Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Значение слова «РИТОРИКА». О частной и общей риторике




ВВЕДЕНИЕ

«Поймите меня правильно», - не правда ли, мы часто произносим эту фразу, а слышим, пожалуй, еще чаще. Что она значит? Если нас поняли неправильно, может быть, нас просто не поняли? Ан нет. Если нас не поняли, не разобрали наших слов или что-то еще помешало уловить смысл нашей речи, нас скорее всего просто переспросят – и все будет в порядке. Гораздо хуже будет, если нас поймут неправильно, т.е. уловят в наших словах тот смысл, какой мы и не думали в них вкладывать. Стоп-стоп, но слова-то были – наши! Мы их сами произнесли! Так кто же виноват, что нас поняли неправильно?

Это пособие предназначено для тех, кто хочет быть правильно понятым и при этом не хочет перекладывать ответственность за это понимание на плечи своего собеседника. Содержание пособия никоим образом не претендует на полноту изложения такой сложной и разнообразной науки, как риторика, но, учитывая возрастающий в нашем обществе интерес к риторической проблематике, новизну методов анализа риторических произведений и разнообразие самих риторических текстов, авторы выражают надежду на то, что потребность читателя в актуальной, нетривиальной и доступно изложенной информации будет удовлетворена.


ЧАСТЬ I. РИТОРИЧЕСКАЯ РЕЧЬ В СИСТЕМЕ ВИДОВ РЕЧИ

Значение слова «РИТОРИКА». О частной и общей риторике

Слово « РИТОРИКА » в русском языке имеет три значения:

1. Теоретическая дисциплина, наука о природном красноречии и об ораторском искусстве.

2. Набор правил ораторского искусства, систематизация действий красноречивых людей и ораторов, т.е. учебная дисциплина.

3. Злоупотребление ораторским искусством.

В античном мире риторика определялась как наука о построении целесообразной и уместной речи. Риторическое учение содержало три части:

1) учение о человеке как о языковой личности, о речевых отношениях между людьми;

2) учение о действенности речи, включающее в себя характеристику речей по их цели и по их отношению ко времени;

3) учение об отношении человека к процессу речи, т.е. о построении речи.

Последняя часть представляет собой общую риторику. Помимо нее русская традиция выделяет еще и частные риторики, специально исследующие и описывающие прозу, ее виды и разновидности. Эта традиция восходит к М.В. Ломоносову.

В античной школе риторика завершала систему образования и воспитания. Потому что прежде чем обучать ребенка, подростка, юношу технике и технологии воздействия на людей с помощью речи, надо было воспитать в нем нравственную личность, такую личность, которая безусловно не попытается использовать это опасное оружие во вред другим людям. Поэтому учение о «человеке говорящем» входило в риторику как полноправная, если не важнейшая часть ее. «Человек говорящий» обладает тремя средствами воздействия на людей: этосом, логосом и пафосом.

Под «этосом» (ср. «этика») понималось отношение человека к другим людям, его добрая воля, нравственные принципы.

«Логос» (ср. «логика») – разум человека, его знания.

«Пафос» – это чувство, но не следует понимать под этим стихию эмоций. Нет, пафос – это чувство упорядоченное, «наведенное», вызванное у слушателей искусным оратором. Пафос тесно связан с этикой оратора. Поэтому проблемы риторики нельзя отделить от проблем этики, ибо такие чувства, как страх, злоба, зависть, не требуют ораторского искусства, рождаются без каких бы то ни было усилий со стороны оратора, а вот чтобы побудить аудиторию к милосердию, великодушию, оратор должен прежде всего отчетливо представлять себе этические воззрения слушателей.

Любое общество полиэтично. Не является исключением и наше. Неучет этого обстоятельства – одна из важнейших причин риторических неудач.

 

Вопросы и задания для самопроверки

1. Придумайте контексты для разных значений слова «риторика».

2. Что такое «этос» и какова роль этой категории в риторике?

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных