Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тесты для самоконтроля




1) Укажите соответствие между понятием и определением:

Понятия:

1. человек”;

2. “индивид”;

3. “индивидуальность”;

4. “личность”.

Определения:

а) отображает общие черты, свойственные чело­веческому роду;

б) отдельный человек, единица человеческого рода, воплощающий характерные признаки целого нечто, соотносительное с родом;

в) означает то особенное, неповторимое, самобытное, что отличает этого человека от других, включая как унаследованные, так и выработанные в процессе онтогенеза его физические и психологические особенности;

г) выступает как совокупность, система социально-значимых ка­честв, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности, как продукт общественного развития.

2) Социология рассматривает личность: а) как субъект деятельности, познания и творчества;б) как устойчивую целостность психических процессов, свойств и отношений: волевых качеств, темперамента и т.д.;в) как результат неразрывной связи индивида и общества, функционирования и развития конкретной социальной общности, приобщающей индивида к выполнению необходимых социальных ролей.

3) Исходным пунктом социологического анализа личности являются:

а) индивидуальные особенности человека;

б) социальные функции;

в) биологическая структура личности;

г) психологическая структура личности.

4) К факторам, определяющим процесс формирования личности, не относятся: а) биологическая наследственность;б) культура;в) индивидуальный опыт;г) социальное окружение;д) уровень развития науки и техники.

5) Выберите правильную часть определения социальной роли:

а) модель поведения, относящаяся к определённой социальной позиции;

б) разновидность социального поведения, являющаяся следствием социального взаимодействия личности или группы;

в) динамическая сторона социального статуса;

г) различные виды социального взаимодействия между группами и индивидами, рассматривающиеся как ответ на ожидание другой группы или индивида.

6) Выберите правильное продолжение определения: “Социальный статус – это:

а) место индивида в структуре социальной группы;

б) место индивида в социальной системе;

в) место индивида в структуре социальных институтов.

7) Синонимом понятия «социальный статус» не является термин…

а) социальный ранг; б) социальная роль;

в) социальное положение; г) социальная позиция.

8) Из ниже перечисленных суждений укажите те, которые являются правильными:

а) социальная роль – определенная позиция в социальной структуре общества;

б) один человек обладает множеством статусов;

в) роли связаны между собой системой прав и обязанностей;

г) несовпадение статусов описывает противоречия только в межгрупповой иерархии;

д) индивид, обладающий статусом в одной иерархии, автоматически получает высокие статусы в других иерархиях;

е) социальный статус – положение индивида в малой группе;

ж) пол и национальность характеризуют предписываемый статус;

з) статус подчеркивает различие людей, а роль подчеркивает сходство;

и) главный статус определяет наиболее характерный для индивида статус с которым от себя идентифицирует;

к) статусный набор включает в себя только ту часть статусов, которые связаны с главным статусом;

л) ролевой набор – совокупность статусов;

м) индивид, занимающий один статус, может реализовывать его в различных ролях.

9) Перемещение индивида, социальной группы, влекущее изменение их социального статуса, можно отнести к: а) миграции;б) горизонтальной мобильности;в) вертикальной мобильности. 10) Изменение индивидом, социальной группой места в социальной структуре общества – это: а) социальная стратификация;б) социальная мобильность;в) социальная дифференциация.

11) Модели поведения, ориентированные на определенные статусы, называются:

а) профессиями; б) нормами;

в) нравами; г) ролями.

12) Выберите утверждения, которые не верны:

а) достигаемый статус - положение, которое человек занимает в малой или первичной группе в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам;

в) индивидуальность – характеристика, возникающая в процессе социализации;

г) один и тот же статус занимает в разных обществах разное место в иерархии;

д) социальные роли осваиваются всю жизнь.

13) Социальная позиция, занимаемая индивидом благодаря его собственным усилиям, относится к статусу: а) предписанному; б) исходному; в) достигнутому.

14) Определите, какие из указанных статусов относятся к предписанным, какие к приобретенным:

а) горожанин; б) студент; в) инженер; г) профессор.

15) Определите, какие из указанных статусов относятся к формализованным, какие к неформализованным:

а) директор предприятия;

б) лидер группы;

в) пассажир;

г) путешественник.

16) Какой статус относят к предписанному?

а) водитель; б) студент; в) мужчина; г) депутат.

17) Условия, при которых люди имеют неравный доступ к общественным благам, - это: а) социальное неравенство;б) социальная мобильность;в) социальная стратификация. 18) Социализация личности – это: а) развитие личности;б) воспитание личности;в) постепенное усвоение индивидом требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения.

19) Назовите какая форма социализации присуща только раннему развитию личности?

а) социализация, направленная на будущее индивида и ориентированная на ожидание будущих социальных ролей;

б) социализация, связанная с радикальным пересмотром индивидом существующих норм и ценностей;

в) социализация, связанная с приспособлением индивида к тому, что уже есть в обществе;

г) социализация, связанная с различными формами миграции.

20) Процесс социализации завершается: а) в юношеском возрасте;б) в зрелом возрасте;в) продолжается всю жизнь.

21) Укажите соответствие между понятием и определением:

Понятия:

1. институты социализации;

2. ресоциализация;

3. первичная социализация;

4. десоциализация.

Определения:

а) процесс разрушения или преобразования имеющейся совокупности ценностей, символов и норм, является необходимой стороной изменения статуса и совокуп­ности ролей личности;

б) формирование новой, более высо­кой интегрирующей системы ценностей, норм и символов;

в) учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие ее;

г) непосредственное, илиближайшее окружение человека, стоит на первом месте по степени значимости его социализации.

22) Определите вид социализации:

а) первичная; 1) пенсионер;

б) вторичная; 2) студент;

в) дотрудовая; 3) слесарь;

г) трудовая; 4) ребенок 2-х лет;

д) послетрудовая; 5) школьник.

23) Расположите потребности человека (по пирамиде А.Маслоу) начиная от низших к высшим (так, 1-а, 2-б и т.д.):

а) престиж (уважение, карьера, высокая оценка и т.д.);

б) самовыражение (творчество и т.п.);

в) социальные потребности (принадлежность к коллективу, привязанности, забота о других, трудовая деятельность и т.п.);

г) безопасность и качество жизни (стабильность условий существования, гарантированная занятость и т.п.);

д) физиологические потребности (пища, отдых и т.д.).

24) Определите, какие из указанных видов поведения относятся к негативному и какие к позитивному девиантному поведению:

а) научное творчество;

б) самоубийство;

в) наркомания;

г) преступность;

д) изобретательство;

е) героизм.

25) Укажите соответствие между понятиями и их определениями:

Понятия:

а) личность; ж) ресоциализация;

б) диспозиция; з) статус предписанный;

в) социализация первичная; и) социальная роль;

г) социальный статус; к) агенты социализации;

д) ролевой конфликт; л) статус достигнутый;

е) зеркальное “Я”; м) ролевая дистанция.

Определения:

1. положение, приобретаемое индивидом в обществе благодаря его собственным усилиям;

2. прирожденный, унаследованный статус;

3. система социально значимых черт, характеризующих индивида и делающих его уникальным;

4. процесс усвоения новых ролей, ценностей на каждом этапе жизни;

5. предрасположенность личности к определенному восприятию условий деятельности и к поведению в этих условиях;

6. позиция, занимаемая индивидом в обществе, связанная с определенными правами и обязанностями;

7. формирование у ребенка речи, мышления, сознания, усвоение социальных норм и ценностей;

8. переживаемые индивидом противоречивые чувства, связанные с одновременным выполнением нескольких ролей;

9. поведение, предписанное в определенных обстоятельствах и ожидаемое другими участниками взаимодействия;

10. термин И. Гофмана для обозначения способности человека отличать свои разные роли от себя самого;

11. концепция Ч. Кули, утверждающая, что человек познает себя, представляя, что о нем думают другие;

12. люди и учреждения, с помощью которых осуществляется социализация личности.

26) Какое из приведенных ниже суждений о личности можно считать корректным с социологической точки зрения:

а) у личности есть тело и душа;

б) личность существует с момента рождения;

в) ценности определяют поведение личности;

г) инстинкты полностью определяют поведение личности?

27) Как называется ситуация, когда семнадцатилетнего сына одновременно ждут родители, чтобы отметить семейный праздник, и друзья, чтобы пойти на дискотеку:

а) культурный конфликт; в) ролевой конфликт;

б) конфликт поколений; г) статусный конфликт?

28) Интегрированный показатель положения в обществе, в системе общественных связей и отношений - это:

а) социальный престиж; в) ранг;

б) социальный статус; г) социальная роль?

29) К модальной личности можно отнести: а) идеальный тип личности;б) наиболее распространенный тип личности в обществе;в) нормативный тип личности. 30) К нормативной личности можно отнести: а) принятый культурой данного общества тип личности, наиболееотражающий особенности культуры;б) наиболее распространенный в обществе тип личности;в) идеальный тип личности.

 


Схемы к теме: «Личность в системе социальных связей»

 
 

 


Схема 9. Характеристика социализации личности

 

 


Схема 10. Социализация личности в микросоциологии

 

 
 

 


Схема 11. Социализация личности в макросоциологии

 
 

 

 

 


Схема 12. Типология личности в социологии

 

       
 
Классификация потребностей личности (по А.Маслоу)
 
   

 


Схема 13. Классификация потребностей личности (по А.Маслоу)

         
 
Положение индивида в социальной структуре общества
 
 
 
 
 
 

Схема 14. Положение индивида в социальной структуре общества

 

Литература

1. Волков А.И. Человеческое измерение прогресса. – М., 1991.

2. Городяненко В.Г. Социологический практикум. – К.: Академия, 1999.

3. Кон И.С. Социология личности. – М.: Мысль, 1967.

4. Кравченко А.И. Введение в социологию. – М.. 1996.

5. Молодь України. Стан, проблеми, шляхи розв’язання. К., 1995.

6. Москаленко В.В. Социология личности. К., 1986.

7. Попова И.М. Социология. Введение в специальность. Учебник. К., 1997.

8. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. – М.: «Центр», 2000.

9. Социальная идентификация личности – 2т. / Под ред. Ядова В.А.. – М., 1999.

10. Смелзер Н. Социология. Пер. с англ. – М,: Феникс, 1998.

11. Социология. Учебное пособие./ под ред. П.С. Емшина, Д.З. Мутагирова, Н.Г. Скворцова. – СПб: Питер, 2004.

12. Соціологія. Підручник (за загальною ред. Проф. В.П. Андрущенко, проф. М.І. Горлача) Київ – Харків, 1998.

13. Социология. Учебник (под ред. В.П. Лавриненко). – М., 1998.

14. Терлицкий В.М. Жизненная позиция личности (проблемы методологии и теории). – Киев – Одесса, Лыбидь, 1993.

15. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М.: ООО «Издательство АСТ - ЛТД», 1998.

16. Черниш Н.І. Сучасна свідомість молоді. Львів, 1990.

17. Якуба Е.А. Социология: Учебное пособие. – Харьков: Константа, 1996.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных