Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. Студент должен знать(иметь представление и использовать в практической деятельности): значение языка как инструмента организации любой человеческой




 

Студент должен знать (иметь представление и использовать в практической деятельности):

  • значение языка как инструмента организации любой человеческой деятельности;
  • роль языка в создании оптимальных форм общественных взаимодействий;
  • основные этапы развития, основные понятия и термины риторики как науки;
  • основные параметры коммуникации как специфической формы взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности;
  • структуру, этапы осуществления речевой деятельности, факторы, затрудняющие общение и повышающие его эффективность;
  • виды делового общения и стратегию эффективного речевого поведения в каждом из них;
  • стилистические и выразительные возможности языка;
  • правила и нормы ведения речи в разных видах словесности;
  • особенности ораторского искусства, этапы и виды подготовки ораторской речи;
  • особенности спора как коммуникативного события.

 

Студент должен уметь

  • дифференцировать стили и нормы речевого поведения;
  • использовать стилистические и выразительные возможности русского слова;
  • оценивать бытовую и деловую речь в устной и письменной форме, основные виды диалогов, корректные приемы ведения споров и дискуссий, ораторское красноречие, научную, философскую, историческую проза, речь массовой информации и др. с позиций эффективности и оптимальности в организации современной жизни общества и личности;
  • использовать собственную речь как средство и способ выражения личности, орудие общения и обучения;
  • классифицировать и идентифицировать виды делового общения, выбирать стратегию эффективного речевого поведения в каждом из них;
  • владеть ораторским мастерством, осуществлять подготовку к публичному выступлению, устанавливать контакт с аудиторией, учитывать особенности аудитории;
  • использовать доказательство, аргументацию и убеждение в споре, корректно опровергать позиции оппонента, классифицировать вопросы и ответы, эффективно и корректно задавать вопросы и давать ответы.

Студент должен владеть

  • стилями и нормами речевого поведения;
  • стилистическими и выразительными возможностями русского слова;
  • искусством убедительной, эффективной, подлинно украшенной, уместной и целесообразной речи;
  • стратегиями эффективного речевого поведения в каждом из видов делового общения;
  • риторическими умениями и навыками, методами изложения материала, приемами привлечения внимания аудитории;
  • основными формально-логическими законами, доказыванием и убеждением, способами опровержения и полемическими приемами.

 

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению подготовки 081100 Государственное и муниципальное управление:

а) общекультурные (ОК):

  • знанием законов развития природы, общества, мышления и умением применять эти знания в профессиональной деятельности; умением анализировать и оценивать социально-значимые явления, события, процессы; владением основными методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);
  • способностью и готовностью к диалогу на основе ценностей гражданского демократического общества (ОК-6);
  • способностью представлять результаты своей работы для других специалистов, отстаивать свои позиции в профессиональной среде, находить компромиссные и альтернативные решения (ОК-7);
  • владением основными способами и средствами информационного взаимодействия, получения, хранения, переработки, интерпретации информации, наличием навыков работы с информационно-коммуникационными технологиями; способностью к восприятию и методическому обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-8);
  • умением логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь; способностью к эффективному деловому общению, публичным выступлениям, переговорам, проведению совещаний, деловой переписке, электронным коммуникациям; способностью использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ОК-9);
  • способностью к работе в коллективе, исполняя свои обязанности творчески и во взаимодействии с другими членами коллектива (ОК-10);
  • способностью и готовностью к личностному и профессиональному самосовершенствованию, саморазвитию, саморегулированию, самоорганизации, самоконтролю, к расширению границ своих профессионально-практических познаний; умением использовать методы и средства познания, различные формы и методы обучения и самоконтроля, новые образовательные технологии для своего интеллектуального развития и повышения культурного уровня (ОК-13);
  • умением критически оценивать информацию, переоценивать накопленный опыт и конструктивно принимать решение на основе обобщения информации; способностью к критическому анализу своих возможностей (ОК-14);
  • владением навыками самостоятельной, творческой работы; умением организовать свой труд; способностью порождать новые идеи, находить подходы к их реализации (ОК-16);

 

 

б) профессиональные (ПК):

  • способностью применять информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности с видением их взаимосвязей и перспектив использования (ПК-26);
  • способностью анализировать, проектировать и осуществлять межличностные, групповые и организационные коммуникации (ПК-29);
  • умением общаться четко, сжато, убедительно; выбирая подходящие для аудитории стиль и содержание (ПК-30);
  • способностью к адекватной оценке поставленных целей и результатов деятельности (ПК-48);
  • владением методами самоорганизации рабочего времени, рационального применения ресурсов (ПК-49);
  • способностью оценивать свое место в технологии выполнения коллективных задач (ПК-50);
  • умением эффективно взаимодействовать с другими исполнителями (ПК-51).

Структура и содержание учебной дисциплины

 

Содержание учебной дисциплины

 

Введение.

Риторика как наука и учебная дисциплина. Возникновение и историческое развитие риторики. Классическая риторика. Схема риторического процесса (Цицерон).

Развитие риторики в средние века и в новое время в Европе и в России. Становление риторики как учебной дисциплины в России.

Расцвет и постепенный упадок риторики как науки о прозе (деловой, научной, ораторской) в XIX веке.

Судьба риторики как науки об ораторском искусстве и как учения о прозе в XX веке в России. Возрождение научного и общественного интереса к риторике в 70-е гг. XX в.

Предмет, содержание, задачи современной риторики как научной дисциплины и учебного предмета. Структура курса и соотношение его с другими областями знаний.

Деловая риторика как наука об убедительной и эффективной речи в различных ситуациях делового общения.

 

Деловое общение. Основные характеристики. Речевая деятельность. Технология эффективной речевой коммуникации. Психологические типы. Виды делового общения. Конфликт в деловом общении.

Понятие «общение». Общение как сложный процесс взаимодействия людей. Полисистемность и многогранность явления. Междисциплинарный характер понятия. Соотношение терминов «общение» и «коммуникация».

Коммуникация как специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности.

Функции общения: информативно-коммуникативная (прием и передача информации); регулятивно-коммуникативная (взаимная корректировка действий в процессе совместной деятельности); аффективно-коммуникативная (передача эмоционального отношения).

Речевая деятельность. Процессы образования речи и ее восприятие, коммуникативные установки, связь между высказыванием, говорящим и речевой ситуацией, факторы, затрудняющие общение и повышающие его эффективность, отношение речевой деятельности к другим видам деятельности человека. Социальный характер речевая деятельность. Речемыслительная, модальная, эмоциональная, интенциальная, когнитивная сферы речевой деятельности.

Структура речевой деятельности. Речевая ситуация. Этапы осуществления речевой деятельности.

Бытовое и деловое общение. Другие классификации общения: контактное-дистантное (по положению в пространстве и во времени); непосредственное – опосредованное (по наличию/отсутствию какого-либо опосредующего «аппарата»); устное – письменное и др.

Коммуникативный кодекс. Коммуникативная цель и коммуникативное намерение. Критерий истинности (верность действительности) и критерий искренности (верность себе). Принцип кооперации Г.П. Грайса ипринцип вежливости Дж. Н. Лича. Принципы эффективной коммуникации. Факторы благоприятного климата речевого общения. Основные приемы правильного слушания, (И. Атватер).

Психологические основы коммуникативной деятельности.

Характеристика психологических особенностей собеседника. Типология темперамента; сенсорная типология; психогеометрическая типология; психологические типы по К. Юнгу.

Виды делового общения.

Беседа как вид делового общения. Бытовые и деловые беседы. Официальные и неофициальные деловые беседы. Особенности деловых бесед. Кадровые беседы. Прием на работу, увольнение, перемещение по должности. Дисциплинарные беседы. Нарушение трудовой дисциплины; уклонение от правил работы организации. Проблемные беседы. Решение конфликтных ситуаций. Организационные беседы. Технология выполнения заданий. Творческие беседы. Выработка концепции, обсуждение проектов, заданий. Прием посетителей (сотрудников, коллег родственных структур, посторонних граждан).

Переговоры как вид делового общения. Классификация переговоров. Подготовительный этап переговоров. Оптимальная модель процесса переговоров. Типы совместных решений. Тактические приемы.

Презентация как вид делового общения. Виды деловой презентации.

Разговор по телефону как вид делового общения. Структура разговора по телефону. Основные требования, предъявляемые к разговору по телефону. Правила ведения телефонного разговора.

Конфликт в деловом общении. Типология конфликтов. Причины возникновения конфликтов. Структура конфликта. Динамика конфликта. Стратегия поведения в конфликтной ситуации. 2 ч.

 

3. Культура речи. Литературный язык – основа культуры речи. Основные качества речи. Изобразительно-выразительные средства языка. Речевой этикет.

 

4. Публичное выступление. Ораторское искусство как социальное явление. Особенности ораторского искусства. Овладение ораторским мастерством. Риторические умения и навыки. Подготовка к публичному выступлению. Этапы подготовки ораторской речи. Виды подготовки. Композиция публичного выступления. Методы изложения материала. Приемы привлечения внимания аудитории. Оратор и аудитория: контакт с аудиторией, учет особенностей аудитории.

 

7. Искусство спора. Спор, дискуссия, полемика. Характеристика понятия «спор». Классификация споров. Основные требования культуры спора. Поведение участников спора. Доказательство и аргументация в споре. Основные формально-логические законы. Доказательство как логическая операция. Структура доказательства. Виды доказательства. Логические ошибки в доказательстве. Доказывание и убеждение. Доводы в споре. Опровержение позиции оппонента. Способы опровержения. Полемические приемы. Ответы на вопросы. Классификация вопросов. Виды ответов. Уловки в споре.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных