Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Особенности монолога как одного из видов речевой деятельности




Традиционно исследования монолога как вида речевой дея­тельности занимают подчиненное положение в лингвистике. Дело в том, что диалогическая природа речи признается в лин­гвистической традиции одним из основных ее речевых свойств. Действительно, язык, определяемый, в частности, как сред­ство общения, кажется, не может быть употреблен, если акт употребления не предполагает сообщение о чем-либо какому-либо получателю информации (читателю или слушателю). В связи с этим диалогичность понимается как универсальный, родовой признак говорения, обусловленный самой природой коммуникативного акта.

В данном параграфе попытаемся обосновать прин­ципиальную значимость монолога как одного из типов речи, оформляющих различные по своей природе сферы коммуникации.

«Монологичность» - периферийное явление, оно иногда отно­сится к отдельной речевой сфере, например художественной, и рассматривается как структурный элемент целого текста, обла­дающего диалогической природой. Монолог также может рассматриваться как отрезок речи одного субъекта, не прерываемый другими субъектами, или как внут­ренняя речь. Во всех случаях монологизм трактуется как явление, подчиненное универсальной диа­логической природе речи и недостаточно существенное для оп­ределения ее родовых свойств.

Вместе с тем признание за монологизмом лишь условной зна­чимости с точки зрения коммуникативной природы языка - с определенной точки зрения может оказаться значительным ограничением, не позволяющим раскрыть ряд аспектов сущности речевой деятельности.

В.В. Виноградов указывает: «Монолог - это особая форма стилистического построения речи, тяготеющая к выходу за пределы социально-нивилированных форм семантики, синтагматики. Свободное владение формами монологической речи-искусство, хотя, как и всякое искусство, у отдельных субъектов оно может обращаться в трафарет. Конечно, и из диалога можно делать искусство, но для этого нужна особая направленность речи и подобранность собеседников. Для монолога же необходимы лишь творческая сила индивидуального своеобразия и соответствующая традиция общественно-бытовых форм речи».

 

Монолог, как отмечает В.В. Виноградов, имеет следующие особенности:

- монолог есть продукт индивидуального построения;

- он характеризуется последовательным изложением мыслей, что основано на логико-смысловых связях между предложениями;

- монолог характеризуется самостоятельным расположением речевых единиц;

- отличительная черта монолога – его непрерывность;

- монологическая речь характеризуется относительной развернутостью;

- большей произвольностью;

- меньшей зависимостью от собеседника.

 

Монолог, прежде всего, представляет собой текст как «продукт, результат речевой деятельности, произведение речи - устное или письменное» (по М.Р. Львову), как «некоторая законченная последовательность предложений, связанных по смыслу друг с другом в рамках общего замысла автора» (по Т.М. Николаевой). Исходя из этих определений, монологу свойственны такие особенности текста, как: единство темы и замысла, относительная законченность, внутренняя структура – синтаксическая (на уровне сложного синтаксического целого и предложений), композиционная и логическая, устное или письменное исполнение.

Отличительными признаками монолога – текста (по Л.М. Майдановой) являются:

1) Целостность.

Она создается наличием авторского замысла. Смысловое единство текста, то есть его целостность выявляется путем вычленения его основной мысли.

Изображение смысловой структуры монолога (по В.Д. Тункелю и Т.М. Дридзе), продиктовало следующее:

1. Главная мысль (цель сообщения).

2. Элементы общего содержания:

а) основные элементы:

- основной констатирующий тезис;

- разъяснение основного тезиса;

- аналитическая оценка ситуации;

б) второстепенные элементы:

- иллюстрации к тезисам;

- общий фон к цели сообщения.

При этом основной тезис развивает главную мысль, разъясняющий тезис развивает основной тезис, аналитическая оценка раскрывает значение или следствие ситуации, рассмотренной в монологе. Фон подводит к теме и часто заканчивается прямой формулировкой задачи выступления.

Итак, исходя из данной схемы, можно сказать, что в смысловой структуре монолога реализуется авторский замысел. В текстах творческого характера замысел понимается как:

1) требующая реализации в знаковой, удобной для передачи форме научная идея;

2) идеальная художественная модель (С.Х. Раппопорт), художественная концепция мира (М.Я. Поляков);

3) журналистская гипотеза (В.М. Горохов), возникающая в результате творческого акта.

Подчиненность всех компонентов монолога авторскому замыслу создает, таким образом, особое его качество – целостность.

Л.М. Майданова доработала предложенную Т. М. Дридзе схему и представила ее следующим образом:

- главная мысль (предмет речи + основной признак, ему приписываемый);

- общее содержание текста (см. таблицу 1):

 

Таблица 1

 

Основные элементы Второстепенные элементы (не входящие в логическую схему, но помогающие понять роль событийных и описательных элементов)
1. Констатирующий тезис (предикат главной мысли, ставший здесь субъектом мысли + новый признак) 1. Иллюстрации
2. Развивающий тезис (предикат предшествующего тезиса, ставший здесь субъектом мысли + новый признак) 2. Фон к цели выступления
3. Аналитическая оценка ситуации (ситуация, отраженная в констатирующем тезисе, + следствие из нее или признак, отражающий ее значение)  

 

 

При таком подходе в монологе выделяются система тезисов и комплекс иллюстрацийк этим тезисам.Систему тезисов называют логической схемой текста.

Целостность текста зависит от наличия логической схемы. Например, Л.М. Майданова выделяет несколько типов логических схем:

1) логическая схема описательного типа с основной мыслью «предмет А обладает основным признаком В» и констатирующими тезисами типа «признак В проявляется в…», «признак В объясняется…», «признак В приводит к следствию…»;

2) логическая схема событийного типа с основной мыслью «имеет (имело) место событие А» и констатирующими тезисами вроде «это произошло так», «это произошло потому», «это имеет такие следствия»;

3) логическая схема обобщающего типа, основная мысль при этом отражает какую-то закономерность, тезисы объясняют ее, а событийные и описательные элементы текста иллюстрируют. Таким образом, передается информация о новых предметах, событиях и проблемах, проявляющихся в обществе.

Разные газетные жанры и разные виды одного жанра выбирают и разрабатывают эти схемыпо-своему:

- заметка обращается к логическим схемам первых двух типов и дает минимальное развитие основной мысли, избегая тезисов с причинным значением и хроникальные заметки;

- репортаж использует событийную схему, по-особому передавая событие и в аналитической разновидности обращаясь к тезисам с причинным и следственным значениями;

- то же без репортажной разработки события можно сказать о корреспонденции;

- очерки, статьи, фельетоны могут иметь любую логическую схему.

2) Связность.

Связность проявляется в смысловой зависимости последующего предложения от предыдущего, для чего в языке выработались и формальные средства межфразовой связи (чистый и синонимический повтор, анафорические и катафорические местоимения).

«Связность определяется, - пишет А.А. Леонтьев, - на двух или нескольких последовательностях предложений, принадлежащих одному говорящему (в случае монологической речи) … Реципиент текста использует признаки связности как сигнал объединения соответствующих предложений в семантическое целое».

Как речевое образование монолог представляет собой не просто последовательность предложений. Это особого рода единство предложений, которое в силу специфических смысловых отношений между ними, возникающих внутри текста приводит к двум членениям материально – идеального текстового «пространства».

Во-первых, текст членится на логические единства - группы предложений, образующие функционально - смысловые отрезки монолога, такие, как повествование, описание, рассуждение.

Во-вторых, текст членится на части более мелкие, чем предложение, но возникающие именно в тексте.

Попробуем представить себе это на примере следующего связного текста:

 

Котята или щенки охотнее играют с детьми, чем со взрослыми. Но ягненку было пока не до игры. Его крохотные черненькие копытца скользили по полу, а в ногах не было никакой силенки. Ведь он как народился, не выпил еще ни грамма молока – откуда же взяться силенкам?

Приведенный текст, безусловно, можно охарактеризовать, как связный. Он начинается со сверхфразового единства (первые три предложения) и продолжается линейно-синтаксической связью предложений. Сверхфразовое единство - образец внутренней связности речи, характеризующейся одномодальностью высказывания (например:

 

Моя мать налила на чайное блюдце тёпленького молочка, окунула свой весь в коричневых трещинах палец и хотела, чтобы ягнёнок с её пальца начал пить молоко. Но палец ягнёнку не нравился. Чёрные шёлковые ворсинки на его рыльце измочились в молоке, а в рот не попало ни капли).

 

Линейно-синтаксическая связь предложений - пример внешней связности речи, создающейся за счет употребления предложений различной модальности. В понятие различной модальности включается отнесенность к различным типам речи: описанию, повествованию, рассуждению (например:

 

Ленточка была на месте, не было самого только Бишки. И то, что его никогда не будет, не могло уместиться в моём маленьком сознаньице. Потом я откуда ни возьмись представил, как ему отрезали голову, и покатился по полу в безутешных слезах).

Более подробно рассмотрим следующий пример:

 

Своеобразные ласки Бишки не досаждали мне в первое время. Но вот у него на лбу появились вроде бы два ореха. Потом орехи эти заострились, вытянулись, немного загнулись назад и вскоре превратились в крепкие изящные рожки.

Данный микромонолог взят из рассказа В. Солоухина «Бишка», на примере которого мы можем убедиться, что это микровысказывание является сверхфразовым единством.

Во-первых, оно включает в свой состав три предложения, первое из которых является самостоятельным. Второе предложение зависимо от первого и присоединяется к нему на основе местоименной замены (Но вот у него на лбу…). Третье предложение скрепляется со вторым с помощью повтора существительных (… два ореха. Потом орехи…). Цепочку предложений можно продолжить.

Во-вторых, в данном микровысказывании можно легко определить один тип модальности – это повествование.

 

Сверхфразовое единство обладает рядом структурных особенностей.

Подвергая качественному анализу связный текст, необходимо определить степень его спаянности. Показателем четкости границ, а тем самым спаянности текста является начало предложения.

Исследования групп предложений показывают, что сверхфразовое единство (или его еще можно назвать – микромонологическое высказывание, или просто микромонолог) может быть определено как группа предложений, первое из которых автосемантично, самостоятельно, а последующие синсемантичны, несамостоятельны. Показателями синсемантичности предложения являются обратный порядок слов, неполнота предложения, сочинительные союзы, указывающие на связь предложений, указательные местоимения, местоимения третьего лица. Критерием же структурной самостоятельности предложения является возможность исключения его из контекста. Количество предложений в сверхфразовом единстве в микромонологе колеблется, как правило, в пределах от трех до шести-семи. Но главное, что находящиеся в указанных пределах предложения должны относиться к одному типу речи (описанию, повествованию, рассуждению), и поэтому рядом стоящие предложения разной модальности единства не образуют.

 

Чтобы овладеть навыками свободного монологического высказывания на определенную тему, необходимо овладеть умениями создавать речевое произведение, то есть микромонологи: повествование, описание, рассуждение. Приведем примеры указанных текстов из газет:

 

Текст – описание.

Построить свой дом

Село Пронькино. Заметно молодеет оно. Появляются новые добротные дома. Сельчане сами их строят. Правление колхоза имени Фрунзе выделяет денежные ссуды, помогает транспортом, если есть возможность – строительными материалами.

За последние пять лет индивидуальными застройщиками возведено 20 домов. Село газифицировано, проложен водопровод. Имея просторное жилье, с удобствами, с надворными постройками, люди не стремятся уезжать из села.

А. Заляза

В описательных текстах предметы или явления изображаются путем перечисления характерных для них признаков. В начале или в конце описания дается представление о предмете или явлении в целом, основную часть составляют элементы описания - отрывки, раскрывающие отдельные стороны изображаемого. Элементы описания приводятся по определенной системе: в порядке их важности, в порядке последовательности расположения в пространстве и т.д. Данный тип текста имеет разновидности, например, описание художественное и научное, описание портрета, местности, события и пр.

Текст – повествование.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных