ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Виды деятельности, направленные на ограничение конкуренции 4 страницаАнтимонопольному органу предоставлено право выдачи хозяйствующим субъектам предписаний об изменении или ограничении использования фирменных наименований, что при отсутствии специального законодательного регулирования позволит улучшить правовую защищенность фирменных наименований. Однако законодательство по-прежнему не определяет детально, какие именно действия относятся к нарушениям прав на фирменное наименование, а также содержание права на фирменное наименование. В связи с этим Роспатенту совместно с ФАС России и иными заинтересованными федеральными органами исполнительной власти поручено разработать проект федерального закона «О фирменных наименованиях». Серьезной, но также не решенной в полной мере, является проблема лицензионных соглашений. Так, распространена практика перекрестного лицензирования с целью повышения стоимости активов и получения взаимовыгодных преимуществ. Указанные соглашения предоставляют их участникам возможность поддержания технических стандартов в какой-либо конкретной отрасли и осуществления контроля соответствующего рынка. Хотя в основе института интеллектуальной собственности лежит легальная монополия — исключительное право, предоставляемое и охраняемое государством, экономическое назначение интеллектуальной собственности связано с конкуренцией, а не с монополией. Поэтому законодательство (статья 10 ГК РФ) не допускает использование исключительных прав с целью ограничения конкуренции. Однако в законодательстве отсутствуют какие-либо специальные требования к соглашениям, связанным с использованием объектов интеллектуальной собственности, а статья 14 закона «О защите конкуренции» не может быть в полной мере применена к лицензионным соглашениям. Необходимо закрепление в законодательстве требований к таким соглашениям. Данные требования должны быть установлены исходя из необходимости сохранения закрепленного законодательством баланса интересов владельца исключительных прав и общества и в то же время пресечения злоупотребления монопольным правом в целях ограничения конкуренции. Решения о пресечении недобросовестной конкуренции создают прецеденты, ориентирующие хозяйствующие субъекты на исполнение требований антимонопольного законодательства. Реклама является важнейшим инструментом конкурентной борьбы, и поэтому около половины всех рассмотренных дел по фактам недобросовестной конкуренции осуществляется при помощи рекламных технологий. В качестве интерпретации места и роли рекламы в реализации фактов недобросовестной конкуренции приведем следующий пример. Кабардино-Балкарское УФАС России 26 ноября 2007 г. предписало ИП М. Т. Б. устранить нарушения пункта 2, 4 части 1 статьи 14 закона «О защите конкуренции». В ходе рассмотрения дела антимонопольное управление установило, что на упаковках (этикетках) молочной и кисломолочной продукции ИП предприниматель разместил следующую информацию: «Наши продукты вырабатываются только из натурального молока и сливок с альпийских лугов Кабардино- Балкарии. Они обладают отличным вкусом, высокой питательностью и биологической ценностью. Спрашивайте продукцию с товарным знаком «Молочный продукт». Как видно из надписи на упаковочной таре молочной продукции, применяется словосочетание «...альпийских лугов Кабардино-Балкарии». Однако в Республике альпийские луга расположены в ряде районов на высоте более 2 000 м над уровнем моря. В словаре по естественным наукам словосочетание «альпийский луг» означает луг, характерный для горных стран, поднимающийся выше границы леса. В ходе контрольных мероприятий ИП М. Т. Б. представлены документы, из которых следует, что основными поставщиками сырья являются предприятия из различных городов России, не имеющие никакого отношения к «альпийским лугам». Таким образом, основными поставщиками молока являются частные предприниматели и организации, расположенные в Ставропольском крае. В связи с чем надпись «. альпийских лугов Кабардино-Балкарии» не соответствует действительности. На основании вышеизложенного в действиях ИП М. Т. Б. установлен факт нарушения пункта 2 части 1 статьи 14 закона «О защите конкуренции» — «введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств товара». Положения, непосредственно направленные против недобросовестной конкуренции, содержатся также в федеральном законе от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» [2]. Это связано с тем, что законодательство о рекламе имеет одной из своих целей защиту от недобросовестной конкуренции. Законодательство, регулирующее отношения в области рекламы, содержит ряд четко определенных требований к производству и распространению рекламы, нарушение которых ведет к получению необоснованных конкурентных преимуществ по сравнению с добросовестно хозяйствующим субъектом. 5.2. Недобросовестная реклама как инструмент недобросовестной конкуренции. Практика антимонопольного контроля В статье 3 федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» дано следующее определение рекламы: это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке [2]. Новацией в законе является появление категории «объект рекламирования» — это товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Отметим, что не является рекламой: — информация, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом; — справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой; — сообщения органов государственной власти, иных государственных органов, сообщения органов местного самоуправления, сообщения муниципальных органов, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, если такие сообщения не содержат сведений рекламного характера и не являются социальной рекламой; — вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера; — объявления физических лиц или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности; — информация о товаре, его изготовителе, об импортере или экспортере, размещенная на товаре или его упаковке; — любые элементы оформления товара, помещенные на товаре или его упаковке и не относящиеся к другому товару; — упоминание о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или о продавце товара, которое органично интегрировано в произведения науки, литературы или искусства и само по себе не является сведениями рекламного характера (статья 2). Основные положения закона «О рекламе»: — Конкретизация перечня недозволенных способов поведения, нарушающих правила добросовестной конкуренции. — Введение правил добросовестной конкуренции не только в отношении содержания рекламы, но и в отношении способов, места и времени размещения рекламы. — Введение общего понятия ненадлежащей рекламы, включающего различные виды: недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная, скрытая и другая реклама, не допускаемая законом. — Разработка механизма государственного контроля за рекламной деятельностью. — Установление конкретных способов пресечения ненадлежащей рекламы путем введения административной ответственности в виде штрафов для юридических лиц, а также административной и уголовной ответственности руководителей юридических лиц. — Определение конкретного механизма устранения последствий ненадлежащей рекламы. В делах, связанных с пресечением фактов недобросовестной конкуренции, нередко выявляются случаи, связанные с нарушением основных положений законодательства о рекламе. В этих случаях дела возбуждаются по факту нарушения двух законов одновременно. Корреляция нарушений по двум законам наблюдается при фактах нарушений закона «О рекламе» в виде недобросовестной рекламы и недостоверной рекламы. В статье 5 закона «О рекламе» появилось следующее положение — «недобросовестная реклама является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством». Недобросовестной признается реклама, которая представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождествен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара (часть 2 статьи 5 закона «О рекламе»). Выводы 1. Для квалификации действий хозяйствующих субъектов как недобросовестной конкуренции необходимо исполнение трех условий: действия субъекта должны противоречить требованиям законодательства, добропорядочности, разумности и справедливости, обычаям делового оборота; действия должны иметь негативные последствия для компаний конкурентов в виде причинения убытков или нанесения ущерба их деловой репутации; действия должны быть направлены на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности (при этом доказывать стремление к приобретению данных преимуществ не обязательно). 2. Динамика развития конкуренции на товарных рынках обусловила рост фактов, противоречащих честным обычаям в промышленных и торговых делах и нарушающих добросовестную конкуренцию. Соответственно количество заявлений и дел, связанных с подобными нарушениями и рассматриваемых судами и антимонопольными органами России, остается высоким. Обращения субъектов в антимонопольные органы за защитой своих прав от недобросовестных действий конкурентов приняли устойчивый характер. Особую сложность представляют случаи намеренного присвоения российскими компаниями товарных знаков известных зарубежных компаний, не охраняемых в России, с целью создания препятствий входа на рынок. 3. Ряд положений, характеризующих недобросовестную рекламу, полностью корреспондируют с формами недобросовестной конкуренции, изложенными в статье 14 закона «О защите конкуренции». Контрольные вопросы и задания 1. Перечислите формы недобросовестной конкуренции и приведите примеры. 2. Дайте характеристику категории «недобросовестная конкуренция». 3. Перечислите формы недобросовестной рекламы и приведите примеры. 4. Дайте характеристику средств визуализации и приведите примеры нарушения прав интеллектуальной собственности. 5. Систематизируйте основные положения федерального закона «О рекламе». Библиографический список Основная литература 1. О защите конкуренции: федер. закон Рос. Федерации от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ (с изм. и доп., вступившими в силу с 29 янв. 2010 г.) // СЗ РФ.— 2006.— № 31 (1 ч.).— Ст. 3434. 2. О рекламе: федер. закон Рос. Федерации от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ (ред. от 27 дек. 2009 г.) // Рос. газ.— 2006.— 15 марта. 3. Князева, И. В. Антимонопольная политика в России: учеб. пособие для студентов вузов / И. В. Князева.— 4-е изд., испр.— М.: Омега-Л, 2009.— С. 342-373. 4. Конкурентное право Российской Федерации: учеб. пособие для вузов / под ред. Н. И. Клейн, Н. Е. Фонаревой.— М.: Логос, 1999.— С. 124-320. 5. Конкуренция и антимонопольное регулирование: учеб. пособие для вузов / под ред. А. Г. Цыганова.— М.: Логос, 1999.— С. 210-308. 6. Электронный портал Федеральной антимонопольной службы fas. gov. ru [Электронный ресурс].— Режим доступа: http://www. fas. gov. ru/competition. Дополнительная литература 7. Государственный университет «Высшая школа экономики» [Электронный ресурс].— Режим доступа: http://www. hse. ru 8. Пресечение недобросовестной конкуренции / под ред. О. В. Ко- ломийченко.— СПб.: Техн. кн., 2003.— 140 с. 9. Фонд «Бюро экономического анализа» (г. Москва) [Электронный ресурс].— Режим доступа: http:// www. beafnd. org 6. Антимонопольный контроль за процессами концентрации на товарных рынках План 6.1. Макроэкономические показатели, характеризующие процессы концентрации и развития конкуренции на российских рынках. 6.2. Основные положения антимонопольного законодательства в области контроля за процессами концентрации. 6.3. Анализ процессов концентрации в экономике России и практика антимонопольного контроля. 6.1. Макроэкономические показатели, характеризующие процессы концентрации и развития конкуренции на российских рынках Обзор макроэкономических показателей, характеризующих состояние конкурентной среды в российской экономике, и оценки предпринимателями состояния конкуренции позволяют заключить, что участники российских рынков реально ощущают усиление конкуренции. Так, при высокой степени открытости страны для импорта товаров и услуг сформировались условия, которые способствовали достаточно существенному импортозамещению по широкому спектру продуктовых рынков (товары народного потребления, продукты питания, продукция машиностроения, продукция строительного комплекса). Анализ основных показателей, характеризующих макроэкономические процессы в российской экономике, проведен по материалам официальной статистики и на основе самостоятельных расчетов за 9 лет (1999-2007) по материалам рейтингового агентства «Эксперт-РА» о 200/400 ведущих компаниях [8]. Авторские расчеты на основе материалов, опубликованных в журнале «Эксперт», указывают на общую тенденцию к росту концентрации среди наиболее крупных компаний. Под влиянием
Из данных табл. 5 видно, что доля высококонцентрированных отраслей (индекс Герфиндаля - Гиршмана выше 2 000) увеличилась до 63,67 %, а низкоконцентрированных — сократилась до 15,15 %. При этом наблюдалась крайне отрицательная тенденция к снижению доли отраслей, относящихся к рынкам средней концентрации [2, 8].
Активные процессы концентрации наблюдались в отраслях черной и цветной металлургии, химической и нефтехимической промышленности, нефтегазовом секторе, фармацевтической промышленности, полиграфии и др. и подтверждалась общая тенденция к снижению концентрации в отраслях транспорта, телекоммуникации и связи, строительства, страхования, машиностроения. Конечно, тенденции среди крупных компаний не исчерпывают все процессы, происходящие на рынках, но общий вектор отраслевых изменений рейтинга позволяет глубже увидеть общенациональные тенденции. Расчеты автора подтверждают аналитические данные, подготовленные Росстатом по запросу Федеральной антимонопольной службы России в первом полугодии 2008 г. [2]. Косвенными показателями, характеризующими уровень совокупной концентрации, являются доли крупнейших компаний в добавленной стоимости, объеме продаж, численности занятых, совокупных инвестициях. Они наглядно иллюстрируют в динамике рост доли добавленной стоимости крупнейших российских компаний в ВВП страны в пяти группах: 10, 20, 30, 40 и 50 % доли в ВВП страны (табл. 6), что соответствует альтернативным расчетам автора пособия по материалам рейтингового агентства.
В формировании 10 %-й доли ВВП России в 2003 г. принимали участие 52 компании, а в 2006 г. — всего 11. Не менее стремительно менялась концентрация объемов реализации и в 20 %-м диапазоне: здесь количество компаний, вносящих свой вклад в ВВП России, уменьшилось почти в 8 раз, в 30 %-м участии в ВВП количество компаний уменьшилось особенно существенно — почти в 11,5 раза. Некоторая положительная тенденция роста количества компаний, вносящих свой вклад в ВВП страны, наблюдалась по 40-й и 50 %-й доле. Можно отметить, что именно в диапазоне рынков средней концентрации и отчасти низкой стали наблюдаться тенденции к некоторому снижению концентрации, а общее количество рынков средней и низкой концентрации имело тенденцию к сокращению. Данные указывают на ускоренный рост концентрации производства добавленной стоимости в постоянно сокращающемся круге крупнейших компаний. Такие процессы среди крупнейших компаний наблюдаются в первую очередь за счет приобретения ими непрофильных активов и масштабной диверсификации по продуктовым линиям. Продуктовая диверсификация — важный атрибут структуры рынка, фактор, обеспечивающий преимущества или отставание компании на рынке, вызывающий увеличение доли крупнейших корпораций в деятельности всей промышленности и стимулирующий усиление конкурентной борьбы. Увеличение количества продуктовых линий активно используется компаниями для достижения конкурентных преимуществ как на международном, так и на национальном рынке. С одной стороны, это усиливает конкурентную борьбу среди компаний на продуктовых рынках, с другой — формирует в руках ограниченного круга компаний рыночную власть за счет захвата ими все большего количества отраслевых сегментов (рынок нефтепродуктов, мобильной связи). Положение крупнейших корпораций России отличается большой устойчивостью, и в течение десятилетнего периода изменения (в основном за счет приобретений и слияний компаний) в составе десятки лидеров практически не произошло. Из 100 компаний 26 обновили рейтинг в 1998 г.; 16 — в 2002 г.; 22 — в 1998 г.; 19 — в 2006 г. и 2007 г. Высокая устойчивость в первой сотне связана с общей тенденцией к снижению мобильности компаний при постоянном росте их продаж и активов. В составе второй сотни изменения были более заметные: за период наблюдения произошло почти половинное замещение компаний. Кроме того, повысилась устойчивость состава групп. Коэффициенты ротации, рассчитанные в отраслевом разрезе, показывали самую высокую обновляемость в строительстве, химической промышленности, группах сервисных компаний (около трети предприятий не сохраняет своих позиций); на втором месте по взаимозамещению в рейтинге находились предприятия машиностроительного и нефтехимического комплексов (в среднем 15-25 %), а самые малые изменения произошли в сырьевых отраслях (нефтяная, угольная промышленность). Движение вверх и вниз в списке крупнейших предприятий и уровень обновляемое™ рейтингов сильно зависели от активности конкурентной борьбы в отрасли [3]. По мере движения от верхней части рейтинга к нижней перестановки были более существенны, так как нижние позиции занимали предприятия менее монополизированных отраслей. Лидеры национальной экономики так сильно оторвались от всей группы экономических субъектов, представленных в группе 400 крупнейших компаний, что даже структурные и институциональные сдвиги в экономике не могли подорвать их позиции. На этом фоне особую опасность представляет гипертрофированный рост крупнейших российских компаний. Высокий удельный вес крупнейших российских компаний в отношении к ВВП страны, устойчивость их рейтинговых позиций позволяют предположить наличие у таких компаний особой рыночной власти и антиконкурентного влияния (в том числе картелизации) как на рынки реализации продукции, так и на смежные рынки, в которых преобладают контрагентские отношения с поставщиками. Данные об изменении концентрации в российской экономике коррелируют со статистикой слияний и присоединений. Так, исследования ФАС России за 2006-2008 гг. о слияниях и присоединениях между отраслями экономики показывали, что на долю внутриотраслевых слияний и присоединений приходится около 40 % всех сделок. Особенно велика доля внутриотраслевых слияний и присоединений в машиностроении и пищевой промышленности (более 60 %), электро- и теплоэнергетике (более 75 %), связи (100 %), что свидетельствует об усиливающейся концентрации [6]. Показатели концентрации производства и структура рынков указывают на наличие условий для возникновения и развития конкуренции, однако прямо не характеризуют ее интенсивность. Одним из основных методов оценки интенсивности конкуренции являются опросы руководителей предприятий и организаций. Массовый опрос российских предпринимателей и топ-менеджеров частных компаний относительно состояния делового климата в России, проведенный Всероссийским центром изучения общественного мнения по заказу Российского союза промышленников и предпринимателей в сентябре — октябре 2007 г., показал, что «большинство предпринимателей (42 %) считает вектор изменений положительным, хотя доля тех, кто видит доминирование отрицательных тенденций в отечественной экономике, тоже достаточно велика (22 %)» [2]. Ряд отраслей российской экономики (например, производство сжиженного газа, первичного алюминия, синтетического каучука, отдельных видов продукции черной металлургии) отличает избыточная концентрация в сравнении с уровнем концентрации в аналогичных отраслях развитых стран. В добыче полезных ископаемых и металлургии наблюдается завышенный уровень рентабельности, низкая вариабельность среди компаний, свидетельствующие о недостатке конкуренции. На рынках металлургической промышленности предприниматели отмечают значительное снижение конкуренции. Несмотря на достаточный уровень интенсивности конкуренции с производителями из дальнего зарубежья, на рынках машиностроения все большее число предприятий считает, что они не испытывают зарубежного конкурентного давления, что может свидетельствовать об их вытеснении в неконкурентные сектора, в которых отсутствует зарубежное предложение. Узкая предметная специализация приводит к искусственной сегментации рынка, созданию локальных мелких рынков, на которых активно функционируют единственные производители, навязывающие свои правила поведения потребителям. Для западно-германских и американских предприятий аналогичного профиля характерна широко диверсифицированная номенклату- pa производства, что позволяет компаниям более устойчиво функционировать на рынке, особенно в условиях активного конкурентного давления. Представителей малого и среднего бизнеса настораживает гипертрофированный рост крупнейших российских компаний. Наши исследования также показывают существенный рост удельного веса крупнейших российских компаний в ВВП страны. Столь стремительные изменения в процессах консолидации активов могут оказать в последующем отрицательное влияние на рынки. Изменение концентрации в российской промышленности в 1998-2006 гг. позволяет выделить следующие устойчивые долгосрочные тенденции: — происходит укрупнение компаний за счет приобретения новых бизнесов и расширения границ рынка с ростом объема производства и продаж; — растет концентрация производства добавленной стоимости постоянно сокращающимся кругом крупнейших компаний; — сближаются показатели концентрации производства в российской экономике и зарубежных странах за счет активного приобретения крупнейшими компаниями непрофильных активов и масштабной диверсификации по продуктовым линиям; — усиливается концентрация в стратегических отраслях как реакция на глобальные экономические процессы; — наблюдается траектория на укрупнение крупных компаний со снижением вероятности вхождения в олигополистиче- ские ядра новых диверсифицированных компаний; — растет количество высококонцентрированных рынков, сокращается количество рынков с низкой концентрацией в продуктовом разрезе; — приобретение компаниями смежных активов позволяет обеспечивать диверсификацию бизнеса, большую устойчивость на рынке и конкурентные преимущества в борьбе на внутренних и внешних рынках. В этих условиях государственная антимонопольная политика должна осуществлять регулятивные функции в области контроля и надзора за экономической концентрацией на отраслевых рынках и обеспечивать реализацию принципов добросовестной конкуренции, добропорядочности и справедливости, не допуская реализации со стороны крупных рыночных субъектов ограничительной деловой практики. 6.2. Основные положения антимонопольного законодательства в области контроля за процессами концентрации Антимонопольное законодательство, регламентирующее слияние предприятий, имеет целью предотвратить только такие сделки, при которых вероятность вредных последствий для конкуренции преобладает над возможной выгодой. В случае, когда объединяющиеся субъекты рынка относительно малы, слияние почти не представляет опасности для конкуренции. Механизм антимонопольного контроля за процессами концентрации изложен в статьях 27-34 закона «О защите конкуренции» [1]. Целями контроля являются: 1. Воздействие на структуру рынка для предотвращения усиления экономической концентрации. 2. Предупреждение возникновения монопольных структур. 3. Предотвращение отрицательных последствий для конкуренции. 4. Предотвращение появления или усиления доминирующего положения. Контроль позволяет избежать появления новых интегрированных структур монопольного характера, не препятствуя экономической интеграции предприятий, имеющих положительные последствия для конкуренции на рынках России. Лучшим средством предупреждения проявления монополизма является его профилактика, т. е. предварительный контроль за крупными сделками, которые могут повлечь изменение конкурентной среды и условий конкуренции на товарных рынках. Одним из положительных результатов антимонопольной политики является изменение структуросодержащих элементов концентрации. Рост концентрации на рынке в большинстве случаев сопровождался не увеличением количества субъектов, имеющих доминирующее положение, а за счет перераспре деле - ния долей между крупными предприятиями, в том числе за счет формирования вертикально-интегрированных систем и диверсификации бизнеса. Вместе с тем технологически громоздкая система контроля за сделками концентрации, отягощенная огромнейшим количеством рассматриваемых ходатайств и уведомлений, во многих случаях является формальной процедурой рассмотрения документов, не всегда эффективна в плане реального контроля за действиями, ограничивающими конкуренцию. Система контроля экономической концентрации сама стала серьезным административным барьером для развития экономики. В связи с этим в законе «О защите конкуренции» произошло комплексное изменение масштабов и принципов контроля экономической концентрации. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|