Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 1. Понятие и сущность судебной риторики. Судебное красноречие.




 

Дипломат, юрист, педагог и проповедник озабочены в сущности одной и той же проблемой: как в рамках своей деятельности так овладеть профессиональным мастерством, чтобы быть риторически убедительными, чтобы люди подчинились бы его речи. Впрочем, невозможно указать профессию, которая не была бы так или иначе связанной с речью, потому что всякое дело требует словесной организации.

Какой же должна быть хорошая и эффективная речь? В чем заключаются трудности сегодняшнего общения (от речи в семье до политической и судебной речи)? Можно ли научиться говорить убедительно? Ответы на эти вопросы призвана дать риторика - искусство убедительной речи, наука о целесообразном и эффективном построении речевого общения. Определить риторику можно и так: риторика - филологическая дисциплина, изучающая отношение мысли к высказыванию. Общая риторика изучает методы правильного построения аргументации.

Классические определения риторики. Обратимся к классическим определениям риторики, тем более, что любое такое определение остается актуальным и сопоставимо с современной речевой практикой.

«Определим риторику как способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета» (Аристотель. IV вв. до н.э.). Всякий человек старается развить эту способность, чему и служит искусство риторики, наше стремление обобщить как опыт науки, так и личный опыт для того, чтобы знать способы и приемы убеждения.

Аристотель дает определения причин и качеств трех видов риторики, так как существует столько же родов слушателей. Речь слагается из трех элементов: из оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается; оно-то и есть конечная цель всего (слушатель). Слушатель является любым простым зрителем либо судьей, и притом судьей или того, что уже совершилось, или же того, что может совершиться. Примером человека, рассуждающего о том, что имеет место быть, может служить член народного собрания, а рассуждающего о том, что уже было,- член судилища; человек, обращающий внимание только на дарование оратора - простой зритель.

Таким образом, существует три рода риторических речей: совещательные, судебные и эпидейктические. Дело речей совещательных - склонять или отклонять, потому что люди, которым приходится совещаться в частной жизни, как и ораторы, произносящие речи публично, делают одно из двух: или склоняют, или отклоняют.

Что же касается судебных речей, то их дело - обвинять или оправдывать, потому что тяжущиеся всегда делают непременно что-нибудь одно из двух: или обвиняют, или оправдываются.

Дело эпидейктической речи - хвалить или порицать. Что касается времени, которое имеет в виду каждый из указанных родов речи, то человек, совещаясь, имеет в виду будущее: отклоняя от чего-нибудь или склоняя к чему-нибудь, он дает советы относительно будущего.

Человек тяжущийся имеет дело с прошедшим временем, потому что всегда по поводу уже свершившихся событий один обвиняет, а другой - защищается.

Для эпидейктического оратора наиболее важным представляется настоящее время, потому что всякий произносит похвалу или критикует.

Обратим внимание на всеобщность риторики, распространяющуюся на множество предметов.

«Риторика есть художество, яже учит слово украшати и увещевати (в переводе с древнерусского: «искусство, которое учит украшать речь и убеждать»). Таково определение Николая Спафария, переводчика Посольского приказа, сделанное им в 1672 г. Оно восходит к классическому древнеримскому пониманию риторики, записанному у основателей европейской риторики Цицерона и Квинтилиана: Rhetorics est ars recte et ornate dicendi - риторика есть искусство хорошо и украшенно говорить. Отсюда и разовьется в будущем термин «красноречие. Таким образом, мы вплотную подошли к непосредственному пониманию того, что есть риторика как искусство.

Вопрос же о том, что такое «украшенная речь» и что такое подлинная красота речи и всякая ли красивая речь убедительна - вопрос особый, которому будет уделено особое внимание в этом учебнике.

«Риторика есть хитрость добре глаголати» (искусство хорошо говорить и писать. Старообрядческая риторика, рукопись конца XVII века.). Хотя традиционная риторика обучала устной монологической речи, обучение всегда предполагало умение писать речи. «Перо - наилучший наставник красноречия», - замечал Цицерон, обсуждая трудности обучения ораторскому искусству. Для риторики в правоприменительной практике, собственно нашем предмете, технологии подготовки письменной речи более чем важны.

«Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнении». (М.В. Ломоносов «Краткое руководство к красноречию» М., 1747.) Думается определение, данное М.В. Ломоносовым, как нельзя точно и лаконично показывает главную задачу оратора в судебной практике. «Кто в ceй науке искусен, тот называется ритор» - вот мнение отечественного гения XVIII столетия.

Характерно, что расцвет отечественной риторики начинается после реформ Александра Второго. В частности, судебная реформа, сделавшая суды гласными, дает толчок развитию ораторского искусства в судопроизводстве.

«Красноречие есть способность выражать свои мысли и чувствования на письме или на словах правильно, ясно и сообразно с целию говорящего или пишущего» (А.Ф. Мерзляков. Краткая риторика, или правила, относящиеся ко всем родам сочинена прозаических. М., 1804). Как видим, в риторике разрабатывается не просто речевое выражение, но выражение с помощью речи «мыслей и чувствований», поэтому специальные разделы науки должны посвящаться «идеям» или содержанию речи, а также учению о «страстях» или речевых эмоциях. «Предмет риторики есть речь. Речь есть устное или письменное выражение наших мыслей на словах или на письме.» (К.П. Зеленецкий. Общая риторика. Гимназический курс. Спб., 1850.). Представьте, как должен быть велик и объемен предмет науки, если он включает все, о чем вы говорите или пишите, все, что вы читаете или слышите. То есть предмет науки - речь во всем её многообразии.

Содержание риторики в XX веке, по существу, не изменилось, но обогатилось новыми концепциями и идеями, нередко представляя хорошо забытое старое в рамках новых дисциплин культуры речи, практической стилистики, психологии общения других.

В сущности, риторика конца XX века должна восстановить (в переработанном виде) «хорошо забытое старое». Прежде всего, это изучение специфики речевого общения: как организуются правила всякой речи и каковы отдельные составляющие компоненты речевой коммуникации, в частности - судебной или иной дискуссии. Это - предмет судебной риторики.

Называя (вслед за Аристотелем и Квинтилианом), три известных в древности рода красноречия, М.В. Ломоносов заметил, что судебного распространения в России не было. Еще раз необходимо напомнить, что так было вплоть до реформы 1864 г., которая заложила новые принципы судопроизводства. Слушание дел стало гласным, в процесс ввели прокурора, адвоката, присяжных заседателей (судьи-непрофессионалы). Суд стал местом публичных заседаний, полем словесных битв чинов прокуратуры и защитников. Громкие судебные процессы привлекали на свои заседания широкую публику, они стали освещаться в печати. Появилась плеяда блестящих судебных ораторов, таких как В.Д. Спасович, К.И. Арсеньев, К.Ф. Хартулари, Ф.Н. Плевако, А.И. Урусов, П.А. Александров, В.И. Жуковский, С.А. Андреевский, П.Я. Пассовер, Н.П. Карабчевский, А.Ф. Кони.

По мнению А.Ф. Кони, начиная со второй половины XIX в. сложились определенные типы русского обвинителя и русского защитника. Основные черты первого - «спокойствие, отсутствие личного озлобления против подсудимого, опрятность приемов обвинения, чуждая к возбуждению страстей и искажению данных дела, и, наконец, что весьма важно, полное отсутствие лицедейства в голосе, в жесте и в способе держать себя на суде».

Идеального защитника А.Ф. Кони характеризует следующим образом: «Он не слуга своего клиента и не пособник ему в стремлении уйти от заслуженной кары правосудия. Он друг, он советник человека, который, по его искреннему убеждению, невиновен вовсе или вовсе не так и не в том виновен, как и в чем его обвиняют».

Судебная речь призвана оказать целенаправленное и эффективное воздействие на суд, способствовать формированию убеждения судей и присутствующих в зале суда граждан. Обычно выделяют прокурорскую (или обвинительную) речь и адвокатскую (речь защитника). Судебные речи талантливых русских юристов пронизаны глубоким психологизмом, поскольку ораторы старались воздействовать на чувства присяжных заседателей и слушателей. В настоящее время доказательная сторона судебной речи приобретает гораздо большее значение, чем психологический анализ.

Судебный процесс - это разбирательства гражданского или уголовного дела, исследование всех материалов, связанных с ним, которое происходит в обстановке поисков истины, борьбы мнений процессуальных оппонентов. Его конечная цель - вынести законный и обоснованный приговор, для того чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к ответственности и осужден.

Выяснить, доказать, убедить - три взаимосвязанные функции, определяющие форму и содержание судебной речи.

Риторика, как и языкознание, относится к кругу семиотических наук (см. работы В.Н.Топрова, Ю.М.Лотмана). Стилистика и культура речи представляют собой обособившиеся и самостоятельно развивающиеся подразделы старой риторики. Проблематика ряда других дисциплин, филологических и нефилологических, пересекается с проблематикой риторики. Таковы: синтаксис сверхфразовых единств и лингвистика текста, лингвистическая теория экспрессивности, лингвистическая теория прозы, но также логические науки, особенно современные неклассические логики, психолингвистика, психология памяти и эмоций и др.

К кругу традиционных риторических дисциплин относятся эристика, диалектика и софистика. К дисциплинам неориторического цикла относят лингвистическую теорию аргументации, исследование коммуникации, общую семантику (general semantics), структурную поэтику, литературоведческий анализ текста в рамках направления new criticism и др.

Цель изучения курса «Судебная риторика» состоит в том, чтобы научить студентов правовых специальностей правильно излагать свои мысли, формулировать выводы по существу рассматриваемых вопросов, не бояться выступать перед аудиторией, владеть ее вниманием, уметь убеждать в правильности своих доводов, знать оптимальную структуру судебной защитительной и обвинительной речи.

Изучение судебной риторики дает будущим юристам хорошие перспективы в юридической деятельности, в частности, в ведении того или иного дела. Будущий юрист, изучив судебную риторику в состоянии владеть:

- любыми видами речевых действий (подготовка доклада, чтение лекций, участие в учебных судебных разбирательствах и т.д.);

- умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

- навыками активного использования приемов элоквенции, придающих речи яркость, экспрессивность, с целью совершенствования своего ораторского мастерства;

- навыками корректного ведения спора или дискуссии;

- умением налаживать контакт с любой аудиторией, учитывая ее особенности и интересы, импровизировать в любой ситуации;

- основами яркого и убедительного выступления в суде и аргументации;

- знаниями о структуре судебной речи;

- убеждать и внушать доверие в рамках судебной полемики;

- приемами убеждения и опровержения речи;

- нормами работы с профессиональными терминами;

- возможностями своего голоса, техникой речи: дикцией, силой и диапазоном голоса, дыханием, интонацией;

- невербальными средствами воздействия: жестами, мимикой, позой оратора;

- основами правильного построения вопросов.

Прокурора и адвоката, выступающих в судебных прениях, называют судебными ораторами.

Слово оратор заимствовано в XVIII в. из латинского языка (лат. orator – от orare – говорить, излагать). Первое его значение – «тот, кто произносит речь», «лицо, произносящее речь». В этом значении слово употребляется как термин: прокурор и адвокат, защищая или оспаривая права истца и ответчика в гражданском процессе и поддерживая государственное обвинение или защищая права подсудимого в уголовном процессе, выполняют свою функцию в соответствии с процессуальным положением в судебном разбирательстве. Роль оратора в этом понимании слова сводится к выполнению действий, предусмотренных процессуальным законом: проанализировать, дать правовую оценку.

У слова оратор есть еще второе значение: «тот, кто обладает даром произносить речь, красноречием». Это не только говорящий человек, но человек, умеющий говорить перед аудиторией. Он знает, как привлечь внимание слушателей, потому что он мастер; он владеет ораторским искусством; он любит свое дело. Оратор – это человек, глубоко изучивший тему выступления, материалы дела и свободно владеющий ими; человек, который умеет четко и определенно сформулировать тезис выступления, составить рабочий план; человек, который логично, ясно, убедительно излагает материал.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных