Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тесты для самоконтроля. 1) Какой из указанных этапов является первым при реализации социологического исследования:




1) Какой из указанных этапов является первым при реализации социологического исследования:

а) обработка полученных данных;

б) подготовка отчета о результатах исследования;

в) разработка программы исследования;

г) сбор первичной социологической информации.

2) Укажите соответствие между понятиями и их определениями:

Понятия:

а) методология;

б) методика;

в) метод;

г) техника.

Определения:

1. наиболее общие философские подходы к познанию;

2. совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода;

3. совокупность технических приемов, которые связаны с данным методом, их последовательность и взаимосвязь;

4. основной способ сбора, обработки и анализа данных, то есть способ поучения информации.

3) Методологическое и методико-техническое обоснование социологического исследования – это: а) выборка;б) рабочий план исследователя;

в) программа исследования.

4) Какой вид интервью был впервые применён Лазарсфельдом в 1940 году и предусматривает сбор информации по одному и тому же вопроснику от одних и тех же респондентов несколько раз через точно определённые временные интервалы?

а) экспертное интервью;

б) пилотажное интервью;

в) панельное интервью;

г) фокусированное интервью.

5) В зависимости от степени стандартизации техники наблюдения можно выделить две основные разновидности этого метода:

а) стандартизованное интервью;

б) непосредственное наблюдение;

в) нестандартизованное наблюдение;

г) свободное наблюдение.

6) Открытые вопросы анкеты:

а) предполагают наличие готовых вариантов ответов;

б) дают респонденту возможность самостоятельно сформулировать ответ;

в) привлекают исследователей экономичностью обработки;

г) могут быть альтернативными.

7) Различаются две основные формы опроса:

а) анкетирование;

б) диалог;

в) интервьюирование;

г) общение.

8) Метод сбора первичной социологической информации, путем непосредственной регистрации исследователем событий, явлений и процессов, происходящих в определенных условия:

а) наблюдение;

б) интервью;

в) опрос;

г) эксперимент.

9) К методам социологического анализа не относится: а) социологический опрос;б) наблюдение;в) метод каузальности. 10) К собственно социологическим методам относятся: а) наблюдение;б) метод сравнения;в) контент-анализ документов.

11) Анкета состоит из трех частей:

а) паспортичка;

б) вводная (вступительная);

в) анкетная;

г) основная.


Выводы к модулю 1

1. Социология как автономная наука возникает в середине XIX века. Как новая теория общественного развития она является, с одной стороны, отражением качественного изменения социальных отношений, реальных возможностей и потребностей людей, с другой - следствием прогресса самого научного знания, направленного на разрешение возникающих противоречий в развитии общества, диагностику социальных “болезней”, поиск методов их излечения.

Социология - это наука, изучающая общество, закономерности его функционирования и развития, взаимодействие социальных общностей разного типа и уровня, социальные институты и социальные процессы в их связи с общественным целым.

Выделяют несколько уровней, образующих структуру социологической системы знания: теоретическая социология (общесоциологическая теория), отраслевая социология (специальные (частные) социологические теории), эмпирическая социология (конкретно-социологические (эмпирические) исследования). Выделение уровней социологии носит весьма условный характер. По сути, все они едины и находятся в тесном взаимодействии.

Внутренняя существенная связь явлений и процессов, обусловливающих их необходимое развитие и обладающая всеобщностью, необходимостью и повторяемостью при соответствующих условиях, в социологии называется законом. Социальные законы, как и законы природы, действуют независимо от воли и сознания людей, являются результатом целенаправленных последовательных действий большинства индивидов в социальных ситуациях и объективных связях. Объективность социального закона состоит в том, что новые поколения наследуют готовые отношения, связи, тенденции, сформированные без их участия. В сфере действия закона может находиться общество в целом либо его части.

Социология – своего рода учебник жизни. Она помогает лучше узнать реальный мир, понять общество, в котором мы живем, определить свое место в нем, свои возможности самосовершенствования и влияния на социальный прогресс.

2. Изучение общества, социальных процессов и явления в нем, началось с давних времен. История социологического знания об обществе включает три периода: протосоциологический (от времен античности до начала XIX века); классический (с начала XIX века до середины XX века), современный (с начала XX века до сегодняшнего времени). В рамках протосоциологического этапа выделяют несколько периодов формирования взглядов на общество и законы его развития: античный, средневековый, эпох Возрождения и Просвещения. Протосоциологические теории сыграли заметную роль в последующем развитии социологической науки, влияя на формирование не только классических, но и современных взглядов на закономерности становления и развития общества.

Классический период связан с деятельностью выдающихся социологов О.Конта, Г.Спенсера, К.Маркса, Э.Дюркгейма, М.Вебера и других.

Современная западная социология представлена разнообразием школ и течений, которые развиваются по многим направлениям, а именно: структурный функционализм (Т.Парсонс, Р.Мертон), теория социального конфликта (Л.Козер, Р.Дарендорф), теория социального обмена (Дж. Хоманс), психоаналитические теории (З.Фрейд, Э.Фромм), символический интеракционизм (Дж.-Г. Мид, Г.Блумер), неомарксизм (Д.Лукач, А.Гоулднер) и другие.

3. Общество– это совокупность всех форм объединения и взаимодействия людей, которые сложились исторически, имеют совместную территорию, общие культурные ценности и социальные нормы, характеризуются социокультурной идентичностью его членов.

Общество – это социальная реальность особого типа, продукт взаимодействия людей. Это сложная система экономических, социальных, национальных, религиозных и иных отношений.

Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собою упорядоченных относительно друг друга социальных общностей, социальных слоев, положений и отношений между ними называется социальной структурой. Социальная структура – это устойчивая связь элементов в социальной системе общества.

Благодаря социальной структуре общество качественно отличается как от произвольного, беспорядочного скопления людей, так и от других социальных явлений, имеющих иную качественную определенность. Социальная структура определяет устойчивость и стабильность общества как целостной системы. Социальная структура характеризует общество не просто как сумму индивидов, их связей и действий, взаимодействий и отношений, а как целостную систему, как такую общность, которая порождает новое, интегральное, системное качество.

Существует множество критериев типологизации обществ: исторические, экономические (по уровню развития производительных сил, жизненному уровню), социальные, политические, культурные, религиозные, идеологические и т.д.

Социальное неравенство – характерная черта любого общества. Критерии организации неравенства могут быть различными. Это служит основанием многомерного подхода к изучению социальной стратификации в западной социологии. Социальную стратификацию можно определить как структурированную систему социального неравенства, в которой индивиды и социальные группы ранжированы в соответствии с занимаемым в обществе социальным статусом.

Иерархическая структура общества не является застывшей, в ней постоянно происходят колебания и перемещения как по горизонтали, так и по вертикали. Изменение социальной группой или индивидом своей социальной позиции называется социальной мобильностью.

4. Проблема личности – одна из важнейших в современной социологии. Невозможно анализировать социальные процессы, функционирование и развитие социальных систем, не обращаясь к исследованию сущности личности как субъекта социального поведения и общественных отношений, не изучая потребности, интересы, духовный мир личности, не анализируя сложные и разнообразные ее связи с социальной микро- и макросредой.

Включение человека в общественную жизнь осуществляется через разнообразные элементы социальной структуры (социальные группы, институты, социальные организации), через систему социальных ролей, которые он выполняет, через нормы, ценности общества, которые принимает.

Личность – наиболее сложный объект изучения, поскольку она, находясь как бы на грани двух огромных миров - биологического и социального - вбирает всю их многоплановость и многомерность. Общество, социальные общности (группы) и социальные институты не обладают такой степенью сложности, ибо они являются сугубо социальными образованиями.

В основе социальной стратификации общества лежит иерархия социальных статусов. Социальный статус – это место индивида в социальной системе. Каждая личность, будучи включенной во множество социальных связей, исполняет различные функции и соответственно имеет несколько статусов. С каждым статусом соотносится определенное ожидаемое поведение при исполнении соответствующих функций. В этом случае мы говорим о социальной роли личности.

Индивидуальность личности проявляется в выборе социальных ролей; в своеобразном характере осуществления социальных ролей; в возможности отказа от выполнения неприемлемой роли.

Становление личности – сложнейший длительный процесс приобщения личности к социальному, т.е. ее социализации. Социализация определяется как процесс усвоения индивидом на протяжении жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит. Ведущим и определяющим началом социализации является целенаправленное воздействие (обучение, воспитание). Однако социализация включает и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе воздействующие на формирование личности.

Социализация – это не однонаправленный процесс. Не только общество, но и сама личность выступает как субъект воспитательной деятельности, субъект самовоспитания.

5. Одним из основных характерных признаков общества как целостной системы является определенный уровень развития культуры, система норм и ценностей, положенных в основу социальных связей между людьми. Культура как “вторая природа” порождается материальными потребностями людей, их интеллектуальными, нравственными, эстетическими и другими запросами, практическими интересами различных социальных общностей, групп и индивидов.

Культура выступает как качественная сторона любой деятельности, как способ мышления и поведения. При этом она представляет собой определенные ценности, как материальные, так и духовные.

Основные закономерности внутреннего развития культуры тесно переплетаются с внешней тенденцией развития культуры, эволюцией ее отношений с природой.

6. Социологическое исследование является специфической разновидностью социальных исследований, рассматривающих общество как целостную социокультурную систему и опирающихся на особые методы и приемы сбора, обработки и анализа первичной информации. Социологическое исследование – это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении.

Общество обращается к социологии, если оно заинтересовано в объективном научном познании самого себя.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных