ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Понятие самооценки.Самооценка — ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам. Главные функции, которые выполняются самооценкой, — регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности. Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида. Самооценка является центральным звеном произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе. Представляет собой сложный по психологической природе феномен. Она включена во множество связей и отношений со всеми психическими образованиями личности и выступает в качестве важной детерминанты всех форм и видов ее деятельности и общения. Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека. Ведущая роль отводится самооценке в рамках исследования проблем самосознания: она характеризуется как стержень этого процесса, показатель индивидуального уровня его развития, его личностный аспект, органично включенный в процесс самопознания. С самооценкой связываются оценочные функции самопознания, вбирающие в себя эмоционально-ценностное отношение личности к себе, специфика понимания ею самой себя. Вид самооценки - вариант соответствия самооценки реальному положению дел. Выделяются следующие виды самооценки: - адекватная самооценка - соответствующая действительным способностям и возможностям человека; - завышенная самооценка - переоценивание себя человеком; - заниженная самооценка - недооценивание себя. Склонность определенному виду самооценки является достаточно устойчивым личностным качеством. В качестве основных условий развития самооценки психологи выдвигают такие факторы, как общение с окружающими и собственная деятельность ребенка. В общении усваиваются формы, виды и критерии оценок, в индивидуальном опыте происходит их апробация, заполнение личностными смыслами. Из оценок себя окружающими ребенок постепенно вычленяет критерии и способы оценивания другого и переносит их на себя. "Наложение" друг на друга критериев оценки и способов оценивания и порождает деятельность самооценивания. Структура самооценки представлена двумя компонентами -когнитивным и эмоциональным. Первый отражает знания человека о себе, второй - его отношение к себе как меру удовлетворенности собой. В деятельности самооценивания эти компоненты функционируют в неразрывном единстве: в чистом виде не может быть представлено ни то, ни другое. Знания о себе, приобретаемые субъектом в социальном контексте, неизбежно обрастают эмоциями, сила и напряженность которых определяется значимостью для личности оцениваемого содержания. Считая самооценку наиболее сложным продуктом сознательной деятельности ребенка, Б.Г.Ананьев отмечал, что ее исходные формы являются прямым отражением оценок взрослых, а подлинная самооценка появляется тогда, когда она наполняется новым содержанием, благодаря "личному участию" в ее производстве самого ребенка. Вопросы для контроля: 1. Основные подходы к трактовке личности в психологии. 2. Личность и индивидуальность. Основные параметры индивидуальных различий. 3. Роль биологических и социальных факторов в развитии человека и формировании его личности. 4. Понятие о структуре личности. Основные подходы к трактовке структуры личности. 5. Направленность как основной компонент структуры личности. 6. Потребностно - мотивационная сфера личности. 7. Механизмы развития личности. 8. Характеристика самосознания. 9. «Образ - Я», его структура. 10. Сущность Я-концепции. 11. Характеристика самооценки.
Литература: 1. Введение в психологию. /Под общ. ред. А.В.Петровского. Академия, 1996. 2. Филатов Ф.Р. Общая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. 3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М.: Просвещение, 1998. 4. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Т. 1. Основы общей психологии. -М.: Владос, 1998. 5. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования./Сост. Е.И. Рогов. -М.: Владос, 1995. 6. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. - Мн.:Харвест, 1999.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|