Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема, цель, задача речи




(о чем? – зачем?)

Требования, предъявляемые риторикой к теме речи. Классификация речей по цели: информационные, агитационные (убеждающие, призывающие, эпидейктические), развлекательные. Понятие риторического жанра. Жанры информационных речей: лекция, доклад, сообщение, представление, объявление, инструктаж, рассказ-воспоминание. Задача и сверхзадача речи.

 

Задания

 

Задание 1. Познакомьтесь с отрывком из «Риторики» Аристотеля, составьте смысловую схему данного отрывка. Какие речи по цели выделяет Аристотель? Как эта классификация соотносится с современными классификациями речей по цели (См. Сопер П. «Основы искусства речи» СС. 33-66; Анисимова Т.В., Гимпельсон Е.Г. Современная деловая риторика. – СС. 30-36)?

Есть три вида риторики, потому что есть столько же родов слушателей. Речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается; оно-то и есть конечная цель всего (я разумею слушателя). Слушатель необходимо бывает или простым зрителем, или судьей, и притом судьей или того, что уже совершилось, или того, что может совершиться. Примером человека, рассуждающего о том, что имеет быть, может служить член народного собрания, а рассуждающего о том, что уже было, – член судилища; человек, обращающий внимание только на дарование оратора, есть простой зритель. Таким образом, естественно является три рода риторических речей: совещательные, судебные и эпидейктические. Дело речей совещательных – склонять или отклонять, потому как люди, которым приходится совещаться в частной жизни, так и ораторы, произносящие речи публично, делают одно из двух (или склоняют, или отклоняют).

Что же касается судебных речей, то дело их – обвинять или оправдывать, потому что тяжущие всегда делают непременно что-нибудь одно из двух (или обвиняют, или оправдываются).

Дело эпидейктической речи – хвалить или порицать. Что касается времени, которое имеет в виду каждый из указанных родов речи, то человек, совещаясь, имеет в виду будущее: отклоняя от чего-нибудь или склоняя к чему-нибудь, он дает советы относительно будущего. Человек тяжущийся имеет дело с прошедшим временем, потому что всегда по поводу событий, уже совершившихся, один обвиняет, а другой защищается. Для эпидейктического оратора наиболее важным представляется настоящее время, потому что всякий произносит похвалу или хулу по поводу чего-нибудь существующего; впрочем, ораторы часто сверх того пользуются и другими временами, вспоминая прошедшее или строя предположения относительно будущего. У каждого из этих родов речей различная цель, и так как есть три рода речей, то существуют и три различные цели: у человека, дающего совет – польза или вред: один дает совет, побуждая к лучшему, другой отговаривает, отклоняя от худшего; остальные соображения, как-то: справедливое и несправедливое, прекрасное и постыдное – здесь на втором плане.

Для тяжущихся целью служит справедливое и несправедливое, но и они присоединяют к этому другие соображения.

Для людей, произносящих хвалу или хулу, целью служит прекрасное или постыдное; но сюда также привносятся прочие соображения.

 

Задание 2. В рамках каждой из предложенных проблем сформулируйте несколько узких и конкретных тем, актуальных

А) для сокурсников

Здоровый образ жизни

Реклама хорошая и плохая

Изучение иностранных языков

Гастрольная афиша Волгограда

 

Б) для жителей Волгограда

Охрана окружающей среды

Рост преступности среди молодежи

Социальная политика правительства

Спорт в жизни современного человека

 

В) для педагогов

Культура русской речи

Социальная политика правительства

Рост преступности среди молодежи

Здоровый образ жизни

 

Задание 3. Какую цель ставит перед собой оратор в следующих речах?

Последний школьный звонок.

Необходима реформа высшего образования.

Чего можно добиться с помощью диеты.

60 лет факультету иностранных языков.

Как предупредить простудное заболевание.

Введем в школах риторику как обязательный предмет.

Как избавиться от речевых ошибок.

 

Задание 4. Определите тему и цель в следующих речах

Взаимоотношения отцов и детей за последние годы сильно изменились. В современном обществе молодежь пользуется гораздо большей степенью автономности от старших чем когда бы то ни было раньше. Ведь руководящая роль в обществе сейчас зависит не от количества прожитых лет, а от уровня образования, знаний, способностей. В быту, в семейных отношениях молодежь также обретает все большую степень независимости, свободы от родительской опеки. Таким образом, отношения родителей и детей стали гораздо более равноправными, чем когда-либо раньше (И. Кон).

Зачет – это действительно жизнь. Многие студенты считают, что самая тяжёлая пора – пора сдачи зачётов. Ведь с утра до ночи нужно сидеть с учебниками и тетрадями, и никакой личной жизни. Но мы так не считаем. По нашему мнению, зачеты – это огромная «чаша», из которой мы черпаем знания. Каждая новая фраза, предложение пополняет наш словарный запас, кругозор. Пусть мы устали, но это того стоит, так как мы хотим выйти из университета грамотными людьми. К тому же, в «зачётную пору» все начинают шевелиться, бегать, появляются дела, интерес и даже азарт. Жизнь становится в радость. Все мысли только об одном: увидеть в зачетной книжке полюбившееся слово «зачёт». Сколько гордости за себя в этот момент. И еще, зачёт – это не экзамен, т.е. меньше волнения и переживаний. Поэтому наше предложение, во избежание стресса студентов – отменить экзамены и оставить одни зачёты. Наиболее разумное решение с педагогической точки зрения. (?)

 

Простокваша, кефир, ряженка, снежок – эти названия уже давно стали привычными для покупателей. Мы каждый день видим их на своем столе, но вряд ли понимаем, как их употребление сказывается на нашем организме.

Все кисломолочные продукты обладают особой биологической ценностью. В результате их попадания в организм человека образуется молочная кислота, которая подавляет деятельность гнилостных бактерий – они обязательно есть у любого человека. Разлагая остатки пищи, эти бактерии вырабатывают сильные яды, вызывающие самоотравление и преждевременное старение организма. Еще одно последствие – склероз, так как под воздействием ядов уплотняются стенки кровеносных сосудов. «Добрые» молочно-кислые бактерии подавляют деятельность «злых» гнилостных не только за счет образования кислой среды, но и благодаря тому, что сами выделяют большое количество антибиотиков. (?)

 

Друзья! Сегодня мы с вами выпиваем не просто так. Сегодня мы с вами выпиваем по поводу. И повод этот – день рожденья нашего дорогого друга Гоши. И я хотел бы предложить выпить за его руки. На вид это обыкновенные человеческие руки. Но это только кажущееся видимость. На самом деле перед вами руки золотые. П5еред вами слесарь с большой буквы «С». Вот у нас в институте есть кандидаты, да даже доктора наука, которые, с моей точки зрения, еще десять лет назад могли спокойно уйти на заслуженный отдых, и никто не заметил бы их отсутствия до сегодняшнего дня. Но вот когда в прошлом году Гоша лег в больницу (ему вырезали аппендицит), у нас в институте большинство тем замерло. Я за себя скажу: своей докторской диссертацией я на 70% обязан прибору, который сделал Григорий Иванович, и я думаю, что мое мнение может разделить половина докторов нашего института.

(Х/ф «Москва слезам не верит»)

 

Задание 5. Определите жанр, задачу и сверхзадачу в следующих информационных речах

В Нигерии ни одна порядочная девушка не найдет себе жениха, если не весит, по крайней мере, в три раза больше него. Нигерийские парни и знать ничего не хотят о худосочных моделях, для них чем больше мяса – тем лучше. С этой целью за несколько недель до свадьбы невест запирают в комнате и кормят как на убой. Девушкам готовят только жирную, калорийную пищу, не разрешают работать и вообще передвигаться по дому. Все это время их кожу увлажняют специальными ароматическими маслами и делают массаж. Чем больше килограммов наберет девушка пред свадьбой, тем больше будет доволен жених.

Та же картина наблюдается и на Арктическом побережье, и на островах Тихого океана: чем больше у девушки аппетитных складочек, тем привлекательней и сексуальней считают ее мужчины. Для них килограммы любимой – символ счастья, радости и хорошего настроения. Кто сказал, что хорошего человека должно быть мало? (?)

 

Итак, разрешите представиться. Уже более 30 лет я фактически занимаюсь обучением риторике. Но назвать «кошку кошкой» я получила возможность только в 1990 г. Репрессированная после революции риторика начала оживать только тогда, когда появились первые признаки «оттепели» в обществе. Но школа стала оттаивать чуть ли не самой последней из всех государственных институтов. Однако мы, учителя, которые хотели работать по-своему, творчески и эффективно, всегда, во все времена пробивались сквозь любой асфальт, как одуванчик. Мы прикидывались чем-то другим, переименовывали свой любимый предмет, по желанию и разумению «строгого начальства»: «культура речи», «ораторской искусство», «выразительное чтение», «техника речи», «лекторское мастерство», «пропагандистское искусство» и т.п. – но дело свое продолжали делать. Мне даже диссертацию удалось написать и защитить под таким мудреным названием, что ученый совет долго не мог решить, в каком институте ее можно защищать – «Развитие речевого слуха школьников – основы формирования навыков культуры речи». В 1972 г. Вышла книга на ее основе. Уехав на три года на Дальний Восток, я написала и опубликовала первую книгу прямо по основам риторики: «Специфика публичной речи», а вернувшись в Москву в 1978 г., начала работать в обществе «Знание» вместе с С.А. Минеевой, открывая «университеты лекторского мастерства» во всех точках нашей страны и разрабатывая для них программы и методики. С тех пор мы всегда вместе, хотя и в разных городах – Москве и Перми – движемся по риторическому пути, обрастая учениками и соратниками. Она – продолжая и развивая линию «риторизации» взрослых и готовя преподавателей риторики, я – вернувшись на круги своя, к детям, разрабатывая в школах разного типа программы и пособия для разных этапов обучения.

(С.Ф. Иванова)

 

В продажу поступила новая ручка. Не смотрите, что она такая обычная на вид. На самом деле это многофункциональная ручка, необходимая каждому студенту и преподавателю. Рассмотрим внимательней эту ручку.

Легко откручивающийся колпачок, сделанный из мягкой пластмассы, необходим каждому, кто хочет точно отмерить свою дозу лекарства, например, валерьянки перед экзаменом или другим ответственным мероприятием. В этом колпачке помещается ровно одна доза, рассчитанная на одного среднестатистического человека средней степени возбуждения. Вы можете выпить дозу лекарства прямо из колпачка, не отрываясь на поиски необходимой посуды. Но это еще не всё, в этом колпачке вы можете спрятать от экзаменатора шпаргалку. Так как колпачок выполнен из непрозрачного материала, то никто не сможет заподозрить вас в употреблении шпаргалок.

Теперь внимательней рассмотрим этот стержень. Он выполнен из прозрачной пластмассы и заполнен высококачественными синими чернилами. Вы сможете без помощи специальных приборов увидеть уровень чернил в стержне и своевременно заменить его на новый. Низкая стоимость стержня позволяет вам писать в десять раз больше лекций, чем могут позволить себе пользователи гелевых ручек. К тому же диапазон рабочих температур стержней, совместимых с нашей ручкой гораздо шире, чем диапазон рабочих температур гелевых ручек. Высокая совместимость данной модели ручки со стержнями других производителей не позволит вам остаться без комплектующих к вашей ручке в самый неподходящий момент.

Корпус выполнен из лёгкой, прозрачной пластмассы. Легкость конструкции даст вам возможность писать лекции, не уставая, а прозрачность корпуса позволяет проверить уровень чернил в стержне без доставания стержня.

Стоимость данной конструкции ручки настолько мала, что каждый студент может позволить себе иметь несколько запасных ручек данной модели. (?)

Задание 6. К каким жанрам информационной речи (доклад, объявление, сообщение, представление, лекция, инструктаж, консультация) будут относиться выступления в следующих коммуникативных ситуациях? Какие типы сверхзадач возможны в данных случаях?

Сообщение сокурсникам о завтрашней экскурсии.

Отчет о проделанной работе на профсоюзном собрании.

Объяснение детям, как играть в ту или иную игру в лагере отдыха.

Рассказ о себе на занятии по риторике.

Объяснение юристом некоторых изменений, внесенных в Закон о воинской обязанности.

Новости, которые сообщает ведущий в программе «Время».

Выступление студента на научной конференции.

Объяснение материла учителем на уроке.

Выступление учеников с подготовленными материалами (по 3 мин.) в ходе объяснения учителя по теме урока.

Выступление сотрудника библиотеки с обзором новых поступлений.

 

Задание 7. На одну и ту же тему можно подготовить речи, разные по цели. Какие речи по цели можно подготовить на следующие темы? Определите возможные коммуникативные ситуации для каждой цели, в соответствии с ситуациями конкретизируйте темы и сформулируйте возможные сверхзадачи:

Наш факультет иностранных языков

Выставка драгоценных камней.

О преступности среди молодежи.

О проведении зимней Олимпиады в Сочи.

О вреде курения.

Кинофильм «Дневной дозор».

Реклама хорошая и плохая.

 

Задание 8. Произведите риторический анализ Оксфордской речи К. Чуковского (См. Приложение, № 1).

Задание 9. Составьте небольшую речь-мнение на одну из следующих тем:

Нужна ли школьная форма.

В какую смену лучше учиться: во вторую или в первую.

Мешает ли работа учебе.

Зачем мы изучаем риторику.

Нужна ли свободная посещаемость занятий.

Нужны ли вступительные экзамены в вуз.

Зависит ли наше будущее от нашей учебы.

Брак по расчету или по любви.

Официальный брак или гражданский.

 

Литература

Обязательная

Анисимова Т.В., Гимпельсон Е.Г. Современная деловая риторика. Волгоград, 1998. Ч. 1. – СС. 30-44

Сопер П. Основы искусства речи. М., 1998. – СС. 33-66.

Дополнительная

Михальская А.К. Основы риторики. От мысли к слову. – М., 2001. – С. 45-56.

Стернин И.А. Практическая риторика. – М., 2005. – С. 65-67.

 

Тезис речи

(что?)

Основной тезис. Правила по отношению к тезису и возможные ошибки (потеря тезиса, объединение двух тезисов в один, «лоскутное одеяло» и др.). Логические правила деления и их использование в речи оратора. Тезисный план. Жанры убеждающей речи: мнение, оправдание, обвинение.

 

Задания

Задание 1. Сформулируйте и запишите тезис своей речи-мнения (См. разд. 2.1.2, задание 9). Выступите с речью перед сокурсниками, предложив им записать главную мысль вашего выступления. После выступления сравните ваши записи, проанализируйте совпадения и несовпадения.

Задание 2. Определите цель, задачу и тезис речи в следующих убеждающих выступлениях. Покажите взаимосвязь данных риторических действий.

Человеку, если он должен стать человеком, необходимо получить образование. Вот что следует сказать о том, что образование необхо­димо всем. Если бы мы теперь обозрели различные качества людей, то мы нашли бы то же самое. Ведь кто усомнился бы в том, что воспита­ние необходимо людям тупым, чтобы освободить их от природной тупос­ти? Но поистине гораздо более нуждаются в воспитании люди дарови­тые, так как деятельный ум, не будучи занят чем-нибудь полезным, займется бесполезным, пустым и пагубным. Чем плодороднее поле, тем обильнее оно производит терновник и чертополох. Так и выдающийся ум полон пустыми мечтами, если его не засеять семенами мудрости и доб­родетелей. Как действующая мельница, если в нее не подсыпать зерна, т.е. материала для перемалывания, стирает сама себя и, отрывая от жерновов куски и даже повреждая и разрывая отдельные части, беспо­лезно с шумом и треском пылит, так и подвижной ум, лишенный серьез­ной работы, будет вообще наполнятся ничтожным, пустым и вредным со­держанием и станет причиной своей собственной гибели. Чем являются богатые без мудрости, как не откормленными отрубями свиньями? Чем оказываются бедные без разумения вещей, если не ослами, осужденными носить тяжести? Что такое красивый невежда, если не разукрашенный перьями попугай, или, как сказал кто-то, золотые ножны, в которые вложен свинцовый меч? Что касается тех, кто когда-либо должен уп­равлять другими, - царей, князей, магистров, ученых, - то им прежде всего необходимо проникнуться мудростью, так же как проводнику, нужно иметь глаза, переводчику - язык, трубе - звук, мечу - острие. Равным образом нужно просвещать и подчиненных, чтобы они умели по­виноваться разумным правилам не по принуждению, не по ослиной по­корности, а добровольно, из любви к порядку. Ведь разумным творени­ем нужно управлять не с помощью криков, тюрьмы, палок, но опираясь на разум. Если это происходит иначе, то бесчестие подчиненных пада­ет и на бога, который одинаково вложил свой образ и в них, и чело­веческие дела будут полны насилия и беспорядками, как это и есть теперь. Итак, пусть будет установлено: всем рожденным людям, безус­ловно необходимо воспитание для того, чтобы они были людьми, а не дикими животными, не бессмысленными зверями, не неподвижными чурба­нами. Отсюда следует и то, каждый настолько превосходит других, насколько он более упражняется. Итак, эту главу мы закончим словами Премудрого: "Презирающий мудрость и наставление несчастен, и суетна надежда его (именно достигнуть цели), и труды его бесплодны, и дела его бесполезны.

(Я.А.Коменский)

 

Только что отшумели последние, самые трудные уроки в моей 307-й Ленинградской школе. Вроде бы и отдохнуть пора. Но жизнь учителя литературы - вечный урок.

Теперь уже многим ясно, что это не просто школьный урок. Мы не­сем ответственность за судьбу Человека. Общества. Мира.

Сегодняшний школьник как бы рассыпан попредметно учебной специ­ализацией. Математика, физика, химия... Собрать его в некую целост­ную, монолитную фигуру - наша задача. Что такое личность? Это цель­ный, собранный человек, имеющий нравственный стержень. Всякая без­ликость - рассыпанность. Непредсказуемая, конъюктурная. Мы должны воспитывать личность.

Образование, скажу откровенно, всех проблем не решает. И не мо­жет решить. Его необходимо дополнить нравственным, душевным знанием.

Что такое урок литературы? По сути, единственный урок, напрямую обращенный к душе человека! К его чувствам, совести, к нравственно­му и гражданскому долгу, к прошлому и будущему, к любви, без кото­рой нет жизни. Значит, необходимо воспитывать душу. Но чтобы воспи­тывать, ее надо иметь. Нельзя нам забывать строчек поэта: "Соединясь, рассудок и душа даруют нам светильник жизни - разум". Посмотрите на первоклашек - каждый светится! Любуюсь, глядя на их лица. Сколько огня и света, света, который нам так нужен сегодня. А взгляните на десятиклассни­ков - куда ушел этот свет? Кто погасил?

Нередко спрашиваю себя: что такое гуманизм? Добрые слова, вни­мание, улыбки? Да, да, да. И все-таки корень гуманизма - в чем? Де­лай свое дело по-человечески. Делом доказывай любовь. Гуманизм - это мастерство! Если я люблю тебя, то сделаю все, чтобы тебе на уроке было хорошо. Моя любовь к тебе - в качестве моей работы.

Ослабление душевного, эмоционального в человеке, скажу со всей прямотой, подрезает корень счастья. Видишь одно, другое недовольное лицо... В чем дело? Оказывается, не умеет человек жить чувствами, светлыми эмоциями. Все есть, а вот души - маловато. И тогда вспоми­наем Пушкина: "Но был ли счастлив мой Евгений?.. Нет, рано чувства в нем остыли". Значит, надо душу воспитывать.

От беззвучности наших сердец - бездумность; от бездумности - бездуховность, от бездуховности - безликость. Это правда, это так. Но мы словесники больше любим какие голоса? Фонетические. Чтобы звучали громко, четко, чтобы весь класс наполнялся такими голосами. А мне не нужно, чтобы весь класс. Мне вообще часто не нужен фонети­ческий голос. Говори, слушая меня, сам с собою. Говори, когда зво­нок прозвенит, говори, когда в автобусе едешь... Разговаривай, раз­говаривай... Этот внутренний голос откроет тебя.

Вот ведь какая штука с нами происходит. Когда человек теряет нравственные ценности, а попросту -душу, он становится неконтроли­руемым. "Ах ты, мордашка эдакой!" - скажет о Чичикове Гоголь. Иног­да смотрю на человека: что это - лицо или мордашка? "Ой, мордашка! Ой, эдакой! Ой, все может, все".

Не будь урока литературы, сколько бы "мордашек" наплодилось! Дать человеку лицо так же важно, как и внутренний голос. Это и есть механизм "собирания" человека. Возможности неограниченные.

Урок литературы - вроде как костер разжечь. Дрова умеем класть, с жадностью кладем. И такое полено, и этакое. А еще и теоретическое "бревно" затащим. Теперь нужна спичка, чтобы горело. А вот спи­чек-то и нет. Или отсырели. Да потом и не всегда умеем зажигать костры-то. Все не так и не с той стороны. Один дым, а огня - нет. Простите нескромность, но мне кажется, что я дал уроку литературы спичку. Мой костер горит. Быть может, сам я как растопник особых эмоций не вызываю, но костер - горит. Это я точно знаю.

(Е. Ильин)

 

Задание 3. Прочитайте следующие тексты, отвечая на вопросы «Что сказал оратор?», «Что хотел сказать оратор?». Назовите формы уклонения от тезиса, встречающиеся в этих примерах.

- Здравствуйте. Вас беспокоит Александр Короленко. Как картофель из биологических семян выращивать?

- Я Вам не советую этим заниматься. Ведущий специалист по картофелю – проф. Постников, он топает ногами, когда слышит рекламу о выращивании картофеля из биологических семян. При этом происходит расщепление признаков и, как правило, в худшую сторону. Поэтому получаем разнородную бессортицу. Все эти игры в домашних селекционеров выгодны только продавцам семян. Кстати, мы несколько раз выступали на эту тему. Торговцы грозились привезти тома научных работ и разоблачить Постникова как перестраховщика и ретрограда, но, кроме двух писем от старушек из Тверской области, так и не смогли ничего предоставить. (?)

 

- Вы, Борис Николаевич, уже говорили о том, что сегодня исполняется 70 лет со дня рождения А.Д. Сахарова, человека, который считал, что нравственные принципы должны быть выше любой политической целесообразности. И он это доказал всей своей жизнью. Мне представляется безнравственным поведение Верховного Совета и его Президиума, который, по сути, занял позицию умолчания в отношении событий, которые сегодня происходят на границе Армении и Азербайджана. Мне кажется необходимым рассмотреть этот вопрос или отдельным пунктом повестки дня или в разделе «Разное». Я предлагаю почтить память тех, кто погиб в армяно-азербайджанском конфликте.

- Я поддерживаю предыдущего выступающего – почтить память А.Д.Сахарова. (С. Юшенков)

 

Вы спросите меня, можно ли улучшить память?

Я с уверенностью отвечу Вам, что нет, нет и ещё раз нет. К сожалению, это факт. Память – это часть человеческого воспитания, а соответственно и часть его характера. Развивалась она в детстве, с тобой занимались родители, читали вслух, ты учил стихи, и всё такое… то, конечно, твоей памяти можно только позавидовать. Но если нет, то увы… тебе не повезло.

Все забывчивые люди ужасно рассеяны и неуклюже, что уж тут можно поделать? Хотя вот некий Гарри Лорейн утверждает, что всё в наших силах. И даже умудрился книгу целую написать «Как развить невероятные способности памяти». Всё твердит про какие-то ассоциации и т.п. И знаете, я вот никак не могла запомнить фамилию одного скрипача. Ядрышев – его фамилия. И тут вот разглядела его получше, как советует этот самый Лорейн, и увидела, что у Ядрышева голова такая круглая как ядро. И уши оттопыренные. Я представила, что они ядрами пушечными стреляют. Прикольно, да и только.

И что Вы думаете?! Как только увижу этого Ядрышева с его головой, так слово ядро и всплывает у меня в памяти, и фамилию его я запомнила (?)

 

Журналист: прошла информация, что министерство по чрезвычайным ситуациям исчерпало свой бюджет уже в апреле. Это правда?

С.К. Шойгу: Бюджет нашего министерства складывается из трёх частей: 1) резерв для возможных чрезвычайных ситуаций; 2) резерв для особо опасных чрезвычайных ситуаций типа Чернобыля; 3) ассигнования на науку, оборудование и т.п.

 

Уважаемая Надежда Андреевна и Ирина,

Поздравляю вас с 8 Марта. Желаю здоровья, счастья, успехов. Наташу с днём рождения. Николая с прошедшим 23 февраля, как он там? Надеюсь, не болеет. А я вот совсем расклеилась. Да жизнь такая. Денег на лекарство нет, да и вообще. Ну да ладно.

Желаю вам всего, всего!

С уважением к вам

Ольга Николаевна

 

(Ученику в школе задали описать герань)

- Что можно сказать об этой герани? Герань – это комнатный цветок. Бывают полевые цветы. И садовые. Мало ли какие бывают цветы! А наша герань растет в горшке на окне. Считается, что герань – символ мещанства, потому что мещане очень любили герань. Что такое символ? Символ это условный знак, выражающий какую либо идею. Считается, что герань символизирует мещанство. Мещанство! Это отвратительная штука! Мещанин – это человек с мелкими, куцыми интересами собственника. М. Горький изобличал мещан. Вспомним его «Песнь о соколе»! Уж – это символ мещанства. «Рожденный ползать – летать не может»!

 

- Как дела в универе?

- Как дела? Да как тебе сказать? Вчера, например, наша преподша сказала, что тупее нас никого не видела. Посмотрела бы она на своего сына, тогда бы и увидела. Он боксом занимается у неё, все мозги ему уже отбили, наверное, … Кстати, о боксе, меня сосед пригласил пойти с ним на соревнования по боксу на следующей неделе в среду… Конечно, не пойду, терпеть не могу этот бессмысленный вид спорта. Хотя мне бы спортом следовало бы заняться, поправилась на два килограмма! Чего только не пробовала уже! Кстати, ты не пробовала готовить салат по тому рецепту, что я тебе дала?…. (Из разговорной речи)

 

В настоящее время количество людей, которые ездят в городском транспорте зайцем, достигло критической величины. Катастрофически падают сборы, нужды транспортников удовлетворяются только примерно на 8 %. Необходимо принимать срочные меры. Поэтому я предлагаю ходатайствовать перед городскими властями о сокращении числа категорий граждан, которым предоставлено право бесплатного проезда на транспорте.

(Выступление начальника ПАТП на профсоюзном собрании)

 

Задание 4. Прочитайте, определите тезис, найдите и запишите доводы, подкрепляющие тезис, составьте тезисный план.

Мы, члены профкома нашего университета, провели опрос среди студентов всех курсов по поводу отработок по субботам за майские каникулы.

Часть опрошенных понимает необходимость проведения занятий по субботам за праздничные дни. Однако многие с данным решением руководства университета. И как результат – низкая посещаемость занятий по субботам. Для выполнения плана и увеличения эффективности отработок, а также для обеспечения посещаемости, просим рассмотреть предложения, которые поступили от студентов. Они предлагают сократить занятия с полутора часов до часа, т. к. суббота – единственный день, когда студенты могут проводить время в библиотеке и готовиться к семинарам. Некоторыми было предложено проводить по субботам занятия только по профилирующим предметам. Например, не проводить уроки физкультуры для студентов факультета иностранных языков. Кроме того, есть предложение отрабатывать эти занятия в течение недели по согласованию с преподавателями.

Мы очень надеемся, что данные предложения будут рассмотрены и по возможности учтены. Благодарим вас за внимание.

 

Представьте себе такую ситуацию: у женщины родился сын. Она назвала его, допустим, Васей. Потом ей понравился какой-нибудь актёр или певец и она решила переименовать сына. И назвала его, допустим, Петей. Потом этот актер или певец ей разонравился, а понравился продавец мороженного в ближайшем киоске, и она назвала сына в его в честь и т.д.

«Бедный Вася!» - скажете вы, а ведь сейчас этот Вася – наш город, который какие-то «мамы» и «папы» хотят переименовать в третий раз. А город – это прежде всего люди, которые в нем живут. Это мы с вами, и это нас собираются переименовать. Лично я категорически против, и у меня на это есть 3 причины:

- Переименование стоит огромных денег. Лучше бы на них дороги отремонтировали или достроили метро и мост через Волгу;

- Большинство тех, кто выступает за переименование – пенсионеры, которые либо участвовали в войне, либо потеряли на ней своих близких. Для них имя Сталина было священно (и не надо говорить, что Сталинград – это от слова «сталь». Не так это). Тут всё понятно, но жизнь меняется. На смену им пришли мы и наше поколение это те, для кого родным является город Волгоград, а не Сталинград, и именно нам теперь здесь строить свою жизнь и свою историю.

- Кроме того, на Западе над нами уже смеются: мы меняем названия городов, улиц, регионов. Мы меняем название нашей страны. Посмотрите не карту России: Свердловск – Екатеринбург, Горький – Нижний Новгород, Петроград – Ленинград – Санкт-Петербург. Может быть, Питер еще в Путинбург переименуем по традиции?! И Москву заодно в Лужковград?

Все дело в том, что наши власти уже от скуки не знают, чтобы им еще такого-эдакого придумать. Если уж дело дойдет до переименования, то нужно устроить референдум, чтобы все могли выразить свое мнение. Тогда, я считаю, наши управители поймут, что волгоградцы хотят жить в Волгограде.

(?)

Для начала предупредим. Прежде чем закатывать истерику и орошать слезами плечо любимого, взвесьте все «за» и «против». Вы ведь пока еще не знаете, как отреагирует на «сольное выступление» ваш джентльмен. А между тем все мужчины по реакции на женские слезы делятся на три категории. И правила ведения «водного боя» — в каждом случае строго индивидуальны. Одни мужчины, лишь увидев слезинки на щечках милой, становятся мягкими, как пластилин, и готовы на любые подвиги. У других, напротив, они вызывают лишь раздражение и желание никогда больше не видеть ненаглядную. А потому, прежде чем пускать в ход женское оружие, надобно все-таки узнать, к какой категории относится ваш возлюбленный. Жаль, но выяснить это можно лишь практическим путем.

Для обоснованиясвоего плаксивого настроения ничего особенного придумывать не стоит. Достаточно произнести прочувствованно «я так несчастна» или «никто меня не понимает». Только не переигрывайте — особенно в первый раз. Покатились слезинки? Теперь внимательно наблюдайтезареакцией объекта «атаки».

Он хмурит брови и морщит лоб? Вам надо быть осторожнее на поворотах. Скорее всего, ваш ненаглядный относится к той категории мужчин, которых называют «страусами». Они боятся женских слез до дрожи в коленях и совершенно не знают, как на них реагировать. При виде «волшебной жидкости» они теряются, словно дети. Вам, впрочем, только этого и надо. В данном случае ваша задача — не перестараться и не спугнуть ненаглядного «страуса». Пол-то может оказаться и бетонным!

Он хлопнул дверью и ушел в неизвестном направлении? Сочувствуем, но вынуждены вас огорчить: о сильнейшем оружии под названием «слезы» вам придется забыть. Ваш мужчина принадлежит к категории «дубов», и подобные фокусы с ним не проходят. Жалоб он терпеть не может, а вид раскисшей мордашки и глаз на мокром месте и вовсе будит в нем зверя. Попробовать укротить его можно лишь в том случае, если вы обладаете навыками дрессировщика. В противном случае — отступите.

Любимый бросился к вашим ногам, всем своим видом демонстрируя желание заплакать вместе с вами? Поздравляем! Вам достался мужчина из категории «нянька». Из такого можно лепить все, что угодно, и чем громче будут ваши слезы, тем пламеннее его обещания выполнить любой ваш каприз. И будьте уверены — все их он сдержит. Лишь бы «дитя» (то бишь вы) не плакало! (?)

 

Задание 5. Проведите риторический анализ речи Горгия «Похвала Елене» (См. Приложение, № 2).

Задание 6. На основе составленных ранее коротких речей (см. разд. 2.1.3, задание 6), разработайте тезисный план и составьте развернутую убеждающую речь.

Литература

Обязательная

Анисимова Т.В., Гимпельсон Е.Г. Современная деловая риторика. – Волгоград, 1998. Ч. 1. – СС. 45-68

Сопер П. Основы искусства речи. М., 2002. – СС. 80-99.

Дополнительная

Стернин И.А. Практическая риторика. М., 2005. – СС. 205-215

 

Аргументация

Доказательство и аргументация как средство убеждающего воздействия. Отличие убеждения от внушения. Типы логических аргументов. Понятие топоса в современной риторике, классификация топосов. Отличие риторических аргументов от логических. Правила по отношению к аргументам и возможные ошибки (предвосхищение основания, недостаточное основание и др.) и спекулятивные приемы. Жанры призывающих речей: предложение, заявление, реклама.

 

Задания

Задание 1.Рассмотрите предлагаемые риторические ситуации. Определите, к какой форме воздействующей речи (доказательство, внушение, убеждение, уговоры) прибегают ораторы.

У него нет абсолютно никаких причин для совершения этого преступления. Во-первых, в случае смерти дяди, всё наследство переходит его прямым потомкам. Во-вторых, свидетели показывают, что между племянником и его дядей всегда были хорошие отношения, он практически заменил ему отца. И, в-третьих, пожалуй, самое главное, вчера с девяти до часу ночи он с друзьями находился в развлекательном центре, и это могут подтвердить человек пять-шесть. Так что, пожалуй, нам стоит исключить его из числа подозреваемых. (?)

 

– Так вот, не можете ли вы, дорогой дядечка, оказать честь этой семье и пожаловать сегодня к ним на свадебный ужин?

- Но ведь я того… незнаком! Как я поеду?

- Это ничего не значит! Не к баронам и не к графам ведь ехать! Люди простые, без всяких этикетов… И к тому же… Я вам откровенно… Семья патриархальная, с разными предрассудками, причудами… Смешно даже… Ужасно ей хочется, чтобы на свадьбе присутствовал генерал! Три тысячи рублей им не надо, а только посадите за их стол генерала! Согласен, грошовое тщеславие, предрассудок, но… отчего же не доставить им этого невинного удовольствия? Тем более, что и вам не будет там скучно… (А.П. Чехов).

 

Я Вас прекрасно понимаю, мистер Смит, но поймите и Вы меня. Наша фирма за последнее время зарекомендовала себя как безупречный исполнитель всех заказов, и поэтому ошибки недопустимы. Безусловно, Вы хороший специалист, но работа в нашей фирме требует специальных навыков, которые, как я понял, у Вас отсутствуют. И к тому же, практические навыки, к которым Вы апеллируете, относятся к несколько иному виду деятельности. Так что, увы, к моему глубокому сожалению, Вы нам не подходите. (?)

– Вам, Шура, я скажу как родному. Я раскрыл секрет этих гирь.

- Какой же может быть секрет? Обыкновенные гири для гимнастики.

- Вы знаете, Шура, как я вас уважаю, - загорячился Паниковский, но вы осел! Это золотые гири! Понимает? Гири из чистого золота! Каждая гиря по полтора пуда. Три пуда чистого золота! Я стоял перед этими гирями и бешено хохотал. Какой подлец этот Корейко! Отлил себе золотые гири, покрасил их в черный цвет и думает, что никто не узнает. Вам, Шура, я скажу как родному, - разве я рассказал бы вам этот секрет, если бы мог унести гири один? Но я старый больной человек, а гири тяжелые. И я вас приглашаю как родного. Я не Бендер, я честный!

- А вдруг они не золотые? – спросил любимый сын лейтенанта, которому очень хотелось, чтобы Паниковский возможно скорее развеял его сомнения.

- А какие ж они, по-вашему? – иронический спросил нарушитель конвенции.

- Да, - сказал Балаганов, моргая рыжими ресницами, - теперь мне всё ясно. Смотрите, пожалуйста, старик – и всё раскрыл (И. Ильф, Е. Петров).

 

Задание 2. Определите, какие требования к аргументам нарушаются в приведенных ниже примерах. Какие ошибки в связи с этим возникают?

Начало Вселенной без творца немыслимо, потому что не может быть, чтобы она возникла сама по себе.

 

Я обожаю иностранные языки, поэтому выбрала профессию педагога.

(студентка I курса ФИЯ)

.

- А почему Вы ложку под подушкой держите?

- А где же ее держать?

- В стакане

- Но стакан же под подушку не положишь.

- А зачем же стакан под подушкой держать?

- Вот и я говорю – не за чем, поэтому я положил сюда только ложку…

- А… и т. д.

(Х/ф. «Выигрышный билет», разговор проводницы с одним из пассажиров)

Влетает студент в преподавательскую:

- Сергей Сергеевич! Поставьте мне, пожалуйста, зачёт по техмашу, я в нашем институте работаю!

- И где же Вы работаете, если не секрет?

- В котельной!

- Не поставлю я Вам зачёт. Зимой очень плохо топили.

(Из разговорной речи)

 

- Людмила Аркадьевна, можно войти?

- Входи Серёжкин.

- Я опоздал.

- Ну, об этом я уже догадалась. Во-первых, здравствуй!

- Здрасте…

- Во-вторых, объясни-ка нам, что случилось?

- Ой, чего только не случилось! Сначала испортились часы.

- Остановились, что ли?

- Нет, просто часовая стрелка стала двигаться против часовой стрелки, а минутная – против минутной. И поэтому я не мог узнать, который час. Но потом всё же узнал.

- Каким образом?

- Очень просто, по телефону. Набрал «ноль восемь», а они и говорят: «Уже полдевятого!» Я говорю: «Правда?» А они отвечают: «Ага»

- Ну и что же дальше?

- Я понял, что опаздываю, быстро оделся и выскочил за дверь. Смотрю – маляры выкрасили всю лестницу зеленой краской. И табличку повесили: «Проход временно закрыт». Это значит - пока высохнет. Что делать? Пришлось всем жильцам спускаться по водосточной трубе.

- И тебе тоже?

- И мне тоже. Я быстро спустился с пятого этажа, выбежал на улицу, смотрю: что такое! На ту сторону никак не перейти, всю улицу перекрыли.

- Неужели тоже выкрасили зеленой краской?

- Нет, что Вы! Просто оказалось, что по проезжей части вели жирафу, поэтому всё движение остановилось.

- Куда же вели эту жирафу?

- Не знаю. Наверное, в зоопарк или в цирк.

- Или на киносъемку?

- Или на киносъемку. В общем, пришлось ждать. Ну а потом я побежал в школу, потому что больше ничего не случилось.

- Всё?

- Всё.

- Так. Очень удивительная история. А теперь сознайся Серёжкин: есть ли хоть два слова правды из того, что ты сейчас нам рассказал?

- Два слова есть…

- Какие же эти слова?

- ……..

(?) «Чего только не случилось!»)

 

- Чем Вы тут занимаетесь? – спросил он пьяницу, которого застал молча сидящим перед грудой пустых бутылок и батареей полных.

- Я пьянствую, - удрученно ответил пьяница.

- Зачем же пьянствовать? – сердито спросил Маленький Принц.

- Чтобы забыться, - отвечал пьяница.

- А что Вы хотите забыть? – полюбопытствовал Маленький Принц, которому вдруг стало жаль пьяницу.

- Забыть, что мне стыдно, - доверчиво сообщил ему тот и понурил голову.

- Чего же Вы стыдитесь? – не унимался Маленький Принц, снедаемый желанием как-то помочь пьянице.

- Я стыжусь своего пьянства! – отрезал он и погрузился в молчание.

(А.С. Экзюпери)

 

Задание 3. Определите вид логических аргументов, используемых в следующих примерах:

На 3,8 % сократится количество бюджетных мест в государственных вузах России в 2007 году. Об этом в среду (17.01.07) сообщил министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко по итогам коллегии министерства.

«Сокращение коснётся только невостребованных специальностей, выпускники которых не устраиваются, по большей части, по профилю», - сказал он, уточнив при этом, что «будут сокращаться только очные места»…

(газ. «Учитель», 23.01.2007)

 

Профессия учителя как никакая другая объединяет подлинных подвижников, людей неравнодушных, любящих и благородных. И тем обиднее осознавать тот факт, что у нас в стране далеко не по достоинству оплачивается этот труд.

В настоящее время в школах России трудится более 2 млн. учителей начальных и средних классов, из которых 1 млн. 940 тыс. – женщины. По числу учителей женского пола Россия уверенно занимает первое место в мире. Несмотря на низкую оплату труда, женщины учителя с честью выполняют свой педагогический долг. Согласно выборочному опросу, 67 % респондентов испытывают удовлетворение от результатов собственного труда. 30 лет назад таких было около 90 %. Сейчас 22 % учителей – выказывают озабоченность по поводу совмещения работы и семейных обязанностей. Те же 30 лет назад таких встречалось менее 3-4 %……..

(ж. «Лиза», ноябрь 2003)

 

Внимание!!! Заседание Совета университета переносится с 30 апреля 2007 года на 23 апреля 2007, т.к. согласно постановлению правительства РФ №813 от 28 декабря 2006 года «О переносе выходных дней в 2007 году» выходной день суббота 28 апреля 2007 года переносится на понедельник 30 апреля в целях рационального использования работниками выходных, праздничных и нерабочих дней.

 

 

- Вы согласны, что успех – это 1 % таланта и 99 % труда?

- Мы как-то с Иннокентием Михайловичем Смоктуновским выводили формулу успеха и славы. Он считал, что успех – это когда заметили твою роль и все об этом говорят. Как, например, его князя Мышкина. А слава – это когда никто не знает, что ты сделал, но все знают твою фамилию. Сейчас славы добиться легче, потому что достаточно бросить деньги в рекламу. А успеха добиться труднее. Для него надо сделать что-то очень качественное. Видите, как всё перевернулось из-за вашего пиара?

(из интервью с Аллой Демидовой, КП, июнь 2002)

 

Задание 4. Определите вид риторических аргументов, используемых в следующих примерах:

Представьте себе такую ситуацию:

Великолепным солнечным деньком прекрасная девушка стоит на остановке в ожидании троллейбуса. Наконец-то походит долгожданный транспорт, девушка поднимается и присаживается на уютное местечко возле окна. На одной из остановок в этот же самый троллейбус заходит наглый молодой человек. Назовем его – хулиган. Он садится рядом с этой девушкой, кладе ей на колено свою руку… Вопрос – как поступить девушке: сразу дать пощечину или подождать дальнейших действий, хотя и так понятно, что будет дальше.

Вот и нам предлагают подождать, хотя понятно к чему всё это…

(Выступление журналиста НТВ на митинге в период смены власти на канале)

 

Джон Мерей – весьма эрудированный ученый и крупный исследователь сказал: «С точки зрения интеллекта между одним и другим человеком самая большая разница заключается в количестве вещей, которые они могут видеть в одном кубическом метре вселенной». Разумеется, очень ценно, что человек может видеть «в одном кубическом метре вселенной» много вещей, но еще более важно уметь показать другим эти вещи, научить их самим находить то, что они раньше не видели.

(П. Сопер)

 

Сейчас модно ругать интеллигенцию, обвинять ее во всех наших неудачах и ошибках. Призывают даже отозвать представителей интеллигенции из органов власти. Однако необходимо помнить: как тонкий озоновый слой предохраняет Землю от выжигания, так тонкий слой интеллигенции защищает общество любой страны от одичания. (ТВ «Итоги», 17. 04. 1992)

 

Слушайте одиночку! – воскликнул Маугли со смехом. – Свободный народ, мы должны бежать на север, питаться ящерицами и крысами с отмелей, чтобы как-нибудь не повстречаться с собаками. Они опустошат все наши леса, а мы будем прятаться на севере до тех пор, пока им не вздумается отдать нам наше добро! Они собаки и собачьи дети – рыжие, желтобоюхие, бездомные, у них шерсть растет между пальцев. Да, конечно, мы Свободный Народ, должны бежать отсюда и выпрашивать у народов севера объедки и всякую падаль! Выбирайте же, выбирайте! Славная будет охота! За стаю, за волчиц и волчат в логове и на воле, за подругу, которая гонит лань, и за самого малого волчонка в пещере мы принимаем бой!

(Р. Киплинг)

 

Карты экспресс-оплаты ГИБДД 10, 50 и 100 условных единиц! Для корпоративных VIP клиентов новый тарифный план «Эксклюзив» - всего за 1000 у.е. в месяц все нарушения бесплатно! Подключите дополнительные услуги: «Любимое нарушение» - скидка 50 % на любое одно, выбранное вами, нарушение! «Антирадар» - антиопределитель скорости и вашего номера. Дополнительная информация у менеджеров в офисах ГИБДД.

 

Для переживающих психосоматические недуги иногда важен отвлекающий эффект акта курения. Сигарету надо извлечь из пачки, зажечь спичку, поднести фильтр ко рту – эти, можно сказать, механические действия переключают возбуждение с одних нервных центров на другие и наступает успокоение. И ещё один эффект, который никого не оставит равнодушным. В минуту крайнего отчаяния, не оставляющего никакого иного выхода, кроме… Впрочем, скажем словами Иосифа Бродского: «он спасся от самоубийства скверными папиросами..» Кто будет спорить с очевидной истиной – пусть больной лучше курит, чем покончит собой!

Задание 5. Опираясь на классификацию топосов воздействующей речи (См. Анисимова Т.В., Гимпельсон Е.Г. Современная деловая риторика. Ч. 1. – СС. 121-135), определите вид топосов в следующих риторических текстах.

Частный детектив Ниро Вульф беседует с группой служащих-негров с целью побудить их дать показания.

– Знаете, джентльмены, у меня очень мало опыта общения с людьми, имеющими черную кожу. Может быть, это звучит немного нетактично, но, к сожалению, это так. Возможно, это происходит вследствие того, что в этой части страны существует определенный антагонизм в отношениях между белыми и черными. Это, несомненно, правда, хотя я лично привык делить людей не по цвету, а по другим, более существенным признакам.

Вы все американцы и, может быть, даже более американцы, чем я сам, поскольку я родился не здесь. Это ваша родина. Это вы и ваши братья, белые и черные, разрешили мне приехать сюда и жить здесь, и я весьма благодарен вам за это. Я просил мистера Сервана собрать вас здесь, чтобы задать вам несколько вопросов и попытаться кое-что выяснить.

(Р. Стаут)

 

В окружном суде рассматривается дело Сидора Шельмецова, об­виняющегося в краже со взломом, мошенничестве, проживании по чужому паспорту. Прокурору удалось доказать вину подсудимого. С защитой выступил опытный адвокат.

- Мы - люди, господа присяжные заседатели, будем же и судить по-человечески! Прежде чем предстать перед вами, этот человек выст­радал шестимесячное предварительное заключение. В продолжении шести месяцев жена лишена была горячо любимого супруга, глаза детей не высыхали от слез при мысли, что около них нет дорогого отца! О, ес­ли бы вы посмотрели на этих детей! Они голодны, потому что их неко­му кормить, они плачут, потому что они глубоко несчастны... Да пог­лядите же! Они протягивают к вам свои ручонки, прося вас возвратить им их отца!...

Знать его душу - значит знать особый, отдельный мир, полный движений. Я изучил этот мир... Изучая его, я, признаюсь, впервые изучил человека. Я понял человека... Каждое движение его души гово­рит за то, что в своем клиенте я имею честь видеть идеального чело­века...

Взгляните на его глаза!... Неужели эти кроткие, нежные глаза могут равнодушно глядеть на преступление? О,нет! Они, эти глаза, плачут! Под этими калмыцкими скулами скрываются тонкие нервы! Под это грубой, уродливой грудью бьется далеко не преступное сердце! И вы, люди, дерзнете сказать, что он виноват?!

(А.П. Чехов)

 

Дверь открылась. Остап вошел в комнату, которая могла быть обставлена существом с воображением дятла. На стенах висели кинооткрыточки, куколки и тамбовские гобелены. На этом пестром фоне, от которого рябило в глазах, трудно было заметить маленькую хозяйку комнаты. На ней был халатик, переделанный из толстовки Эрнста Павловича и отороченный загадочным мехом. Остап сразу понял, как вести себя в светском обществе. Он закрыл глаза и сделал шаг назад.

– Прекрасный мех! – воскликнул он.

– Шутите! – сказала Эллочка нежно. – Это мексиканский тушкан.

– Быть этого не может. Вас обманули. Вам дали гораздо лучший мех. Это шанхайские барсы. Ну да! Барсы! Я знаю их по оттенку. Видите, как мех играет на солнце! Изумруд! Изумруд!

Эллочка сама красила мексиканского тушкана зеленой акварелью, и поэтому похвала утреннего посетителя была ей особенно приятна.

Не давая хозяйке опомниться, вывалил все, что слышал о каких-либо мехах. После этого заговорили о шелке, и Остап обещал подарить очаровательной хозяйке несколько сот шелковых коконов, якобы привезенных ему председателем ЦИК Узбекистана.

– Вы парниша что надо, заметила Эллочка после первых минут знакомства.

(И. Ильф, Е. Петров)

 

Задание 6. Проанализируйте следующие рекламные тексты, выделите модельные характеристики жанра. Найдите топосы, определите их вид.

Компания «Тинькофф» проводит весеннюю акцию. Купи бутылку «Тинькофф», поверни крышку и выиграй три спортивных автомобиля, десять поездок в Милан за покупками и один миллион бутылок «Тинькофф».

 

«Бленд-а-мед». Идеальный подход к здоровой улыбке. Флуористат – это уникальная система доставки фтора. В 1970х гг. формула флоуристата была запатентована компанией «Проктер энд Гэмбл», и с тех пор флуористат входит в состав паст «Бленд-а-мед». Флуористату достаточно всего нескольких секунд, чтобы фтор высвободился и начал свое полезное действие в полости рта. Флуористат способствует обогащению зубной эмали кальцием и фосфатами, содержащимися в слюне, и восстанавливает природную силу эмали.

 

А вы знаете, что такое чудо? Это улыбки близких, свежесть утра и красота летнего дня. Чудо – это всегда радость и всегда открытие. А еще чудо – это спелые фрукты и натуральное молоко. Возьми «Чудо» с собой.

 

«Сибирская корона» представляет: детективный сериал «Гений российского сыска». В результате этого преступления корона лишилась полумиллиона рублей. Деньги пропали вместе с каретой казначейства, полицейский эскорт был найден спящим. А саму карету нашли лишь время спустя в глухом лесу. Следы преступников привели к станции. Парижский экспресс отошел отсюда всего пар часов назад. «Сибирская корона». Сколько денег было похищено?

 

«Rama Light». Олимп, богини ходят по рынку. Одна из богинь, обращаясь к подругам: «Вы слышали, у Афродиты новый роман». Вторая в ответ: «Удивительно, что мужчины в ней находят?» Первая богиня: «Она же как щепка. Глянуть не на что». Голос за кадром: «Если вас не пугает зависть подруг… Новая низкокалорийная Rama Light из легких растительных масел поможет вам поддерживать идеальную форму». Молодой человек кружит Афродиту на руках. Богини смотрят с завистью, одна из них: «Пойдемте, девочки». Одна из богинь смотрит на Афродиту с восхищением: «Такая легкая». Голос за кадром: «Rama Light. Легкость, достойная восхищения»

 

Преподаватель: При Петре I земледельцы противились заморским корнеплодам. Но со временем все поняли, что картошка – это клево. Картошка – это супер.

Голос за кадром: Новые натуральные картофельные чипсы «Chip and go» сделают вас своим в любой компании. «Chip and go» - войди во вкус.

Студентка: А вы клёвый!

Преподаватель: Сам тащусь.

 

Голос за кадром: Это Леня Голубков, а это его старший брат Иван, шахтер из Воркуты.

ИГ: Халявщик ты, Ленька! Оболтус! Ты забыл, чему нас отец с матерью учили? Честно работать. А ты тут бегаешь – суетишься, акции покупаешь. Халявщик ты!

Подумал Леонид и сказал: «Ты не прав, брат. Я не халявщик, брат. Я свои деньги честно зарабатываю и вкладываю их в акции, которые мне приносят прибыль. <…> Я не халявщик, я партнер».

Голос за кадром: Верно, Леня. Мы партнеры.

 

«Актуаль». Программа «Актуальный разговор». Ведущая задает вопрос Тине Канделаки: «Тина, вы всегда так хорошо выглядите. Что вы делаете для этого?». Тина: «Сейчас актуально бегать. Я по выходным всегда бегаю» Тина ходит по магазину в поисках одежды. Тина: «Лучше не сидеть на одном месте». Тина с журналом лежит на диване. Тина: «А главное - больше отдыхать». Тина на дискотеке. Ведущая: «У вас есть вредные привычки?» Тина: «Да. Я пью, иногда даже с утра». Тина пьет обогащенные продукты Актуаль». Голос за кадром: Актуально быть молодым.

 

Мужской голос: Лес костер. Хорошо у нас в лесу! Прямо сказка! Точно! «Машенька и три медведя».

(Из воды достают бутылку пива «Три медведя»).

М: Так! «Три медведя» есть, а вот наших Машенек что-то нет <...>

Пиво «Три медведя» - сказка для взрослых.

 

Шоколад «Сударушка». С детства люблю Масленицу, в этом празднике вся щедрость русской души. И высоченные башни из блинов, и яркие наряды, и горы угощений – все здесь радует душу богатством и изобилием. Так и в моем деле и орехов, и сочного изюма должно быть не много, а очень много, только тогда в сочетании с превосходным молочным шоколадом получается продукт настоящего российского качества с глубоким богатым вкусом. «Россия» – щедрая душа.

 

Просто не могу удержаться, чтобы не записать это в дневник!

День начался хорошо, с утра у меня было очень хорошее настроение. На улице – солнце, ночью прошел дождь, всё сияет. Я проходила мимо витрины и не удержалась: ловлю своё отражение, улыбаюсь ему… Мне нравится, как я выгляжу. А в обед я пошла перекусить в кафе. Заказываю себе кофейный эклер (очень важно себя баловать) и перехватываю на себе восторженный взгляд молодого человека в светлом свитере. Наверно, он дизайнер или модельер: такой стильный, ухоженный… И только я подумала, какой замечательный красавец, он подходит к моему столику и спрашивает:

- Извините, а Вас не Таня зовут?

- Да, а откуда Вы меня знаете?

- Мы вместе учились в школе, я – Феликс.

Называет фамилию, которая ничего мне не говорит. Потом мы ещё поболтали, и он пригласил меня на свой показ (он на самом деле модельер, но и рисует тоже) и, кстати, заметил: «У Вас такие роскошные пышные волосы! Что Вы с ними делаете?» Я отшутилась, что это мой секрет! Пусть думает, что они всегда такие были! Какая я молодец, что послушала этого консультанта в магазине и купила Pantene Pro-V «Комплексную терапию»!

Жизнь стала гораздо интереснее!

Задание 7. Придумайте рекламу, рассчитанную на ваших сокурсников, для:

любимой телевизионной передачи;

фильма, который вы недавно посмотрели;

книги, которую вы недавно прочитали;

вашего любимого места отдыха;

любимого предмета;

тренажерного зала;

любимого шоколада (или какого-либо другого продукта).

Задание 8. Произведите риторический анализ отрывка из рассказа А.П. Чехова «Дома» (См. Приложение, № 3).

Литература

Обязательная

Анисимова Т.В., Гимпельсон Е.Г. Современная деловая риторика. Волгоград, Ч. 1 1998. – СС. 75-98; 115-131; 153-177.

Стернин И.А. Практическая риторика. М., 2005. – СС. 151-165.

 

Дополнительная

Курбатов В.И. Искусство управлять общением. – Ростов н/Д., 1997. – СС. 115-145.

Сопер П. Основы искусства речи. – Ростов н/Дону, 1998. – СС. 238-275.

 

 

ЧАСТЬ III

РАСПОЛОЖЕНИЕ, ВЫРАЖЕНИЕ, ПРОИЗНЕСЕНИЕ

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных