ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Система маркировки газетным текстов маркерами конкретный жанров и жанровых типовВ целях проведения жанровой квалификации газетных текстов была разработана система жанровых словоупотреблений (вкл. цифры и лат, обозн.) характеристик, которая уточнялась в процессе поэтапного анализа всего корпуса. Жанр — устойчивый тип текста, для которого характерен определенный тип содержания, способ его представления и языкового оформления. Определяющую роль играет способ интерпретации содержания автором. Так, одна и та же новостная информация может быть представлена как краткое информационное сообщение в жанре заметки, как сообщение с более подробной проработкой деталей в жанре корреспонденции, может быть проанализирована автором и включена в более широкий событийный контекст в жанре комментария, подвергнута обсуждению в беседе с каким-либо лицом или лицами в жанре интервью и т. д. Изучение литературы по теме (см. литературу) и проведенный анализ текстов позволили выявить круг основных жанрообразующих факторов. I. Факторы, связанные с типом отражаемой вне-языковой действительности (предмет сообщения). 1. Характер объекта, отображаемого в тексте. 2. Актуальность или неактуальность сообщаемой информации. 3. Социальная значимость или незначимость сообщаемой информации. 4. Наблюдаемость или ненаблюдаемость отображенных в тексте событий автором сообщения. И. Факторы, связанные с выбором коммуникативной цели сообщения. 1. Информирование как ведущая цель сообщения. 2. Побуждение как ведущая цель сообщения. 3. Желание разъяснить (эксплицировать) информацию в тексте. 4. Ориентация на изобразительность в тексте. III. Факторы, связанные с выбором композиционно-стилевой формы текста. 1. Выбор формы персонификации информации. 2. Выбор способа изложения. (Признак III.2 имеет несколько значений: а) сообщение, б) повествование, в) рассуждение, г) описание, д) предписание, е) перечень.) 3. Выбор субъектной формы текста (тип «образа автора»). 4. Выбор способа (открытый или скрытый) выражения оценки в тексте. Оценочная информация может отсутствовать в тексте (деловые, информационные жанры), может быть открыто представлена в тексте, может составлять его основное содержание.
5. Наличие или отсутствие стандарта в форме изложения. Последний признак имеет значения «+» (в деловых и некоторых информационных жанрах) и «—» (в большинстве жанров). Для каждого жанра характерен свой образ автора, т. е. степень проявления авторского «я», степень субъективации изложения за счет эмоционального или логико-аналитического компонента. На языковом уровне проявление авторского «я» выражается, например, в присутствии в тексте личных местоимений и глагольных форм 1-го и 2-го лица, модальных компонентов, эмоционально-оценочной лексики и т. д. Степень выраженности авторского «я» минимальна в информационном жанре заметки, в частности агентской, в которой авторство не указывается, и максимальна в таких жанрах, как колонка, очерк, эссе. Однако поскольку для современной газеты характерна тенденция к усилению личного начала, стремление автора выразить свое отношение к сообщаемому становится обычным и в таких стандартных жанрах, как заметка. При этом, как показали наблюдения, речь может идти не о разрушении жанра заметки, а о его видоизменении. Система жанров современной газеты имеет полевую организацию. Ее ядро формируют собственно газетные жанры (см. ниже). Периферию составляют жанры, возникающие при взаимодействии сферы газетной публицистики с другими сферами речевой практики — деловой, научной, художественной, разговорной. Ближе к ядру находятся художественно-публицистические жанры, научно-публицистические жанры (научно-публицистическая статья), рекламные материалы, дальше — жанры, типичные для других сфер общения и не являющиеся специфически газетными, хотя и помещаемые на газетную полосу (тексты официальных документов, художественные произведения, игры, тесты и др.). Их можно рассматривать как «цитаты» из других родов словесности, включение которых в газетный контекст обусловлено потребностью газеты снабжать читателя официальной и развлекательной информацией. Анализ корпуса показал, что научно-публицистические жанры слабо представлены на страницах современных газет, ориентированных на массового читателя. Состояние науки, ее проблемы, перспективы развития становятся предметом исследования в публикациях, которые появляются в отраслевых изданиях (газета «Поиск»), в специальных приложениях, напри-
мер к «Независимой газете» («НГ-Наука»), на специально отведенных полосах некоторых газет («Общей газеты», «Литературной газеты» и др.); в последнем случае для передачи научного содержания чаще всего используются традиционные информационно ориентированные газетные жанры корреспонденции, заметки, репортажа и др. Таким образом, приходится констатировать, что взаимодействие газетной публицистики с научной сферой происходит не на уровне образования новых жанровых типов и разновидностей, а на уровне использования методов научного анализа исследуемых проблем, прежде всего в аналитических публикациях (использование статистических данных, данных социологических опросов, научных гипотез и т.д.; выбор объективной формы изложения и аргументированный анализ, которые сближают, в частности, газетную проблемную статью со статьей научной). Что касается текстов разговорно-бытового характера, то в исследованном материале они представлены главным образом в жанре записки. Этот жанр встречается в единственной газете — «Томская неделя» в рубрике «Заборчик», служащей для организации непосредственного неофициального общения молодежи и являющейся, по-видимому, аналогом «конференций», «чатов» в Интернете. Выбор определенной степени обобщения жанровых признаков обусловил наличие у некоторых жанров ряда конкретных разновидностей. Так, например, в зависимости от тематики выделяются разновидности статьи (обобщающая, или общеисследовательская, проблемная, или практико-аналитическая, литературно-критическая, полемическая), очерка (портретный, путевой, проблемный, исторический), обозрения (политическое, литературное, спортивное). Разновидности заметки (агентская, корреспондентская) зависят от типа авторства. Разновидности интервью (беседа, «круглый стол», форум, пресс-конференция, «горячая линия») связаны с различными формами организации диалога. В то же время анкета и опрос, хотя и связаны с интервью, представлены как самостоятельные жанры, поскольку их диалогичность имеет скрытый характер, личность интервьюера не выявлена. В окончательном виде состав жанров, использованных для характеристики газетного корпуса, сгруппированный по типам жанров, выглядит следующим образом (см. табл. 2). Следует отметить, что некоторые жанры (биография, заявление, досье, ориентировка, молитва, пропо-
ведь, дневник, приметы и др.) представлены единичными текстами. Кроме того, некоторые материалы представляют собой отрывки произведений (помечались как отрывок книги, отрывок худ. пр.) или подборку (цитат, писем, худ. произведений). Как видно, обобщение жанровых характеристик привело к объединению конкретных жанров в девять жанровых типов. Они следующие. 1. Собственно информационные жанры, содержанием которых является информация, представленная в максимально объективной форме, лишенной авторской индивидуальности. 2. Информационно-публицистические жанры, в которых объективное изложение информации сопровождается ее субъективной интерпретацией, эмоциональной или интеллектуальной оценкой. Следует отметить, что в эту группу попали и такие неспецифические для газеты жанры, как биография, заявление, приметы. 3. Собственно публицистические жанры, содержанием которых является переработанная автором информация: доказательство какого-либо положения, мнение, выражение чувств и т. д. Объективно новая для читателя информация играет здесь второстепенную роль. 4. Художественно-публицистические жанры, в которых используются различные приемы изобразительности, создания художественного текста при решении тех или иных пропагандистских задач. 5. Рекламные жанры, включающие как чисто рекламные тексты, так и рекламные сообщения, облеченные в форму традиционных газетных жанров (заметки, корреспонденции, интервью, очерка). 6. Художественные жанры. 7. Разговорно-бытовые жанры. 8. Официально-деловые жанры. 9. Остальные, куда включены такие развлекательные жанры, как игра, кроссворд, гороскоп и т. д., а также жанры религиозного красноречия (проповедь, молитва) и «другие», т. е. такие, отнесение которых к определенному жанру пока затруднительно. Соотношение текстов различных жанровых типов в Большом корпусе представлено в табл. 3.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|