Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Особенности дебатов




 

Дебаты кроме несомненного общественного и гражданского имеют и большое обучающее значение. Дебаты способствуют фор­мированию у участников навыков аргументации, формируют уме­ние внимательно и целенаправленно слушать собеседника, анализировать высказанное устно мнение, учат корректно и проду­манно задавать вопросы, формулировать краткие и точные ответы на них, вести обсуждение в духе толерантности с соблюдением речевых, этикетных и этических норм. Участники дебатов учатся соблюдать регламент, отбирать главное, использовать приемы за­воевания и поддержания внимания аудитории. Они учатся находить оптимальную речевую форму для представления аудитории своих идей, практикуются в краткости и точности речи. Дебаты формируют уважительное отношение к оппоненту - лицу, разде­ляющему другую точку зрения.

В процессе подготовки дебатов участники учатся целенаправ­ленно подбирать материал по определенной теме, внимательно читать, конспектировать тексты, находить аргументы, работают над речевым оформлением высказывания, учатся продумывать и формулировать главные мысли своего выступления, располагать их в оптимальной последовательности.

Члены дебатной команды учатся распределять роли, поддер­живать друг друга, совместно анализировать проблему и находить наилучший вариант аргументации. Они подбирают сторонников, стараясь расположить зрителей в свою пользу, используют группу поддержки для совместного обсуждения проблемы и нахождения лучшего варианта аргументации. В ходе дебатов у членов каждой команды отрабатываются навыки совместного анализа новых ар­гументов оппонентов, умение приходить на помощь своему кол­леге по ходу дебатов.

Группа поддержки (несколько человек - добровольцев, помо­гающих каждой команде готовиться к дебатам) учится коллек­тивной мыслительной деятельности, приемам нахождения реше­ний, аргументации и анализу аргументов своих единомышленни­ков, прогнозированию аргументов оппонентов.

Зрители дебатов учатся слушать, выявлять и сопоставлять ар­гументы сторон, оценивать аргументированность высказываемых точек зрения» формулировать свое мнение по результатам об­суждения.

Очень эффективным представляется соревнование по дебатам между различными группами, факультетами, вузами. Рамки и форма дебатов, их подчеркнуто учебный характер, соревнова­тельный элемент делают дебаты исключительно эффективной комплексной формой риторической подготовки их участников. Для учебной практики дебаты представляются наиболее есте­ственной комплексной формой обучения публичному обсужде­нию проблем.

Важнейшая особенность дебатов заключается в том, что в их ходе не спорят, а высказывают свою точку зрения, приводя аргументы; выслушивают оппонента, не перебивая; задают оппоненту вопросы только на прояснение его позиции, не вступая с ним при этом в спор.

В дебатах по регламенту нельзя критиковать, использовать фразы: Я не согласен; Вы не правы; Это неверно и подобные, можно толь­ко ставить вопросы, а также приводить аргументы в поддержку своей точки зрения.

 

 

1.10.2.3.2 Подготовка дебатов

Подготовка к дебатам включает несколько этапов:

 

1. Определение темы (проблемы) дебатов.

На этом этапе участники совместно с дебатным тренером оп­ределяют интересующую их тему для дебатов. Список возможных тем (проблем) лучше предварительно предложить участникам, можно дать им возможность подумать, посоветоваться друг с дру­гом. Проблема для дебатов должна быть.

а) интересной для всех обучающихся;

б) общественно значимой, т.е. такой, решение которой так или иначе затрагивает конкретные интересы общества, отдель­ных людей,

в) такой, по которой общество разделяется во мнениях,

г) допускающей достаточно легко формулируемые разные точки зрения.

 

Приведем возможные темы для дебатов:

- Почему люди употребляют наркотики?

- Нужно ли платное образование?

- Нужна ли смертная казнь?

- Может ли свобода быть полной?

- Нужен ли суд присяжных? и др.

 

2. Формирование двух групп учащихся, имеющих сходные мне­ния по данной проблеме.

Тренер обобщенно формулирует две точки зрения по избран­ной проблеме: например, «Телевидение - это добро» и «Телеви­дение - это зло». Учащимся предлагается поднять руки - кто поддерживает одну точку зрения, а кто - другую. Это предвари­тельное деление, которое позволяет перейти к следующему эта­пу - формированию групп поддержки и команд.

 

3. Формирование команд для дебатов.

Выделенные на предыдущем этапе группы собираются и выбира­ют из своего состава капитана и члена команды (команда насчитыва­ет два человека). Тренер может и сам определить состав команды и назначить капитана, объявив остальных членов группой поддержки (лучше, чтобы группа поддержки не была большой – 3-5 че­ловек).

Задача группы поддержки - помогать в сборе аргументов, под­готовке вопросов и подготовке выступлений.

 

4. Определение тезисов для дебатов.

Это самый важный и трудный для участников этап подготовки. Тезис - это утверждение или отрицание, выражающее основную мысль, которую команда будет защищать в ходе дебатов. Каждая команда формулирует свой тезис, который она будет защищать. Здесь обязательна помощь тренера, который должен помочь каж­дой команде выбрать тезис для защиты.

Требования к тезису:

- соответствие теме;

- четкость формулировки;

- достаточная краткость;

- понятность слушателям;

- удобство для защиты (команда должна быть уверена, что у нее наберется достаточно аргументов, чтобы защитить этот тезис).

Например, выбрана тема: «Всегда ли правы взрослые?». Тезисы не обязательно должны быть взаимоисключающими, они могут просто раскрывать разные стороны проблемы, как то:

1) взрослые в отношении детей всегда правы;

2) взрослые в отношении детей не всегда правы;

3) взрослые правы тогда, когда они говорят о «взрослых» вещах;

4) взрослые в отношении детей всегда не правы;

5) взрослые правы тогда, когда они используют свои знания и опыт;

6) взрослые не правы, когда сердятся;

7) взрослые всегда считают себя правыми, потому что у них есть опыт и знания;

8) для детей опыт взрослых - не доказательство их правоты;

9) взрослые бывают правы, но дети это не всегда сразу пони­мают,

10) взрослые могут ошибаться так же, как и дети.

Важно, чтобы оба тезиса, сформулированные командами для защиты в ходе дебатов, были разными, раскрывали разные сторо­ны избранной для обсуждения проблемы. Тезис для защиты дол­жен быть достаточно обобщенным, поскольку, чем более обоб­щенный тезис избран для защиты, тем больше аргументов можно привести в его защиту.

Каждая команда знает тезис, который будут защищать их оп­поненты.

 

5. Подготовка команды к дебатам.

Определив тезис, каждая команда со своей группой поддерж­ки подбирает аргументы для защиты своего тезиса, готовит вы­ступления для дебатов и вопросы к оппонентам.

Участники дебатов (члены команды и группы поддержки) чи­тают литературу по теме, самостоятельно подбирают материал, собирают мнения своих товарищей, родителей, авторитетных для них людей; можно провести социологический мини-опрос.

Тренер может дать каждой команде некоторый раздаточный материал по теме, например газетные публикации по данному вопросу. Тренер должен поработать с каждой командой и ее груп­пой поддержки отдельно и помочь участникам подобрать аргу­менты к защищаемому им тезису.

Тренер стимулирует участников предлагать разные аргументы в поддержку избранного тезиса; все участники, включая членов группы поддержки, их записывают. Некоторые аргументы тренер может предложить участникам сам.

На завершающем этапе подготовки участники без тренера окон­чательно выбирают аргументы из собранных на предварительном этапе, располагают их в определенном порядке, распределяют аргументы между членом команды и капитаном, обдумывают, что вынести в заключительное слово, пишут тезисы своих выступле­ний (или полные их тексты - при отсутствии достаточной прак­тики дебатирования). Каждый аргумент должен быть четко сфор­мулирован, необходимо сопроводить его примером: эту работу участники проделывают самостоятельно.

Вариант проведения дебатов: обе команды готовят оба тезиса, а перед проведением дебатов по жребию определяют, кому какую точку зрения защищать (такова практика соревнований по деба­тированию в США: там на соревнованиях по дебатированию по жребию выбирают из 8 тем не только тему, но и тезис, который предстоит защищать команде).

 

 

Проведение дебатов

Приведем в качестве примера модель учебных дебатов. Американская модель была взята за основу, но модифицирована с учетом русских коммуникативных традиций и реальных условий российских учебных заведений. Модель приспособлена к регламенту одного академического часа, чтобы можно было провести дебаты и обсудить результаты деба­тов в течение 45 мин.

Обе команды сидят в президиуме перед слушателями. Слева по отношению к зрителям сидят члены первой команды - участни­ки № 1 и 2, рядом с ними - члены второй команды - участники № 3 и 4. Присутствуют зрители.

На столах стоят таблички с именами участников.

Дебатный тренер сидит среди зрителей так, чтобы все члены команд его видели. Он в процессе дебатов показывает выступаю­щим участникам оставшееся до истечения регламента время. Ни одного слова в ходе дебатов тренер не произносит. Регламент со­блюдается неукоснительно.

Тренер показывает оставшееся время при помощи пальцев: вы­брасываемые вверх пальцы означают, сколько минут осталось до истечения регламента у выступающего. Полусогнутый указатель­ный палец означает полминуты, выброшенный вверх кулак - время истекло. Участники обязаны внимательно следить за регла­ментом, они все время поглядывают на тренера и учитывают его указания.

Команды выступают с заранее подготовленными тезисами либо проводится жеребьевка, и команды определяют тезис, который они будут защищать, по жребию. Затем начинаются дебаты, которые открывает первая команда.

Капитан первой команды, выходя на трибуну, заявляет тезис своей команды, а член его команды после объявления тезиса встает и дополнительно записывает этот тезис на доске. Аналогично по­ступает вторая команда.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных