Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Психологический аспект речи




 

В современном мире с его могучими техническими средствами информации роль устного слова - публичной речи весьма значительна.

Наряду со средствами массовой ин­формации устная публичная речь выступает как дей­ственное орудие просвещения, воспитания и управления в современном обществе.

В этом параграфе пойдет речь о психологических основах мастерства устного выступления, т.е. о том, что нужно знать о характерных чертах и законо­мерностях процесса публичной речи, о качествах лич­ности говорящего и особенностях аудитории, объектив­но влияющих на эффективность выступления, о взаи­модействии оратора и слушателей, - словом, обо всем, что может помочь ритору пони­мать внимающих ему и окружающих его, научить прослеживать судьбу слова не только в воздухе, но и в душах тех, к кому оно обращено.

Прежде всего, попытаемся установить, в чем же заключается удивительная сила и привлекательность живого слова? Как удалось публичной речи выдер­жать соревнование с современными техническими средствами массовой информации и не только сохра­нить, но и приумножить силу своего воздействия на людей?

 

Отвечая на этот вопрос, прежде всего, обратим вни­мание на известный приоритет живого слова в любом человеческом обществе. Известно, что человеческая речь возникла как звуковая, изустная речь, когда людям в процессе труда понадобилось что-то сказать)друг другу. Прошли тысячелетия, прежде чем человек, овладев звуковой речью, научился писать. Однако и сегодня мы неизменно сохраняем приверженность к устной речи, как родовому человеческому признаку. По подсчетам психологов, среди всех видов общения, в которые регулярно вовлечен современный человек, до двух третей времени приходится на его устные виды. И это не случайно звуковой язык - универсальное средство общения, непосредственно связанное с сознанием, и облекающее в материальную оболочку мысли человека. С его помощью можно выразить и пе­редать любое конкретное содержание, любую мысль. Он способен связать всех людей, говорящих на данном языке, что не всегда под силу языку письменному. Все другие средства общения являются надстройкой над звуковым языком и функционируют так или иначе через их «перевод» на звуковой язык.

Сила устной речи, прежде всего, заключается в ее эмоциональной напряженности, проникновенности, в способности передать тончайшие оттенки мысли и чув­ства, что, как правило, не под силу печатному слову. Интонация живой речи - это дополнительный «паралингвистический код» в системе общения, который имеет в своем распоряжении говорящий для воздейст­вия на аудиторию. Поэтому любому выступающему перед людьми, надо раз и навсегда глу­боко осознать, что главным каналом его связи с ауди­торией является звуковой канал. Слушателям практически безразлично, записана ли речь выступающего на бумаге, или перед ним только краткие тезисы, или вообще нет никаких записей. Его мысли, эмоции, чув­ства аудитория воспринимает только в их звуковом воплощении, только через звучащую речь.

 

Еще одним, дополнительным каналом связи говорящего с аудиторией является визуальный канал, или «кинесический код», т.е. совокупность мимики, жес­тов, движений. В человеческом общении мимика и жесты не менее естественны, чем речь и интонация. Они являются постоянным спутником реагирований чело­века, сообщающим средством. Жесты используются при описании, помогая, например, изобразить форму и размеры предмета. Жесты выражают чувства чело­века - радость, горе, изумление. Бывают жесты при­ветственные, указательные, подчеркивающие, усиливающие высказывание. В то же время жест - явление сугубо индивидуальное, его интенсивность зависит от темперамента человека и во многом определяет специ­фику индивидуального стиля оратора.

В целом же любое публичное выступление - это подвижный и многокрасоч­ный сплав языковых, интонационных, жестовых, ми­мических и иных средств выражения при высоком познавательном уровне содер­жания. Эти средства, дублируя и дополняя друг дру­га, делают речь избыточной, облегчают ее понимание и усиливают воздействие на аудиторию.

 

Но особенности и отличия устной речи от других видов общения этим далеко не исчерпываются, она имеет ряд своих, только ей присущих черт.

Любое устное выступление есть разновидность прямой коммуникации, когда между говоря­щим и аудиторией нет преград. Постоянно наблюдая аудиторию, оратор имеет возможность в любой момент оценить реальное состояние слушателей по их внеш­нему виду, вниманию, репликам или иным элементам поведения (обратная связь) и при необходимо­сти скорректировать свое выступление или предпри­нять какие то усилия для достижения поставленной цели. Легко представить, что выступающий по радио или телевидению лишен такой возможности.

Немаловажное достоинство непосредственного об­щения - его сравнительно точный адрес, когда выступающий заранее имеет более или менее ясное представление о составе будущей аудито­рии. Слово быстрее находит путь к сердцам людей, ибо он отлично знает интересы и настроения слушателей, об­становку, чувствует, какое слово и как нужно сегодня сказать.

 

В отличие от средств массовой информации живое общение имеет относительно интимный характер, давая возможность вести откровенный разговор с аудиторией о недостатках, трудностях, пережитках прошлого и путях их преодоления.

 

Хороший ритор отноше­ния с аудиторией строит как живое взаимодействие, не по принципу «я» и «они», а по принципу «мы». В ре­зультате возникает состояние эмоциональной индук­ции или «экспрессии чувств», когда не только содер­жание речи, но и чувства, эмоции, убежденность выступающего передаются слушателям. Это личное воздействие на аудиторию составляет еще одно важное отличительное свойство процесса жи­вого общения.

 

Психологические исследования показывают, что не­посредственный контакт с людьми, возможность на­блюдать аудиторию, следить за ее активной реакцией, слышать звуки собственного голоса - все это положи­тельно влияет на оратора. И как часто лектору, выступающему по радио или телевиде­нию, недостает как раз этого тепла человеческого об­щения!

 

Наконец, живое общение отличается большой опе­ративностью и простотой в своей реализации. Оно не требует каких-либо технических устройств (за исклю­чением микрофона в большом зале) или сложного обо­рудования.

 

Совершенно ясно, что знание перечисленных осо­бенностей публичной речи, умелый их учет в любом разговоре с аудиторией помогут ритору до­биться желаемого результата.

До сих пор мы говорили об отличии устной речи от средств массовой информации. Но, конечно, они ни в коей степени не являются конку­рентами, а, напротив, дополняют друг друга. Задача формирования и укрепления определенного миро­воззрения у людей требует привести в действие все каналы связи с массами, все формы речевого влияния, планомерности и целеустремленности в их координированном использовании. Соответственно любое публичное выступление необходимо рассматри­вать как звено в общей цепи таких средств, и успех ритора во многом зависит от того, насколько полно он опирается на результаты воз­действия других источников информации. Задача пер­вого сообщения о том или ином событии является, как правило, функцией радио, телевидения, газеты.

 

Устная речь наряду с информи­рованием людей обладают своей спецификой, своим преимуществом - возможностью непосредственного контакта с аудиторией, воздействия на всех и на каж­дого слушателя в отдельности, возможностью коммен­тирования, разъяснения и уточнения сведений, посту­пивших по каналам массовой информации.

Готовясь к выступлению, опытные риторы учитывают, что новости могут претерпеть определенные изменения в про­цессе межличностных контактов будущих слушате­лей. Действительно, прочитав газету, прослушав радио, посмотрев телепередачу, человек, как правило, стремится поделиться сво­ими впечатлениями с друзьями, знакомыми, близкими, сопоста­вить свое мнение с их мнением. В результате межличностных контактов собственные оценки могут измениться.

Средства массовой информации способны значительно рас­ширить сферу публичной речи, ее аудиторию.

 

В ходе дальнейшего анализа отношение «ритор - аудитория» полезно представить в виде системы управления. Управление человеком или коллективом принципиально, качественно отличается от управления технической системой или про­изводственным процессом хотя бы потому, что каждый человек обладает волей и сознанием, специфическими интересами и потребностями и его действия не явля­ются пассивной реакцией на управляющее воздейст­вие. Тем не менее, такое управление реально и необхо­димо, будучи одним из способов взаимодействия чело­века и общества.

В процессе своего выступления ритор стре­мится изменить состояние аудитории в соответствии с поставленной целью (проинформировать, убедить, ока­зать воспитательное воздействие и т.д.). Как уже от­мечалось, по каналам обратной связи, т.е. по внешне­му виду (внесловесный канал) или по репликам (сло­весный канал), оратор постоянно получает информацию о состоянии аудитории и соответствующим об­разом строит последующий разговор. Таким образом, в данной системе управления управляющим звеном является оратор, а управляемым - аудитория. При этом каждый слушатель так или иначе участвует в управлении, способствуя или препятствуя реализа­ции замысла выступающего. Вообще, публичная речь или беседа - это субъектно-субъектные отношения, предполагающие двустороннюю активность, в отличие от процессов труда и познания как субъектно-объектных отношений.

 

 

Контрольные вопросы для закрепления материала

1. Что в переводе с греческого обозначает «риторика»?

2. Поясните термин «элоквенция».

3. Дайте определения риторики. Чем они отличаются друг от друга?

4. Что понимается под ораторством?

5. Какие признаки науки объединяет в себе риторика?

6. Что собой представляет риторика как учебный предмет?

7. Что обозначает термин «речевая деятельность»?

8. Какое отношение речь имеет к общению?

9. Какова структура общения?

10. В чем заключается коммуникативный аспект речи?

11. Что понимается под коммуникацией?

12. Какие основные компоненты содержатся в процессе коммуникации?

13. Какие структурные элементы содержатся в модели коммуникации?

14. Что понимается под целью коммуникации?

15. Что понимается под мотивированностью коммуникативного аспекта речи?

17. Что собой представляют функции коммуникации?

18. Назовите типы отношений между участниками коммуникативного процесса.

19. Какие виды информационных вы­ступлений являются наиболее распространенными?

20. Расскажите о каждом моменте психологического аспекта речи.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных