Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО




§ 1. Ал-фикх (исламская юриспруденция)

Говоря об ал-фикхе, следует отметить, что он возник раньше дру­гих исламских дисциплин. Все основные направления современной юриспруденции (гражданское, семейное, уголовное, административ­ное или конституционное право) могут быть прослежены в различных отраслях ал-фикха, хотя и называются по-иному. Одна часть ал-фикха посвящена правилам совершения молитвы и исполнения других ре­лигиозных обязанностей, а другая включает практические правила, необходимые для каждого мусульманина в его мирской жизни.

Слово ал-фикх означает «точное понимание», «глубокое знание». В Коране оно используется именно в этом значении: «Почему бы не от­править из сообщества каждого по отряду, чтобы укрепиться в Вере и по возвращении увещевать людей [оставшихся]?» (Коран, 9:122). Иными словами, ал-фикх изучает установки и правила, исходящие из религиоз­ных источников и регулирующие действия человека. Целесообразно оз­накомиться с некоторыми исходными концепциями ал-фикха.

Шари'ат (букв. — прямой, правильный путь) классифицирует по­ступки людей по пяти правовым предписаниям (ал-ахкам ал-хамса);

а) ваджиб (обязательное) — действие, совершение которого для мусульман обязательно (ежедневная пятикратная молитва, пост в те­чение месяца рамадана, исполнение взятых обязательств и др.);

б) харам (запретное) — постуцки, которые мусульманин не дол­жен совершать и которых ему следует избегать (в частности, насилие, ложь, воровство, супружеская измена);

в) мандуб, или мустахабб (рекомендуемое, одобряемое) — бого­угодное, но не обязательное поведение (подаяние нищим, доброволь­ные молитвы сверх предписанных, гостеприимство, прощение обид­чиков и др.);

г) макрух (неодобряемое, осуждаемое) — формально не запрещен­ное действие, которое не рекомендуется совершать (курение, жести­куляция во время молитвы, скупость, расточительность и др.);

д) мубах, или джа'из (дозволенное) — действие, совершение кото­рого разрешено и не влечет ни наказания, ни поощрения (еда, сон, женитьба, путешествие и др.). Согласно установкам шари'ата, всякое действие считается разрешенным (дозволенным) до тех пор, пока не будет найдено убедительное доказательство его запретности (харом).

Обязательные предписания ал-фикха в свою очередь делятся на та'аббуди, тавассули, а также айни и кифайи.

К та 'аббуди относятся предписания, которые должны соблюдать­ся неукоснительно, прямо касаются веры в Бога и олицетворяют путь к Нему. Тавассули включают предписания, не имеющие непосредст­венно религиозного назначения и направленные на выполнение обя­зательств перед людьми.

Предписания айни являются обязательными для всех и каждого (например, совершение ежедневной пятикратной молитвы, правди­вость), а предписания кифайи (такие, как врачевание или защита ру­бежей родины) возлагаются лишь на тех, кто способен или должен их исполнить.

Ал-фикх как комплекс правовых, религиозных и бытовых норм сложился в VIII веке (до первой половины VIII века система соци­альных предписаний основывалась на нормах из доисламского про­шлого. — Прим. ред.). Как систематизированная наука он окончатель­но сформировался в X веке. Именно с того времени началось изуче­ние ал-фикха как науки в специальных религиозных школах. Существуют различные школы (мазхабы) ал-фикха, которые отража­ют разнообразие направлений исламского учения.

С учетом совершенства, вечности и неизменности установок шари'ата вопросы и казусы, не находившие четкого и подробного отражения в Коране и сунне, стали сферой изучения ал-фикха, кото­рый, имея развивающуюся в зависимости от ситуации теоретичес­кую основу, был направлен на регулирование общественных отноше­ний через реализацию различных теоретически обоснованных соци­альных норм религиозного, юридического и нравственного характера. В этом плане ал-фикх представляет собой мусульманское право в широком социальном его понимании.

Реализация различных норм ал-фикха в общественных отноше­ниях и во взаимоотношениях отдельных людей имеет определенные особенности. Наиболее полной была реализация норм, связанных с культовой обрядностью, — это во многом определялось религиозным сознанием людей. Нормы и положения ал-фикха в целом способст­вовали сохранению в мусульманской среде обычаев и традиций.

Вместе с тем определенная часть норм ал-фикха устанавливалась с помощью властных структур, путем государственного принуждения, проявлявшегося в первую очередь в форме назначения руководите­лей судебных органов различных инстанций (кадиев), которые в нуж­ный момент могли защищать интересы представителей того или иного мазхаба. Данная практика стала широко применяться при аббасидских халифах. Они стали повсеместно назначать на должности кадиев образованных факихов, которые применяли выводы официального;; мазхаба Халифата. Начиная с этого периода, судьи и муфтии в своей практике стали использовать труды факихов. Кроме того, специаль­ные книги по ал~фикху были написаны по заказу правителей в качестве руководства для работы государственных органов. В числе таких книг — «Китаб ал-харадж» (Книга о поземельном налоге) Абу Йусуфа (ум. в 798 г.) или ал-Фатава ал-хиндиййа (Индийские фетвы), напи­санная группой ханафитских ученых-правоведов в 1669 г.

В целом, исламское право как составная часть ал-фикха- юриспруденции формировалось постепенно, вбирая в себя не противоре­чащие исламским требованиям отдельные элементы римского (ви­зантийского), сасанидского (средне-иранского) и канонического (восточно-христианского) сводов законов, а также обычаи и тради­ции народов завоеванных арабами стран.

Формирование ал-фикха было продиктовано, во-первых, необ­ходимостью приведения в соответствие с религиозными ориентира­ми правовых и социальных норм, существовавших в различных угол­ках обширного исламского мира. Во-вторых, стремлением урегули­ровать социальные отношения на этих территориях согласно учению ислама. Начальный этап эволюции ал-фикха совпал с периодом за­писи хадисоъ Пророка со слов его сподвижников, и, следовательно, первые книги по ал-фикху скорее напоминали сборники тематичес­ки подобранных хадисоъ, чем правовые исследования. Хадисы Про­рока позволили решить вопросы, связанные с толкованием Корана и сунны, а их систематизация постепенно способствовала формирова­нию ал-фикха в качестве самостоятельной дисциплины[[22]].

К первой половине IX в. ал-фикх как систематизированный свод правовых норм и основа исламской юриспруденции имел свой поня­тийный аппарат, специфический язык и свою методологию. Одно­временно ал-фикх закрепил убеждение о прекращении правотворчества после смерти Пророка, а Коран и сунна стали считаться основными источниками правовых норм. Кроме того, единогласное мне­ние мусульманской общины (ал-иджма), которое определяется как согласие религиозных авторитетов — сподвижников Пророка, также считается самостоятельным источником ал-фикха, исходя из убеж­денности, что правильная, целевая и умелая интерпретация этих ис­точников, умение изложить их на языке практических норм и право­вых установок позволяют решить любые связанные с жизнью обще­ства вопросы. На этой основе сложились юридические приемы ал-истинбат («извлечения»), посредством которых из главных источ­ников ал-фикха извлекались решения различных вопросов, о кото­рых в Коране и сунне прямых указаний не было. Постепенно на поч­ве ал-истинбата формировался ал-иджтихад, опирающийся на фор­мулирование решений по вопросам, прямо не упомянутым в Коране и сунне, а также в источниках по ал-иджма'. В ал-фикхе появилось понятие ал-кийас («сравнение») —- формулирование новых правовых и иных норм по аналогии.

Основные категории ал-фикха, относящиеся к юриспруденции, были заложены в трактате Мухаммеда б. Идриса аш-Шафи'и (ум. в 820 г.) «ар-Рисала» (Послание), а к X в. ал-фикх окончательно сло­жился в качестве самостоятельной дисциплины, причисляемой к ре­лигиозным наукам. С самого начала существовала тесная связь меж­ду ал-фикхом и ал-каламом, ибо многие положения последнего слу­жили идейной основой для решения различных правовых вопросов. Ал-калам и ал-фикх в значительной степени дополняли друг друга и стали формировать различные стороны шари'ата — единого ислам­ского учения о религиозной истине и образе жизни.

Постепенно ал-фикх в смысле юриспруденции стали понимать как 'илм ал-фуру\ т.е. науку о регулирующих поведение людей нор­мах шари'ата [ [23] ].

Ал-фикх как продукт исламской общественной жизни имеет раз­личные классификации в зависимости от мазхабов и даже отдельных толков внутри одного мазхаба. Еше на ранней стадии формирования ал-фикх разделился на несколько школ (мазхабов), главными из ко­торых считались пять, получивших названия по именам их основате­лей. Это — ханафитская, или иракская школа, основателем которой был Ну'ман б. Сабит Абу Ханифа (ум. в 767 г.); маликитская, или ме­динская школа, основатель — Малик б. Аяас (ум. в 795 г.); шафи'ит-ская, основатель — аш-Шафи'и (ум. в 820 г.); ханбалитская, основа­тель — Ахмад б. Ханбал (ум. в 855 г.); джа'фаритская, или имамит-ская, основатель — шестой имам шиитов-имамитовД?к&'фьр ас-Садик (ум. в 765 г.). Четыре из вышеуказанных школ являются мазхабами суннитского толка, пятая школа представляет собой мазхаб шиитского толка. Основное различие между суннитскими и шиитскими мазха­бами в ал-фикхе заключается в том, что шииты в своих доводах по юридическим вопросам, помимо Корана и высказываний Пророка, ссылаются еще и на высказывания своих имамов, хотя основы права у суннитов и шиитов общие. В отличие от суннитов, шииты не при­знают ал-кийас в качестве самостоятельного источника права; в по­литических аспектах права они опираются на авторитет по наследст­ву, а сунниты ссылаются на ал-иджма'. Для шиитов мнение любого богослова значимо лишь в том случае, если оно опирается на выска­зывания имама, ибо они признают непогрешимость своих имамов.

Но расхождения по вопросам ал-фикха характерны и внутри са­мих мазхабов. Ал-иджтихад, о котором более подробно будет сказа­но ниже, в начале был надежным способом вынесения решений на­иболее компетентными факихамы, однако начиная с IX в. суннит­ские факихи перестали пользоваться им. В результате развитие суннитских школ ал-фикха продолжалось в рамках соответствую­щих суннитских мазхабов.

Основная масса суннитских сборников по ал-фикху имела общее содержание. Это: омовение, молитва, порядок погребения, аз-закат (налог в пользу нуждающихся), пост, паломничество (ал-хаджж)., различные торговые сделки и обязательства, порядок распоряжения собственностью, вакф (неотчуждаемое имущество, завещанное на определенные цели), наследство, брачно-семейные отношения, пра­вонарушения различных видов, отношения исламских властей к не­мусульманам, судопроизводство, правила ношения одежды и приема пищи и т.д. Изучение ал-фикха и его школ способствует формирова­нию представления о социальных аспектах ислама, который на все случаи индивидуальной и общественной жизни имеет четкие пред­писания, отраженные в ал-фикхе.

Именно поэтому в некоторых мусульманских странах, где пра­вовой основой являются исламские нормы, все законы государства принимаются в соответствии с ал-фикхом. К ним относятся, напри­мер, законы о судах, о банках и др.

Здесь возникает закономерный вопрос: каким образом ислам может иметь законы на все случаи жизни, тем более, что многие из происходящих событий ранее не имели места? Дело в том, что в ал-фикхе предусмотрена методология, на основе которой можно рас­суждать о новых явлениях и процессах с учетом современных реа­лий. Об этой методологии подробно будет сказано в последующих главах этой книги.

Существуют различные схемы подразделения ал-фикха по пред­метам. Согласно наиболее принятой из них, ал-фикх состоит из че­тырех разделов, которые включают в себя предписания для мусуль­ман и общеисламские установки в целом.

1. Поклонение Богу (ал-'ибадат).

2. Заключение договоренностей и обязательств (ал-'укуд).

3. Односторонние обязательства (ал-ика'ат).

4. Предписания, установки (ал-ахкам)

К ал-'ибадат относятся такие действия, как молитва (ас-салат/ намаз), пост (ас-саум) в месяце рамадан, паломничество в Мекку (ал-хаджж) и др., т.е. действия, совершаемые доя приближения к Богу.

Ал- Укуд подразумевает случаи заключения договоренностей меж­ду двумя сторонами (например, купля-продажа (бай1), аренда, заклю­чение брачного союза и др.). Заключению договора предшествует ал-хутба (молитвенный текст) или сиге (формула, произносимая при заключении какого-либо договора).

Ал-ика'ат включает в себя случаи выполнения односторонних обязательств, т.е. имеет одностороннюю направленность (например, дарение). При этом ал-хутба также имеет место.

К ал-ахкам относятся действия, целью которых не является при­ближение к Богу. Это одно- или двусторонние обязательства, совер­шаемые без чтения ал-хутбы (например, наследование — ирс) и без компенсации за нанесенный ушерб (дийа).

Ал-фикху посвящено немало книг с описанием предписаний и установок, каждая из которых определенному разделу ал-фикха[ [24] ].

Будущий факих, прежде чем приступить к изучению исламского права, с учетом того, что в дальнейшем он будет высказывать свое мнение и выносить решения на основе Корана и хадисов, должен ос­воить нижеследующие дисциплины.

1. Арабская литература, ибо язык Корана и сунны — арабский.

2. Комментарии к Священному Корану (тафсир).

3. Логика ('илм ал-мантик).

4. Хадисоведение ('илм ал-хадис) — знание и умение применять их и отличать достоверные хадисы от недостоверных.

5. Наука о передатчиках преданий ('илм ар-риджал).

Считаем необходимым рассмотреть другую важную дисциплину — усул ал-фикх (методология мусульманского права). Это — наука об источниках ал-фикха и способах аргументации, установках и умении делать соответствующие выводы из этих источников.

На заре ислама, когда возникали какие-либо неясности относи­тельно установок и предписаний, мусульмане обращались непосред­ственно к самому Пророку. Кроме того, Пророк посылал своих сподвижников в различные регионы и города, наставляя их действовать соответственно Корану и сунне, а в случае отсутствия конкретных ука­заний — действовать по своему усмотрению, но при этом в каждом от­дельном случае опираться на названные священные источники.

По свидетельству историков ислама, первой книгой об усул ал-фикх было «Послание» (ар-Рисала) упомянутого аш-Шафи'и, в ко­тором были классифицированы источники ал-фикха и определены границы их применения.

У шиитов потребность в выработке методологии права возникла позже, поскольку они (наряду с сунной Пророка) следовали еще и сунн е своих имамов. Следовательно, до начала периода «сокрытия» по­следнего, 12-го из «непогрешимых имамов» (исчез в 873—874 г.) ши­иты получали необходимые предписания непосредственно от своих имамов. Первой книгой шиитов по методологии ал-фикха была «аз-Зари'а ила усул аш-шари'а» (Восхваление основ шариата), написан­ная известным шиитским ученым-богословом аш-шарифъм ал-Муртадой (966-1044/45).

 

§ 2. Усул ал-фикх (методология исламской юриспруденции)

 

Усул ал-фикх — это наука о правилах и методах, необходимых для вынесения «заключений» (дедукции — ал-истинбат) относительно предписаний шариата. «Заключение» употребляется в качестве вы­вода и в юридическом смысле равнозначно ал-иджтихаду (усердствование, большое старание). Оно подразумевает применение общих правил к частным (косвенным) случаям или означает вывод частных (косвенных) предписаний при помощи установленных принципов (методов). Сам предмет науки усул ал-фикх состоит из нескольких частей: а) вопросы, касающиеся словесности; б) вопросы, касающи­еся аргументации; в) вопросы, касающиеся практических принципов.

Аргументами для «заключений» о предписаниях являются ал-Кур 'ан (чтение вслух, наизусть Корана), ас-сунна (обычай, право; полная фор­ма: суннат расул Аллах — сунна посланника Аллаха), ал-иджма' (едино­душное решение), ал-'акл (разум) и ал-кийас (сравнение, аналогия).

1. Для обозначения Корана в литературе употребляется слово «ал-Китаб» (Книга, Священное Писание). Коран выступает важнейшим аргументом для «заключения» относительно предписаний. В самом Коране сказано: «И речи ведет он[[25]] не по прихоти [своей]: они (т.е. речи) — лишь откровение, внушенное ему» (Коран, 53:3,4).

Коран состоит из 30 частей, 114 сур и 6236 (а по другим версиям -6170) аиатов. Первой из сур Корана была ниспослана сура «Сгусток» (96-я сура), а последним по порядку ниспослания был 3-й айат суры «Трапеза»: «Сегодня завершил Я [ниспослание] вам Веры вашей, до­вел до конца милость Свою и одобрил для вас ислам в качестве рели­гии» (Коран, 5:3).

Айаты Корана ниспосылались постепенно, а комментаторы из­ложили причины ниспослания большинства аиатов. В качестве при­мера приведем слова Корана: «Спрашивают они (т.е. верующие) тебя о вине и майсире (вид азартной игры. — М.С.). Отвечай: «И то, и дру­гое — средоточие греха великого, хотя и несут они для людей пользу некую, но греха в них больше, чем пользы»» (Коран, 2:219).

Суры Корана подразделяют на мекканские и мединские. Мекканские — это суры, ниспосланные в первые 13 лет пророчества, когда Пророк Мухаммад жил в Мекке (до 622 г.), остальные — после пересе­ления (ал-хиджры) Пророка и его сторонников из Мекки в Йасриб, который получил название «Мадинат ан-наби» (город Пророка) или ал-Мадина (Медина). Суры мекканского периода представляют собой короткие обращения с призывами веры в единого Бога и в Судный день, тогда как суры мединского периода — это, как правило, длинные уве­щевания, наполненные религиозно-правовых предписаний. Одним из главных принципов различия мекканских и мединских сур является обращение к разным аудиториям: Коран мекканского периода обра­щается ко всем: «О, люди!» (во времена пророчества Мухаммада в Мек­ке ислам еще не был принят полностью), Коран мединского периода обращен к конкретной общине: «О вы, которые уверовали!».

В содержательном плане следует отметить, что в Мекке призывы Пророка имели общий характер и были направлены на осознанное признание людьми принципов единобожия, воскрешения в Судный день, а также принципов приобретения высоких нравственных ка­честв, избежания многобожия, идолопоклонства и аморальных по­ступков. Мединские же айаты содержат, в основном, религиозно-правовые, этические и другие предписания.

Пророк Мухаммад не читал Писания (Тору, Евангелия). Он за­поминал и озвучивал ниспосланные ему в виде аиатов божествен­ные откровения, а ближайшие сподвижники, в том числе его секре­тарь Зайд ибн Сабит, записывали их на лопатках и обработанных шкурах зверей или на пальмовых дощечках. Среди тех, кто записы­вал божественные Откровения, были Абу Бакр, Умар Усман, Али, Убайй ибн Ка'б, сыновья Абу Суфйана — Му'авийа и Йазид, ал-Му-гира ибн Шу'аба, аз-Зубайр ибн ал-‘Аввам и др.

Несмотря на то, что во времена Пророка многие знали наизусть весь текст Корана, суры еще не были собраны в отдельную книгу Эта работа была начата и завершена в правление третьего «праведного» халифа — 'Усмана (Османа) б. 'Аффана (ок. 575 656).

Коран включает в себя целый ряд тем, которые можно сгруппи­ровать следующим образом:

— богопознание, единобожие и атрибуты Бога;

— воскрешение из мертвых в День Суда и описание рая и ада;

— миссии и жизнеописания предыдущих пророков;

ас-салат, ас-саум, аз-закат, ал-хумс, ал-хаджж, ал-джихад;

нравственность и добродетель;

— хозяйственные взаимоотношения людей: купля, продажа, долг, залог и др.;

— предписания относительно наследования, завещания, дозво­ленного и недозволенного, еды, питья и др.;

— правосудие, свидетельствование и правила рассмотрения исков;

— наказание за нарушение религиозных предписаний;

— указание на историческое прошлое;

— совокупность религиозных знаний.

Примерно шестая часть Корана посвящена религиозно-право­вым предписаниям. Эти айаты принято называть айат ал-ахкам (От­кровения о предписаниях).

В тех случаях, когда смысл айатов носит общий характер, в сунне даются соответствующие пояснения, которые приняты мусульман­скими учеными в качестве конкретизации и констатации смысла ай­атов. Следует отметить, что некоторые айаты Корана отменяют нис­посланные ранее, поскольку последние были открыты Пророку при конкретных обстоятельствах, и их отмена обусловлена необходимос­тью, ведомой Богу, и интересами людей. По вопросам отмены неко­торых айатъв или предписаний среди исламских богословов Сула-ма*) единого мнения не существует.

2. Ас-сунна является вторым после Корана (ханбалыты почитали сунну едва ли не наравне с Кораном и считалки следование сунне глав­ным содержанием жизни мусульманина. — Прим. ред.) аргументом для «заключений» относительно предписаний ислама. Шиитские уче­ные-знатоки методологии права определили ас-сунну таким образом: ас-сунна — это деяния «непогрешимых» (имеются в виду Пророк, две­надцать имамов и Фатима, дочь Пророка) и их высказывания по ре­лигиозным вопросам, Именно это определение шиитами ас-сунны не принимается суннитами, которые считают, что деяния имамов не яв­ляются образцом для подражания.

Сунна состоит из рассказов-хадисов о поступках и высказывани­ях пророка Мухаммада. Главная задача ас-сунны — разъяснение и до­полнение Корана.

С учетом исключительной значимости самого Корана Пророк не позволял записывать свои высказывания, следовательно, при его жизни хадисы не переписывались и не собирались. Эта работа не ве­лась и при «праведных» халифах, ибо существовало опасение спутать хадисы с айатами Корана. Составление хадисов в виде отдельных книг было завершено позже.

Важнейшими собраниями хадисов у суннитов считаются «ас-Са-хих» (истинный, достоверный) имама ал-Бухари (810—870), «ас-Са-хих» Муслима (ум. в 875 г.), «ас-Сунан» (обычаи, мн. ч. от ас-сунна) Абу Да'уда ас-Сиджистани (ум. в 888 г.), «ал-Джами6 ал-кабир» (боль­шой сборник) имама ат-Инрмизи (ум. в 892 г.) и «ас-Сунан» ан-Наса'и (ум. в 915 г.). А у шиитов важнейшими собраниями преданий счита­ются «ал-Кафи фи усул ад-дин» (Достаточность в основах религии) ал-Кулини (ум, в 941 г.), «Ман ла йахдуруху ал-факих» Ибн Бабуйи (ум. в 991 г.), «Тахзиб ал-ахкам» (Развитие норм) и «ал-Истибсар» (Усер­дие в понимании) аш-шайха ат-1уси (995—1067).

Хабар (шиитское название хадиса, или высказывания Пророка и «непогрешимых» имамов) делится на «непрерывное» и «единое». «Не­прерывное» состоит из трех частей: непрерывно-словесное, непре­рывно-духовное и непрерывно-сокращенное. «Единое», в соответст­вии со свидетельствующими о степени достоверности преданиями- ахбарами (мн.ч. от хабар) подразделяется на четыре части: сахих (достоверное), хасан (хорошее), кави (сильное) и да'иф (слабое).

3. Ал-иджма’ означает «единство мнений», в том числе и в вопро­сах ал-фикха. Один из виднейших ученых-факихов имам Мухаммад ал-Газали (1058—1111) в книге «ал-Мустасфа» писал, что ал-иджма' означает единство мнений последователей Мухаммада (ал-умма) по какому-либо религиозному вопросу. При этом он поясняет, что под термином «последователи Мухаммада» он подразумевает муджтахи-дов, способных выносить соответствующие вердикты. Таким обра­зом, для достижения ал-иджма' необходимо единодушное мнение (вердикт) сведущих в религиозных вопросах лиц.

Основанием для ал-иджма' является следующее указание Про­рока: моя община (умма) никогда не согласится на заблуждение. Но во взглядах суннитов и шиитов относительно ал-иджма' есть и неко­торые расхождения. Сунниты считают ал-иджма' аргументированным только в случае наличия единого мнения по соответствующему вер­дикту. Шииты же признают аргументированность ал-иджма' уже в

связи с тем, что она раскрывает смысл высказывания «непогреши­мых». Следовательно, вынесенный при этом вердикт свидетельству­ет о согласии самого Пророка и имамов.

4. Ал-'акл (разум). Под аргументами разума подразумеваются ра­циональные выводы, которые могут стать основой для соответству­ющих установок по шары 'ату. В принципах ал-фикха есть правило под названием «взаимообусловливаемости установок по разуму и по ша-ри'ату», согласно которому все, что установлено разумом, утвержде­но шари'атом и все, что установлено шари'атом, подтверждено разу­мом. Иными словами, все, что доступно и приемлемо разуму, уста­навливается и принимается шари'атом. Примером тому может быть защита жизни, имущества и чести: являясь разумным доводом, это укрепляется и установками шари'агпа. Соответственно, то, что осуж­дается разумом (к примеру, посягательство на чью-либо честь), за­прещается и шари'атом.

По убеждению шиитских и части суннитских 'улама\ аргумен­тированность данного положения определяется положительными или отрицательными последствиями соответствующих действий для ве­рующих. При этом, если разум подтверждает правильность какого-либо действия, то шари'ат также рекомендует это действие, и наобо­рот, если разум осуждает какое-либо действие как неправильное, ша­ри'ат также будет признавать это действие предосудительным и недозволенным.

Среди мутакаллимов распространено мнение, согласно которо­му ниспослание пророчества и небесных книг есть проявление ми­лости Создателя к своим рабам. Эта милость направлена на содейст­вие человеческому разуму через руководство пророков. Значит, чело­веческий разум и пророчество имеют общую направленность.

Ал-фикх запрещает принуждать кого-либо к совершению предо­судительных поступков. Аргументом для каждого является веление разума. Аргументы разума бывают двух видов: разумно-самостоятель­ные и разумно-необходимые.

Разумно-самостоятельными аргументами считаются случаи, когда разум, независимо от заключений ал-фикха, выдвигает само­стоятельные выводы, например осуждение гнета и агрессии, лжи и вражды; или одобрение положительных деяний, верности и благо­надежности,

Под разумно-необходимыми аргументами понимаются случаи, когда для выдвижения соответствующих предписаний (выводов) ра­зум прибегает к помощи шари'ата, и часто при наличии предписа­ния шари'ата по какому-либо вопросу разум выдвигает на этой основе предписание по другому вопросу. Например, шари'ат требует уважительного отношения к собственности — разум на этом основа­нии выдвигает вывод о недопустимости расточительства.

5. Ал-кийас (суждение по аналогии). Под ал-кийас подразумевает­ся метод сравнения способа решения двух схожих вопросов, с помо­щью которого из имеющего (основное) предписание шари 'ата для первого, уже решенного вопроса, выводится (косвенное) предписа­ние для второго, решаемого вопроса. Следовательно, при таком со­поставлении основное предписание остается в силе и для косвенно­го, а аргументацией служит сходство между основными и косвенны­ми предписаниями. Например, согласно шари'ату, мусульманину не позволяется вступать в процесс торга, если другое лицо до него уже вступило в сделку для покупки чего-либо. А как быть в случае арен­ды, когда арендное соглашение ранее заключено с другим лицом? В шари'ате об этом не говорится, но ал-фикх методом сравнения дан­ных двух случаев заключает, что вмешательство третьего лица при арендной сделке также предосудительно. Аргументация относитель­но суждения по аналогии предполагает соответствующие условия. Так, согласно главному из них, ал-кийас должен строиться на основе ша­ри 'ата. С другой стороны, основная установка должна быть аргумен­тирована обращением к Корану и ас-сунне, а не методом сравнения. Но если основная установка выведена согласно ал-иджма’, то можно ли считать ее основной для сравнения? Об этом среди 'улама' есть расхождения во мнениях.

Ал-кийас бывает двух видов: «явный» (аз-захир) и «скрытый» (ал-хафи). Под ал-кийас аз-захир понимается такое сравнение, когда при­чина предписания определяется самим законодателем (мусульман­ских законов). Например, на основании айата Корана, запрещаю­щего употребление вина по причине его вредности, ал-фикх признает недозволенными и другие виды алкогольных напитков.

Что касается ал-кийас ал-хафи, то он подразумевает тот случай, когда законодатель не может установить и понять причину какого-либо предписания. Такая причина постигается путем дедукции, т.е. выводом разума. Например, известно, что Пророк запретил судьям (кадийам) выносить какой-либо приговор в состоянии гнева и воз­мущения. Отсюда дедуктивным способом можно прийти к выводу, что причиной данного запрета является душевный дискомфорт су­дьи. А в таком состоянии судья, во избежание необъективных реше­ний, не должен выносить каких-либо приговоров.

Относительно «явного» вида сравнения у исламских ученых раз­ногласий нет. Что касается «скрытого вида», то он неприемлем для шиитов. Сунниты считают ал-кийас четвертой важнейшей аргументацией в исследовании правовых вопросов (после Корана, ас-сунны и ал-иджма'). Тогда как признание шиитскими *улама' двенадцати имамов и убеждение в аргументированности их высказываний после высказываний Пророка привело к тому, что ал-кийас не практикует­ся шиитами.

6. Ал-истихсан (предпочтение, предпочтительное решение). Ал-ис-тихсан в ал-фикхе подразумевает отказ от обращения к ал-кийасу с учетом целесообразности, в пользу принятия другого, более предпо­чтительного решения. Ал-истихсан — одна из категорий ал-фикха, по которому среди исламских правоведов нет единого мнения. В ханафитском, маликитском и ханбалитском мазхабах[[26]] суннизма ал-ис-тихсан считается важным принципом решения правовых вопросов в отличие от шафиитскго мазхаба суннизма и шиизма, которые вооб­ще не признают его.

7. Ал-усул (основы, корни). Под ал-усул подразумеваются прави­ла, которые применяются в случае отсутствия необходимых ссылок на Коран и сунну для реального решения какого-либо вопроса. Глав­ными из них являются «принцип оправдания», «принцип осторож­ности», «принцип произвольности» и «принцип согласованности» (ал-истисхаб).

«Принцип оправдания» применяется в случае отсутствия каких-либо фактов за и против. То есть он применяется при существовании сомнения в недозволенности или дозволенности чего-либо и при отсутствии соответствующих доводов. Основанием для данного прин­ципа должны служить Коран, сунна и разум.

«Принцип произвольности» вступает в силу в случае, когда при­сутствуют подозрения по поводу верности предписаний по двум, не­скольким или многим несовместимым вопросам. В таких случаях выбор правильного варианта зависит от воли субъекта и осуществля­ется произвольно.

«Принцип осторожности» применяется при существовании со­мнения в полноте и законченности какого-либо предписания. Ина­че говоря, до окончательной уверенности в полноте и законченности соответствующего предписания необходимо соблюдать осторожность.

«Принцип согласованности» заключается в следующем: если ка­кое-либо предписание уже было выведено ранее, но впоследствии возникли сомнения в его приемлемости, то, ввиду отсутствия дово­дов для его опровержения или одобрения, первоначальное представ­ление о нем следует принять как верное. Этот принцип в ал-фикхе применяется широко.

В большинстве случаев, с учетом отсутствия в ал-фикхе надеж­ных доводов по тем или иным вопросам и суждениям, вышеперечис­ленные принципы находят широкое применение в практике шиит­ских 'улама’. Верность этих принципов дедуктивным методам обос­новывается айатами Корана, преданиями и доводами разума.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных