ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Направленность как стержневая характеристика личности.Несмотря на различие трактовок личности, существующее в отечественной психологии, во всех подходах в качестве её ведущей характеристики выделяется её направленность. В разных концепциях эта характеристика раскрывается по разному: как «динамическая тенденция (С.Рубинштейн), «смыслообразующий мотив» (А.Н.Леонтьев), «доминирующее отношение» (В.Н.Мясищев), «основная жизненная направленность»(Б.Г.Ананьев), «динамическая организация сущностных сил человека» (А.С. Прангишвили). Она так или иначе выявляется в изучении всей системы психических свойств и состояний личности: потребностей, интересов, склонностей, мотивационной сферы, идеалов, ценностных ориентации, убеждений. Таким образом, направленность выступает как системообразующее свойство личности, определяющее её психологический склад, как совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется путём воспитания. Направленность-это установки, ставшие свойствами личности. Направленность включает несколько связанных иерархически форм: влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Все формы направленности личности вместе с тем являются мотивами её деятельности. Итак, основным компонентом в структуре личности, по мнению большинства исследователей, является направленность как система отношений человека к окружающему миру. Кратко охарактеризуем структуру самой направленности: · Потребность - осознание человеком нехватки чего-либо, нужды в чем-либо, неудовлетворенность чем-либо; это состояние, выражающее зависимость человека от конкретных условий существования. Потребности бывают естественные и приобретенные (духовные, социальные и материальные); устойчивые и ситуативные. · Мотив - побудительная причина поступка, действия, деятельности; мотив -это опредмеченная потребность. Выделяются мотивы - стимулы и смыслообразующие мотивы (А.Н. Леонтьев). Мотивы могут быть в большей или меньшей мере осознанными или совсем не осознаваемыми. Основная роль в направленности личности принадлежит осознанным мотивам. Потребностно - мотивационная сфера характеризует направленность личности лишь частично, является как бы исходным её звеном, фундаментом. На этом фундаменте формируются жизненные цели личности. Следует различать цель деятельности и жизненную цель. Человеку приходится выполнять в течение жизни множество разнообразных деятельностей, в каждой из которых реализуется определённая цель. Но цель любой отдельной деятельности раскрывает лишь какую - то одну сторону направленности личности, проявляющуюся в данной деятельности. Жизненная цель выступает в качестве общего интегратора всех частных целей, связанных с отдельными деятельностями. Реализация каждой из них есть вместе с тем частичная реализация общей жизненной цели личности. С жизненными целями связан уровень достижений личности. В жизненных целях личности находит выражение сознаваемая ею «концепция собственного будущего». Осознание человеком не только цели, но и реальности её осуществления рассматривается как перспектива личности. • Влечение — малодифференцированное, смутное стремление, направленное на какой-либо предмет или действие и движимое той или иной маловыраженной потребностью. • Желание — более высокая форма направленности, при которой человек осознает то, к чему стремится. • Интерес — проявление познавательной потребности, еще более высокая форма направленности на предмет, но являющаяся только стремлением к его познанию. Различают интересы по содержанию, широте, устойчивости, целям (непосредственные и опосредованные). • Склонность — стремление к определенной деятельности. • Идеал — образец для подражания в деятельности и поведении, форма направленности, воплощенная в конкретном образе, на который человек хочет быть похожим. • Мировоззрение — система взглядов, представлений и понятий о мире, его закономерностях, об окружающих человека явлениях, природе, обществе. В противоположность активному, существует пассивное мировоззрение, которое называется миросозерцанием. • Убеждения — высшая форма направленности личности. Это сочетание мировоззрения, мышления и воли, проявляющееся в поступках человека. Убеждения всегда осознанны и прочувствованны. Мировоззрение и убеждения человека определяют его моральные качества. Мораль — понятие, обобщающее в общественном и индивидуальном сознании нравственные явления. Моральные свойства личности, моральные убеждения, моральные чувства отражают нравственные нормы и одновременно регулируют нравственные поступки данной личности. Моральные качества отчетливо проявляются в совести личности. Совесть — нравственная самооценка человеком своих поступков. Принято различать бессовестных и безнравственных людей. Бессовестный — человек, знающий нравственные нормы общества, считающий их правильными, но только для других, а не для себя. В отличие от бессовестного, безнравственный человек не считает эти нормы обязательными ни для себя, ни для других, хотя может их знать. • Уровень притязаний - уровень сложности задач, на которые человек считает себя способным; уровень, достижение которого приносит удовлетворение. Уровень притязаний тесно связан с самооценкой личности. Существует формула самооценки: самооценка = успех уровень притязаний • Установка - неосознаваемая готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им появления определенного объекта и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|