Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Образ автора – образ аудитории




(кто? – кому?)

Понятие коммуникативной ситуации. Социальные и речевые роли говорящего. Ораторские типы. Изучение аудитории: объективные параметры (социально-демографические, профессиональные, эмоциональные и формальные характеристики); группы слушателей по субъективным параметрам (конструктивные, конфликтные, инфантильные, соглашатели). Аудитория потенциальная и реальная. Одновременный учет нескольких аудиторий.

Задания

Задание 1. Вспомните и запишите все свои речевые роли. Сколько их получилось? В каких ролях вы наиболее успешны в своем речевом поведении? Какие роли для вас наиболее сложные? Почему?

Задание 2. Закончите следующие фразы, опираясь на данные о различных типах ораторской индивидуальности, отмеченные И.А. Стерниным (Практическая риторика. М., 2005. – СС116-121), а также на собственные знания и наблюдения.

Иван Грозный как оратор отличался тем, что …. А.В. Луначарский как оратор отличался тем, что …. И.И. Мечников как оратор отличался тем, что …. Д.И. Менделеев как оратор отличался тем, что …. В.И. Ление как оратор отличался тем, что ….И.В. Сталин как оратор отличался тем, что …. И.В. Сталин как оратор отличался тем, что …. Н.С. Хрущев как оратор отличался тем, что …. Ф. Кастро как оратор отличается тем, что ….М.С. Горбачев как оратор отличается тем, что …. В.В. Жириновский как оратор отличается тем, что …. В.В. Путин как оратор отличается тем, что….

 

Задание 3. Охарактеризуйте свою учебную группу как аудиторию. Какие черты данной аудитории будет учитывать оратор, выступающий на следующие темы:

Об изменении правил приема в ВГПУ;

О порядке дежурства в вузе;

Об успехах российской сборной на Зимней Олимпиаде;

О новых поступлениях в библиотеку ВГПУ;

О вступлении в партию ЛДПР;

О дискурсивном пространстве жанров постмодернизма;

О национальной политике правительства на Северном Кавказе.

 

Задание 4. Какую черту аудитории оратор считает наиболее важной для себя?

Дамы и господа! Прежде чем я решил выступить перед вами, я спросил себя, не покажется ли странным и дерзким, что филистер, выражаясь на суденческом жаргоне, предстанет перед студентами, чтобы поучать их, достигших известной высоты образаования, которая недоступна нашей братии. Но, с другой стороны, я не мог не сознаться, что в данном случае речь идет о вопросе, в котором я, возможно более сведущ, чем некоторые из студентов, и потому было бы вполне уместным прочесть этот доклад. Я совсем не мечтаю покорить вас сразу и сделать настоящими социал-демократами. Конечно, я был бы рад, если бы мне удалось убедить большую часть из вас в справедливости социал-демократических идей и в необходимости осуществления социал-демократического идеала. Но гораздо важнее для меня убедить вас в необходимости заняться социалистическим движением и социализмом вообще, отвлечься от узкого круга занятий студента, оглядеться и понять, что то, что вам чаще всего говорили о социализме и социал-демократии, основано в большей степени на преувеличении, непонимании и незнании движения или же на злонамеренности… (Август Бебель)

 

Я назвал бы его Наполеоном, но Наполеон пришел к власти ценой вероломства и через море крови. Он же ни разу не нарушил своего слова. Я назвал бы его Кромвелем. Но Кромвель был только солдат, и государство им основанное, ушло вместе с ним в могилу. Я назвал бы его Вашингтоном. Но великий виргинец держал рабов. Этот же человек скорее поставил бы на карту судьбу империи, чем допустил работорговлю. Сегодня вы читаете историю, ослепленные предрассудками. Через 50 лет, когда восторжествует правда, Клио, поставившая Фокиона в пример греку, Брута – римляну, Гемпедена – британцу, Лафайета – французу, избравшая Вашингтона как совершенное воплощение цветущего утра нашей цивилизации, а Джона Бруно как зрелый плод его полудня, - муза истории напоит перо солнечным сиянием и напишет на голубом просторе над нами имя солдата, государственного деятеля и мученика – Туссена-Лувертюра (Уиндел Филлипс).

 

Сегодня главная цель рубрики – осуществить переход Задвинутого Чайника в Продвинутого Юзера-Интернетчика. Для этого, понятное дело, придется начать с азов компьютерной грамотности, так что настоящим хакерам советую пропустить абзац.

Если, кликнув в синюю Ешку на рабочем столе, вы обычно думаете: «Так вот он какой, этот хваленный Интернет!» – не спешите разочаровываться. Это еще не весь И-нет, а только скажем, ручка на его двери. Сначала тыкните в длинную строку (да не пальцем, что вы!) с замысловатым «about:blank». Обычно поиск начинают со страниц www.rambler.ru, www.mail.ru или www.yandex.ru, название которых и следует вписывать (смена алфавита Shift+Ctrl). Теперь попытайтесь изобразить словами то, что вы хотите найти. Например: хочу узнать о роли ежиков в науке освоения космоса. В новой (появившейся) строке пишем только основные слова: ежики освоение космоса. Неплохо было бы указать дату, чтобы компьютер не выдавал вам материал десятилетней давности, и город, если надеетесь на информацию местного масштаба. Enter. Возникающие синие заголовки – это названия сайтов, на которых вы можете получить запрошенную информацию. Жмите прямо на них. И не забывайте о времени, которое, как известно, стоит денег. (?)

 

Задание 5. Подготовьте выступления на одну и ту же тему – Наш факультет иностранных языков – от лица разных авторов, для разных аудиторий и разных коммуникативных обстоятельств. Какие черты аудитории вы считаете наиболее важными для себя? Как это отразилось на характере выступления?

· Автор – декан факультета (или представитель деканата). Аудитория – будущие абитуриенты и их родители. Ситуация – День открытых дверей.

· Автор – бывший выпускник школы, ныне первокурсник. Аудитория – ученики 11 класса. Ситуация – классное собрание, посвященное выбору учебного заведения.

· Автор – студент 4-5 курса ФИЯ. Аудитория – студенты 1 курса. Ситуация – торжественное мероприятие, посвященное началу учебного года.

· Автор – студент 4-5 курса ФИЯ. Аудитория – студенты 1 курса. Ситуация – начало учебного года, неформальное общение.

 

Литература

Обязательная

Анисимова Т.В., Гимпельсон Е.Г. Современная деловая риторика. Волгоград, 1998. Ч. 1. – СС. 57-72

Стернин И.А. Практическая риторика. – М., 2005. – СС. 116-221, 234-250.

Дополнительная

Михальская А.К. Основы риторики. От мысли к слову. – М., 2001. – С. 29-45.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных