Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Предпосылки возрождения и основные факторы развития гобелена в XX веке




Специалистами декоративно-прикладного искусства классическим признается гобелен, изготавливавшийся в Западной Европе с эпохи Средневековья до XVIII века, на основе оригинального гобеленового переплетения с использованием крученых шерстяных и шелковых нитей, специально подобранных для достижения необходимого колористического звучания и характерной для гобелена фактуры. При создании картона для гобелена учитывались особенности гобеленового переплетения, светоотражение используемых материалов, оптимально заданная плотность переплетения.

Необходимость возрождения этого вида прикладного искусства была обусловлена тем, что классический гобелен, по существу, был превращен в картину, выполненную средствами ткацкого ремесла и заполняющую определенную плоскость стены.

Производство гобеленов с XIX века до 1940-х годов находилось в глубоком упадке. Гобелен ограничивался буквальным копированием живописных оригиналов. Такие гобелены в большинстве случаев и создавались живописцами. Композиция, колористическое решение, рисунок гобелена диктовались направленностью живописи и стилем архитектуры, но не законами гобеленового искусства.

После закрытия специализированных мастерских по производству гобеленов в России этим видом декоративного искусства занимались единичные мастера, которые пытались воссоздавать почти забытые гобеленовые переплетения, находить свои пути воссоздания гобеленового ткачества.

Более целенаправленно возрождением классического гобелена занимались зарубежные мастера, прежде всего, во Франции, где существовали древнейшие традиции изготовления гобелена и где еще функционировали немногочисленные гобеленовые предприятия.

Одна из первых попыток возродить классический гобелен была предпринята в 1920-х годах Мариусом Мартеном, директором Школы декоративных искусств в Обюссоне. Он предложил программу реформации гобелена с целью усиления его декоративных качеств, предполагающую сокращение цветовой палитры, применение забытых приёмов ткачества. Однако М.Мартену не удалось преодолеть сложившуюся на производстве систему, как и Мари Кюттоли. В 1933 году Кюттоли М. предложила известным художникам изготовить картоны для гобеленов. Однако ни Брак, ни Дюфи, ни Дерен, ни Миро, ни Пикассо не были готовы работать по другой, оригинальной методике изготовления гобеленов. Они прислали свои живописные полотна, не имеющие ничего общего с техникой изготовления гобелена. Все эти попытки были направлены на возвращение гобелену изначально присущих ему качеств: плоскостно-декоративной трактовки и живого цвета.

С другой стороны в первой трети XX века проводились поиски новых возможностей использования цвета для повышения декоративности в разных видах искусства. Пикассо и Миро вели исследования возможностей цвета в керамике. Анри Матисс создавал «декупажи» из окрашенной гуашью бумаги и далее уже в 1946 году развил тему чистого цвета в декоративных панно «Полинезия» и «Небо» (Франция, мануфактура Бове). Уже в 1950-е годы Фернан Леже создает картоны к шпалерам, где ведущую роль играет цвет, положенный на простую форму. В этих экспериментальных работах рождается особая декоративность, созданная именно цветом. Ле Корбюзье в 1955 году создает картоны к серии монументальных панно для залов Верховного суда в Чандигархе. «В этих работах отказ от штриховки, колористических нюансов и фактурных эффектов ради экспрессии линии и открытого цвета...»[1 14,28].

Поиски в области цвета не только помогли заново выявить изначально присущее гобелену насыщенное цветовое звучание, полностью утерянное в XIX веке, но и обогатили новыми открытиями искусство гобелена, что выразилось в искусстве гобелена появлением отдельного направления - цветового.

Однако воплощение в гобелене декоративных открытий в области цвета было бы не вполне возможным без исканий известного художника Жана Люрса и его достижений. Возрождение гобелена в 1940-х годах связано с его именем, а также с именами его соратников (Ж.П.Леду, М.Сен-Санса, Громэра, Кутода, Робера). Художники группы Ж.Люрса возродили в своих работах не только художественные и декоративные качества средневековых гобеленов, но и специфику их композиций.

В качестве примера классического гобелена ими был выбран гобелен-свиток XIV века «Анжерский апокалипсис»7. После изучения которого стало возможным исполнение декоративных гобеленов с картонов таких мастеров, как Ле Корбюзье, Вазарели, уникальным явлением в искусстве, оказавшим влияние на дальнейшее развитие искусства гобелена. Брак, Пикар-Леду, Парассинос и Сен-Сане в классической технике гобелена.

Это сообщество художников вернуло гобеленам их монументальный характер, особенности компоновки плоскости, утерянные в XIX веке - уравновешенные, статичные композиции, равномерно заполненные изображениями, орнаментом (активно использовались аллегории и символы). Созданные Ж.Люрса такие гобелены, как «Свобода», «Рождение ландскнехта», «Прекрасный шкаф», «Песнь Мира», «Сад поэта» способствовали пробуждению новой волны интереса к гобеленам во всём мире.

Заслуга Ж.Люрса состоит в том, что он возобновил производство гобелена на его классических принципах. Он обосновывал, что, только следуя определенным традициям можно изготавливать гобелен. Необходимо отметить, что композиционная взаимосвязь гобелена с предметно-пространственной средой интерьера была выделена в качестве одной из важнейших характерных черт возрожденного гобелена. Работа с ткачом Франсуа Табаром, предки которого работали на мануфактуре ещё в XVII веке, позволила Ж.Люрса сформулировать основные принципы изготовления гобелена, послужившими базой для возрождения гобелена.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных