Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Начало украинской социологии. Второй период развития социологической мысли в Украине непосредственно связан с возникновением социологии как отдельной науки.




Принято считать, что украинская социология заявила о себе в 80-х годах XIX в. исследованиями Женевского кружка украинских ученых, труды которых печатались в журнале “Община”.

Доминировало в социологической мысли того периода обращение к социально-культурным проблемам. В то же время она проявляла заметную заинтересованность социально-политическими, экономическими аспектами.

Следует выделить труды украинских социологов, публицистов, историков, экономистов Сергея Подолинского (1850-1891) Михаила Драгоманова (1841-1895), Максима Ковалевского (1851-1916), Владимира Антоновича (1834-1908), Михаила Грушевского (1866-1934), Михаила Туган-Барановского (1865-1919), Вячеслава Липинского (1882- 1931), Дмитрия Дорошенко (1882-1951).

Национальной социологии в период ее становления была присуща проблема определения своего предмета и места социологии в рамках других наук. Деятельность ученых работавших в этом направлении повлекла за собой быстрое распространение среди гуманитариев и общественных деятелей Украины интереса к идеям, взглядам и теориям ведущих социологов Европы, в первую очередь Э.Дюркгейма, М.Вебера, К. Маркса, В. Парето и других.

А диалектическое единство универсальных и национальных элементов, что сформировалась в эти времена, стало предпосылкой ее последующей научной деятельности.

Развитие отечественной социологии в XX веке. История мировой социологии в целом, как и история социологической мысли в Украине, свидетельствует, что для ее гармоничного развития необходимы определенные внутренние и внешние условия. Отсутствие государственности украинской нации, длительное пребывание украинских земель в составе разных империй, а в XX веке – в составе СССР, значительно деформировали процесс развития научной позиции отечественной социологии. Длительное время она не была идентифицированной наукой, структурно существовала лишь в системе советской социологии.

В первые десятилетия XX века в Украине происходил активный процесс институциализации социологической науки: создавались социологические учебные и научные заведения, осуществлялись теоретические и прикладные исследования, издавались научные труды. Своеобразным центром этой работы в 20-е годы была кафедра социологии, созданная в социально-экономическом отделе Всеукраинской Академии Наук (ВУАН). Возглавлял ее в 1918-1920 гг. Б.Костяковский, позже - марксист С.Семковский.

Значительные усилия по развитию отечественной социологии в этот период приложил М.Грушевский, который вернулся в 1924 г. в Украину с намерением создать здесь систему социологических знаний. Перед этим он учредил в Швейцарии Украинский социологический институт (1919 г.), который впоследствии переехал в Прагу, а в 1921 г. – в Вену. Но его намерения не были поддержаны, и М. Грушевский возглавил научно-исследовательскую кафедру по истории Украины, при которой и была открыта секция социологии.

В условиях командно-административной системы, сложившейся в 30-е годы, социология практически была “упразднена”. Для тоталитарного государства социология, ее принципы, методы, теория познания объективной реальности оказались не только излишними, но и опасными. Поэтому социологию объявили буржуазной лженаукой, а на фундаментальные и научно обоснованные прикладные исследования наложили запрет. Отставание в социологии, углубленное изоляцией от мирового опыта, не преодолено до сих пор. Это одна из причин того, что мы недостаточно знаем наше общество, у нас неадекватное представление об его социальной структуре, социальных отношениях и связях.

В 60-е годы социология начала возрождаться. В 1958 г. возникла Советская социологическая ассоциация, в 1968 г. создается Институт конкретных социальных исследований. Но развитие социологии в 60-70-е годы было трудным и противоречивым. Конфликтные ситуации в социальной жизни в условиях нарастания застойных явлений замалчивались, эмпирические исследования, к которым часто сводилась суть социологии, нередко носили формальный апологетический характер, увеличивался разрыв между теоретической и прикладной социологией.

Решающий перелом в судьбе социологии произошел в конце 80-х годов, когда ясной стала гибельность пренебрежения социальной политикой, социальным управлением, социальной наукой. Социология становится предметом академического преподавания. В Америке она преподается более ста лет не только в высшей, но и в средней школе.

Пройдя сложный драматический путь, социология как общеобразовательная дисциплина получает в конце XX века “второе рождение”. Однако, складывается противоречивая ситуация. С одной стороны, “мода” на социологию растет, но с другой - снижается ее престиж, она как и прежде часто отождествляется с эмпирическими исследованиями, к чему в немалой степени причастны средства массовой информации. В газетах постоянно публикуются результаты опросов общественного мнения, появились рубрики “Глазами социолога”, “В зеркале социологии” и др. Использование социологических данных стало “козырной картой” в политических передачах по радио и телевидению. Такая информация о наблюдаемых в обществе воззрениях, оценках, предпочтениях используется как мощное средство формирования массового сознания нередко в определенном направлении. Что касается серьезных теоретических исследований, то они пока должного развития не получили.

В настоящее время отечественная социология, пытаясь выкристаллизовать свою теоретическую базу, предмет и методы исследований, активно интегрируется в мировую социологическую науку. Все активнее включается в методическое руководство научно-исследовательской деятельностью Социологическая Ассоциация Украины (САУ). С 1993 г. она является коллективным членом Международной социологической ассоциации.

В Украине в течение последнего десятилетия XX в. сформировались новые социальные группы, слои, новые социальные отношения. Процесс социальной дифференциации сопровождался социальными противостояниями, существенно повлиял на социальное самочувствие общества, особенности взаимодействия субъектов отечественного социума. Это существенно отразилось на росте роли социологии в исследовании и управлении общественными процессами.

Однако, чтобы социология заняла соответствующее место в научной и практической жизни, нужны время и преодоление социально-экономических трудностей, которые в начале XXI в. переживает украинское государство. Ряд разнообразных теоретических, методологических, организационных проблем выдвигает процесс гуманизации образования. Необходимо действительно научное применение социологии в разных отраслях общественной жизни, очищенное от попыток манипулировать общественным мнением под прикрытием так называемых “социологических исследований”. Этому должна способствовать реализация Указа Президента Украины от 25 апреля 2001 г. “О развитии социологической науки в Украине”, в котором предусмотрено учреждение государственных научных программ в отрасли социологии, создание банка социологических данных, развитие социологических и социально-психологических служб на предприятиях, учреждениях, учебных заведениях, распространение социологических знаний среди населения.

Вопросы для самопроверки:

1. В чем состояла специфика первобытных представлений людей об обществе?

2. Раскройте особенности протосоциологических взглядов Платона и Аристотеля о развитии и функционировании общества.

3. Почему О.Конт и Г.Спенсер считаются основоположниками социологии?

4. Какое содержание О.Конт и Г.Спенсер вкладывают в определение понятия “социальное”?

5. Что для марксистской социологии является отправным пунктом в качестве метода анализа общества?

6. Какова суть марксистского понимания классов?

7. Как решает Э.Дюркгейм проблему соотношения личности и общества?

8. Какие легитимные типы господства выделяет М.Вебер?

9. Раскройте особенности психологического направления в социологии XIX - начала XX веков.

10. Охарактеризуйте основные современные западные социологические теории.

11.Охарактеризуйте этапы возникновения и развития социологической мысли в Украине.

12. В чем вы видите особенности развития отечественной социологии в XX веке?

 

Тема 3. Общество как социальная реальность и социокультурная систем а

 

3.1. Сущность и основные признаки общества как социальной реальности. Общество – целостная социокультурная система

3.2. Типология обществ в современной социологии. Цивилизационный подход к анализу общества

3.3. Динамика общества. Эволюция и революция. Прогресс и регресс

3.4. Понятие социальной жизни. Базисные компоненты социальной жизни

3.5. Социальная структура общества. Социальные группы и общности

3.6. Социальная стратификация и мобильность общества

3.7. Социальный контроль

 

Основные понятия: общество, система, социальная система, типология обществ, социальная динамика, эволюция, революция, социальный прогресс, социальный регресс, социальная жизнь, условия и своеобразие социальной жизни, социальное действие, социальная связь, социальные отношения, социальное взаимодействие, социальный контакт, социальная структура, социальная общность (группа), социальный институт, социальная организация, социальный класс, социальное неравенство, социальный статус, общественное разделение труда, социальная стратификация, социальная мобильность, маргинальность, социальные нормы, социальный контроль, девиантное поведение

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных