Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Деятельность СМИ в системе процессов общения




Массовая коммуникация — это один из видов об­щения. Общение же есть «не столько процесс внешне­го взаимодействия изолированных личностей, сколько способ внутренней организации и внутренней эволю­ции общества как целого, процесс, при помощи кото­рого только и может осуществляться развитие обще­ства — ибо это развитие предполагает постоянное динамическое взаимодействие общества и личности» [А.А.Леонтьев, 1999. С. 21]. Массовая коммуникация и является основным видом общения, наиболее тесно связанным с функционированием и развитием обще­ства. Это основной механизм его саморегуляции.

Можно выделять виды общения по различным параметрам.

По параметру ориентированности (предмета или содержания общения) можно выделить три таких вида. В предметно ориентированном общении предметом (со­держанием) является взаимодействие людей в процессе совместной деятельности. В личностно ориентирован­ном общении предметом или содержанием являются личностные, психологические взаимоотношения лю­дей — то, что в обиходе и называется выяснением отно­шений. Наконец, в социально ориентированном общении, примером которого и является массовая коммуникация, предметом или содержанием является социальное взаи­модействие внутри определенного коллектива или изме­нение системы социальных отношений в данном коллек­тиве, его социальной или социально-психологической структуры, содержания общественного сознания или непосредственной социальной активности членов данно­го общества. В этом случае одна часть общества воздей­ствует на другую с целью оптимизировать деятельность общества в целом, в частности с целью увеличить его социально-психологическую сплоченность, его внут­реннюю стабилизацию, повысить уровень сознательно­сти или уровень информированности.

Субъектом такого социального взаимодействия является общество в целом (или социальная группа),

а субъектом обеспечивающего это взаимодействие со­циально ориентированного общения — человек или

 

 

 

группа, которому (которой) общество доверяет в кон­кретной ситуации выступать от своего лица: телеком­ментатор, автор газетной рубрики или отдельной га­зетной статьи, тележурналист, и т. п.

Итак, общение при помощи СМИ по первому па­раметру (ориентированность) является типичным со­циально ориентированным видом общения.

Второй параметр классификации видов общения — это его психологическая динамика, т. е. соотношение реального состояния реципиента и желаемого состоя­ния, на достижение которого и направлено общение. Здесь дать характеристику интересующему нас виду общения достаточно трудно, так как психологические функции СМИ исследованы недостаточно.

Третий параметр — семиотическая специализация общения. Она зависит от того, какой именно вид СМИ мы рассматриваем. Так, в прессе и радио это собствен­но языковое или речевое общение, в ТВ задействованы, кроме того, другие знаковые и образные средства.

Четвертый параметр — степень опосредованности, т. е. количество ступеней опосредования процес­са общения при условии содержательного тождества общения. Такие ступени могут выполнять разные функ­ции — редактирующую, контролирующую, техниче­скую, распространительную; однако на всех ступенях сообщение сохраняет свое содержательное тождество. Общение при помощи СМИ всегда является опосредо­ванным в очень большой мере, хотя качественный характер такого опосредования может быть различным.

В социально ориентированном общении, включая массовую коммуникацию, конструктивная функция может в определенных случаях подменяться деструктив­ной. Например, в ситуации, так называемой психологи­ческой войны целью общения является дестабилизация общества, его внутренняя разобщенность, дезинформа­ция, нарушение оптимального функционирования.

В общении при помощи СМИ (радио, телевидения) параметры общения варьируются довольно широко. Так, что касается психологической динамики общения, мы ориентируемся на различные психологические характеристики аудитории. Это определенный уровень знаний; мотивация вступления в общение; уровень и направленность интереса и внимания и т. п. Общаясь с аудиторией посредством радио и ТВ, мы, с одной стороны, опираемся на эти характеристики, с другой — стремимся в той или иной мере изменить их. Что имен­но мы стремимся изменить и действительно изменяем, зависит от типа передачи и от конкретной передачи.

 

 

 

Психологическое воздействие на аудиторию радио и ТВ может осуществляться в сфере знаний (информи­рование, обучение), в сфере навыков или умений в той или иной деятельности (обучение), в сфере собственно деятельности в ее реальном осуществлении (внушение, убеждение; речь идет о сообщении непосредственно значимой информации типа прогноза погоды на завт­ра), в сфере мотивов и потребностей, установок, цен­ностных ориентации (убеждение) и т. п.

Здесь особенно важно подчеркнуть, что общение по радио и ТВ, как и практически любое другое общение, не является однонаправленным ни с точки зрения струк­туры коммуникативной сети, ни с точки зрения самого процесса общения. Действительно, в радио и ТВ имеет­ся обратная связь, по крайней мере, двоякого рода. Во-первых, это специальные интерактивные каналы, такие, как письма, звонки на телестудию, вопросы-ответы в прямом эфире и пр. Обратная связь подобного рода изменяет и совершенствует организацию общения, но не влияет непосредственно на сам процесс общения, если не считать некоторой возможной коррекции в сти­ле общения. Гораздо более значим второй вид обратной связи. Это представление коммуникатора о возможной и ожидаемой реакции реципиента. Выступая перед те­лекамерой, я не вижу своей аудитории; но, зная, на кого я рассчитываю выступление, и, имея достаточный опыт непосредственного общения с такой аудиторией, могу с достаточной степенью уверенности предсказать, какое воздействие окажет мое выступление и какова может быть реакция слушателя (зрителя). При этом, имея сво­его рода внутреннюю мерку, я могу контролировать процесс общения.

Думается, именно этот вид обратной связи, кото­рый можно назвать скрытой обратной связью, являет­ся основным для радио и телевидения. И для психоло­гической динамики общения он особенно интересен: мы не только изменяем психику реципиента в нужном нам направлении, но и сами гибко приспосабливаем свою психику к задаче и условиям общения.

Говоря об обратной связи и моделировании аудито­рии общения при помощи СМИ, необходимо упомянуть и о процессе так называемой самоподачи. Эта передача коммуникатором информации о самом себе, которая способствует созданию у аудитории такой модели ком­муникатора (имиджа), которую он считает оптимальной для достижения целей общения [А.А. Леонтьев, 1990]. В практическом социально ориентированном общении эта самоподача всегда имеет место. Например, интерес

 

 

но проследить механизм самоподачи в телевизионных выступлениях М. Леонтьева — в газетных материалах М. Соколова и А. Архангельского.

Процессы массовой коммуникации по своей природе многофункциональны. Наряду с социально ориентирован­ным общением, ради которого, строго говоря, только и существуют средства массовой информации, массовая коммуникация предполагает и реализацию не непосред­ственно социальных функций. Так, телевидение наряду с информированием и прямым социальным воздействием в той или иной форме реализует и потребность аудитории в релаксации, в игровой деятельности и т. п.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных