Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ТИПЫ РЕЧЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ И ТИПЫ ДИСКУРСА




Часть 2. РИТОРИКА

 

«Мысль никогда не равна прямому значению слов»

(Л.С. Выготский)

«Говорить есть не иное что, как возбуждать в слушателе его собственное внутреннее слово»

(В.Ф. Одоевский)

«Господам в присутствии речь держать не по писаному, а токмо устно, дабы дурь каждого при сем видна была»

(Указ Петра Первого).

 

КУЛЬТУРА РЕЧИ

 

Культура речи предполагает наличие в речи говорящего следующих черт:

Правильность – её соответствие принятым литературно-языковым нормам.

Точность – её соответствие мыслям говорящего

Ясность – ее доступность пониманию слушателя

Логичность – ее соответствие законам логики

Простота – её безыскусственность, естественность, отсутствие вычурности

Богатство – разнообразие используемых в ней языковых средств

Сжатость – отсутствие в ней лишних слов, ненужных повторений

Чистота – устранение из нее слов нелитературных, жаргонных, вульгарных, иностранных, употребляемых без особой необходимости

Живость – её выразительность, образность, эмоциональность, отсутствие в ней шаблонов

Благозвучность – её соответствие требованиям приятного для слуха звучания, подбор слов с учетом их звуковой стороны.

То что в условиях бытового общения прощается собеседнику, условиях профессиональной коммуникации может стать серьезным препятствием. Особенно это важно в тех профессиях, где специалисту приходится действовать непосредственно словом, а сама печь может иметь серьезные последствия. К таким сферам можно отнести дипломатию, политику, юриспруденцию, образование, сферу услуг, психологию, менеджмент и т.п. В неориторике (научно-практическая дисциплина, со второй половины XX века объединяющая знания лингвистики, психологии, философии, педагогики) эти области речевой деятельности называют «зонами повышенной речевой ответственности».

 

ДИСКУРС

 

Речевой акт (речевой поступок) – это основная единица речевого поведения человека, реализующая одно речевое намерение говорящего и служащая для достижения определенного результата.

Дискурс (от лат. discurro, discursum – рассказывать, излагать; также бегать туда-сюда) – живая речь, произносимая в процессе развертывания речевого события; речевое взаимодействие между партнерами; обмен репликами в диалоге; (от фр. discourse – речь, выступление) – любое целенаправленное письменное высказывание, речь;

Дискурсивный – рассудочный, опосредованный; основанный на рассуждении, состоящем из последовательного ряда логических звеньев, каждое из которых зависит от предыдущего и обусловливает последующее (противоположное понятие - интуитивный).

Речевая ситуация – совокупность элементов речевого события, включающая его участников, отношения между ними и обстоятельства, в которых происходит общение.

Речевое событие – это основная единица речевого общения (коммуникации), законченное целое со своей формой, структурой, границами. Речевое событие складывается из двух основных составляющих:

1. поток речевого поведения – то, что говорится, сообщается (словесная речь) и то, чем она сопровождается (мимика, жесты и прочее)

2. условия, обстановка, в которой происходит общение между участниками, и сами участники, от которых зависит многое в речевом событии.

Речевое событие – это «дискурс плюс речевая ситуация».

 

ТИПЫ РЕЧЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ И ТИПЫ ДИСКУРСА

 

Цель говорящего (речевое намерение) Тип речевого акта (речевого действия) Тип речи (дискурса)
Сообщить, информировать Сообщение информации Информирующий
Высказать и доказать своё мнение Убеждение Аргументрирующий
Побудить к действию Побуждение Агитирующий
Обсудить проблему с помощью партнёра, найти вместе с ним истину Поиск смысла Эвристический (от греч. eurisko – нахожу)
Выразить своё видение (понимание) добра и зла, прекрасного и постыдного Оценка (похвала и порицание) Эпидейктический
Доставить удовольствие себе и партнёру самим процессом речевого общения как таковым Игровые речевые акты Гедонистический (от греч. gedomai – радуюсь) или диатрибический (от греч. diatribo – провожу время)
Выразить и возбудить эмоции, предложить свою «эмоциональную картину» мира Эмотив Поэтический Художественный

 

Задания:

1. Опишите речевую ситуацию «Лекция», основываясь на данных материалах.

2. Какие речевые ситуации предполагает ваша профессиональная деятельность?

3. Составьте перечень речевых целей и речевых действий, которые предполагает ситуация делового общения (по вашему выбору). Чем деловое общение отличается от межличностного с позиций дискурсивного анализа?

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных