Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Информативный аспект речи




Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то, прежде всего, имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, чувствами и т.д. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией.

Но здесь опускается такой важный момент, что в условиях человеческого общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается. Поэтому коммуникативное сообщение – это всегда процесс выработки новой информации, общей для общающихся людей и рождающей их общность. Особую роль при этом играет значимость информации, потому что люди не просто «обмениваются» значениями, но, как отмечал А.Н. Леонтьев, стремятся при этом выработать общий смысл. Это возможно лишь при условии, что информация не просто принята, но и понята, осмыслена. Суть коммуникативного аспекта речи – не просто взаимное информирование, но совместное постижение предмета. Поэтому в каждом коммуникативном процессе реально даны в единстве деятельность, общение, познание.

Распространение информации в обществе происходит через своеобразный фильтр «доверия» и «недоверия». Этот фильтр действует так, что абсолютно истинная информация может оказаться непринятой, а ложная – принятой. Специалисту, работающему в системе субъект-субъектных отношений, важно знать, при каких обстоятельствах тот или иной канал информации может быть блокирован этим фильтром, а также выявлять средства, помогающие принятию информации и ослабляющие действия фильтров. Совокупность этих средств называется фасцинацией. В качестве фасцинации выступают различные сопутствующие средства, выполняющие роль «транспортации», сопроводителя информации, создающие некоторый дополнительный фон, на котором основная информация выигрывает, поскольку фон частично преодолевает фильтр недоверия. Сама по себе информация, исходящая от коммуникатора, может быть двух типов: побудительная и констатирующая.

Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе. Она рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-то действие. Стимуляция может быть различной. Прежде всего, это может быть активизация, то есть побуждение к действию в заданном направлении. Далее, это может быть интердикация, то есть побуждение, не допускающее, наоборот, определенных действий, запрет нежелательных видов деятельности. Примером этому может служить реклама, направленная против наркомании, СПИДа. Однако в данной ситуации прием рекламы является не всегда эффективным противоядием, ибо рекламу у нас не любят, мало смотрят, переключая каналы. Более действенными являются программы телевидения, газетные статьи, в которых очевидцы рассказывают о своей тяжелой жизни. Использование наглядности является достаточно эффективным средством борьбы с нежелательными видами деятельности человека.

Наконец, это может быть дестабилизация – рассогласование или нарушение некоторых автономных форм поведения или деятельности.

Констатирующая информация выступает в форме сообщения и не предполагает непосредственного изменения поведения человека, хотя косвенно способствует этому. Сам характер сообщения может быть различным: мера объективности может варьироваться от нарочито «безразличного» тона изложения до включения в текст сообщения достаточно явных элементов убеждения.

Коммуникативный аспект речи включает в себя процесс приема, передачи и обмена информацией. Но возникает вопрос: в какой форме может быть представлена информация?

Наиболее распространенными видами информационных вы­ступлений являются: информация; объяснение, инструкция; объяв­ление; аннотация; лекция; доклад, сообщение; устный ответ; ав­тобиография.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных