Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ. Аллегория- иносказание, один из видов тропов: отвлеченная мысль передается через конкретный, отчетливо представляемый образ.

Аллегория - иносказание, один из видов тропов: отвлеченная мысль передается через конкретный, отчетливо представляемый образ.

Аллитерация – повторение однородных согласных, придающее речи, литературному тексту, обычно стиху, особую звуковую и интонационную выразительность.

Амплификация – нагнетание в тексте, в речи, синонимических тропов, или повторяющихся однородных конструкций, слов.

Аналогия – сходство между предметами, прием убеждения, доказательства.

Анафора – повторение одного и того же слова в начале следующей синтагмы: «Пусть удалятся бесчестные. Пусть они отделятся от честных…»

Антитеза – фигура речи, сопоставление или противопоставление контрастных понятий, положений, образов: «Я царь – я раб, я червь – я Бог!»
(Г. Державин).

Антифразис – употребление слова или выражения в противоположном смысле; обычно используется для создания иронии, выражения отрицательной оценки: «Откуда, умная, бредешь ты голова?» (А. Крылов).

Антономазия – описательное обозначение какого-либо лица, а также вообще замена имени собственного описательным выражением: «Берег туманного Альбиона» вместо «Англия».

Ассонанс – созвучие гласных звуков, особенно в неточных рифмах: «огромность – опомнюсь», «грусть – озарюсь» (В. Маяковский).

Гипербола – образное выражение, намеренное преувеличение.

Градация – употребление близких по смыслу слов с ослаблением или нарастанием значения: «Его осуждает весь город, вся страна, весь народ…»

Инверсия – перестановка слов в предложении, несущая смысловой акцент.

Интонация – ритмико-мелодическая сторона речи, чередование повышений и понижений, интенсивности голоса и его тона.

Ирония – стилистический прием (троп), отрицание или осмеяние, притворно облекаемые в форму согласия или одобрения, когда истинным смыслом высказывания оказывается не прямо выраженный, а противоположный.

Каламбур – игра слов, шутка, основанная на комическом обыгрывании звукового сходства разнозначащих слов или словосочетаний: «Оптимистенко: «У вас есть заключение?». Просительница: «Нет, батюшка, нельзя ему заключение давать... А я чего, батюшка, кушать-то буду?»

Когезия – особые виды сцепления, связи, обеспечивающие последовательность и взаимозависимость отдельных частей ораторской речи, которые позволяют глубже проникнуть в ее содержание, понять и запомнить ее отдельные фрагменты, расположенные на некотором расстоянии друг от друга, но в той или иной степени связанные между собой.

Конвергенция – концентрация изобразительно-выразительных средств в каком-либо фрагменте текста.

Литота – один из тропов, образное выражение, содержащее преуменьшение размера, силы, значения при характеристике какого-либо явления.

Метафора – перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основе признака, общего для обоих сопоставляемых членов: «говорливая волна», «бронза мускулов».

Метонимия – замена одного слова другим на основе связи их значений по смежности («театр рукоплескал» - вместо «публика рукоплескала»).

Обманутое ожидание – сцепление или градация с нарушением в конце.

Оксюморон – соединение в одно словосочетание слов с противоположным значением: «слепящая тьма», «живой труп».

Парцелляция – расчленение высказывания на два и более интонационно обособленных отрезка.

Пафос – одно из трех оснований риторики в античном мире: этос - этическое начало, логос - словесное, мыслительное начало, пафос - эмоциональное начало. В риторике учение о пафосе исследует эмоциональное воздействие речи.

Перифраза (перифразис) – троп, замена какого-либо слова описательным оборотом; например, «четвероногий друг» вместо «собака».

Плеоназм – (от греч. - излишество) употребление слов, излишних для смысловой полноты высказывания. Например, в словосочетании «своя автобиография» уже содержится понятие «своя». В ряде случаев плеоназм сознательно используется для эмоционального усиления эффекта высказывания или для создания комического эффекта: «масло масленое», «вода мокрая».

Проспекция – один из элементов речи, относящих содержательную информацию к тому, о чем будет говориться в последующих частях выступления.

Ретроспекция – форма речевого выражения, отсылающая слушателей к предшествующей содержательной информации.

Риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа. Средство эмоциональной выразительности в ораторской речи.

Синекдоха -вид метонимии, название части (меньшего) вместо целого (большего), или наоборот :: «Пропала моя головушка»вместо«Я пропал».

Сравнение – образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, явлений или состояний, имеющих общий признак.

Сцепление – повтор сходных элементов в сходных позициях.

Топ – общее место, рассуждение на общую тему, которое может быть использование в различных речах. Также – универсальное положение, не требующее доказательств.

Тропы - слова или обороты речи, употребленные в переносном значении с целью выразительности: эпитеты, метафоры, сравнения, гиперболы, перифразы, аллегории, олицетворения и пр.

Умолчание - стилистическая фигура, заключающаяся в том, что начатая речь прерывается в расчете на догадку читателя-слушателя, который должен мысленно закончить ее.

Фигуры речи – изменение формы выражения на уровне высказывания. Конструкции, способствующие выразительности речи: анафора, эпифора, параллелизм, антитеза, градация, инверсия, эллипсис, умолчание, риторические вопросы, обращения и восклицания, многосоюзие, бессоюзие и др.

Фрейм – модели, трафареты, по которым распознаются знакомые образы.

Лингвистический фрейм – общая модель описания чего-либо. Аргументация с опорой на фрейм предполагает апелляцию к эмоциональной памяти, в которой хранятся образы различных социальных реалий.

Эвритмия – достижение гармоничного ритма речи (хороший синтаксис, уравновешенные, правильно организованные предложения).

Эвфония – благозвучие, достижение приятного звучания за счет правильного подбора и сочетания звуков.

Эллипсис – фигура убавления, состоящая в пропуске сказуемого (реже другого члена предложения), которое может быть восполнено без знания контекста. Эллипсисы делают речь динамичной, вследствие чего они часто используются в лозунгах.

Эпитет -образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета (явления) в виде скрытого сравнения («чистое поле», «парус одинокий»).

Эпифора – фигура прибавления, состоящая в повторе слов в конце смежных отрезков речи: «Несут ему воду, спасает его вода, сладка ему вода».

Этикет ораторской речи – порядок речевого поведения, употребления общепринятых речевых форм.

Этос - одно из трех оснований риторики в античном мире: этическое, нравственно-философское начало (логос - словесно-мыслительное начало, пафос - эмоциональное начало).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Метою роботи є аналіз композиційного моделювання спортивної преси України на основі журналів «Футбол» та «Ринг».


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных