ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Тесты для самоконтроля1) Укажите соответствие между понятием и определением: Понятия: 1. “ человек”; 2. “индивид”; 3. “индивидуальность”; 4. “личность”. Определения: а) отображает общие черты, свойственные человеческому роду; б) отдельный человек, единица человеческого рода, воплощающий характерные признаки целого нечто, соотносительное с родом; в) означает то особенное, неповторимое, самобытное, что отличает этого человека от других, включая как унаследованные, так и выработанные в процессе онтогенеза его физические и психологические особенности; г) выступает как совокупность, система социально-значимых качеств, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности, как продукт общественного развития. 2) Социология рассматривает личность: а) как субъект деятельности, познания и творчества;б) как устойчивую целостность психических процессов, свойств и отношений: волевых качеств, темперамента и т.д.;в) как результат неразрывной связи индивида и общества, функционирования и развития конкретной социальной общности, приобщающей индивида к выполнению необходимых социальных ролей.3) Исходным пунктом социологического анализа личности являются: а) индивидуальные особенности человека; б) социальные функции; в) биологическая структура личности; г) психологическая структура личности. 4) К факторам, определяющим процесс формирования личности, не относятся: а) биологическая наследственность;б) культура;в) индивидуальный опыт;г) социальное окружение;д) уровень развития науки и техники.5) Выберите правильную часть определения социальной роли: а) модель поведения, относящаяся к определённой социальной позиции; б) разновидность социального поведения, являющаяся следствием социального взаимодействия личности или группы; в) динамическая сторона социального статуса; г) различные виды социального взаимодействия между группами и индивидами, рассматривающиеся как ответ на ожидание другой группы или индивида. 6) Выберите правильное продолжение определения: “Социальный статус – это: а) место индивида в структуре социальной группы; б) место индивида в социальной системе; в) место индивида в структуре социальных институтов. 7) Синонимом понятия «социальный статус» не является термин… а) социальный ранг; б) социальная роль; в) социальное положение; г) социальная позиция. 8) Из ниже перечисленных суждений укажите те, которые являются правильными: а) социальная роль – определенная позиция в социальной структуре общества; б) один человек обладает множеством статусов; в) роли связаны между собой системой прав и обязанностей; г) несовпадение статусов описывает противоречия только в межгрупповой иерархии; д) индивид, обладающий статусом в одной иерархии, автоматически получает высокие статусы в других иерархиях; е) социальный статус – положение индивида в малой группе; ж) пол и национальность характеризуют предписываемый статус; з) статус подчеркивает различие людей, а роль подчеркивает сходство; и) главный статус определяет наиболее характерный для индивида статус с которым от себя идентифицирует; к) статусный набор включает в себя только ту часть статусов, которые связаны с главным статусом; л) ролевой набор – совокупность статусов; м) индивид, занимающий один статус, может реализовывать его в различных ролях. 9) Перемещение индивида, социальной группы, влекущее изменение их социального статуса, можно отнести к: а) миграции;б) горизонтальной мобильности;в) вертикальной мобильности. 10) Изменение индивидом, социальной группой места в социальной структуре общества – это: а) социальная стратификация;б) социальная мобильность;в) социальная дифференциация.11) Модели поведения, ориентированные на определенные статусы, называются: а) профессиями; б) нормами; в) нравами; г) ролями. 12) Выберите утверждения, которые не верны: а) достигаемый статус - положение, которое человек занимает в малой или первичной группе в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам; в) индивидуальность – характеристика, возникающая в процессе социализации; г) один и тот же статус занимает в разных обществах разное место в иерархии; д) социальные роли осваиваются всю жизнь. 13) Социальная позиция, занимаемая индивидом благодаря его собственным усилиям, относится к статусу: а) предписанному; б) исходному; в) достигнутому.14) Определите, какие из указанных статусов относятся к предписанным, какие к приобретенным: а) горожанин; б) студент; в) инженер; г) профессор. 15) Определите, какие из указанных статусов относятся к формализованным, какие к неформализованным: а) директор предприятия; б) лидер группы; в) пассажир; г) путешественник. 16) Какой статус относят к предписанному? а) водитель; б) студент; в) мужчина; г) депутат. 17) Условия, при которых люди имеют неравный доступ к общественным благам, - это: а) социальное неравенство;б) социальная мобильность;в) социальная стратификация. 18) Социализация личности – это: а) развитие личности;б) воспитание личности;в) постепенное усвоение индивидом требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения.19) Назовите какая форма социализации присуща только раннему развитию личности? а) социализация, направленная на будущее индивида и ориентированная на ожидание будущих социальных ролей; б) социализация, связанная с радикальным пересмотром индивидом существующих норм и ценностей; в) социализация, связанная с приспособлением индивида к тому, что уже есть в обществе; г) социализация, связанная с различными формами миграции. 20) Процесс социализации завершается: а) в юношеском возрасте;б) в зрелом возрасте;в) продолжается всю жизнь.21) Укажите соответствие между понятием и определением: Понятия: 1. институты социализации; 2. ресоциализация; 3. первичная социализация; 4. десоциализация. Определения: а) процесс разрушения или преобразования имеющейся совокупности ценностей, символов и норм, является необходимой стороной изменения статуса и совокупности ролей личности; б) формирование новой, более высокой интегрирующей системы ценностей, норм и символов; в) учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие ее; г) непосредственное, илиближайшее окружение человека, стоит на первом месте по степени значимости его социализации. 22) Определите вид социализации: а) первичная; 1) пенсионер; б) вторичная; 2) студент; в) дотрудовая; 3) слесарь; г) трудовая; 4) ребенок 2-х лет; д) послетрудовая; 5) школьник. 23) Расположите потребности человека (по пирамиде А.Маслоу) начиная от низших к высшим (так, 1-а, 2-б и т.д.): а) престиж (уважение, карьера, высокая оценка и т.д.); б) самовыражение (творчество и т.п.); в) социальные потребности (принадлежность к коллективу, привязанности, забота о других, трудовая деятельность и т.п.); г) безопасность и качество жизни (стабильность условий существования, гарантированная занятость и т.п.); д) физиологические потребности (пища, отдых и т.д.). 24) Определите, какие из указанных видов поведения относятся к негативному и какие к позитивному девиантному поведению: а) научное творчество; б) самоубийство; в) наркомания; г) преступность; д) изобретательство; е) героизм. 25) Укажите соответствие между понятиями и их определениями: Понятия: а) личность; ж) ресоциализация; б) диспозиция; з) статус предписанный; в) социализация первичная; и) социальная роль; г) социальный статус; к) агенты социализации; д) ролевой конфликт; л) статус достигнутый; е) зеркальное “Я”; м) ролевая дистанция. Определения: 1. положение, приобретаемое индивидом в обществе благодаря его собственным усилиям; 2. прирожденный, унаследованный статус; 3. система социально значимых черт, характеризующих индивида и делающих его уникальным; 4. процесс усвоения новых ролей, ценностей на каждом этапе жизни; 5. предрасположенность личности к определенному восприятию условий деятельности и к поведению в этих условиях; 6. позиция, занимаемая индивидом в обществе, связанная с определенными правами и обязанностями; 7. формирование у ребенка речи, мышления, сознания, усвоение социальных норм и ценностей; 8. переживаемые индивидом противоречивые чувства, связанные с одновременным выполнением нескольких ролей; 9. поведение, предписанное в определенных обстоятельствах и ожидаемое другими участниками взаимодействия; 10. термин И. Гофмана для обозначения способности человека отличать свои разные роли от себя самого; 11. концепция Ч. Кули, утверждающая, что человек познает себя, представляя, что о нем думают другие; 12. люди и учреждения, с помощью которых осуществляется социализация личности. 26) Какое из приведенных ниже суждений о личности можно считать корректным с социологической точки зрения: а) у личности есть тело и душа; б) личность существует с момента рождения; в) ценности определяют поведение личности; г) инстинкты полностью определяют поведение личности? 27) Как называется ситуация, когда семнадцатилетнего сына одновременно ждут родители, чтобы отметить семейный праздник, и друзья, чтобы пойти на дискотеку: а) культурный конфликт; в) ролевой конфликт; б) конфликт поколений; г) статусный конфликт? 28) Интегрированный показатель положения в обществе, в системе общественных связей и отношений - это: а) социальный престиж; в) ранг; б) социальный статус; г) социальная роль? 29) К модальной личности можно отнести: а) идеальный тип личности;б) наиболее распространенный тип личности в обществе;в) нормативный тип личности. 30) К нормативной личности можно отнести: а) принятый культурой данного общества тип личности, наиболееотражающий особенности культуры;б) наиболее распространенный в обществе тип личности;в) идеальный тип личности.
Схемы к теме: «Личность в системе социальных связей»
Схема 9. Характеристика социализации личности
Схема 10. Социализация личности в микросоциологии
Схема 11. Социализация личности в макросоциологии
Схема 12. Типология личности в социологии
Схема 13. Классификация потребностей личности (по А.Маслоу)
Схема 14. Положение индивида в социальной структуре общества
Литература 1. Волков А.И. Человеческое измерение прогресса. – М., 1991. 2. Городяненко В.Г. Социологический практикум. – К.: Академия, 1999. 3. Кон И.С. Социология личности. – М.: Мысль, 1967. 4. Кравченко А.И. Введение в социологию. – М.. 1996. 5. Молодь України. Стан, проблеми, шляхи розв’язання. К., 1995. 6. Москаленко В.В. Социология личности. К., 1986. 7. Попова И.М. Социология. Введение в специальность. Учебник. К., 1997. 8. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. – М.: «Центр», 2000. 9. Социальная идентификация личности – 2т. / Под ред. Ядова В.А.. – М., 1999. 10. Смелзер Н. Социология. Пер. с англ. – М,: Феникс, 1998. 11. Социология. Учебное пособие./ под ред. П.С. Емшина, Д.З. Мутагирова, Н.Г. Скворцова. – СПб: Питер, 2004. 12. Соціологія. Підручник (за загальною ред. Проф. В.П. Андрущенко, проф. М.І. Горлача) Київ – Харків, 1998. 13. Социология. Учебник (под ред. В.П. Лавриненко). – М., 1998. 14. Терлицкий В.М. Жизненная позиция личности (проблемы методологии и теории). – Киев – Одесса, Лыбидь, 1993. 15. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М.: ООО «Издательство АСТ - ЛТД», 1998. 16. Черниш Н.І. Сучасна свідомість молоді. Львів, 1990. 17. Якуба Е.А. Социология: Учебное пособие. – Харьков: Константа, 1996.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|