Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






КАПИТАЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ

 

В то время, когда Ислам появился среди людей, ему противостояла многоликая "действительность", действительность Аравийского полуострова, да и всего земного шара! Ему противостояли различные верования и представления, ценности и стандарты, системы и установления, интересы и проявления нетерпимости. В то время расстояние между Исламом и реальной жизнью людей в Аравии, да и во всем остальном мире, было громадным, а переход, к которому он побуждал людей, представлялся весьма дальним.

Опорой этой реальности явились все предшествовавшие длительные исторические периоды, различные интересы и силы. Все это стало преградой на пути новой религии, которая не ограничивалась изменением верований и представлений, ценностей и стандартов, обычаев и традиций, нравственных критериев и обрядов, но хотела также - и настаивала на этом - изменить сложившиеся порядки, установления, законы и способы распределения материальных благ. Кроме того, она настаивала на лишении идолов и невежества возможности руководства человечеством и возвращении этого права Аллаху и Исламу!

Если бы кому-либо из живших в то время сказали, что эта новая религия, предпринимающая все эти попытки наперекор сложившейся в тех условиях огромной "реальности", которую поддерживали собой все силы Земли, одержит победу и изменит эту реальность менее чем за полвека, то ответом на эти слова стали бы только насмешки, издевательства и выражения неодобрения!

И тем не менее эта огромная "действительность" очень быстро лишилась почвы под ногами, освободив место новому, и столь же быстро новое руководящее начало взяло в свои руки бразды правления над людьми, чтобы привести их из тьмы к свету и руководить ими с помощью религиозного закона Аллаха под знаменем Ислама!

Как же могло случиться то, что представляется невозможным таким людям, которых при оценке фактов и обстоятельств "действительности" эта действительность ослепляет и подавляет?! Как смог один человек, а именно - Мухаммад ибн Абдаллах, да благословит его Аллах и да приветствует, на первоначальном этапе в одиночку противостоять всему миру или, по меньшей мере, всей Аравии? Или, по меньшей мере, племени курайш, которое господствовало над всеми арабами, обитая в том месте, откуда раздался Исламский призыв? Как смог он противостоять существовавшим в то время верованиям и представлениям, ценностям и стандартам, порядкам и установлениям, интересам и нетерпимости, а потом одержать победу надо всем этим и добиться его замены, установив новый порядок на основе нового плана и новых представлений?

Поистине, он не льстил верованиям и представлениям этих людей, не заискивал перед их чувствами, не пытался заключать перемирие с их божествами и их руководителями и не ждал, пока сумеет набрать силу. Поистине, с первых же дней, когда он находился в Мекке и против него ополчились все силы, ему было велено говорить им:

"Скажи: "О неверные! Я не стану поклоняться тому, чему вы будете поклоняться, и вы не поклоняйтесь тому, чему я буду поклоняться, и я не поклоняюсь тому, чему вы поклонялись, и вы не поклоняетесь тому, чему я буду поклоняться! У вас - ваша вера, и у меня - моя вера!" ("Неверные", 1-6).

Но он не ограничился тем, что заявил им об отличии своей религии от их религии и его поклонения от их поклонения, указав на то, что в этом между ними нет ничего общего, ибо ему было велено сказать им, чтобы они не надеялись, что нечто общее может появиться межу ними в этом в будущем. Он повторял им: "...и я не поклонюсь тому, чему вы поклонялись, и вы не поклоняетесь тому, чему я буду поклоняться!" - и все время говорил о полном расхождении в этом деле, где между ними не может быть ничего общего: " У вас - ваша вера, и у меня - моя вера!"

Он также не пытался ошеломить их притязаниями на обладание некой тайной властью, какими-то сверхчеловеческими качествами или возможностями доступа к определенным скрытым источникам, ибо ему было велено говорить им:

"Скажи: "Я не говорю вам, что у меня сокровищницы Аллаха, и не знаю я сокровенного, и не говорю вам, что я - ангел. Я следую только тому, что открывается мне" ("Скот", 50).

Он не сулил тем, кто последует за ним, высоких постов и военной добычи в случае победы над своими противниками. Ибн Исхак говорит: "Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сам приходил к представителям различных племен в период хаджа и обращался к ним с такими словами:

Quot;О такие-то, поистине, я - посланник Аллаха к вам. Он повелевает вам поклоняться только Ему и ничего к Нему не приравнивать, отказаться от того, чему вы поклоняетесь сейчас помимо Него, поверить в меня и довериться мне, а также помогать мне, пока я с помощью Аллаха не объясню, с чем Он послал меня".

Ибн Исхак также передавал, что аз-Зухри сообщил ему о том, что однажды пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, пришел к представителям племени бану амир ибн са'са'а и призвал их к Аллаху Всемогущему и Великому. Услышав его слова, один из представителей этого племени по имени Байджара ибн Фарис воскликнул: "Поистине, если я последую за этим молодцом, то смогу уничтожить всех арабов!", - после чего спросил его: "Скажи, а если мы присягнем на верность твоему делу, а потом Аллах поможет тебе победить твоих противников, будет ли власть после тебя принадлежать нам?" Он ответил: "Власть принадлежит Аллаху и Он вручает ее кому пожелает!" Ибн Исхак сказал: "Тогда этот человек сказал ему: "Ты хочешь подставить наши шеи под удары арабов, а если Аллах даст тебе победить, то власть достанется другим? Мы не нуждаемся в этом!", - и они отказались принять его предложение".

Как же в таком случае случилось то, что случилось? Как смог этот человек в одиночку подчинить себе эту "действительность"? Поистине, он добился ее подчинения вовсе не благодаря чуду, которое уже не повторится. Он, да благословит его Аллах и да приветствует, открыто заявлял, что, выполняя свою миссию, он не прибегает к чудесам и ни разу не удовлетворил просьбы тех, кто требовал от него чудес. А то, что случилось, стало возможным в силу нетленных предначертаний Аллаха и может повториться каждый раз, когда люди будут снова начинать придерживаться их и откликаться на их требования.

Случившееся стало возможным благодаря торжеству этого плана, который наряду с тем, что происходило явно обратился к скрытому капиталу человеческой природы, а капитал этот, как мы уже говорили, огромен, и если его освободить от наносов, сконцентрировать и направить по намеченному пути, то внешние обстоятельства не смогут одолеть его!

В то время порочные и искаженные верования владели душами людей, а на территории Каабы смешивалось между собой множество ложных божеств подобно тому, как смешивались там различные представления, идеи и чувства. Надо всеми этими ложными божествами и стоящими за ними служителями культа и жрецами, определенными социальными установлениями, возникшими вследствие наделения рабов божественными качествами, и предоставлением служителям культа и жрецам законодательных прав и определения путей жизни возвышались племенные и экономические интересы!

Ислам выступил против всей этой "действительности", будучи вооруженным лишь свидетельством о том, что нет бога, кроме Аллаха, обратившись к самой человеческой природе, которая не знает иных божеств, кроме Аллаха, и знакомя людей с их истинным Господом и Его качествами и атрибутами, известными человеческой природе, несмотря на все то, что ей в этом мешает.

"Скажи: "Разве кого-нибудь другого возьму я покровителем, кроме Аллаха, Творца небес и Земли? Он питает, а Его не питают". Скажи: "Мне повелено быть первым из тех, кто предался. Не будьте же в числе многобожников!" Скажи: "Я боюсь, если ослушаюсь своего Господа, наказания дня великого!" От кого оно будет отстранено в тот день, того Он помиловал; это - явный успех! Если коснется тебя Аллах бедствием, то нет избавителя от этого, кроме Него. А если Он коснется благом... ведь Он мощен над всякой вещью! Он властвует над Своими рабами; Он - Мудрый, Ведающий! Скажи: "Что больше всего как свидетельством?" Скажи: "Аллах - свидетель между мной и вами. И открыт мне этот Коран, чтобы увещевать им вас и тех, до кого он дошел. Разве же вы не свидетельствуете, что с Аллахом есть другие божества?" Скажи: "Я не свидетельствую". Скажи: "Это ведь - единый Бог, и я не причастен к тому, что вы придаете Ему в сотоварищи!" ("Скот", 14-19).

"Скажи: "Мне запрещено поклоняться тем, кого вы призываете помимо Аллаха". Скажи: "Я не буду следовать за вашими страстями, - тогда бы я оказался в заблуждении и не был бы идущим прямо". Скажи: "Я - с ясным знамением от моего Господа, а вы считаете это ложью. Нет у меня того, с чем вы торопите. решение - только у Аллаха: Он следует за истиной, Он - лучший из принимающих решения!" Скажи: "Если бы у меня было то, с чем торопите вы, то дело было бы решено между мною и вами: ведь Аллах лучше знает несправедливых! У Него - ключи тайного; знает их только Он. Знает Он, что на суше и на море; лист падает только с Его ведома, и нет зерна во мраке земли, нет свежего или сухого, чего не было бы в Книге ясной. И Он - тот, который успокаивает вас ночью и знает, что вы добываете днем, потом Он оживляет вас в нем, чтобы завершился назначенный срок. Потом - к Нему ваше возвращение, потом Он сообщит вам, что вы делали. Он - властвует над своими рабами, и посылает Он над вами хранителей. А когда приходит к кому-нибудь из вас смерть, Наши посланцы упокоят его, и они ничего не опускают. Потом они возвращены будут к Аллаху, Господу их истинному. О да, у Него власть, и Он - самый быстрый из производящих расчет!" Скажи: "Кто спасает вас от мрака суши и моря, к кому вы взываете со смирением и тайно: "Если ты спасешь нас от этого, мы будем благодарны"?" Скажи: "Аллах спасает вас от этого и от всякой беды, а потом вы придаете ему сотоварищей". Скажи: "Он - тот, кто может наслать на вас наказание сверху или из-под ваших ног и облечь вас в разные партии и дать попробовать одним из вас ярость других". Посмотри, как Мы распределяем знамения, - может быть, они поймут!" ("Скот", 56-65).

И природа человека услышала предвечный голос, пробившийся к ней, несмотря на гнет действительности, который она ощущала из-за своих долгих блужданий, она вернулась к своему единому Богу, а новый призыв одержал победу над гнетущей действительностью!

После возвращения людей к единому Богу поклоняться друг другу людям было запрещено, а когда все головы обратились к единому Богу, подчиняющему себе Своих рабов, все те, кто раньше гордо поднимал голову, оказались друг перед другом, что и положило конец разговорам о превосходстве того или иного рода или племени, а также о переходе по наследству знатности, господства и власти.

И все же, как это осуществилось?

В то время сложились определенные формы социальной действительности, за внешними проявлениями которой стоят классовые, национальные, материальные и духовные интересы. Действительность такого рода являлась господствующей как в Аравии, так и в соседних с ней странах, и никто не восставал против нее, ибо те, кто использовал ее в своих интересах, не испытывали к ней отвращения, а те, кто изнывал под ее бременем, не отвергали ее!

Члены племени курайш называли себя "ал-хумс" (истовые в вере), присваивая себе такие права и придерживаясь таких традиций, которые выделяли их из числа остальных арабов. Так, например, во время хаджа они стояли в долине ал-Муздалифа, в то время как все остальные стояли на горе Арафат! Благодаря подобным преимуществам, они получали определенные экономические выгоды за счет остальных арабов. В частности, они требовали от них совершения обряда обхода вокруг Каабы только в одеждах, купленных у курайшитов, в противном же случае люди должны были совершать такой обход обнаженными!

Для всех стран, граничащих с Аравией, было характерно состояние раскола, вызываемого спорами вокруг родового и племенного превосходства одних людей над другими.

"Иранское общество дифференцировалось по принципу родовитости и профессиональной принадлежности. Различные классы общества были отделены друг от друга непреодолимой пропастью и ничто не связывало их друг с другом. Так, например, власти не разрешали никому из простонародья покупать недвижимость у правителей или сановников. Одним из принципов сасанидского правления было осуществление надзора за тем, чтобы каждый оставался в той среде, из которой он происходил, и не стремился занять более высокое положение. Никто не мог избрать для себя иное ремесло помимо того, что было предназначено ему Богом. Правители Ирана никогда не поручали низкорожденным исполнение ни одной из своих функций. Простонародье также подразделялось на классы, резко отличавшиеся друг от друга, и у каждого было свое, четко определенное место в обществе"[3]

Хосрои были царями Ирана и утверждали, что в жилах их течет кровь божества. Иранцы и относились к ним как к божествам, считали, что им свойственно нечто высшее и священное, и приносили им искупительные жертвы. Они слагали гимны в честь их божественного происхождения и ставили их выше закона, выше критики и выше всех остальных людей, вследствие чего имена их нельзя было произносить, а в собрании их никому нельзя было сидеть. Они были убеждены в том, что эти владыки обладают правом распоряжаться каждым, но ни один человек не обладает никакими правами по отношению к ним. Из этого следовало, что если они выделяли кому-нибудь нечто от избытка своих богатств, то это нужно было воспринимать как их милостыню и проявление щедрости, но никак не думать, что человек получил нечто, заслужив это, ибо людям полагалось лишь слушать и повиноваться им. Они выстроили особый дворец для царей и считали, что лишь члены царского дома имеют право носить корону и собирать налоги. Это право передавалось по наследству от старшего к старшему в роду, от деда к отцу, и лишить их этого права мог лишь узурпатор, а соперничать с ними - лишь презренный самозванец. Царь и передача царской власти по наследству являлись для них объектами религиозного поклонения, поэтому они не хотели менять такой порядок, да и не верили в возможность каких-либо перемен. Если среди членов царствующей династии не находилось взрослого человека, они ставили над собой царем ребенка, а если среди них не было мужчин, то короновалась женщина. Так, например, после смерти Шируйе царем стал его сын Ардашир, которому в то время было всего лишь семь лет от роду. В свое время они сделали царицей царскую дочь Буран, а потом посадили на трон и вторую дочь царя по имени Азрамидухт, но им и в голову не приходило поставить над собой какого-нибудь известного предводителя или военачальника наподобие Рустама только потому, что он не принадлежал к царствующей династии!"[4]

Если говорить о положении в Индии, то кастовая система, существовавшая в этой стране, являла собой один из наиболее отвратительных примеров того, что человек мог делать с человеком.

"За три века до рождества Христова в Индии достигала своего расцвета брахманская культура, наметившая новое направление развития индийского общества. Был разработан и принят гражданский кодекс, ставший официальным законом и авторитетным религиозным источником для жизни и культуры этой страны. Этот кодекс известен как "Манушастр".

В соответствии с этим законом население страны подразделялось на четыре различные касты:

1 - касту брахманов, то есть класс жрецов и священнослужителей;

2 - касту кшатриев или же воинов;

3 - касту вайшьев или же земледельцев и торговцев;

4 - касту шудр или же слуг.

Составитель этого закона Ману говорит: "Обладающий абсолютным могуществом на благо миру сотворил брахманов из своего рта, кшатриев - из своих рук, вайшьев - из своих бедер, а шудр - из своих ног. На благо миру Он распределил между ними обязанности. Брахманы обязаны учить людей "Ведам"[5] или приносить обеты божествам и раздавать милостыню и обеты, изучать "Веды" и отвращаться от страстей, вайшьи должны пасти скот, смотреть за ним, читать "Веды", а также заниматься земледелием и торговлей, что же касается шудр, то им надлежит заниматься земледелием и торговлей, прислуживать людям, относящимся к трем вышеупомянутым кастам".

Этот закон наделял касту брахманов такими привилегиями и правами, которые делали их равными божествам. В этом законе говорилось, что брахманы представляют собой лучшее из всего сотворенного Богом, что они являются властителями людей, что им принадлежит все в этом мире, что они - лучшие из созданий и господа земли и что могут забирать из достояния своих рабов шудр все что угодно, и это не будет рассматриваться как совершение греха, ибо сам по себе раб ничем не владеет, а все его имущество принадлежит хозяину. Там говорилось также, что брахману, являющемуся хранителем Вед, прощается все, даже если он своими грехами и поступками разрушит все три мира. Властителю даже в случае крайней необходимости запрещалось взимать налоги с брахманов и брать с них подати. Не допускалась смерть брахмана от голода в своей стране, если же он заслуживал казни, то правителю дозволялось лишь обрить ему голову, в то время как за такой же проступок другой был бы казнен!

Хотя кшатрии и стояли выше каст вайшьев и шудр, они были намного ниже брахманов. В законе Ману говорилось, что десятилетний брахман превосходит столетнего кшатрия подобно тому как отец превосходит своего сына!

Что же касается "неприкасаемых" шудр, то в соответствии с этим гражданским и религиозным кодексом они занимали более низкое положение, чем домашний скот, и были более презираемы, чем собаки. В этом законе прямо говорилось: "Шудры должны ощущать себя счастливыми, прислуживая брахманам, и помимо этого не полагается им никакой иной платы или вознаграждения. Они не должны владеть богатством или накапливать сокровища, ибо это обижает брахманов! Если кто-либо из неприкасаемых протянет руку или палку, чтобы ударить брахмана, его руку следует отсечь, а если он под воздействием гнева ударит его ногой, ее надо сломать. Если кому-нибудь из неприкасаемых вздумается сесть в присутствии брахмана, царю следует заклеймить его ягодицы или изгнать из страны. Если он дотронется до него рукой или обругает его, ему следует вырвать язык. Если он скажет, что брахман обучает его, ему следует влить в глотку кипящее масло. Искупление за убийство человека из касты неприкасаемых должно быть таким же как и искупление за убийство собаки, кошки, лягушки, ящерицы, вороны или совы"[6]

Что же касается римской цивилизации, то она основывалась на роскоши, которую рабы, составляющие три четверти населения, обеспечивали знати, составлявшей одну четвертую его часть, а также на различном подходе закона к господам и рабам, высшему классу и классу низшему.

В известной юридической записке Юстиниана говорится: "Наказанием тому, кто соблазнит честную вдову или же девственницу, будет конфискация половины его имущества, если он принадлежит к знати, и бичевание с последующим изгнанием из страны, если он относится к презренным людям"[7].

В то время как на всей Земле именно такие формы "действительности" являлись господствующими, Ислам обратился непосредственно к человеческой "природе", скрытой под наносами этой действительности, к природе, отрицавшей подобные вещи и не признававшей их, и ответ ее оказался сильнее гнета действительности. Она услышала голос Аллаха, слава Ему, обратившегося ко всем людям с такими словами:

"О люди! Мы создали вас мужчиной и женщиной и сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга. Ведь самый благородный из вас пред Аллахом - самый благочестивый" ("Комнаты", 13).

Она услышала Его слова, слава Ему, с которыми Он обратился к племени курайш:

"Потом двигайтесь там же, где двинулись люди..." ("Корова", 199).

Она услышала слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, обратившегося ко всем людям:

Quot;О люди, поистине, Господь у вас один и отец у вас один. Все вы от Адама, а Адам сотворен из праха. Самый благородный из вас пред Аллахом тот, кто отличается наибольшим благочестием. Нет ни у араба преимуществ перед иноземцем, ни у иноземца перед арабом, нет ни у смуглого преимуществ над белым, ни у белого над смуглым, если только речь не идет о благочестии".

Она услышала и те его слова, которые он адресовал племени курайш:

"О курайшиты, купите самих себя, ибо ничто не спасет вас от Аллаха, о род Абдал-Манафа, ничто не спасет вас от Аллаха, о Аббас ибн Абд ал-Мутталиб, ничто не спасет тебя от Аллаха, о Фатима, дочь Мухаммада, проси меня чего хочешь из достояния моего, но ничего не спасет тебя от Аллаха!" [8]

Природа человека услышала этот призыв, на который нельзя было не ответить, отбросила наносы "действительности" и обрела свободу на этом божественном пути. Тогда и случилось то, что должно было случиться в соответствии с предначертаниями Аллаха и что может повториться в любое время.

Что касается Аравийского полуострова, то здесь господствующей была ростовщическая система, на которой в основном и базировалась экономика Аравии. Не следует думать, что ростовщичество ограничивалось единичными сделками и узкими рамками. Племя курайш поддерживало широкие торговые связи, отправляя караваны летом в Сирию, а зимой - в Йемен и вкладывая в эту торговлю свои капиталы. Не следует забывать, что караван Абу Суфйана, который поджидали мусульмане у колодцев Бадр и которому удалось ускользнуть, взамен чего Аллах дал им нечто лучшее, состоял из более чем тысячи верблюдов, навьюченных товарами! Если бы в то время ростовщичество ограничивалось лишь отдельными операциями, а не представляло собой целой системы, опутавшей всю экономическую жизнь, оно не вызвало бы тех нашедших отражение в Коране устрашающих и повторяющихся нападок со стороны Аллаха, слава Ему, которые, как свидетельствуют об этом хадисы, продолжал и посланник Аллах, да благословит его Аллах и да приветствует.

Все эти богатства, торговая деятельность и связанная с ними экономика основывались на ростовщической системе. То же самое было характерно перед возникновением Ислама и для других городов, в том числе и для Медины, где экономика была в руках иудеев, занимавшихся в основном ростовщичеством! Такова была экономическая "действительность", на которой основывалась жизнь страны.

Затем возник Ислам, который отвергает подобную несправедливую и преступную основу, предлагая взамен основу другую, а именно - закят, ссуды без процентов, взаимопомощь и взаимные ручательства.

"Те, которые издерживают свое имущество ночью и днем, тайно и явно, - им их награда у Господа их; нет страха над ними, и не будут они печальны! Те, которые пожирают рост, восстанут только такими же, как восстанет тот, кого повергает сатана своим прикосновением. Это - за то, что они говорили: "Ведь торговля - то же, что рост". А Аллах разрешил торговлю и запретил рост. К кому приходит увещание от его Господа и он удержится, тому (прощено), что предшествовало: дело его принадлежит Аллаху; а кто повторит, те - обитатели огня, они в нем вечно пребывают! Уничтожает Аллах рост и выращивает милостыню. Поистине, Аллах не любит всякого неверного грешника! Те же, которые уверовали, и творили благое, и выстаивали молитву, и давали очищение, - им их награда у Господа их, и нет страха над ними, и не будут они печальны! О вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и оставьте то, что осталось из роста, если вы верующие. Если же вы этого не сделаете, то услышьте про войну от Аллаха и Его посланника. А если обратитесь, то вам - ваш капитал. Не обижайте, и вы не будете обижены! А если кто в тягости, то - ожидание до облегчения, - ведь оказать милость - лучше для вас, если вы знаете! И берегитесь того дня, в который вы будете возвращены к Аллаху; затем всякой душе будет уплачено сполна за то, что она приобрела, и они не будут обижены!" ("Корова", 274-281).

Сама природа человека обнаружила, что призыв Аллаха лучше, чем то, в чем она пребывала, и почувствовала отвращение к порочной основе этой ростовщической системы. И несмотря на трудности перехода в сложившихся тогда экономических условиях, являющихся основой жизни людей, реакция человеческой природы оказалась сильнее гнета "действительности". В результате мусульманское общество очистилось от этого грязного пятна, являющегося порождением невежества, и случилось то, что случилось, в соответствии с предначертаниями Аллаха, и подобное может повторяться каждый раз, когда к природе человека будет обращаться этот призыв и она окажется способной освобождаться от скрывающих ее наносов!

В этой главе мы ограничимся тремя приведенными примерами борьбы природы человека с окружающей его действительностью, ее освобождения от всего наносного и победы этой природы над внешними обстоятельствами, возникшими под воздействием невежества. Эти обстоятельства могут принимать вид верований и представлений, установлений и традиций, экономических и деловых взаимоотношений. Подобные вещи являются наиболее сильнодействующими факторами "действительности", и для тех, кто не понимает, какая сила кроется в убеждения и самой человеческой природе, все это представляется некой несокрушимой реальностью, с которой не могут справиться ни убеждения, ни человеческая природа!

Однако Ислам не сдался и не опустил руки перед этой "действительностью", он упразднил или же сменил ее, воздвигнув на ее месте собственное высокое и уникальное здание, стоящее на мощной и глубокой основе.

Но то, что случилось один раз, может и повториться, ведь случившееся произошло в соответствии с действующими законами, а не в результате какого-то чуда, а вышеупомянутое здание имеет в основе своей капитал человеческой природы, которым может воспользоваться каждый, кто будет его беречь, собирать и использовать в правильном направлении.

Возможно, что сегодня человечество более способно придерживаться этого правильного направления благодаря тем отпечаткам, которые наложила на его историю и его жизнь эта первая волна, встретившая сначала самое ожесточенное сопротивление, но затем широко распространившаяся и оставившая после себя самые глубокие следы.

 

КАПИТАЛ ОПЫТА

 

 

Когда Ислам только зародился среди людей, он мог противопоставить существовавшей тогда действительности только капитал человеческой природы, ибо он был вместе с этой религией, несмотря на долгий опыт предыдущих поколений, покрывший этот капитал наносами действительности, порожденной невежеством. И тем не менее реакция природы человека оказалась сильнее этих наносов и она оказалась достаточно сильной, чтобы освободиться от них.

Как мы уже говорили, сам этот удивительный период, достижение столь высокой вершины, появление такого необычного поколения людей и столь чистого маяка стали возможными в силу предопределения Аллаха и в результате осуществления Его замысла, в соответствии с которым эта уникальная форма должна была сначала найти свое воплощение в реальной жизни, а потом снова возвращаться к ней, причем успешность попытки ее возрождения с течением времени должна была зависеть от того, насколько к этому будет готово человечество! Она не была естественным порождением сложившихся к тому времени условий, а появление ее стало возможным только благодаря концентрации капитала человеческой природы, когда она нашла путь, руководство и возможность получения подготовки, способствовавшие подобной концентрации и давшие ей столь сильный толчок.

Однако в целом человечество еще не было готово к долгому пребыванию на той высокой вершине, которой достигли избранные с помощью Аллаха. Когда же Ислам стал распространяться по всей Земле с той беспрецедентной скоростью, которой еще не знала история, а люди начали присоединяться к религии Аллаха толпами, оказалось, что многие члены Уммы не имели возможности пройти ту уникальную, глубокую и постепенную подготовку, которую прошла первая избранная группа людей.

Когда все это произошло, давление остатков невежества на души огромных масс людей и многих из тех, кто подчинился Исламу, стало усиливаться, увлекая всех с той высокой вершины на ровную землю! Если же говорить обо всех, то их на эту вершину может вознести лишь большой прыжок, который сделал избранная группа людей благодаря вышеупомянутой уникальной, глубокой и постепенной подготовке, позволившей сконцентрировать капитал их человеческой природы и направить его к достижению этой далекой цели!

Вследствие этого на протяжении примерно тысячи лет мусульманское общество в целом пребывало не на той высокой вершине, а на различных иных уровнях, каждый из которых был все же выше уровня других сообществ, существовавших в разных концах света. Как свидетельствуют беспристрастные исторические факты, эти сообщества обращались за помощью к этому высокоразвитому обществу.

Силы, затраченные на этот большой и беспрецедентный прыжок, были потрачены не напрасно, и не бесследно прошла целая тысяча лет, проведенных на высоком уровне, поэтому после всего того, что было с этим связано, человечество изменилось и не могло оставаться таким же, как и до этого.

Вовсе нет, ибо это не соответствовало бы законам Аллаха, действие которых распространяется и на жизнь, и на людей в равной степени. Ведь человечество представляет собой нечто подобное живому телу, которое пользуется запасами приобретенного опыта и накапливает капитал познания, поэтому, несмотря на все наносы невежества, к которому вернулось человечество, а также слепоту и мрак, покрывающий его, этот капитал хотя и остается сокрытым, но в любом случае продолжает сохраняться в этом организме!

Если в первый раз призыв к Исламу мог противопоставить действительности, в условиях которой жили люди, только капитал человеческой природы (не следует при этом забывать и об остатках капитала первых посланий, которые, в отличие от Ислама, предназначенного для всего человечества, предназначались только для отдельных народов), то сегодня наряду со скрытым капиталом человеческой природы он может использовать капитал первой волны осуществления этого божественного плана в жизни всего человечества, то есть опыта тех, кто поверил в Ислам, тех, кто подчинился его заповедям, и тех, кто испытал на себе воздействие широкого распространения Ислама, находясь вдали от него. Можно использовать также и горький опыт человечества, приобретенный им за время блужданий вдали от Аллаха, когда оно познало горечь жизни!

Принципы и представления, ценности и стандарты, порядки и установления, который Ислам в первый раз предложил человечеству, располагая лишь капиталом человеческой природы, оно встретило резким неприятием и сопротивлением, ибо в то время они были ему совершенно чужды, а расстояние между ними и той жизнью, которой жили люди, было невообразимо огромным.

Однако эти принципы в течение определенного периода времени находили свое воплощение в жизни некоторых людей в полном объеме, потом они в разной степени утвердились на долгий срок в жизни обширного Исламского мира, а потом, в течение более чем тринадцати с половиной веков, с этими принципами и представлениями, ценностями и стандартами, порядками и установлениями ознакомились почти все человечество. И если это знакомство состоялось не в процессе работы и практического применения, то, по меньшей мере, оно осуществилось благодаря изучению и наблюдению! Поэтому они уже не являются чуждыми для человечества, какими они были во время зарождения Ислама, и больше не являются непризнанными им!

Верно то, что человечество не насладилось ими в той мере, в какой это удалось сделать избранной группе людей в течение того уникального периода, и то, что когда оно пыталось применять некоторые из этих вещей на практике в разные периоды времени, в том числе и на современном этапе, оно совершенно не ощутило их духа и осуществляло свои попытки не в соответствии с ним, и то, что оно продолжает медленно подниматься к той вершине, которой первая Умма достигла одним прыжком.

Все это верно, и все же, если иметь в виду уровень современных представлений и идей, которых придерживается человечество, то надо сказать, что сегодня оно, возможно, ближе к постижению сути этого пути и более способно переносить его тяготы, чем в то время, когда оно только познакомилось с ним и он был ему совершенно чужд.

Некоторые примеры могут пояснить эту истину. Мы ограничимся лишь небольшим количеством их по двум важным соображениям, а именно:

во-первых, данный обзор является кратким и не выходит за рамки указаний на основные элементы столь большой темы, какой является тема "этой религии";

во-вторых, тех следов, которые оставило в жизни всего человечества повсеместное осуществление этого плана, слишком много, они оказали слишком большое воздействие и получили слишком широкое распространение, чтобы охватить все это смог один автор в одном исследовании и в течение одной эпохи. Это воздействие ощущается в жизни всего человечества, начиная с того далекого времени, оно широко затронуло всю жизнь человечества, в том числе и те ее стороны, где оно может проявляться неявно и где оно еще вообще не ощущается людьми.

В общем и целом можно сказать, что это космическое явление, представшее в своем полном блеске на этой планете и нашедшее свое осуществление в жизни этих людей, то есть явление этой религии с тех пор, когда оно возникло, не прошло незамеченным ни для одной из сторон человеческой жизни, оно всегда проявлялось в каждой из этих сторон и оказывало на них разное по силе воздействие, что является неоспоримым фактом. Это великое событие или, вернее, это грандиозное явление космического порядка непосредственно или опосредованно дало толчок всем великим историческим движениям.

Так, например, движение религиозной реформации под руководством Мартина Лютера и Кальвина в Европе, эпоха Возрождения, до сих пор питающая собой эту часть света, европейское движение за уничтожение феодального строя и освобождение от власти аристократии, движение за равноправие и провозглашение прав человека, зафиксированных в Великой Хартии вольностей Англии, Великая Французская революция, деятельность экспериментаторов, прославившая европейскую науку и позволившая сделать целый ряд великих научных открытий в современную эпоху, а также и другие подобные великие движения, которые люди относят к числу основных факторов исторического развития, получили толчок благодаря распространению Ислама и испытали на себе его глубокое воздействие.

В книге "Утро Ислама" доктор Ахмад Амин пишет: "В христианской среде возникали определенные течения, отмеченные влиянием Ислама. Так, например, в VIII веке нашей эры, что соответствовало II-III векам хиджры, в Септимании[9] получило распространение движение, вдохновители которого призывали к отказу от практики исповедей перед священниками на том основании, что священники не имеют права исповедовать людей, и к тому, чтобы с мольбой о прощении за совершенный грех, человек обращался только к Богу. В Исламе же нет ни священников, ни монахов, ни епископов, и поэтому естественно, что в Исламе не практикуются и исповеди!

Подобным же образом возникло и движение, вдохновители которого призывали к уничтожению икон и церковных скульптур. Оно получило распространение в VIII-IX веках нашей эры, что соответствует III-IX векам хиджры, когда в христианской среде возникло течение, отвергавшее культ икон и скульптур. В 726 году византийский император Лев III издал указ, объявлявший подобные действия идолопоклонством. Таких же взглядов придерживались и императоры Константин V и Лев IV, в то время как папы римские Григорий II и Григорий III, патриарх константинопольский Германиус и императрица Ирина поддерживали практику поклонения иконам. Между представителями обеих этих групп разгорелись ожесточенные споры, в подробности которых сейчас входить мы не будем. Здесь нам хотелось бы только вспомнить о высказываниях некоторых историков, отмечавших, что призыв к отказу от икон и скульптур возник под влиянием Ислама. Сообщается также, что получивший сан епископа Турина в 828 году нашей эры (213 год хиджры) Клодиус, который сжигал иконы и кресты и запрещал поклоняться им на территории своей епархии, родился и получил воспитание в мусульманской Андалусии.

Кроме того, существовала христианская община, толковавшая идею троицы с позиций единобожия и отрицавшая божественность Христа"[10]

Когда в XI веке нашей эры варварское воинство крестоносцев вернулось в Европу с мусульманского Востока, и вернулось оно с определенными представлениями об образе жизни мусульманского общества, несмотря на все отклонения, имевшие место в этом обществе, оно все же характеризовалось совершенно определенными особенностями, выгодно отличавшими его от этого варварского крестоносного стада. Речь идет о существовании единого религиозного закона, которому подчинялись и правители, и подданные, и который не зависел от воли знатного человека или феодала, как это было в европе; о том, что люди пользовались личной свободой при выборе рода занятий и места жительства; о праве частной собственности и свободе ее использования, а также отсутствия феномена наследственной принадлежности к тому или иному сословию и наличие возможности для каждого повысить социальный статус, реализация которой зависела лишь от его удачи, стараний и трудов. Все эти отличительные особенности мусульманского общества не могли казаться чем-то неправильным европейцам, жившим подобно рабам, привязанным к земле, считавшим законом волю своего господина и не имевшим возможности перейти в другое сословие, ибо "знатность" переходила по наследству!

Вследствие этого, а также под воздействием экономических факторов европейское общество стало выдвигать такие требования, постепенное осуществление которых привело к разрушению феодальной системы и освобождению людей от крепостной зависимости, хотя и не освободило европейцев от других уз и не подняло их общество до уровня общества Исламского.

Деятельность андалусских университетов, общее влияние культуры мусульманского Востока, ставшей культурой мирового масштаба, и европейские переводы произведений мусульманского наследия в XIV веке положили начало европейской эпохе Возрождения, а также всей современной науке, в частности - экспериментальной научной методологии.

В своей книге "Сотворение человечества" ее автор Брайволт пишет: "Наука была важнейшим из того, что дала миру арабская культура[11], однако плоды ее созревали медленно. Гениальность, являвшаяся порождением образованности арабов в Испании, достигла своего расцвета только после долгого пребывания этой культуры за тучами мрака. Однако наука была не единственным, что вернуло в Европу жизнь, так как влияние Исламской культуры на европейскую действительность стало проявляться и во многих других сферах. Невозможно с полной уверенностью утверждать, что основой процветания Европы в различных сферах стало влияние мусульманской культуры, но это влияние сыграло свою очевидную и решающую роль в возникновении того, что придает современному миру его силу, и в создании источника его процветания, а именно - в зарождении естественных наук и формировании духа научных исследований".

Далее автор продолжает: "Поистине, наша наука обязана наукам арабов не только потому, что благодаря им мы познакомились с удивительными открытиями; наша наука обязана арабской культуре большим, а именно - самим своим существованием. Как мы уже видели, в древнем мире науки не существовало, что же касается древнегреческой астрономии и математики, то они являлись науками иноземными, заимствованными извне. Греки позаимствовали эти науки у других, но они не прижились в Греции, а только смешались с другими проявлениями греческой культуры. Греки дали толчок различным направлениям, обобщили законы и разработали различные теории, однако такие вещи как методика постоянных исследований, сбор и концентрация позитивной информации, научная методика точных исследований, постоянные и точные наблюдения, а также эмпирические исследования были совершенно чужды им. То, что мы называем "наукой", возникло в Европе благодаря новому духу исследований, новым их методам, методологии эмпирических исследований, наблюдений и измерений, а также развитию математики до такого уровня, которого Греция не знала. Этот дух и эту методология принесли в Европу арабы"[12]

Ранее в этой же книге автор писал: "Роджер Бэкон, преподававший арабский язык и другие арабские науки в Оксфордском университете, получил эти знания от своих арабских учителей из Андалусии. Ни ему, ни жившему позже его однофамильцу Френсису Бэкону не принадлежит заслуга разработки эмпирического метода исследований. Роджер Бэкон являлся послом мусульманской науки и методики в христианской Европе. Он никогда не говорил открыто, что изучение его современниками арабского языка и наук арабов является единственным путем к обретению истинного знания. Что же касается споров, развернувшихся вокруг основоположников эмпирического метода исследований, то они являются лишь частью тех огромных искажений, которые претерпели основы европейской культуры. Методика арабов в эпоху Бэкона получила широкое распространение, а люди во всех концах Европы стали усиленно работать над его овладением. Откуда же почерпнул Роджер Бэкон свои знания? Он получил их в мусульманских университетах Андалусии. Так, например, пятая часть его книги «Cepus Majus», посвященной исследованиям в области оптики, фактически является переводом "Книги о подзорных трубах" Ибн ал-Хайсама"[13].

Профессор Нью-Йоркского университета Драйбер пишет в своей книге "Конфликт между наукой и религией": "Мусульманское ученые убедились, что применение умозрительного метода не ведет к прогрессу и что надежды на обнаружение истины следует связывать с непосредственными наблюдениями за явлениями, поэтому в своих исследованиях они использовали эмпирические методы и ориентировались на практику и собственные ощущения.

Результаты этой практической деятельности нашли в то время свое яркое выражение в необычайно высоком уровне развития ремесел, и мы, несомненно, будем очень удивлены, обнаружив, что в трудах, относящихся к той эпохе, излагаются такие научные взгляды, которые, как нам казалось, не могли соответствовать научным достижениям рассматриваемого периода. Так, например, в их научных школах уже обсуждались положения эволюционной теории органического мира, считающейся теорией современной. Более того, в разработке этой теории они пошли дальше нас, ибо применяли ее положения к минералам и металлам[14]. Они использовали достижения химии в медицине, а в области механики им были известны сформулированные ими же законы свободного падения тел, ибо они обладали прекрасными знаниями в области динамики. В области теории света и зрения они зашли столь далеко, что изменили греческие представления, в соответствии с которыми человек может видеть благодаря тому, что его глаз испускает лучи, падающие на наблюдаемый объект, они же утверждали обратное. Им были знакомы теории отражения и преломления лучей. Хасан ибн ал-Хайсам открыл явление искривления лучей в пространстве, на основании чего утверждал, что мы видим солнце и луну еще до того, как они в действительности появляются над горизонтом, точно так же, как мы видим их в течение какого-то короткого времени после их ухода за горизонт"[15].

Мы ограничимся приведением примеров этого конкретного воздействия Исламского пути и Исламской жизни на историю человечества и великие движения мирового значения просто для того, чтобы указать на существование этой огромной реальности, о которой мы часто забываем, взирая на структуру современной цивилизации. По своей собственной наивности и глупости мы воображаем, что нам нет места в этой структуре, что мы не сыграли никакой роли в деле ее создания и что она представляет собой нечто большее, чем мы сами и наша история, которую мы, к великому сожалению, не только не знаем, но и воспринимаем какие-то сведения о ней из уст наших врагов, озабоченных лишь тем, чтобы убедить нас, что жить в соответствии с планом Ислама невозможно. Они преследуют свои интересы, ибо такое положение обеспечивает им прочную власть над миром... Но что же можно сказать о нас самих, подхватывающих то, что они говорят, и повторяющих это подобно попугаям и обезьянам?

Однако не это является предметом нашего разговора. Затрагивая эту тему, мы лишь хотели подготовить почву для указания на те значительные следы, которые оставил после себя первоначальный период Ислама, и их полезность для человечества, ставшего сегодня более способным к тому, чтобы постичь их значение. Фактически, эти следы являются новым капиталом, который добавляется к старому капиталу человеческой природы!

 

УСТОЙЧИВЫЕ СЛЕДЫ

 

После того как эта высокая волна распространения Ислама спала на этой Земле, а невежество снова взяло в свои руки бразды правления, которого Ислам лишил его, и в то время как шайтан встряхивал со своих плеч пыль этой битвы, приходя в себя после своего промаха и наущая своих сторонников, возвращавшихся к власти; даже после того, как все это случилось, жизнь человечества уже не могла вернуться к точно такому же положению, которое существовало до возникновения Ислама. Несмотря на то что Ислам лишился главенства на Земле, он оставил после себя заметные следы и важнейшие принципы, которые утвердились в жизни человечества, стали привычными для людей и перестали быть для них чем-то чуждым, как это было с самого начала.

В этой главе мы попытаемся кратко упомянуть о некоторых из этих следов и принципов.

 

ЕДИНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО:

 

В то время как основным фактором социального устройства на Аравийском полуострове являлось единство людей по принципу принадлежности к определенному племени, роду или семье, а на Земле в целом - их единство по принципу принадлежности к одной стране, одному цвету кожи или одной национальности и при том, что в то время люди не представляли себе, что может существовать нечто иное помимо этих мелких проявлений единства, Ислам возник, чтобы сказать людям, что существует единое человечество, восходящее к единой основе и устремленное к единому Богу. Что же касается различий по признаку национальности и цвета кожи, места жительства, родства и происхождения, то это не является поводом для расхождений, споров и изоляции, а существуют для того, чтобы люди узнавали друг друга и приходили к согласию, распределяли между собой обязанности, связанные с наместничеством на Земле, и возвращались после этого к Аллаху, который создал их на Земле и оставил их на ней в качестве своих наместников. В священном Коране Аллах, слава Ему, говорит им:

"О люди! Мы создали вас мужчиной и женщиной и сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга. Ведь самый благородный из вас пред Аллахом - самый благочестивый. Поистине, Аллах - Знающий, Сведущий!" ("Комнаты", 13),

- а также:

"О люди! Бойтесь вашего Господа, который сотворил вас из одной души и сотворил из нее пару ей, а одних распространил много мужчин и женщин. И бойтесь Аллаха, которым вы друг друга упрашиваете, и родственных связей. Поистине, Аллах - над вами надсмотрщик!" ("Женщины", 1),

- а также:

"Из знамений Его - творение небес и земли, различие ваших языков и цветов. Поистине, в этом - знамение для знающих!" ("Румы", 21).

Принципы, о которых мы говорили, были не какой-то теорией, а являлись практическими установлениями. Ислам широко распространился по Земле, объединив под своими знаменами чуть ли не все национальности и расы. В условиях мусульманской системы все они как бы переплавились, объединившись между собой, причем различия в цвете кожи, национальности, классовой принадлежности или принадлежности к той или иной семье не мешали людям жить как братьям, а каждому из них достигать того, на что он способен, в зависимости от своей личной подготовки и своих человеческих качеств.

Несмотря на то, что сначала Ислам был совершенно чуждым и отвергаемым на Земле, он оставил на ней свой заметный след, и даже после спада этой волны человечество уже не могло полностью отречься от Ислама и считать его чем-то совершенно чуждым для себя.

Верно, однако, то, что оно не смогло усвоить его так, как это удалось Умме в самом начале, и то, что он не утвердился в нем, подобно тому, как это имело место в мусульманском обществе. Верно и то, что продолжают существовать различные мелкие проявления единства, когда люди объединяются по признаку принадлежности к одной стране, национальности, народу, одному цвету кожи или языку. Верно и то, что самим своим существованием цветные создают серьезную проблему в США и на юге Африки, создавая ту же проблему, но в скрытой форме во всей Европе!

И тем не менее сегодня идея единства человечества все чаще продолжает выдвигаться людьми, ибо этот след, оставленный Исламом в области теории, продолжает оставаться основой человеческого мышления, а идеи объединения на некой узкой основе появляются и исчезают, ибо они неправильны и не свойственны людям от природы!

Первая волна распространения Ислама, оставившая столь заметный след только благодаря использованию капитала природных свойств человека, спала, но она оставила после себя этот, а также и свой собственный капитал, что будет способствовать ее дальнейшему распространению, человечество же стало более способным к постижению Ислама и более подготовленным к его восприятию, избавившись от изумления, вызванного внезапным возникновением такого явления!

ЧЕЛОВЕЧЕСТВО, ОБЛАДАЮЩЕЕ ДОСТОИНСТВОМ:

 

Во время возникновения Ислама достоинство являлось такой вещью, которой обладали определенные классы, или отдельные семьи, или те, кто занимал высокое положение, что же касается мусора, то есть мусора масс, то он и был мусором, не обладавшим ни весом, ни ценностью, ни достоинством, ведь это же мусор и ничего более!

Ислам громко заявил о том, что человеческое достоинство определяется прежде всего тем, что человек является человеком и не зависит от таких факторов, как национальность, цвет кожи, принадлежность к тому или иному классу, обладание богатством или высоким положением. Из этого следовало, что каждый от рождения обладает определенными правами в силу самой своей принадлежности к человечеству, восходящему к единому корню, как мы уже об этом говорили.

В Священном Коране Аллах говорит людям:

"Мы почтили сынов Адама и носили их на суше и на море, и уделили им благ, и оказали им преимущество пред многими, которых создали" ("Ночное путешествие", 70),

- а также:

"И вот, сказал Господь твой ангелам: "Я установлю на Земле наместника" ("Корова", 30),

- а также:

"И вот, сказали Мы ангелам: "Поклонитесь Адаму!" И поклонились они, кроме Иблиса. Он отказался и превознесся и оказался в числе неверующих" ("Корова", 34),

- а также:

"И Он подчинил вам то, что в небесах, и то, что на земле..." ("Коленопреклоненная", 13).

С тех пор люди знают, что человек как таковой почтен Аллахом и что его достоинство присуще ему как таковому и не связано ни с его полом, ни с цветом кожи, ни со страной, где он живет, ни с его народом, ни с его родом, ни с его семьей, ибо все это преходяще и не имеет высокой цены, но зато оно связано с принадлежностью к роду человеческому, который был почтен Господом его.

Все это не осталось в виде неких теоретических принципов, оно стало реальностью, воплотившейся сначала в жизни Уммы, а впоследствии распространившейся по всей Земле, ибо эта община научила людей этому и утвердила эти принципы в их жизни. В результате этого массы, то есть тот самый мусор, узнали, что они обладают достоинством, что у них есть права, то есть права человека, что правители должны считаться с ними и что им не следует смиряться с унижениями, притеснениями и пренебрежением. Кроме того, эта община научила правителей тому, что они обладают такими же правами, как и любой другой человек, и что они не должны унижать достоинство никого из тех, кто не относится к правителям или знати.

Это оказалось равносильным рождению "человека" заново, причем такое рождение следует считать более значительным, чем рождение материальное, ибо что представляет собой человек, не обладающий правами и достоинством человека? И что он собой представляет, если в этих правах отказывают ему как таковому и его сущности, которая всегда остается с ним.

В эпоху своего правления Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, начал с произнесения таких слов: "Я стал управлять вами, но не вашим имуществом, и если я буду делать это хорошо, то помогайте мне, если же плохо, то поправляйте меня. Повинуйтесь мне в той мере, в какой я буду повиноваться Аллаху и посланнику Его, если же я ослушаюсь их, то и вы не должны будете повиноваться мне!"

Что же касается Умара ибн ал-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, то в одной из своих проповедей он поведал людям о том, какими правами обладают они по отношению к своим правителям, сказав:

- О люди, клянусь Аллахом, поистине, я не стану посылать к вам людей, которые будут бить вас или забирать ваше имущество, но я пошлю к вам таких людей, которые будут наставлять вас в вашей вере и в путях ваших. Если же с кем-нибудь из вас сделают нечто подобное, пусть пожалуется мне, и клянусь Тем, в чьей длани душа моя, я покараю виновного!

Услышав это, Амр ибн ал-Ас встал со своего места и спросил:

- О повелитель правоверных, а если это будет кто-нибудь из правителей мусульман, который сделает подобное, чтобы наказать подданных, неужели и тогда ты покараешь его?

Умар ответил ему:

- Да, клянусь Тем, в чьей длани душа Умара, я обязательно покараю его в таком случае! Да и как же мне не сделать этого, если я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Не бейте людей, ибо этим вы унижаете их, не удаляйте их надолго от их домов и их жен, ибо этим вы ввергаете их в искушение, и не забывайте о соблюдении их прав, ибо так вы можете сделать их неверными!"

Что же касается Усмана, да будет доволен им Аллах, то он разослал по всем городам послание, в котором было написано: "Поистине, я требую от назначенных мною правителей полной уплаты того, что положено в определенное время. Община поручила мне повелевать одобряемое и запрещать отвергаемое, поэтому если мне или назначенному мной правителю будет подана жалоба, она обязательно будет рассмотрена, и нет ни у меня, ни у них таких прав, которыми не обладал бы любой из наших подданных. Жители Медины пожаловались мне, что некоторые из этих людей бранят их и бьют. Пусть же тот, кто утверждает подобное, своевременно обратится с жалобой и его права будут соблюдены мной или назначенными мной людьми, и подавайте милостыню, ибо Аллах воздаст подающим ее".

Как мы уже указывали, важным здесь является то, что все это не оставалось некими теоретическими принципами или пустыми словами, но находило практическое применение среди разных народов и стало основой для чисто практических установлений.

Хорошо известен случай, когда сын одного копта состязался с сыном покорителя Египта Амра ибн ал-Аса и опередил его, за что сын Амра его ударил. Тогда отец юноши пожаловался на это Умару ибн ал-Хаттабу, да будет доволен им Аллах, и тот наказал виновного во время хаджа в присутствии многих людей.

Этот случай имеет более широкое значение, так как он является одним из признаков того освободительного процесса, который начался в сознании и жизни людей благодаря Исламу. Ведь в то время Египет был только недавно завоеван и совсем недавно познакомился с Исламом, а этот копт продолжал оставаться коптом, он не сменил свою религию и являлся простым представителем населения завоеванной страны. Что же касается Амра ибн ал-Аса, то он был завоевателем всего этого региона и первым из тех, кто стал править им из числа мусульман, в то время как до Исламского завоевания эти земли были подвластны византийцам, которые привыкли управлять народами, населявшими их колонии, с помощью плетей! Возможно даже, что следы византийских ударов сохранились и на спине этого копта!

Однако освободительный подъем, начало которому положил Ислам в разных концах Земли, заставил этого копта забыть об этих плетях и связанных с ними унижениях, он превратил его в свободного и обладающего чувством собственного достоинства человека, у которого вызвало гнев то, что сын правителя ударил его сына после того, как они вместе участвовали в состязаниях. Более того, эта вспышка гнева, вызванная поруганием достоинства его сына, заставила его совершить поездку из Египта в Медину, причем поездку эту он совершил не на самолете, не на автомобиле и не на пароходе, а на верблюде, на что ушли долгие месяцы, и все это он сделал, чтобы подать жалобу халифу, тому самому халифу, который освободил его в тот день, когда завоевал его страну под знаменем Ислама и который напомнил ему о забытом им под плетьми византийцев чувстве собственного достоинства!

Именно так должны мы понимать этот случай и с этой точки зрения воспринимать глубину Исламского освободительного подъема. Вопрос здесь даже не в том, что Умар был справедлив и что в этом никто не мог сравниться с ним впоследствии, вопрос сводится к тому, что источником справедливости Умара служил Ислам, его путь и его порядок, которые распространились по Земле подобно очистительному освободительному потоку, уважавшему человека просто потому, что он является Человеком.

Верно, что человечество уже не смогло достичь впоследствии столь высокого уровня, однако то, что сделал Ислам для утверждения достоинства человека, его свободы и прав по отношению к власть имущим, без сомнения оставило свой глубокий след в жизни людей. Отчасти именно это заставляет сегодня человечество декларировать приверженность к "правам человека".

Верно и то, что эти заявления не нашли практического воплощения в жизни человечества, и то, что "человек" до сих пор подвергается унижениям и пыткам в разных концах света, и то, что в некоторых случаях человека ценят меньше машины, уничтожая его свободу, достоинство и высшие качества в процессе наращивания производства, увеличения доходов и завоевания рынков!

Все это верно, и тем не менее этот след продолжает оказывать воздействие на умы и представления людей, не являясь больше для них чем-то чуждым, как это было в период зарождения Ислама. И сегодня человечество будет более способным постичь и представить себе подобное, если к нему обратятся с подобным призывом.

ЕДИНАЯ ОБЩИНА:

 

Во время возникновения Ислама людей объединяли между собой родственные или национальные связи, а также общие интересы. Подобные формы объединения не имели никакого отношения к самой сути человека, ибо по отношению к этой благородной сути человека все вышеупомянутое является чем-то случайным.

Ислам сказал свое решающее слово об этом важном аспекте, определяющем собой в конечном итоге отношения людей друг с другом. Ислам заявил о том, что объединяет или разделяет людей не цвет кожи, не пол, не происхождение, не общая территория и не общие интересы, а вера, являющаяся связующим звеном между ними и Господом их и определяющая собой их отношения друг с другом. Их связь с Господом является именно тем, что делает людей людьми, а, следовательно, и определяет собой их судьбы и в мире этом, и в мире ином. Человек стал человеком благодаря тому, что Аллах вдохнул в него от духа Своего, и именно вследствие этого человек был почтен и ему была вручена власть над тем, что в небесах, и тем, что на земле. Таким образом, только это может служить основой для объединения или разделения людей, но ни в коем случае ничто иное, представляющее собой нечто случайное по отношению к истинной сущности человека.

Поистине, связующим звеном является вера, ибо она является также и благороднейшей из особенностей человеческого духа, что же касается родственных связей, то они не могут быть связующим звеном и не объединяют людей! Поистине, людям следует объединяться на основе самого благородного из их качеств, а не уподобляться животным, объединяющимся на пастбище или в загоне для скота!

Поистине, на Земле существуют лишь две партии: партия Аллаха и партия шайтана. Партия Аллаха состоит из тех, кто стоит под знаменем Аллаха, а к партии шайтана относится каждая секта, группа, народ или отдельный человек из числа тех, кто под этим знаменем не находится.

Общиной же является такая группа людей, которых объединяют между собой узы веры, в противном же случае общины не будет, ибо ничто иное не сможет объединить ее членов. Для этого недостаточно будет наличия общности по признаку общей территории, языка, происхождения или интересов, ибо ни один из этих факторов, ни все они вместе взятые не могут создать общину, в то время как вере это, несомненно, по силам.

Связь есть не что иное как идея, поселяющаяся в сердце и разуме, а также определенное представление, объясняющее тем или иным образом бытие и жизнь. Человек связан с Аллахом и является человеком потому, что Аллах вдохнул в него от Своего духа, после чего он стал отличаться от животных по своему строению, и он был выделен среди прочих тем, что его почтил Аллах.

Обращаясь к верующим в Него, где бы они ни жили и к какому бы поколению ни принадлежали, к мужчинам и женщинам любого цвета кожи, относящимся к любым группам и племенам, начиная с Ноя, мир ему, и до Мухаммада, да пребудут над ним благословение и мир, а также ко всем будущим поколениям до скончания веков, Аллах сказал:

"Поистине, эта ваша община - община единая, и Я - Господь ваш, поклоняйтесь же Мне!" ("Пророки", 92).

Он отдал предпочтение тем, кто обладает верой, не коснувшись вопроса о родственных связях или общей территории. Он сказал:

"Ты не найдешь людей, которые веруют в Аллаха и в последний день, чтобы они любили тех, кто противится Аллаху и Его посланнику, хотя бы они были их отцами, или сыновьями, или их братьями, или их родом. У этих написал Аллах в их сердцах веру и подкрепил их духом от Него и введет их в сады, где внизу текут реки, - вечно пребывающими там, Аллах доволен ими, и они довольны Аллахом. Это - партия Аллаха. О да, поистине, партия Аллаха - они счастливые!" ("Препирательство", 22).

Он указал, что единственной причиной, в силу которой сражение может стать неизбежным, является необходимость борьбы на пути Аллаха и четко определил цели правоверных и неверных:

"Те, которые уверовали, сражаются на пути Аллаха, а те, которые не веруют, сражаются на пути тагута. Сражайтесь же с друзьями сатаны; ведь козни сатаны слабы!" ("Женщины", 76).

В то время подобные вещи были чужды человечеству, которое не представляло себе, как может людей объединять вера, а не общая территория, цвет кожи, торговля или другие столь же незначительные факторы!

Подобная "разрозненность по религиозному признаку", выражаясь современными терминами, была совершенно незнакома людям во время зарождения Ислама, однако сегодня человечество считает ее вполне приемлемой и люди, относящиеся к различным народам, отличающиеся между собой по цвету кожи, говорящие на разных языках и живущие в разных местах, все же объединяются между собой по признаку принадлежности к одному направлению!

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Свободные университетские люди!


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных