Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Функции и методы политологии




Функции:

- познавательная- исследует и объясняет политические явления и процессы, обогащает способы и приемы познания политики. Вооружает граждан систематизированными политическими знаниями навыками политического учения.

- инструменталистская- овладев политическими знаниями, практическими знаниями политического учения люди обретают способность свободно и сознательно оценивать и изменять политическую действительность, достаточно легко в ней самоопределяться

- прогностическая- прогнозирует развитие и последствия в политических процессах, предвидит перспективы политических систем и отношений

- воспитательно – мировоззренческая- способствует приобщению личности и общества к демократическо – политической культуре

- методологическая - теории или учения, обращенные к научным исследованиям.

- управленческая - термин политика (с греческого) означает искусство управления государством. Основой политики выступает политическая или государственная власть, а реализуется политическая власть через государственное управление.

Методами называются конкретные способы, средства приобретения знаний о политике. В политологии активно используются общелогические методы, методы теоретического и эмпирического социального познания.

Общелогические методы включает группу методов, которые относятся не к исследованию политических объектов, а непосредственно к организации и процедуре познавательного процесса. К ним относятся: индукция и дедукция, анализ и синтез, сочетание исторического и логического анализа, моделирование, мысленный эксперимент, математические, кибернетические, прогностические и другие подобные методы.

Среди методов теоретического познания, т.е. приемов обобщения полученных в ходе эмпирического исследования данных, создания систем знания, обычно выделяют следующие:

• исторический – политические отношения институтов и процессов в контексте прошлого, настоящего и будущего;

• поведенческий (бихевиористский) – исследование полит поведения конкретного лица;

• системный – политика как целостное общественное явление;

• нормативно-ценностный – политическое воздействие на общество и личность с точки зрения справедливости, свободы, прав человека;

• сравнительный – сравнение однотипных полит систем, режимов, политических явлений.

Методы эмпирического познания — это средства и способы получения новых знаний о конкретных политических явлениях. К ним относятся:

— описание — наблюдение и фиксация в терминах, принятых в политической науке, наиболее значимых черт, проявлений политической жизни;

— разнообразные формы анкетирования (беседы, интервью, опросы), которые используются для выявления состояний общественного мнения, создания представлений о позициях и ориентациях участников политического процесса;

статистические методы, с помощью которых производится накопление и систематизированное обобщение разнообразных эмпирических данных, сведений, отражающих различные стороны и состояния объекта.

математические методы сбора и обобщения политической информации. Они открывают возможность моделирования политических процессов — составления схематических образов изучаемых объектов, отражающих их сущностные качества;

методы семиотики — науки о знаковых системах, которые весьма продуктивны в изучении политикию

4. Политическая мысль Стародавнего мира

Политическая мысль в Древней Греции и Древнем Риме развивалась как форма теоретического обобщения интенсивной политической жизни, характерной для этих обществ. Функционирование институтов полисной демократии невозможно без активного участия граждан в политике, что предполагает выбор оптимальных для этого форм государственного устройства, существование механизма разрешения политических конфликтов, возникающих между гражданами, наличие представлений о путях обеспечения единства общества при наличии очевидных и острых социальных различий. Многие идеи, возникшие в то время, не потеряли своей актуальности по сию пору.

Великий греческий философ Платон (427—347 гг. до н. э.) в своих произведениях (“Государство”, “Политик”, “Законы”) создал интересную версию происхождения государства: оно возникает потому, что каждый из людей не в силах удовлетворить свои потребности в одиночку и нуждаться в помощи.

Он сформулировал представление об идеальном государстве, т.е. реально не существующем идейном образе, и его особенностях:

власть здесь принадлежит людям способным, присутствие социальной иерархии выражается в неравенстве властных полномочий, которыми обладают разные социальные группы; политические отношения в таком государстве подчиняются принципу справедливости, смысл которого Платон видит в том, что каждый выполняет определенные обязанности и получает за них вознаграждение; “коммунизм” как принцип равенства потребления осуществляется в высших классах и служит условием сохранения их сплоченности перед лицом классов низших.

Платон дал характеристики реальных типов государственного устройства, бытовавших в его время и служивших искажением задаваемого идеальным типом образца: тимократия — власть честолюбцев; олигархия — господство немногих над большинством; демократия — власть большинства (один из недостатков данной формы правления он видел в том, что здесь обостряются противоречия между бедными и богатыми); тирания — власть одного над всеми (наихудший вид правления, по мнению Платона).

Другой великий греческий философ Аристотель (384—322 гг. до н.э.) обращается к исследованию проблем политической жизни в таких трудах, как “Политика”, “Афинская полития”, “Этика”. Он разделяет формы государственного устройства на правильные (монархию, аристократию, политик) — здесь власть осуществляется во имя общего блага) и неправильные (тиранию, олигархию, демократию, где механизм власти подчинен интересам тех, кто правит). Лучшим типом государственного устройства Аристотель считал политика, сочетающую в себе качества аристократии и демократии.

Философ обращает особое внимание на социальную сторону политических процессов, указывая на имущественное неравенство как основу общественных потрясений.

В созданной им теории “среднего элемента”, под которым понимается слой не бедных и не богатых людей, дорожащих своим положением и независимостью и удерживающих общество от социальных потрясений, явно прослеживается идея, положенная в основу широко распространенной в современном обществе теории “среднего класса”.

Столь же актуальные для современности многие идеи высказал великий римский мыслитель, оратор, политический деятель Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н. э.).

Вслед за Аристотелем наиболее привлекательной он считал форму правления, сочетающую в себе черты демократии и аристократии. Он предложил версию права как естественного, неотъемлемого качества природы человека и общества.

В “Кратком пособии для претендентов на выборные должности” Цицерона немало полезных советов, которые вполне годятся для использования и в современной политической практике.

 

5. Политическая мысль Средневековья

 

Характерные черты эпохи:
• формирование политических идей, преимущественно религиозными мыслителями;
• обоснование приоритетов церкви над государством в политике;
• теоцентрическое мировоззрение и восприятие мира.

В течение всего Средневековья сохранял силу принцип единства всех сфер жизни, их нерасчлененности и подчиненности некому единому началу.
Феодальная система не знала аппарата государства, существующего самостоятельно от хозяйственной системы, или аппарата управления хозяйством. Аристократия, городские и сельские общины, корпорации ремесленников представляли собой в той или иной форме привилегированные группы, обладающие определенными свободами в рамках своей сферы деятельности. Это был период преобладания частного права. Все права коренились в собственности, в договоре и наследстве. Власть оказалась теснейшим образом сопряжена с землевладением. В средневековой концепции свободы отсутствовало различие между гражданской и политической свободами. По прежнему философия сохраняла за собой статус универсальной дисциплины, призванной исследовать и объяснять все аспекты общественной и индивидуальной жизни, но, по сравнению с античностью роль философии подверглась существенной трансформации. В основе этой трансформации лежало радикальное изменение самой постановки основополагающих проблем мироустройства.

После принятия христианства постепенно христианская теология приобрела политическое значение. Церковь утверждала, что она получила власть прямо от самого Христа, и в силу этого безусловная обязанность земных государей состоит в том, чтобы подчиняться главе христианской церкви.

Наиболее ярким представителем всей средневековой западноевропейской философии и политической мысли был Аврелий Августин (354-430).
Литературное наследие Августина насчитывает более 40 томов. Наиболее важные работы Августина: «Исповедь», «О Граде Божьем», «Пересмотры».

Вся история человечества, считал Августин, — это борьба двух градов. Град земной подвергает гонениям Град Божий, так как его жители самолюбивы и эгоистичны, а их стремление к мирской жизни постоянно приходит в противоречие со стремлением тех немногих, которые стремятся к жизни праведной. Для людей праведных Бог — высшая ценность, а любовь к нему и презрение к себе — цель жизни. Именно такие люди, покорные Богу и церкви, достойны Града Божьего, считает Августин. Так как церковь является представителем Божьего Града на Земле, то и власть ее выше любой светской власти, а монархи должны быть слугами церкви.
Наиболее ярким и крупным представителем средневековой схоластики и всей западноевропейской философии был Фома Аквинский (1225— 1274).

Фома Аквинский различает три элемента власти: сущность, форму (приобретение и устройство) и использование. По своей исконной сути власть есть установление божественное, а поэтому всегда несет людям хорошее. Однако конкретные формы и способы приобретения власти, ее устройства и использования могут быть дурными, несправедливыми. Отсюда повиноваться властям следует в той степени, в какой она проистекает от Бога.
Несомненной заслугой Фомы Аквинского является разработка специальной теории закона. Вечный закон заключен в Боге, тождественен ему и существует сам по себе. Что касается других законов, то они являются производными от вечного закона и связаны с ним особыми отношениями субординации.

 

 

6. Политическая мысль эпохи Возрождения и просвещения

Эпоха Возрождения (Ренессанс) определяется как исторический процесс идейного и культурного развития накануне ранних буржуазных революций. Ее элементы начинают проявляться на поздней стадии феодализма и обусловлены его распадом.

Возрождение выдвинуло на первый план совершенно новые политические проблемы, возникшие вместе с кризисом феодализма, расширением рационального мышления, развитием новой структуры общества.

Это были проблемы, связанные, во-первых, с новым видением человека, уровня ее свободы, прав и обязанностей, во-вторых, с доступом к власти, поскольку расширялся круг владельцев, что приводило к увеличению количества индивидов, которые могли участвовать в принятии политических решений.

Наиболее известным и выдающимся представителем эпохи Возрождения был итальянский мыслитель Никколо Макиавелли (1469-1527). Его самый известный политический трактат - «Государь».

Этот период представляет собой время постепенной стагнации экономического расцвета итальянских городов, а центр экономического развития постепенно перемещается в Англии, Голландии и частично во Францию. Быстрое экономическое развитие происходит во второй половине XVI в. В Нидерландах.

Основу рационального мышления заложил его выдающийся представитель Фрэнсис Бэкон. Он является автором известного произведения «Новая Атлантида», который является социальной утопией и в каком Бэкон выражает представление об оптимальном устройство общества. Социально-политические взгляды Бэкона достаточно умеренными.

Представителем авторитарного направления политической мысли Нового времени был Томас Гоббс - английский философ. Основой его взглядов относительно общественного строя и возникновения государства есть естественная склонность людей вредить друг другу

Представители Просвещения выступали против идейного засилья религии, добивались политических свобод и критиковали все, что было связано с бывшим устройством общества. На первое место деятели Просвещения стали выдвигать свободу человека и силу человеческого разума.

Ярким представителем эпохи раннего Просвещения был нидерландский философ Бенедикт Спиноза. Он считал, что государство возникло на основе общественного договора для того, чтобы люди могли обеспечить свою собственной безопасности, а также осуществлять взаимопомощи. Главным аспектом политических взглядов Спинозы был вопрос свободы.

Идеи Нового времени и эпохи раннего Просвещения привели к распаду феодализма и стали фундаментом либерализма. Среди них важна была идея о том, что главной функцией государства является защита и охрана природных прав каждого гражданина.

Одним из основоположников доктрины либерализма был английский философ и политический мыслитель Джон Локк.

Существенное влияние на его политическое мировоззрение оказала английский революция 1688 года, основой которой был компромисс между дворянством и буржуазией.

Джон Локк исходит в своих научных построениях из теории естественного состояния людей и договорного возникновения государства

Выдающимся политическим мыслителем эпохи Просвещения во Франции был Шарль Монтескье. Он пытался найти такие принципы общественного устройства, гарантировали бы определенную социально-политическую стабильность и гражданские свободы.

Выдающимся представителем французского Просвещения был Жан-Жак Руссо. Центральным мотивом его учение выступает проблема неравенства между людьми.

Важный вклад в развитие политической мысли сделали немецкие мыслители Иммануил Кант и Георг Вильгельм Фридрих Гегель.

Кант занимался разработкой проблем права, государства и закона, впервые ввел понятие «правовое государство».

Гегель ввел понятие «гражданское общество», которое, по его мнению, представляет собой общество собственников, свободно обмениваются предметами собственности и тем самым обеспечивают взаимное признание.

7. Политические теории Нового времени.

Качественные изменения с позиции возникновения политической науки произошли в связи с переходом от Средних веков к Новому времени. Следует отметить, что только начиная с Нового времени можно вести речь о мире политического и гражданском обществе, как о самостоятельных подсистемах человеческого социума

К середине ХVIII в. философия разделилась на естественную и моральную, позднее эти две сферы знания получили названия «естественные науки» и «моральные науки». В рамках моральных изучались и анализировались почти все общественные и политические явления, процессы, институты.

В ХIХ в. возникло и получило распространение понятие «гуманитарные науки». В рамках социальных и гуманитарных наук и сформировалась политическая наука.

Большой вклад в освобождение политики и политической мысли от теологии и церковной морали внесли Н.Макиавелли, Ж.Боден, Т. Гоббс, Б.Спиноза.
Во второй половине ХVIII – начале ХIХ в. были сформулированы важнейшие подходы, которые послужили основой для разработки ведущих политических теорий и концепций современности.
Многие политики нового времени стремились к тому, чтобы свести политику к науке с целью создания механизма разрешения или смягчения политических конфликтов. Считалось, что наука о политике, раскрывая причинно-следственные закономерности и связи в тех или иных конкретных формах и сферах дает возможность определить константы и переменные величины, действуя на которые удается достичь желаемых результатов.

Создавалась методология анализа общественно-политических явлений, разрабатывались новые специальные методы исследования, неуклонно возрастал интерес к методам формально-правового анализа, юридической логике и сравнительно-правовому анализу. Уже к началу ХIХ в. созрела мысль о необходимости систематического эмпирического изучения политических феноменов, исследования политики с помощью конкретных методов.
ХIХ век стал в некотором роде веком не только исторической, но государствоведческой, юридической науки, поскольку он ознаменовался развитием истории и теории права. С этого времени начинается период окончательной институализации политологии как самостоятельной научной и учебной дисциплины.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных