Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Аспекты исследования событийности в СМИ




В типологии языков, а также в логике и философии

понятие «событие» играет в последние годы очень

важную роль. Иногда в качестве отдельной области

исследования выделяют «семантику события», грамматику события или «эвентологию», т. е., «событиелогию» имея в виду закономерности высказываний о событиях

в обыденном языке и в научном, особенно гуманитарном, дискурсе. Исследование событийности в СМИ междисциплинарно и обладает среди прочего следующими аспектами;

1. Языковой аспект, которым занимаются лингвистика текста, лингвистика дискурса, лингвистика разговорной речи и т. п.

От СМИ мы ожидаем в первую очередь сообщений

о новостях. Это типовое ожидание, отличающее СМИ от художественной литературы. Объективность сообщения определяется только в социальном взаимо

 

 

действии людей: фактическая ценность сообщения зависит от того, каков спрос на соответствующие фак­ты и как эти факты подаются.

Сообщения являются результатом интерпретации и сами интерпретируются. Интерпретация текста пред­полагает определенный уровень «культуры чтения». Исследование такой культуры учитывает отношения между восприятием СМИ и индивидуальными осо­бенностями каждого потребителя этих СМИ, с одной стороны, и между самой системой СМИ и «обыденным миром» каждого из участников такого взаимодей­ствия — с другой. Благодаря особенностям такой си­стемы восприятия язык СМИ и обладает «воздейству­ющей функцией» [Володина, 2003. С. 23].

2. С психологической точки зрения создатель ново­стей выстраивает свои сообщения вокруг некоторой

главной фигуры:

— выбирая события, заслуживающие упоминания и пользующиеся в обществе спросом;

— уместно подавая эти события, что — помимо осведомленности в фактах и языкового мастерства — предполагает еще и способность посмотреть на свое сообщение глазами потенциального читателя.

Эти два вида деятельности и составляют искусство журналиста, учитывающего, что в сообщении в первую очередь эмпатизируют главной фигуре, а поэтому важ­но не только уместным образом выбрать такую фигуру, но «нарядить» ее в соответствии со вкусами читателей. В семиотике одежды эта область очень переменчива: в моду входят то длинные, просторные одеяния, то корот­кие. Подобное происходит и в семиотике сообщений: не всегда «чем короче — тем лучше». Например, краткость (вместо ожидаемого развернутого, с многочисленными деталями) сообщения о бракосочетании кинозвезды или принцессы является по-своему знаковой и означает нежелание (чаще всего главных героев) предавать широкой огласке сам факт этого события или нежеланность события как такового.

Наиболее действенны тексты сообщений, активи- зирующие в читателе чувство сопричастности — то, что можно исследовать только психологическими методами 3. И преподнесение событий, и истолкование со­общений о них опираются на культурные традиции и читателей, и авторов сообщений. Исследованием этого аспекта занимаются этнология и культурология.

Можно выделить когнитивные и эмоциональные аспекты такого преподнесения. С когнитивной точки зрения культурообусловлен сам набор событий, заслу

 

 

 

живающих упоминания. С другой стороны, эмоциональ­ное сопровождение варьируется от культуры к культу­ре. То, что вызывает восторг в одной культуре, в другой может быть принято с удивлением или даже негодова­нием. Так, сообщение о наличии двух жен у известного деятеля в мусульманском обществе вряд ли вызовет ту же реакцию, что и у европейского обывателя.

Эмоциональный аккомпанемент весьма непостоя­нен даже в рамках одной культуры, поскольку зависит еще от массы различных факторов, которые можно будет выявить только в результате дополнительного исследования. Различно и соотношение когнитивного и эмоционального в СМИ.

Любопытное сочетание когнитивного и эмоцио­нального аспектов представлено в так называемом «эмоциональном автостопе», или «эмоциях напрокат» (английский термин emotional hitch-hiking). Это чув­ства, вызываемые эмоциональной жизнью известных людей.

Близкий эмоциональный контакт устанавливается из-за эмоционального дефицита в обществе, в котором массовые события важнее, чем жизнь и личность от­дельных (менее известных) персон. Нормальные дру­жеские отношения между знакомыми людьми переста­ет замечаться и переживаться как самоценность: им необходим еще ореол престижности. Разговаривая о последних событиях в «семье» («там, у них»), малень­кий человек переселяется в этот далекий, сказочный и недоступный мир мечты — мир виртуальных, а не реальных знакомств, симпатий, антипатий и других межличностных отношений. Устанавливаются же такие отношения в результате сообщений в СМИ.

Еще большие возможности появились с приходом на информационный рынок новых СМИ, расширяю­щих горизонты простого человека за счет киберпространства и даже «киберсекса».

Поскольку новые СМИ — достижение не какой-одной культуры, а целой цивилизации, можно

сказать, что культурообусловленные черты событийности егодня приобретают характер «цивилизационной

обусловленности».

1Например, как отмечает Г. Я. Солганик, в эпоху «застоя» влияние газет на сознание читателей было скорее эмоциональным, чем рациональным (Солганик, 2003. С. 262).

2Эти особенности Интернета как одного из новых СМИ исследуются в первой части учебного пособия «Язык СМИ как объект

междисциплинарного исследования» (см. [Юдина, 2003]).

 

 

4. Исследование событийности имеет еще один аспект, получивший название «философия современно­сти» («философия модерна» и даже «философия пост­модерна»). Имеются в виду жизненные ценности об­щества на данной стадии его развития, вызванные к жизни СМИ. Этот философский аспект связан с жиз­ненными установками общества в целом, с ценностя­ми — т. е. с тем, что издавна называется философией жизни. Восприятие и осмысление сообщений о собы­тиях опирается на эти ценности. В то же время СМИ способствуют созданию новых ценностей, выполняя воспитательную функцию.

Всегда было принято сетовать на утрату былых идеалов, и вряд ли в этом виноват высокий уровень развития СМИ. Ведь раньше, как и теперь, тоже была мода на определенные типы событий («модные собы­тия»), а другие проходили как несущественные или второстепенные, даже не заслуживая упоминания.

Что ни говори, а события в этом отношении сродни предметам. Модные события сродни модным предме­там и входят в «потребительскую корзину» культурных ценностей человека данной эпохи.

В эпоху постмодерна в состав бытовых знаний типового потребителя массовой культуры входит зна­ние «актуальных» произведений искусства и литера­туры, а на полке у такого «продвинутого» человека должен стоять не только «Маятник Фуко» или «Имя розы», но и флакон престижного «парфюма»; одежда должна иметь определенный «лейбл»; ездить он дол­жен на автомобилях также определенных ма­рок — или, во всяком случае, он должен знать о том, что в такую «корзину» входит, чтобы не прослыть куль­турно отсталым среди своих сверстников. Входят в эту потребительскую корзину ценных знаний и знания об определенных «модных» типах событий: об ограблени­ях, о выборах, о событиях на бирже...

Но масса событий, переживание которых теперь доступно обычному человеку, настолько велика, что ус­ваивается только часть из них, — иначе потребителю этой информации грозит опасность превратиться в машину по переработке информации, — т. е. на деле воплотить метафору, лежащую в основе когнитивной науки.

В противовес постоянно возрастающей массовости информации растет спрос на мемуарную литературу,

3Использование таких ценностей и выработка новых составляет то, что О. В. Александрова называет коллективным простым ством общества ([Александрова, 2003]).

 

 

 

на события в прошлом. Настоящее, если посмотреть на него глазами предшествующего поколения — эпоха «воспоминания-сожаления» (Zeitalter des Gedenkens), а мемуары возвращают читателю индивидуальность, да­вая почву для «воспоминаний напрокат» о виртуальном (т. е. «как бы собственном», но не по-настоящему соб­ственном) коллективном прошлом.

К главным задачам СМИ относится освещение реальных и фиктивных событий. Граница между эти­ми типами очень зыбка: при умелой подаче выдумка может быть воспринята как достоверность, как факты. Под давлением такого потока адресаты СМИ меняют свои установки, оценки, мнения и взгляды на жизнь в целом и на отдельные события.

Не менее существенно и продуцирование таких со­общений, в центре внимания которых оказывается «посредник» — журналист, ведущий телепередачи и т. п. Такие события можно назвать «событиями вокруг СМИ». «Посредник» не ограничивается скромной ро­лью репортера, а берет на себя функции «фигуры», например, политика — когда последние политические новости не только комментируются, но и оцениваются с точки зрения того, как должно быть и как быть не должно. События вокруг СМИ выходят на первый план общественной жизни и могут даже стать «модными» и широко обсуждаемыми в обществе (например, когда какая-либо популярная телекомпания переходит от одного владельца к другому). Сами СМИ приобретают самодостаточный вес, и ничего не подозревающий обыватель всерьез воспринимает изменения в политический или экономической жизни как результат вме­шательства СМИ.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных