Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Система маркировки газетным текстов маркерами конкретный жанров и жанровых типов




В целях проведения жанровой квалификации га­зетных текстов была разработана система жанровых

словоупотреб­лений (вкл. цифры и лат, обозн.)

характеристик, которая уточнялась в процессе поэтап­ного анализа всего корпуса.

Жанр — устойчивый тип текста, для которого ха­рактерен определенный тип содержания, способ его представления и языкового оформления. Определяю­щую роль играет способ интерпретации содержания автором. Так, одна и та же новостная информация мо­жет быть представлена как краткое информационное сообщение в жанре заметки, как сообщение с более подробной проработкой деталей в жанре корреспонден­ции, может быть проанализирована автором и включе­на в более широкий событийный контекст в жанре ком­ментария, подвергнута обсуждению в беседе с каким-либо лицом или лицами в жанре интервью и т. д.

Изучение литературы по теме (см. литературу) и проведенный анализ текстов позволили выявить круг основных жанрообразующих факторов.

I. Факторы, связанные с типом отражаемой вне-языковой действительности (предмет сообщения).

1. Характер объекта, отображаемого в тексте.

2. Актуальность или неактуальность сообщаемой информации.

3. Социальная значимость или незначимость сооб­щаемой информации.

4. Наблюдаемость или ненаблюдаемость отобра­женных в тексте событий автором сообщения.

И. Факторы, связанные с выбором коммуникатив­ной цели сообщения.

1. Информирование как ведущая цель сообщения.

2. Побуждение как ведущая цель сообщения.

3. Желание разъяснить (эксплицировать) инфор­мацию в тексте.

4. Ориентация на изобразительность в тексте. III. Факторы, связанные с выбором композицион­но-стилевой формы текста.

1. Выбор формы персонификации информации.

2. Выбор способа изложения.

(Признак III.2 имеет несколько значений: а) сооб­щение, б) повествование, в) рассуждение, г) описание, д) предписание, е) перечень.)

3. Выбор субъектной формы текста (тип «образа автора»).

4. Выбор способа (открытый или скрытый) выра­жения оценки в тексте.

Оценочная информация может отсутствовать в тексте (деловые, информационные жанры), может быть открыто представлена в тексте, может составлять его основное содержание.

 

5. Наличие или отсутствие стандарта в форме из­ложения.

Последний признак имеет значения «+» (в дело­вых и некоторых информационных жанрах) и «—» (в большинстве жанров).

Для каждого жанра характерен свой образ автора, т. е. степень проявления авторского «я», степень субъективации изложения за счет эмоционального или логи­ко-аналитического компонента. На языковом уровне проявление авторского «я» выражается, например, в присутствии в тексте личных местоимений и глаголь­ных форм 1-го и 2-го лица, модальных компонентов, эмо­ционально-оценочной лексики и т. д. Степень выражен­ности авторского «я» минимальна в информационном жанре заметки, в частности агентской, в которой автор­ство не указывается, и максимальна в таких жанрах, как колонка, очерк, эссе. Однако поскольку для современ­ной газеты характерна тенденция к усилению личного начала, стремление автора выразить свое отношение к сообщаемому становится обычным и в таких стандарт­ных жанрах, как заметка. При этом, как показали на­блюдения, речь может идти не о разрушении жанра заметки, а о его видоизменении.

Система жанров современной газеты имеет поле­вую организацию. Ее ядро формируют собственно га­зетные жанры (см. ниже). Периферию составляют жанры, возникающие при взаимодействии сферы га­зетной публицистики с другими сферами речевой прак­тики — деловой, научной, художественной, разговор­ной. Ближе к ядру находятся художественно-публици­стические жанры, научно-публицистические жанры (научно-публицистическая статья), рекламные материа­лы, дальше — жанры, типичные для других сфер об­щения и не являющиеся специфически газетными, хотя и помещаемые на газетную полосу (тексты официаль­ных документов, художественные произведения, игры, тесты и др.). Их можно рассматривать как «цитаты» из других родов словесности, включение которых в газет­ный контекст обусловлено потребностью газеты снаб­жать читателя официальной и развлекательной инфор­мацией.

Анализ корпуса показал, что научно-публицисти­ческие жанры слабо представлены на страницах со­временных газет, ориентированных на массового чи­тателя. Состояние науки, ее проблемы, перспективы развития становятся предметом исследования в пуб­ликациях, которые появляются в отраслевых изданиях (газета «Поиск»), в специальных приложениях, напри-

 

 

 

мер к «Независимой газете» («НГ-Наука»), на специ­ально отведенных полосах некоторых газет («Общей газеты», «Литературной газеты» и др.); в последнем случае для передачи научного содержания чаще всего используются традиционные информационно ориенти­рованные газетные жанры корреспонденции, заметки, репортажа и др. Таким образом, приходится констати­ровать, что взаимодействие газетной публицистики с научной сферой происходит не на уровне образования новых жанровых типов и разновидностей, а на уровне использования методов научного анализа исследуемых проблем, прежде всего в аналитических публикациях (использование статистических данных, данных социо­логических опросов, научных гипотез и т.д.; выбор объективной формы изложения и аргументированный анализ, которые сближают, в частности, газетную про­блемную статью со статьей научной).

Что касается текстов разговорно-бытового харак­тера, то в исследованном материале они представлены главным образом в жанре записки. Этот жанр встре­чается в единственной газете — «Томская неделя» в рубрике «Заборчик», служащей для организации не­посредственного неофициального общения молодежи и являющейся, по-видимому, аналогом «конференций», «чатов» в Интернете.

Выбор определенной степени обобщения жанро­вых признаков обусловил наличие у некоторых жан­ров ряда конкретных разновидностей. Так, например, в зависимости от тематики выделяются разновидности статьи (обобщающая, или общеисследовательская, проблемная, или практико-аналитическая, литератур­но-критическая, полемическая), очерка (портретный, путевой, проблемный, исторический), обозрения (поли­тическое, литературное, спортивное). Разновидности заметки (агентская, корреспондентская) зависят от типа авторства. Разновидности интервью (беседа, «круглый стол», форум, пресс-конференция, «горячая линия») связаны с различными формами организации диалога. В то же время анкета и опрос, хотя и связаны с интервью, представлены как самостоятельные жан­ры, поскольку их диалогичность имеет скрытый харак­тер, личность интервьюера не выявлена.

В окончательном виде состав жанров, использован­ных для характеристики газетного корпуса, сгруппи­рованный по типам жанров, выглядит следующим об­разом (см. табл. 2).

Следует отметить, что некоторые жанры (биография, заявление, досье, ориентировка, молитва, пропо-

 

 

Жанр. типы Инф. Инф.- Публ. Собст. Публ. Худ.- Публ. Рекл. Худ.   Оф.- Дел. Разг.   Ост.  
К О Н К Р.   Ж А Н Р Ы   Вопрос+ ответ анкета Акт. цитата история анонс анекдот доклад записка Гадание
заметка биография версия каламбур обьявление загадка Докум. дневник Гороскоп
Историч. Коленд. благодарность воззвание мемуары Пресс-релиз пародия Досье   Конкурс
Косульт. Извинение Журн. Расслед. Очерк Полит реклама Притча Опроверж.   Кроссворд
Прогноз погоды Заявление Исповедь Памфлет Реклама Худ.пр. Ориентир-ка    
Сводка Интерьвью Калонка Сатир. Коммент. Рекл. Зам. шутка Стеногр.   Рецепт
Таблица Календарь Обращение Фельетон Рекл. Интерв.   Уточн   Тест
Тезисы Коммент. Откр. Письмо Эссе Рекл.корресп       Молитва
Хроника Корресп. Отрыв. Книги   Рекл.очерк       Проведь
  Некролог Письмо           И другие
  Обзор Похвальная речь            
  Обозрение Призыв            
  Опрос Прогноз            
  Отчет Просьба            
  Поздравл. Реплика            
  Приглашение Статья            
  Приметы Эпитафия            
  Рейтинг Юбилейная речь            
  Репортаж              
  Рецензия              
  Соболезнование              
  совет              

ведь, дневник, приметы и др.) представлены единич­ными текстами. Кроме того, некоторые материалы представляют собой отрывки произведений (помеча­лись как отрывок книги, отрывок худ. пр.) или подбор­ку (цитат, писем, худ. произведений).

Как видно, обобщение жанровых характеристик привело к объединению конкретных жанров в девять жанровых типов. Они следующие.

1. Собственно информационные жанры, содержа­нием которых является информация, представленная в максимально объективной форме, лишенной авторс­кой индивидуальности.

2. Информационно-публицистические жанры, в которых объективное изложение информации сопро­вождается ее субъективной интерпретацией, эмоцио­нальной или интеллектуальной оценкой. Следует отме­тить, что в эту группу попали и такие неспецифические для газеты жанры, как биография, заявление, приметы.

3. Собственно публицистические жанры, содержа­нием которых является переработанная автором инфор­мация: доказательство какого-либо положения, мнение, выражение чувств и т. д. Объективно новая для читате­ля информация играет здесь второстепенную роль.

4. Художественно-публицистические жанры, в которых используются различные приемы изобрази­тельности, создания художественного текста при ре­шении тех или иных пропагандистских задач.

5. Рекламные жанры, включающие как чисто рек­ламные тексты, так и рекламные сообщения, облечен­ные в форму традиционных газетных жанров (замет­ки, корреспонденции, интервью, очерка).

6. Художественные жанры.

7. Разговорно-бытовые жанры.

8. Официально-деловые жанры.

9. Остальные, куда включены такие развлекатель­ные жанры, как игра, кроссворд, гороскоп и т. д., а также жанры религиозного красноречия (проповедь, молитва) и «другие», т. е. такие, отнесение которых к определенному жанру пока затруднительно.

Соотношение текстов различных жанровых типов в Большом корпусе представлено в табл. 3.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных