определению софиста как мнимого мудреца. Ср. Аристотель в "Метафизике": "Софисты подделываются под философов... Софистика... занимается тою же областью, что и философия, но философия отличается... от софистики выбором образа жизни... Софистика - это мудрость мнимая, а не действительная.

"Софист" наполнен разными определениями самого понятия софиста. Но все эти определения - предварительные и неполные. Полнота аргументации возможна, по Платону, только тогда, когда мы, забыв всякие частности, будем говорить об истине и лжи как таковых. Но истина, как таковая, есть указание на какую-то реальную действительность, а ложь есть указание на то, чего нет, т. е. на несуществующее, или на небытие. Таким образом, получается, что, рассмотрев бытие и небытие как таковые, мы тем самым находим и критерии для отдельных высказываний о чем-нибудь частично истинном или о чем-нибудь частично ложном. Но в человеческой жизни истина и ложь перемешиваются между собой, поскольку истина часто отрицается, а ложь часто утверждается. Такое положение дела, по Платону, возможно только как извращение подлинного соотношения самих категорий истины или лжи, бытия или небытия. Это соотношение бытия и небытия в их идее Платон в данном случае называет "диалектикой". Отсюда становится ясным и то, что основная и существенная тема "Софиста" есть тема, посвященная диалектике бытия и небытия как условию возможности различать истину и ложь.

5.. Отличие понятий «красноречие», «ораторское искусство», «риторика», «теория убеждающей коммуникации».






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных