Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Герменевтические принципы и категории исследования текста




Рассмотрим специфику и возможность применения в герменевтическом исследовании языка СМИ таких принципов и категорий, как учет психологических осо­бенностей автора текста, принцип лучшего понимания, принцип сотворчества автора и герменевта, герменев­тический круг, понимание, предпонимание, предрассу­док, традиция, авторитет, горизонт понимания.

Категория «понимание» в герменевтике как искус­стве постижения смысла (т. е. своеобразной технике исследования текстов) характеризуется как общее по­нятие, относящееся к совокупности специфических приемов и методов (истолкования, комментарии, погру­жение в мир автора, учет исторических особенностей «жизни» текстов по мере их изданий и переизданий, грамматическая и логическая интерпретации, специ­альные технические толкования и пр.) исследования смыслосодержащих форм и принципов, на которые опираются такого рода исследования. Понимающие стратегии познания зависят от особенностей предмета исследования и противостоят объясняющим стратеги­ям, которые вбирают в себя множество конкретно-на­учных методов (наблюдение, эксперимент, гипотетико-дедуктивный метод, выдвижение, обоснование и про­верка законоподобных высказываний и пр.) и, как правило, используются в естественных науках.

Понимание как познавательная деятельность, на­правленная на постижение смысла текстов, опирается на предструктуру, определяющую цель и задачи позна­вательной стратегии исследователя. Предструктура понимания есть сложное, многоуровневое образова­ние, в которое в качестве составляющих входят пред­рассудки, авторитет, традиция. В Новое время (осо­бенно в эпоху Просвещения) предрассудки считались пережитками, основанными на догматической вере в существование высших авторитетов, на неграмотности людей, на слепом подчинении власти и силе, на страхе перед могучими стихиями природы. Такое представле­ние сложилось на основе обобщенной критики «мрач­ного» Средневековья, феодальных устоев общества

 

 

того времени, засилья церковной догматики, коррум­пированности церкви. Считалось, что предрассудки мешали достижению достоверного знания, были пре­градой для успешного развития науки и построения общества, в котором можно было бы обеспечить дос­тойное существование человека. Выход из этого поло­жения видели на путях реформирования католической церкви и просвещения широких народных масс. Про­свещенный человеческий разум должен был обнажить причины предрассудков и их устранить.

Именно в Новое время возникла идея господства человека над природой, подкреплявшаяся верой в силу науки. Параллельно этой идее оформилась точка зре­ния, согласно которой прогрессивное развитие обще­ства совпадает с прогрессивным развитием науки и даже причинно обусловлено последним. Наука будет способствовать тому, чтобы человек стал Властелином природы, чтобы законы человеческого разума подчи­нили природу. Античная идея гармонически устроен­ного Космоса, в котором человек был неотъемлемой частью общей системы, уходит в прошлое.

Достижением современной герменевтики является открытие позитивных предрассудков и недогматиче­ского следования авторитету и традиции. Предрассуд­ки разделяются на истинные (способствуют пониманию) и ложные (ведут к неправильному пониманию). Пред­рассудки, авторитет и традиция составляют объектив­ные условия понимания.

Автор и авторитет — центральные понятия в совре­менных науках о духе. Архаическое сознание отожде­ствляло автора (от лат. auctor — основатель, создатель, творец) с авторитетом (от лат. auctoritas — свойство действующего субъекта, выражающееся в особом вла­стном положении, политическом весе, в наличии особо компетентных знаний) как общепризнанным образцом для подражания и поклонения. Автор, одновременно бывший и авторитетом, закладывал основы для тради­ции, пишущие же в ее рамках очень часто обезличива­лись. Отсюда возникла практика свободного дописыва­ния и исправления текстов более поздними переписчи­ками под тем же именем, объединение под именем одного автора нескольких создателей текстов, приписы­вание учителю результатов деятельности всей школы, возник даже особый жанр литературы, получивший название псевдоэпиграфов. Например, в «Притчах Соломоновых» Соломону приписана лишь часть из них, однако другие указанные в тексте создатели — Агур, сын Изекеев, Лемуил, наконец, мудрые— не авторы.

 

 

Возникшая в недрах греческой культуры идея игры с истиной позволяет увидеть особый мир языка, делает возможным спор, состязание и дает свободу персональ­ного авторского вмешательства в жанр. Тем самым дела­ется шаг к разделению автора и авторитета и переос­мысления идеи авторства. В эпоху Возрождения книга становится текстом, т. е. некоторым замкнутым смыс­ловым единством. Возникает идея языкового и стилевого единства текста, исходя из которой появляются зачатки грамматического и исторической критики. Именно на­личие фигуры автора делает текст целостным.

В конце XVIII в. появляется идея мировоззрения как некоторой «сетки», через которую видится мир и строится его картина. Текст становится закрепленным в языке мировоззрением своего создателя, автора, индивидуального, неповторимого и ни к чему несводи­мого (что не исключает возможность его понимания). Фигура автора становится центральной в толковании текста, возникают психологически окрашенные мето­дики. Авторитет, в свою очередь, трактуется как поку­шение на свободу мышления, как пережиток, догмати­ческое мнение. Постижение подлинного смысла стало связываться с преодолением авторитета как разновид­ности предрассудков.

Реальные проблемы, возникшие в связи с поняти­ями предания, традиции и диалога (как история влияет на современность и как можно понимать историю с современной точки зрения), приводят к новой поста­новке вопроса. Исходным пунктом анализа становится уже не способ внедрения в познаваемый объект, а попытка человека понять себя в мире, с которым он связан изначально. Текст превращается в «абстракцию фазы свершения понимания», и в зависимости от трак­товки возможности понимания рождаются разные ин­терпретации авторства.

Признание системы связей, от которой зависит смысл сказанного и которая в определенном ракурсе порождает этот смысл, позволяет вести разговор о связанных с автором исторических и психологических условиях предпонимания, уточняющих смысл, суще­ствующий в произведении как ядро, оболочкой которо­го и будут условия порождения текста.

В постструктурализме утверждение о принципи­альной неповторимости процесса порождения текста влечет за собой тезис о смерти автора, которой надо заплатить за рождение читателя.

Концепция о невозможности полного выражения мысли в языке последовательно ведет к выводу, что вы

 

 

сказывания (выражение мысли в языке) всегда в дефици­те по отношению к тому, что может быть высказано, язы­ковое поле не заполнено, поэтому интересно изучение того, что отличает высказывания от лакун, пустот, существую­щих в силу именно так понимаемого статуса высказыва­ния. Эта точка зрения приводит к осмыслению понятия «автор» как функционально определяющего смысл вы­сказывания и, следовательно, творчески направляющего формирование смыслового поля данной культуры. Эта стратегия вновь обращает нас к усмотрению и исследова­нию тесной связи авторства и авторитета.

Что касается традиции, то она в герменевтике трак­туется как предание, т. е. передача культурных смыслов последующим поколениям. Для архаического сознания тот, кто установил и создал нечто в мире, является ав­тором, а его авторитетная мудрость служит примером для последующих поколений людей. Культурные смыс­лы и символы традиции мыслятся единой и всеми оди­наково воспринимаемой основой, слова мудрых указы­вают единственный путь восхождения к истине. Так рождается большая и неоспоримая власть традиции.

В XII —XV вв. с появлением идеи одинакового и обязательного для всех закона (lex) начинается размы­вание незыблемости традиции и обычая, так как закон гарантирует права личности, а не коллектива. Теперь необходимо принимать во внимание воззрение всех людей. В сфере христианской религии базирующаяся на этом тезисе протестантская школа толкования со­ставляет не комментарии, а руководства по толкованию Священного Писания.

Идея противопоставления человека миру и освое­ния мира при помощи науки приводит к размыванию границ авторитета и традиции. Все научные открытия становятся легко воспроизводимым способом обраще­ния с миром. В XX в. гуманитарная мысль опять воз­вращается к тезису, что мыслить человека свободным от всяческих предпосылок и связей с миром, созерца­тельным абсолютным наблюдателем мира не коррект­но. Происходит своеобразная реабилитация традиции. Герменевтический круг, который в предшествую­щей герменевтике был лишь методологически ориенти­рован на постижение смысла текста, становится описа­нием онтологии понимания, в которую органически включено предпони

 

 

мание, на основе которого предвос­хищается смысл целого, строится предварительное ра­ционально осознанное предположение, изменяющееся во времени по мере углубления во внутреннюю струк­туру целого, движения по кругу понимания. Предпони-

мание и герменевтический круг представляют собой основу механизма смыслового движения понимания, т. е. логики герменевтического рассуждения.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных