Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Гобелен и предметно - пространственная среда интерьера




Помимо художественных качеств гобелена - цельности образа, полноценного раскрытия темы, ясности композиции, совершенства формы, мастерства исполнения, одним из критериев ценности гобелена является его отношение к интерьеру.

Связь гобелена с интерьером существовала всегда, гобелен являлся составным компонентом интерьера, частью архитектурного ансамбля. Гобелены выполняли роль передвижных перегородок, меняя размеры и пропорции помещений разделяли большие залы на отдельные пространства.

Современный гобелен может проектироваться вне задач интерьера, как выставочный экспонат. Но именно взаимосвязь с архитектурой является в настоящее время принципиально новой, качественной чертой искусства гобелена.

Повышение значения гобелена в интерьере во многом обусловлено расширением возможностей его размещения в пространстве интерьера. Как только гобелен попадает в среду интерьера, «вступает в силу принципиально новая ступень взаимодействия, при котором тесная связь гобелена и архитектурного решения становится обязательной» [135, 12].

По принципу композиционной взаимосвязи гобелена и предметно-пространственной среды интерьера выделяются два вида гобелена: гобелен, изготовленный с учетом конкретного интерьера и гобелен как выставочный экспонат (хотя создание гобелена как выставочного образца также во многом определяется влиянием сложившихся интерьерных тенденций).

В настоящее время большинство гобеленов проектируется с учетом требований конкретного интерьера. Часто произведение создается в сотрудничестве с архитекторами. Известный художник и искусствовед Мельникова Н.В. предлагала выделить, как отдельный вид, гобелен, проектируемый для произвольного интерьера, наподобие фабричных ковров [77, 24]. Но, необходимо отметить, что, даже создавая гобелен для выставки, художник свое произведение рассматривает как актуальный предмет искусства для современного интерьера.

В результате анализа творческой практики художников стало очевидным то, что этот вид гобелена в чистом виде не прижился, качественно себя не проявил. При взаимодействии интерьера с гобеленом важно сочетание мобильности и стационарности. Функция мобильности, характеризующаяся свободным перемещением в интерьере, была всегда свойственна гобелену.

На протяжении сотен лет гобелен перемещался в пространстве. Не случайно Ле Корбюзье называл гобелены «кочующими фресками», а Ж. Люрса - «тканой стенописью». В средневековом интерьере гобелен мог висеть то на одной стене, то на другой, огибать угол комнаты, заменять собою стену (подвешиваться к потолку в пространстве интерьера), быть пологом над кроватью.

Гобелен как выставочный экспонат. Изготовление гобеленов специально для выставок - путь создания гобеленов, широко распространенный в творческой практике, носит противоречивый характер. Примеров тому можно привести множество. Почти каждый художник гобелена имеет работы, которые прямо с выставки попали в официальные учреждения, в общественные интерьеры. Получившееся взаимодействие не всегда успешно, но оно существует. Создание выставочного экспоната становится главной целью работы, а связь с архитектурой, являющейся одним из критериев ценности гобелена, оказывается потерянной. С другой стороны, при таком виде творчества для художника существует большая свобода для выражения своих идей, замыслов, что приводит к наиболее интересным решениям.

Образцом гобеленов, изначально созданных для выставки, но успешно участвующих в синтезе искусств, являются гобелены, которые не теряют своих декоративно-художественных качеств при помещении в интерьеры, подчас кардинально различные. В мировой практике известны случаи успешного использования средневекового гобелена в интерьерах XVII века (Версальского замка) или гобелена XVII века в современном интерьере [35, 184-187].

Необходимо выделить работы известного петербургского художника Бигиджанова В., которые оказались уместными как в современных интерьерах, так и интерьерах старинных зданий. Подобный опыт варьирования различных интерьеров при их оформлении гобеленами был проведен впервые.

Авторские работы Бигиджанова В. «Фрагмент», «Театральный» оказались органичными в старинном интерьере одного из зданий исторической части Санкт-Петербурга, арендованной ЮНЕСКО (листы 51,52)31. Ассоциативно-образный язык гобеленов В.Бигиджанова является характерным творческим почерком автора. Не возникает сомнений в современности его работ. И попытку художника соединить прошлое и настоящее гобелена, подтвердить его функцию «кочующей фрески», посредством перемещения своих работ в атмосферу ушедших эпох, так сказать сделать ход назад в прошлое, следует считать удачной.

Но необходимо отметить, что не всякий современный гобелен может существовать в интерьере прошлого. Так, в мае 2000 года в Санкт-Петербурге известный мастер гобелена А. Мельничук предложил рассмотреть гобелен «Реквием» (7000x7000) в интерьере Смольного Собора.

Гобелен представляет собой серьёзную монументальную творческую работу, яркую, эмоциональную. Композиция гобелена построена на контрастах красного, чёрного, синего, белого. Тема — вечная память павшим русским воинам. В верхней части гобелена -небесное войско, охраняющее Россию, с боковой стороны - Архангел Михаил, хор с песнопениями. Внизу произведения размещен ряд плакальщиков и посвящение «Павшим воинам в борьбе за освобождение...».






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных