Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Социологическое понятие личности




 

Проблема личности – одна из важнейших в современной социологии. Невозможно анализировать социальные процессы, функционирование и развитие социальных систем, не обращаясь к исследованию сущности личности как субъекта социального поведения и общественных отношений, не изучая потребности, интересы, духовный мир личности, не анализируя сложные и разнообразные ее связи с социальной микро- и макросредой.

Личность изучается различными науками. Философию интересует личность как субъект познания и творчества. Психология анализирует личность как устойчивую целостность психических процессов, свойств. Социолог изучает личность как элемент социальной жизни, раскрывает механизм ее становления под влиянием социальных факторов, механизм обратного воздействия на социальный мир, ее участие в изменении и развитии общественных отношений. Своеобразие социологического подхода к личности характеризуется тем, что она изучается, прежде всего, как социальное существо, представитель социальной общности, носитель характерных для нее социальных качеств.

Включение человека в общественную жизнь осуществляется через разнообразные элементы социальной структуры (социальные группы, институты, социальные организации), через систему социальных ролей, которые он выполняет, через нормы, ценности общества, которые принимает.

В социологии принять разграничивать понятия “человек”, “индивид”, “личность”, “индивидуальность”. Человек – это родовое понятие, указывающее на принадлежность к человеческому роду, высшей ступени развития живой природы на нашей планете. Как живое существо человек подчиняется основным биологическим и физиологическим законам, как социальное – законам развития общества.

Понятие “ индивид ” характеризует отдельного человека, он неповторим.

Понятие “личность” служит для характеристики социального в человеке. Личность – это совокупность социально-значимых черт сформированных обществом; это объект внешних воздействий и социальный субъект, активный участник общественной жизни, имеющий собственные потребности, интересы, устремления, а также способности и возможности оказывать собственное воздействие на социальную среду. Личность - это индивид, включенный в социальные связи и отношения.

Формирование качеств и черт личности во многом опосредовано биологическими особенностями индивида. Однако решающая роль в процессе становления личности принадлежит социальному воздействию, огромному множеству социокультурных факторов, вводящих человека в социальный мир.

Каждый ли человек личность? Да, поскольку через систему своих социальных качеств он выражает черты данного общества, социальных групп и других социальных форм. Однако уровень развития личности может быть различным.

Индивидуальность – это особенность, которая отличает одного человека от другого (имеются ввиду биологические и индивидуальные качества). Когда говорят об индивидуальности, то подчеркивают неповторимость и уникальность каждого человека. Социологию интересует не сама по себе неповторимость, индивидуальность личности, а ее влияние, место в общественных процессах.

Социологический анализ личности предполагает определение ее структуры. Существует множество подходов к ее рассмотрению.

Известна психоаналитическая концепция 3. Фрейда, который выделил в структуре личности три элемента Оно (Ид), Я (Эго), Сверх-Я (Супер-Эго).

Оно – это наше подсознание, невидимая часть айсберга, где господствуют бессознательные инстинкты. По Фрейду, фундаментальными являются две потребности: либидозная и агрессивная.

Я – это сознание, связанное с бессознательным, которое время от времени прорывается в него. Эго стремится реализовать бессознательное в приемлемой для общества форме.

Сверх-Я – нравственный “цензор”, включающий совокупность моральных норм и принципов, внутренний контролер.

Поэтому наше сознание пребывает в постоянном конфликте между проникающими в него бессознательными инстинктами, с одной стороны, и моральными запретами, диктуемыми Сверх-Я – с другой. Механизмом разрешения этих конфликтов выступает сублимация (вытеснение) Оно.

Идеи Фрейда долгое время считались у нас антинаучными. Конечно, не во всем с ним можно согласиться, в частности, он гипертрофирует роль сексуального инстинкта. Вместе с тем бесспорная заслуга Фрейда состоит в том, что он обосновал идею многоплановой структуры личности, поведение человека, где сочетается биологическое и социальное, где так много непознанного и, вероятно, до конца непознаваемого.

Социолога интересуют внутренние детерминанты социального поведения человека, которые включают его определенным образом в жизнедеятельность конкретных социальных общностей в целом. К таким субъективным детерминантам социального поведения личности относятся прежде всего ее потребности и интересы. Потребности человека – это формы его взаимодействия с миром (материальные и духовные), необходимость которых обусловлена особенностями воспроизводства и развития его биологической, психологической, социальной определенности и которые в той или иной мере осознаются, ощущаются человеком. Потребности показывают противоречия между тем, что имеет личность и тем, что необходимо для ее функционирования и развития.

Одна из наиболее интересных и полных классификаций потребностей была дана американским социологом и социальным психологом А. Маслоу. Он выделил пять видов потребностей и расположил их в восходящем порядке от низших к высшим, духовным: 1) физиологические; 2) потребности безопасности и качества жизни (стабильность условий существования, уверенность в завтрашнем дне, безопасности существования, в гарантированной занятости и т.д.); 3) социальные потребности (в привязанностях, принадлежности к коллективу, общении, заботе о других и внимании к себе, в участии в современной трудовой деятельности); 4) потребности престижа (в уважении со стороны других, служебном росте, статусе, признании и высокой оценке); 5) потребности в самореализации, в творческом самовыражении и т.д.

Потребности и интересы личности лежат в основе ее ценностного отношения к окружающему миру, в основе системы ее ценностей и ценностных ориентаций. Понятие ценностей, ценностных ориентаций выработаны в социологии для изучения регуляторов поведения личности.

Объяснение и прогнозирование социального поведения личности, его механизмов, побудительных причин, детерминирующих факторов строится во многом на исследовании ценностного мира личности. Ценность не всегда является предметом, реально нужным, необходимым человеку. Очень многое является для человека ценностью не столько в силу своих объективных свойств и качеств, сколько в силу признания их ценностью в определенной социальной среде, в данной культуре, в конкретном обществе.

Совокупность ценностных представлений, усвоенных и принятых личностью, лежит в основе того, что она вокруг себя и в самой себе считает нужным, необходимым того, к чему она стремится в своем поведении. Иерархически организованные представления о ценностях лежат в основе решений, принимаемых личностью в многочисленных ситуациях социального выбора, активно участвуют в формировании внутренней программы ее действий как в повседневных, так и в критических ситуациях жизни, “встраивают” индивида определенным образом в общественную жизнь.

Процесс формирования ценностного сознания личности не следует рассматривать только как процесс одностороннего усвоения индивидом готовых, надиндивидуальных стандартов, образцов, ценностных критериев, присутствующих в общественном, групповом сознании. Личность способна более или менее адекватно осознавать собственные потребности и интересы, связь между ними и природными, социальными условиями своей жизнедеятельности, критически относится к “готовым” ценностным представлениям, проверять их истинность собственным жизненным опытом. Ценностное сознание личности, следовательно, не простая проекция ценностных представлений общества, группы на внутренний мир человека. Это сложнейший, многослойный, многомерный духовный феномен, в котором присутствуют как общераспространенные ценностные стереотипы, принятые нерефлексивно, на веру, так и ценностные представления, “верифицированные” личным опытом, собственные оценки, собственные ценностные суждения.

Одним из основных элементов духовной структуры личности является «ценностная ориентация». Она не совпадает со всей совокупностью присущих конкретному индивиду представлений о ценном. Ценностная ориентация личности – это системно связанные ценностные представления о мире, его процессах и отношениях, иерархизирующие его определенным образом и реально детерминирующие поступки и действия человека, определяющие качественное своеобразие его жизнедеятельности в целом или частных ее аспектов. Ценностные ориентации дают представление об устойчивой направленности интересов.

Еще один элемент внутренней структуры личности мотивы. Они характеризуют отношение личности к интересам, ориентациям, дают им оценку.

Потребности, интересы, ценностные ориентации – не исчерпывают собой перечень элементов определяющих направленность личности на способ социального действия. В систему социальной направленности личности входят также ее убеждения, идеалы, мировоззренческие принципы, вкусы, привычки и многие другие компоненты, нуждающиеся в четком фиксировании и исследовании.

Идею огромной глубины и сложности человеческой личности устами своего героя выразил Ф.Достоевский: “Широк человек”. В сущности, об этом же писал А.Блок:

...Слишком много есть в каждом из нас

Неизвестных играющих сил...

О, тоска! Через тысячу лет

Мы не сможем измерить души.

Мы услышим полет всех планет,

Громовые раскаты в тиши...

А пока - в неизвестном живем

И не ведаем сил мы своих,

И, как дети, играя с огнем,

Обжигаем себя и других...

Итак, личность - наиболее сложный объект, поскольку она, находясь как бы на грани двух огромных миров - биологического и социального, вбирает всю их многоплановость и многомерность. Общество как социальная система, социальные группы и институты не обладают такой степенью сложности, ибо они сугубо социальные образования.

Представляет интерес предложенная современными отечественными авторами структура личности, включающая три компонента: память, культуру и деятельность. Память включает знания и оперативную информацию; культура - социальные нормы и ценности; деятельность - практическую реализацию потребностей, интересов, желаний личности.

В структуре личности находят свое отражение структура культуры, все ее уровни. Обратим особое внимание на соотношение современной и традиционной культуры в структуре личности. В кризисных экстремальных ситуациях, непосредственно затрагивающих “высший” культурный слой (современную культуру), может резко активизироваться традиционный слой, восходящий к далеким временам. Это наблюдается в украинском обществе, когда в условиях расшатывания и резкой ломки идеологических и нравственных норм и ценностей советского периода происходит не просто оживление, а бурный рост интереса не только к религии, но и к магии, суевериям, астрологии и т. д.

“Послойное” снятие пластов культуры имеет место при некоторых психических заболеваниях.

Наконец, анализируя структуру личности, нельзя обойти вопрос о соотношении индивидуального и социального начал. В этом плане личность является “живым противоречием” (Н. Бердяев). С одной стороны, каждая личность уникальна и неповторима, она незаменима и бесценна. Как индивидуальность личность стремится к свободе, самореализации, к отстаиванию своего “Я”, своей “самости”, ей имманентно присущ индивидуализм. С другой стороны, как социальное существо личность органически включает коллективизм, или универсализм.

Данное положение имеет методологическое значение. Споры о том, что каждый человек по природе индивидуалист или коллективист, не утихают с давних времен. Защитников как первой, так и второй позиции предостаточно. И это не просто теоретические дискуссии. Эти позиции имеют выход непосредственно в практику воспитания. Мы много лет упорно воспитывали коллективизм как важнейшее качество личности, предавая анафеме индивидуализм; по другую сторону океана ставка сделана на индивидуализм. Каков же результат? Доведенный до крайности коллективизм приводит к нивелировке личности, к уравниловке, но ничуть не лучше другая крайность.

Очевидно, выход в поддержке оптимального баланса имманентно присущих личности свойств. Развитие и расцвет индивидуальности, свобода личности, но не за счет других, не в ущерб обществу.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных