ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
СТИЛИСТИКА ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЙ РЕЧИ
Стилистический аспект языка СМИ предполагает изучение прежде всего воздействующей и информативной функций, исследование того, как проявляется влияние этих функций на язык и стиль СМИ. В исследовании языка СМИ многое уже сделано. Изучены факторы, влияющие на специфику СМИ. По мнению В.Г. Костомарова, особенности языка газеты определяются чередованием стандарта и экспрессии. Другая точка зрения {Г.Я. Солганик) связывает специфику языка газеты с социальной оценочностью. Думается, что обе концепции могут быть объединены, если учитывать, что экспрессия в газете часто принимает характер оценочности. И хотя обе теории разработаны на материале языка газеты, они могут быть распространены и на другие СМИ. На протяжении XX в. язык газеты исследовался в основном в двух аспектах — нормативном и функционально-стилистическом. Начиная с работы К.И. Былинского «Грамматическая стилистика языка газеты» (1941 г.), появилась обширная научная и популярная литература, посвященная ошибкам и искажениям в языке СМИ: многочисленные статьи, справочники (справочники Д.Э. Розенталя), учебные пособия. Нормативный аспект продолжает сохранять актуальность и в наши дни, когда многие авторитетные носители языка говорят о снижении речевой культуры общества и даже о кризисе. Функционально-стилистический аспект исследования начинает активно развиваться в 1960-е гг., хотя основы его были заложены еще в работе Г.О. Винокура «О культуре языка» (М., 1925). Работы этого направления, призваны выявить специфику языка СМИ и его разновидности в зависимости от назначения речи в различных условиях и обстоятельствах, осмыслить структуру языка СМИ, особенности его по сравнению с другими разновидностями литературного языка. Так, применительно к лексике газеты важно не только охарактеризовать словарный состав (книжная, разговорная,
специальная лексика и т. д.), но и показать, что под влиянием воздействующей и информативной функций газета формирует собственную функциональную структуру лексики, преобразуя традиционные лексические разряды литературного языка и приспосабливая их к выполнению задач СМИ. Поэтому важнейшие разряды газетной лексики — концептуальная (общественно-политическая), оценочная газетная лексика, строевая лексика1. Суть функционально-стилистического подхода заключается в том, что язык СМИ не отождествляется с литературным языком, но изучается как особое литературное образование, специфика которого определяется своеобразием выполняемых им задач. К достижениям функционально-стилистического изучения языка СМИ следует отнести обращение к жанрам СМИ. Изучение подстилей и жанров СМИ весьма перспективно, так как позволяет глубже исследовать специфику языка СМИ. Весьма перспективно и актуально продолжать функционально-стилистическое изучение СМИ, обогащенное элементами когнитивного и прагматического аспектов. В стилистическом плане представляется полезным исследование известной схемы коммуникации, которая в упрощенном виде выглядит следующим образом: адресант — код (речь) — адресат. Можно полагать, что в каждом функциональном стиле эта схема реализуется по-разному, приобретая соответствующую специфику. И каждый из элементов схемы оказывает сильное воздействие на выбор языковых средств, на характер речи, на специфику выразительных средств. Так как газетно-публицистический стиль подразделяется на информационный и публицистический, рассмотрим каждый из них в отдельности.
Язык публицистики
Хорошо известно сильнейшее влияние языка СМИ на современное общество. Трудно назвать какое-либо другое средство или канал информации, которые обладали бы такой силой влияния. Основные особенности публицистики определяются функцией воздействия. Публицистика не только сообщает, но и размышляет, анализирует, убеждает, агитирует. Воздействующая функция проявляется в языке публицистики глубоко и многообразно — на всех этапах коммуникативной цепочки: автор — речь — адресат.
1 Подробнее см.: Солганик Г.Я. Лексика газеты. М., 1981.
Важнейшая стилеобразующая категория публицистического текста — автор. При этом следует иметь в виду не физические, психические и другие особенности конкретного автора (языковой личности), хотя они тоже имеют значение, но прежде всего те стороны понятия «автор», которые составляют его сущность (независимо от конкретной личности, выступающей как автор), т. е. родовые, типические черты категории «автор», создаваемые временем. Для каждой эпохи характерен свой тип автора. Как известно, сущность любого понятия проявляется в его отношениях, связях. Автора — в нашем случае человека, умеющего создавать публицистические тексты, — характеризуют отношение к действительности и связанное с ним отношение к текстам (речи). Чтобы создавать тексты, которые так или иначе относятся к действительности, необходимо понимание этой действительности, прежде всего социальной, и умение создавать, оформлять публицистические тексты. Это две главные составляющие категории автора. Каждое отношение предполагает определенные черты, что ведет к сложной структуре анализируемой категории. Таким образом, понятие «автор» можно свести к сумме отношений, в которой определяющими выступают отношение к действительности и тесно связанное с ним отношение к тексту. Отношение к действительности предполагает целый спектр граней категории автора, среди которых определяющее значение имеет дихотомия «автор — человек социальный» и «автор — человек частный». Это две антонимичные и в то же время тесно связанные, взаимозависимые полярные черты, определяющие сущность анализируемой категории, стиль публицистического текста и подразделяемые, в свою очередь, на разновидности. Понятие «публицистика» (от лат. publicus — общественный) подразумевает, что автор обязательно касается социальных вопросов или рассматривает частные проблемы, но непременно с социальных позиций. Иначе говоря, о чем бы ни писал публицист, он всегда выступает как человек социальный. Разумеется, эта важнейшая ипостась автора-публициста предполагает спектр разновидностей, многообразие проявлений, различные меру и степень социальности в подходе к действительности. Это может быть открытая, энергичная защита (или опровержение) каких-либо тезисов, положений, мнений с использованием многообразных средств интеллектуального или эмоционального воздействия или
сдержанное, почти нейтральное изложение (рассуждение, анализ) и т.д. Важнейшая роль этой категории заключается в том, что она определяет не только стиль конкретных текстов, но и стиль эпохи, того или иного периода. Каждое время характеризуется совокупным представлением об авторе, идеальным его образом. Так, в застойные годы в структуре категории автора преобладал человек сугубо социальный. Другая важнейшая категория автора — человек частный. Самая отличительная особенность публицистики, в которой производитель речи совпадает с ее субъектом выдвигает на первый план личность публициста, которая в большей или меньшей мере проявляется в тексте. Выражая социальные или групповые партийные интересы, публицист в то же время говорит от собственного имени, проявляет себя как человек частный, т. е. имеющий такие же интересы, как и его читатель, погруженный в быт, не чурающийся земных потребностей и т. д. В проблеме «человек частный» можно выделить два аспекта: чисто литературный, стилистический, когда автор, используя специальные приемы интимизации, стремится выглядеть близким читателю человеком и сущностный аспект, заключающийся в том, что интерес к частному человеку, частной жизни становится определяющей приметой времени, важной политической, идеологической тенденцией. Можно сказать, что современный период развития характеризуется сменой структуры категории автора — формированием тенденции к преобладанию в ней человека частного, что объясняется складывающимися новыми общественными идеалами. Вот характерное свидетельство: «Коллективные кумиры сейчас опаснее коллективных идей. Время частных интересов, частных устремлений, частной собственности наконец настало в измученной соборностью и общинностью России. Срок окончания этого времени явно еще не настал»2. Читатель в публицистике — это зеркало, в котором отражается автор. Моделируя образ читателя, автор моделирует и свой собственный образ, ставя себя на место читателя, но не отождествляя себя с ним полностью. «Если ты профессионал, — утверждает известный журналист, — ты должен уметь писать статьи по
2 Новопрудский Семен. Че — это звучит го... // Известия. 2000. 11 окт.
заказу редакции и говорить на языке того читателя, к которому обращена газета»3. Если иметь в виду фонд знаний, когнитивный уровень, то отношения автор — читатель условно и упрощенно можно свести к трем разновидностям: автор = читатель, автор > читатель, автор < читатель. Разумеется, наиболее перспективна и эффективна вторая разновидность. Хотя бы в одном каком-либо отношении фонд знаний автора должен быть больше читательского фонда. Расширяя фонд знаний читателя, изменяя, обогащая его картину мира, автор в известном смысле создает читателя. Однако эта проблема не сводится к моделированию образа читателя. Не менее важно и воздействие читателя на автора. Механизм этого воздействия имеет имплицитный и косвенный характер, растянут во времени. Изменяющийся образ читателя стимулирует изменения в содержании, в форме подачи информации, идей и в конечном счете в когнитивном уровне публицистики. В этом смысле можно сказать: читатель создает автора. По глубокой мысли Д.С. Лихачева, самый прогресс в искусстве есть прежде всего прогресс восприятия произведений искусства, позволяющий и искусству подниматься на новую ступень, благодаря расширению возможностей сотворчества ассимилировать произведения различных культур, искусств, народов. Итак, две грани составляют сущность категории автора — человек социальный и человек частный. Полярные грани не разделены абсолютно, напротив, они тесно взаимосвязаны, являются разными сторонами одной и той же личности: человек социальный всегда является и частным человеком. Речь может идти лишь о преобладании социальности или личностности. Однако в теоретическом плане выделение этих полярных граней исключительно важно, так как определяет глубинные черты публицистики и структуру, характер ее речи. Так, человек социальный в структуре категории автора обязательно предполагает анализ социальных проблем, объективно-субъективное отношение к действительности, что, как правило, проявляется в слабой авторской модальности, в преобладании лш-предложе-ний и некоторых других чертах. Человек частный в структуре категории автора предполагает соответ-
3 Мурзин Д. Время работает на нас! // Мир за неделю. 2000. № 12. С. 16.
ственно анализ с позиций частного человека, субъективно-объективное отношение к действительности, что отражается в речи обычно в высокой авторской модальности, преобладании я-предложений и т. д. Совместное действие названных граней в структуре категории автора выражается в оценочном или безоценочном отношении к действительности, каждое из которых в сочетании с другими факторами формирует многообразные специализации (типы) автора: пропагандист, полемист, редактор, летописец, художник, аналитик, исследователь и др. В действительности происходит постоянное, непрекращающееся взаимодействие между гранями автора. Однако как составляющие стиля публицистического произведения они весьма существенны. В каждом выделенном типе автора-публициста выражаются, проявляются практически все отношения, составляющие суть публицистики, при этом на первый план выступает какая-либо одна черта (реже — две или более). Соотношение граней категории автора может быть постоянным, характеризовать специализацию, сформировавшийся тип автора, но может изменяться от произведения к произведению в зависимости от замысла, темы и т. д. Выступая в разных ипостасях (полемист, аналитик, репортер и т. д.), публицист меняет характер, манеру речи, изобразительные средства. Но эти вариации вряд ли верно рассматривать как речевые маски, свойственные в большей степени художественной литературе. Можно говорить лишь о некоторой доле перевоплощения, литературного артистизма. Многообразие типов, разновидностей категории автора в публицистике неисчерпаемо. Но если в художественной литературе многообразные речевые маски рассказчиков, персонажей и т. п. отделены от автора, неотождествимы с ним (повествование может идти от имени человека, животного, даже неодушевленного предмета), то в публицистике все ипостаси автора — это разновидности самого автора — реальной, подлинной личности. С категорией автора связаны во многом и жанры публицистики — как существующие, так и формирующиеся. Можно полагать, что развитие категории автора стимулирует процессы зарождения, изменения и развития системы публицистических жанров. Таким образом, дальнейшее изучение граней автора-публициста представляется весьма перспективным во многих аспектах. Это автор как стилеобразующая категория публицистических текстов, это уже назван-
ное выше воздействие на развитие системы жанров (категория автора и жанры) и это более широкая проблема — автор как воплощение важнейших стилевых и языковых тенденций эпохи. Специфика категории автора определяет во многом и характер речи. Важнейшая характеристика публицистической речи — модальность (отношение автора к содержанию речи), что проявляется в степени эмоциональности, образности, субъективности / объективности и т. д. Модальность — это общий тон речи, главное ее качество, своеобразная интонация письменной речи. Очень важно исследовать все средства, формирующие модальность, — типы речи (от 1, 2, 3-го лица), лексические, морфологические, синтаксические средства, концентрирующиеся вокруг личных местоимений, прежде всего вокруг местоимения Я. Не будучи составной частью культуры, язык оказывает на нее несомненное влияние, но не непосредственное, а косвенное. Оно осуществляется благодаря совершенствованию форм и средств языка в той или иной области культуры — их специализации для выражения определенных концептов и понятий, трансформации языковых значений для передачи необходимых, часто тонких нюансов. Язык СМИ с его практически неограниченной тематикой, включающей и культуру, вносит свой вклад в эти процессы, оказывая сильное воздействие на литературный язык, а через него и на культуру. Такие, например, качества его, как гибкость, богатство, многообразие функций, способствуют и развитию культуры. Следует заметить, что в обществе языку СМИ отводится нередко негативная роль. Пишут и говорят, что газеты портят литературный язык, наводняя его канцеляризмами, иноязычными словами, жаргонизмами. Но это нефункциональный взгляд. Он сформировался из неправомерного и часто неосознанного сопоставления языка газет с художественной речью. Однако у них разные задачи и разная природа. Разумеется, есть основания для критики языка СМИ. Однако не меньшие основания могут быть для критики, например, языка художественной литературы. Язык СМИ, публицистика обогащают русский литературный язык своими прагматической и когнитивной составляющими, насыщая речь оценочными оборотами, формируя отточенную речь мысли — язык политики, идеологии, развивая приемы и методы I дискуссии и полемики. Сила и преимущество публицистики, занимающей в языке СМИ важное место, -
в прямом воздействии на адресата, аудиторию. Развивая литературный язык, язык СМИ способствует и развитию культуры. Таким образом, анализ языка СМИ требует выработки соответствующей методики, выделения параметров, адекватных его специфике, позволяющих характеризовать не только конкретные тексты, но и целые периоды в развитии языка СМИ. К таким параметрам следует отнести тип автора, характер речи и совокупность ключевых (концептуальных) слов. Категория автора формируется как результат действия внешних и внутриязыковых факторов. Она выступает как посредствующее звено между экстра- и интралингвистическими факторами. Формируемая совокупным действием этих факторов, категория автора воздействует на язык и речь. Речь заключает в себе индивидуальное и типовое, в ней реализуются категория автора, авторский замысел, стиль и многие другие особенности. Речь отражает языковые устремления, стилевую манеру публициста. К важнейшим составляющим этого параметра относятся текстовая модальность и степень стандартизованное текстов. Последняя характеризует соотношение стереотипности и творчества, стандарта и новизны. Этот признак очень важен для общей характеристики речи, для определения творческих ресурсов и состояния публицистики в тот или иной период. Текстовая модальность и степень стандартизованности должны дать достаточно полное представление о публицистическом дискурсе эпохи. Третий параметр — совокупность ключевых слов — это содержательно-языковая характеристика публицистики. Концептуальные слова свидетельствуют об идеологической, политической направленности публицистики того или иного периода. Очень важно также соотношение, с одной стороны, концептуальных слов, с другой стороны, оценочных и строевых слов. Высокий процент оценочных или строевых слов — показатель определенных языковых тенденций. Попытаемся применить нашу методику к анализу развития языка газеты в XX в. Первый период в истории языка газеты XX в. (с 1917 г. до конца 1920-х гг.) можно определить как период формирования нового качества, нового облика языка газеты, поиска новых средств выражения, соответствующих задачам времени, выработки новых форм речи. Революция расшатала прежние государственные, обще-
ственные, идеологические устои и поставила вопрос о том, каким должен быть в новых условиях язык газет. В этот период формируются явления, связанные с глубинными процессами, происходящими в недрах газетного языка и оказавшими значительное влияние на дальнейшее его развитие и коституирование языка газеты как особого литературного образования. Речь идет о роли оценочности в языке газеты, об оценочном размежевании лексики, вызванном идеологическими причинами. Экспансия сокращений, военных терминов, актуализация архаизмов и др. объясняются именно оценочным потенциалом этих лексических пластов. Революционную фразеологию характеризуют императивность, призывность (прочел, услышал — действуй!), открытая, подчеркнутая агитационность, лозунговость. Обобщенный автор данного периода — это прежде всего человек революционного, классового сознания, подходящий ко всем явлениям жизни, быта, войны, революции с узкоклассовых, партийных позиций. Отношение к действительности укладывается для него в чеканные лозунги-формулы, не знающие полутонов и переходов (или — или). Народ рассматривается как безликая масса, пассивный объект воспитания, воздействия, «вбивания в головы» узловых лозунгов. Из двух главных граней категории автора (человек социальный — человек частный) преобладает человек социальный — революционный, радикальный, воинствующий, непримиримый и беспощадный. Таков идеальный, обобщенный тип автора данного периода. Второй период (1930-е — начало 1980-х гг.) — период формирования языковых и речевых норм газеты, консервации некоторых черт языка, ведущей к его шаблонизации. Это время формирования языка советского периода, получившего название тоталитарный язык. (В рамках этого периода, в целом однородного в языковом отношении, особо следует выделить годы Великой Отечественной войны (1941 — 1945), когда в языке резко усилилась эмоциональная, риторическая струя, широкое распространение получили агитационно-пафосные средства, значительно возросла публицистичность, личностность речи.) Общее направление развития языка советского периода и в частности языка газеты, его самая отличительная черта — сильнейшая идеологизация, политизация этого языка. Язык не только выражает и оформляет идеологические, политические термины, положения, но и оказывает значительное влияние на процессы соци-
ализации личности, конструирования ментальности, манипулирования общественным сознанием. Влияние идеологии, политики на формирование тоталитарного языка получает разнообразное и глубокое воплощение во множестве языковых процессов. В семантике это прежде всего расширение, опустошение значения слова и закрепление в нем новых узкоклассовых идеологических компонентов. Неустойчивое, размытое, широкое значение слова оказывается благодатным материалом для «лепки» новых политических смыслов. Этот процесс захватывает прежде всего идеологические, концептуальные слова, призванные по определению служить выразителями определенной идеологии. Особенность тоталитарного языка заключается в открытой политизации концептуальных слов и отчетливом размежевании их по политическому признаку: «наше — не наше». Ср., с одной стороны, наиболее распространенные, по данным Частотного словаря языка газеты4, позитивно окрашенные слова: труд, мир, социализм, коммунизм, партия, марксизм, ленинизм, социалистическое соревнование — и, с другой стороны, слова, выражающие идеологически враждебные понятия: империализм, империалистический, капитализм и др. В целом период характеризуется закреплением языковых и речевых норм, которые приобретают незыблемый, догматический характер, охватывают практически все сферы языковой жизни и поведения. В языке газеты это ведет к шаблонизации языка и речи, господству книжной речи в ущерб разговорной, к преобладанию официоза. Соответственно формировался и тип автора, концентрирующий в себе идеологические и политические устремления эпохи и определяющий основные черты языка газеты. В категории автора выделяется лишь одна грань, явно гипертрофированная, — человек социальный, выражающий интересы партии, максимально идеологизированный и политизированный, мыслящий общественными категориями. Индивидуальный подход к действительности, к речи, как правило, отсутствует. Коллективное мы поглотило авторское я, что призвано было демонстрировать политическое единомыслие и отражалось в коллективных, обезличенных формах речи.
4 Полякова Г.П., Солганик Г.Я. Частотный словарь языка газеты. М., 1971.
Следующий период (1985—1991 гг.), получивший название перестройки, знаменует обновление языка газеты. В газетах поражает прежде всего пестрота — языковая, стилевая, содержательная и идеологическая. Отмена цензуры, идеологических табу, строгих стилевых установок привели к раскрепощению традиционно-нормированного газетного языка. Для разряда концептуальной лексики, своеобразного политического словаря газеты, характерны такие слова, как перестройка, гласность, застой, прорыв, новое политическое мышление, глубокие перемены, обновление общества, механизм торможения и др. Общее направление изменений можно определить как демократизацию языка СМИ. Язык перестройки — это новый стиль выражения, характеризующийся свободой мышления и выбора языковых средств, отказом от стереотипов. Расширяется газетный лексикон. В него вливаются разговорная речь, язык улицы, жаргоны. И, естественно, меняется тип автора. Публицист периода перестройки — это свободно (нередко радикально) мыслящий человек, выступающий от собственного имени, защищающий идеалы прогресса, демократии (разумеется, речь идет о качественных газетах), реализующий себя в свободной, нередко эмоциональной речи, лишенной по возможности штампов, особенно штампов предшествующего периода. Отказ от старой стилистической системы, в русле которой тема задавала основное коммуникативное намерение и средства его воплощения, сопровождается выдвижением нового стилеобразующего центра, перемещающегося в сторону языковой личности журналиста. Короткий период перестройки означал радикальное изменение языка СМИ. Чтобы помочь обществу увидеть себя в новых обстоятельствах, в новом качестве, газета ищет новый язык. Можно полагать, что создание нового, точнее обновленного языка, — самый главный вклад прессы в современную культуру. В это время появились новые черты, которые получили более полное развитие в современный период (1990-е гг. — начало XXI в.). Как показывает анализ концептуальной лексики современного периода (демократизация, демократические преобразования, реформы, курс реформ, реформаторы, рынок, правовое государство, гражданское общество, гражданское согласие, примирение, непримиримая оппозиция, вертикаль власти и др.), содержательно состав этого разряда отражает процесс формирования широкой, расплывчатой идеологии демократической ориентации. Характерно также появление большого количе-
ства экономических терминов (кредиты, налоги, инфляция, рынок, клиринг, лизинг, маркетинг и др.). В сфере оценочности, отражающей семантическое развитие лексики, наблюдаются активные процессы формирования в обществе определенного отношения к политическим, идеологическим реалиям. Однако эти процессы не отличаются стабильностью. Общее направление их можно определить как ослабление или нейтрализацию прежних резко положительных или отрицательных оценок. Сравнительно с предшествующим периодом сфера действия оценочности сужается, а степень ее выраженности снижается. Весьма заметна в языке современных качественных газет тенденция к усилению информативности, что выражается наиболее ярко в эволюции системы газетных жанров и в заголовках. Авторское я обнаруживает, наряду с социальными гранями, и свойства конкретной личности. Спектр граней авторского я предстает как более разнообразный. Авторское я становится более мягким, человечным, раскованным. Позиция журналиста — позиция человека наблюдающего, размышляющего, но не вершащего суд. Можно сказать, что современный период развития характеризуется сменой структуры категории автора — формированием тенденции к преобладанию в ней человека частного, что объясняется складывающимися новыми общественными идеалами. Сейчас мы являемся свидетелями периода интенсивного развития газетно-публицистического стиля. Значительно расширился спектр стилевых манер газет — произошла дифференциация газет по стилевому признаку. Наблюдаются радикальные изменения в системе жанров. Углубляются и расширяются процессы развития оценочности, использования раличных пластов лексики, и в связи с этим происходит становление новой лексической системности газеты. Все это оказывает влияние и на развитие литературного языка, расширяя возможности его выражения, в частности увеличивая потенциал интеллектуально- и эмоционально-оценочных средств. Через сферу СМИ происходит обновление языка современности, языка социума. С течением времени совершенствуется техника речи, накапливается фонд экспрессивных формул, хотя он и очень подвижен; усложняются, становятся тоньше, изощреннее процессы развития оценочности, богаче — спектр оценочных окрасок. Все это дает основания сделать вывод о прогрессе в развитии газетного языка и речи.
Контрольные вопросы
1.В чем заключается специфика СМИ? 2. Охарактеризуйте основные аспекты изучения языка СМИ. 3.Каковы основные черты языка публицистики? 4. Охарактеризуйте тип автора как стилеобразующую категорию публицистической речи. 5. Дайте характеристику основных периодов развития языка СМИ.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|