Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие самооценки.




Самооценка — ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам. Главные функции, которые выполняются самооценкой, — регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности. Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида.

Самооценка является центральным звеном произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе. Представляет собой сложный по психологической природе феномен. Она включена во множество связей и отношений со всеми психическими образованиями личности и выступает в качестве важной детерминанты всех форм и видов ее деятельности и общения. Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека.

Ведущая роль отводится самооценке в рамках исследования проблем самосознания: она характеризуется как стержень этого процесса, показатель индивидуального уровня его развития, его личностный аспект, органично включенный в процесс самопознания. С самооценкой связываются оценочные функции самопознания, вбирающие в себя эмоционально-ценностное отношение личности к себе, специфика понимания ею самой себя.

Вид самооценки - вариант соответствия самооценки реальному

положению дел. Выделяются следующие виды самооценки:

- адекватная самооценка - соответствующая действительным способностям и возможностям человека;

- завышенная самооценка - переоценивание себя человеком;

- заниженная самооценка - недооценивание себя.

Склонность определенному виду самооценки является достаточно

устойчивым личностным качеством.

В качестве основных условий развития самооценки психологи выдвигают такие факторы, как общение с окружающими и собственная

деятельность ребенка. В общении усваиваются формы, виды и критерии оценок, в индивидуальном опыте происходит их апробация, заполнение личностными смыслами. Из оценок себя окружающими ребенок постепенно вычленяет критерии и способы оценивания другого и переносит их на себя. "Наложение" друг на друга критериев оценки и способов оценивания и порождает деятельность самооценивания.

Структура самооценки представлена двумя компонентами -когнитивным и эмоциональным. Первый отражает знания человека о себе, второй - его отношение к себе как меру удовлетворенности собой. В деятельности самооценивания эти компоненты функционируют в неразрывном единстве: в чистом виде не может быть представлено ни то, ни другое. Знания о себе, приобретаемые субъектом в социальном контексте, неизбежно обрастают эмоциями, сила и напряженность которых определяется значимостью для личности оцениваемого содержания.

Считая самооценку наиболее сложным продуктом сознательной деятельности ребенка, Б.Г.Ананьев отмечал, что ее исходные формы являются прямым отражением оценок взрослых, а подлинная самооценка появляется тогда, когда она наполняется новым содержанием, благодаря "личному участию" в ее производстве самого ребенка.

Вопросы для контроля:

1. Основные подходы к трактовке личности в психологии.

2. Личность и индивидуальность. Основные параметры индивидуальных различий.

3. Роль биологических и социальных факторов в развитии человека и формировании его личности.

4. Понятие о структуре личности. Основные подходы к трактовке структуры личности.

5. Направленность как основной компонент структуры личности.

6. Потребностно - мотивационная сфера личности.

7. Механизмы развития личности.

8. Характеристика самосознания.

9. «Образ - Я», его структура.

10. Сущность Я-концепции.

11. Характеристика самооценки.

 

Литература:


1. Введение в психологию. /Под общ. ред. А.В.Петровского. Академия, 1996.

2. Филатов Ф.Р. Общая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М.: Просвещение, 1998.

4. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Т. 1. Основы общей психологии. -М.: Владос, 1998.

5. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования./Сост. Е.И. Рогов. -М.: Владос, 1995.

6. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. - Мн.:Харвест, 1999.

 

 

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных