Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Экспрессивные средства информирующей речи




 

В отечественной журналистике образовалась систе­ма языковых элементов, которые присутствуют в инфор­мационных текстах наряду с констатирующими факт высказываниями и с элементами информационного опи­сания, но направлены скорее в сторону разрушения узу­са информирующей речи, чем в его поддержку. Это си­стема экспрессивных средств, весьма разнообразных по способу выражения, но имеющих одну, общую для всех прагматическую характеристику, все эти средства спо­собствуют проявлению субъективности, а значит, преодо­лению жанрово обусловленной подчеркнутой объективи­рованности информационного текста.

Каждый жанр располагает своими экспрессивны­ми возможностями, предполагает свой тип экспрессем, жестко связанный с жанровыми стандартами. Выра­зительные возможности жанра также коммуникатив­но регламентированы и в общем стандартизованы.

Рассмотрим систему экспрессивных средств инфор­мирующей речи в средствах массовой коммуникации.

1. Неинвариантная языковая форма констатации факта.

Вот пример текста агентской информации: В ре­зультате падения спортивного самолета в Йошкар-Оле жертв не было.

В этом тексте констатируется факт отсутствия жертв как главный, а событие внеязыковой действи-

 

тельности, логически предшествующее, оформлено как информативное описание, обозначающее логический вывод. Однако, как мы знаем, в газетном тексте роль информативного описания подчиненная, зависимая от фактографии. В данном случае, при отсутствии обозна­чения логически предшествовавшего факта, эту роль констатации факта берет на себя конструкция с отгла­гольным существительным событийной семантики в результате падения. Иными словами, обычная, инва­риантная форма выражения этого содержания долж­на была быть такой: В Йошкар-Оле упал спортивный самолет. (В результате падения) жертв не было.

В подобных примерах наблюдается компрессия текста, его сжатие, в результате которого языковое выражение необходимой информации берет на себя элемент текста, в других, обычных условиях выполня­ющий иную текстовую функцию. Такое употребление можно назвать неизофункциональным, вторичным, а значит — несущим текстовую экспрессию.

2. Смена эмпатии при оформлении факта. Фокус внимания в фактографическом высказывании перено­сится с субъекта действия или состояния на семанти­чески необязательный, побочный компонент ситуации.

В 1974 году ушли из жизни поэт X., прозаик У., а музыкальный мир прощался с Дюком Эллингтоном. Инвариант: В 1974 году ушли из жизни поэт X, прозаик У. и музыкант Дюк Эллингтон.

3. Высказывания с существительными обобщенной семантики в роли подлежащего, сказуемого или допол­нения, выражающие социальную или индивидуально-корпоративную оценку. Подчеркнутая объективность в подаче журналистского материала, безоценочность, безличностность заменяется в этих элементах текста на проявление субъективного взгляда на передаваемую в тексте ситуацию внеязыковой действительности. В эту группу существительных входят неоценочные типа ситуация, событие, случай, проект, работа, про­изведение, пример, обстоятельства, подтверждение, которые в тексте открывают грамматическую валент­ность на определение, выражающее собственно оцен­ку. Это грамматическое определение, согласованное или несогласованное, и конкретизирует значение су­ществительного, и служит для оценки:

Чудовищный случай произошел под Красноярском, в поселке Частые Емельяновского района.

Ситуация на Юге России остается непростой.

Оперная певица Ольга Гурякова готовится к главному событию сезона.

К этой же группе относятся и предикатные суще­ствительные с оценочной семой: дар, подарок, новше­ство, сенсация, паника, ажиотаж, неразбериха, траге­дия, происшествие, бедствие, инцидент, счастливчик.

Главной сенсацией вчерашнего дня стала победа ЦСКА.

Среди любителей компьютерных игр наблюдает­ся ажиотаж.

Новый инцидент в воздухе.

По форме эти предложения похожи на констати­рующие факт высказывания, но семантика существи­тельного выводит высказывание из разряда констати­рующих и переводит в разряд выражающих оценку. Вот почему такие предложения никогда не встречают­ся в тексте в одиночной позиции: их текстовая роль — сопровождать констатирующее факт высказывание.

4. Сигналы в тексте эгоцентризма автора, его хронотоп. Это выражение личностного начала, кото­рое входит в противоречие с основной модальностью информационного текста. Сигналы настоящего или домысленного присутствия автора в описываемой си­туации, намек на актуальное наблюдение, на «здесь» и «сейчас», поддерживая субъективную модальность в тексте, вместе с ней формирует более широкое по­нятие — субъективности. В таком тексте сигналы эго­центризма автора весьма компактны, сдержанны, они порой лишь намекают на тот мир, который видит, слы­шит и чувствует примысленный наблюдатель-автор. В тексте моделируется ситуация наблюдения, по ре­чевым законам противопоказанная информационно­му подстилю. При реализации подобного приема осо­бую значимость приобретают в информирующем текс­те органолептические детали, т. е. изображение цвета, формы, объема, а также звука, запаха и т. п.:

Дав долгий прощальный гудок, от сургутского прича­ла отошел последний в нынешнюю навигацию теплоход, привозивший в город на Оби большую группу туристов.

Среди безбрежного моря серых барханов заплеска­лось еще одно водохранилище.

В информативно-логическую речь врываются эле­менты другой речи — изобразительно-повествователь­ной и изобразительно-описательной. Текст приобрета­ет детали, не несущие основной информации, второ­степенные, необязательные элементы. Однако эти детали имеют свою функцию — привлечь внимание читателя. Эти текстовые элементы провоцируют чита-в теля на домысливание ситуации, вызывают зрительные I и слуховые ассоциации, представления.

 

5. Подчеркнуто логические элементы, которые мо­делирует ситуацию размышления, выводя наружу имплицитно заложенное. В данном случае примыслен­ный субъект не наблюдает, а размышляет, сопоставля­ет факты, делает предположения, а любое из этих мен­тальных действий субъективно окрашено.

На сцене МХАТа прошли премьерные показы спек­такля «Имаго». Если считать, что главной целью про­екта было возвращение на сцену Анастасии Вертин­ской, то цель эта выполнена.

6. Субъективно-оценочные элементы. Риторические фигуры и приемы (ирония, аллюзия — приемы постмо­дернизма). При всем стремлении авторов к объектив­ной подаче информации. Осуществляется акт прямой оценки этой информации, которая сопровождает основ­ное фактографическое или информативно-описательное высказывание. Такая прямая субъективная оценка про­изводится с помощью прилагательных и наречий, со­держащих оценочное значение (хороший, плохой, уни­кальный, необычный, знаменитый, известный, значи­тельный, малозначительный, замечательный, редкий).

Для информационного подстиля это средство экс­прессии, нарушающее общий объективно-логический строй информирующей речи:

Уникальную фотографию убийцы «Титаника»огромного айсбергаможно увидеть на выставке в шотландском городе Данди.

В Париже на торгах аукционного дома «Друо» за 12 тысяч долларов с молотка ушло необычное ювелир­ное изделиезолотой слоник.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных