Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Зарождение и развитие политической мысли в Украине




с древних времен и по 18 ст.

Политическая мысль древних жителей украинских земель существовала в виде общественно-политических взглядов, имели религиозно-мифологический характер. Чаще всего они были связаны с практической жизнью и основными потребностями.

Важным фактором, способствовавшим объединению Руси и превращению ее в большую феодальное государство, усилению политической власти правления, было введение христианства на Руси. Его утверждения способствовало не только развитию общественно-политической мысли, но и усилению экономических и культурных связей с Византией и другими европейскими странами. Под влиянием византийской философии формировалась теологическая и политическая мысль. Эти процессы способствовали рождению единства общественно-политического строя, общественных отношений и права.

Центральной политической проблемой того времени была проблема взаимоотношений светской и церковной властей.

С одной стороны, церковь в Киевской Руси стремилась подняться над великокняжеской администрацией, пыталась стать центром единения удельнораздробленного государства, что нашло свое концептуальное отражение в церковном учении о богоугодного властелина, в основе которого лежала идея родового, династического княжение. С другой стороны, отражая интересы светской власти, постепенно сложилась концепция единовластие, верховенства только светской власти.

В основе первой концепции о богоугодного властелина лежали мысли отцов церкви - Василия Великого, Иоанна Златоуста (IV в.) О духовном проводничество в государстве как залог благополучия и мира, соблюдение заповедей Божиих, прекращения удельной борьбы за власть. Опираясь на них, печерский игумен Феодосий заложил основы теологической концепции. Он отмечал, что светские властители не хранят, а только защищают веру, стоя на процерковних позициях. Занимая ортодоксальную позицию, Феодосий утверждал, что путь к истине лежит через восточное христианство (православие). Согласно данной концепции важным аспектом была централизация государства, но под руководством церкви.

Создателем второй концепции был митрополит Иларион. Ему принадлежит известный труд «Слово о законе и благодати». Он считал, что единовластие является опорой христианской веры. Благодаря великокняжеском централизма православия утвердилось на Руси, именно ему оно масс обязан своим существованием. В одновластного монархии Иларион видел главный гарант единства и силы государства, его территориальной целостности, Поэтому христианство должно служить консолидации страны, стоять на охране общегосударственного централизма.

Одним из самых известных представителей политической мысли Киевской Руси был Владимир Мономах. В частности, он считал, что совершать беззакония не имеют права не только сыновья князей, но и служебные люди. В начале казацко-гетманской эпохи важным центром общественно-политической жизни оставалась галицкая земля. Такие связи с западноевропейской культурой способствовали распространению идей гуманизма. Среди представителей этого направления в политической мысли можно выделить Юрия Котермака-Дрогобыча и Станислава Ореховского.

Среди выдающихся мыслителей казацко-гетманского периода выделяется Иван Вышенский Церковь и общество в целом он представлял в образе основанной на братстве и равенства соборности.

Значительное распространение образования в Украине стало важным условием создания Киево-Могилянской академии. Это учреждение стало первым высшим учебным заведением на восточнославянских землях. Ее основателем был Петр Могила.

Феофан Прокопович считал, что естественным для человека творить добро, это дар его природы, как и совесть, что побуждает человека на это добро.

Стефан Яворский стремился использовать все позитивное, что имели в себе католицизм и протестантизм, оставаясь на позициях православия. Он утверждал о необходимости равноправия сотрудничества церкви с государством для общей пользы.

Свидетельством повышения уровня политической мысли стали «Пакты и конституции законов и вольностей Войска Запорожского», заключенные в апреле 1710 года между гетманом Филиппом Орликом и Войском Запорожским.

Выдающийся украинский мыслитель Григорий Сковорода считал, что государственное устройство, политический строй зависит от того, насколько социально-политическое состояние членов общества соответствует их духовной природе.

 

9. Украинская политическая мысль Нового времени

В конце XVIII - начале XIX века политическая мысль в Украине вступает в новый период своего исторического развития. Главными источниками возрождение национального сознания было воздействие западноевропейских политических идей, в частности идей Французской революции.

В первой половине XIX века в Украине возникло Кирилло-Мефодиевского общество, олицетворяло цвет украинской политической мысли, объединяло людей, оказавших огромное влияние на ход и дальнейшее развитие украинского возрождения.

Представители: Костомаров, Кулиш, Гулак, Шевченко.

Основными задачами они считали построение славянской союза христианских республик, уничтожение крепостничества и абсолютистской власти в Российской империи как необходимого условия создания этой союза, распространение христианского общественного порядка на весь мир как следствие осуществления христианского собрания славянами.

Кирилло-мефодиевское общество призвало славян к объединению, но в условиях образования каждым народом своей собственной суверенной республики, независимой от других, построенной на демократических началах. Члены общества стремились достичь своего идеала через государственные реформы, так и благодаря распространению образования, нравственного совершенствования человека.

Михаил Драгоманов считал, что чем более высоким является уровень развития общественной организации, тем выше должна быть степень социального прогресса.

Иван Франко. В своих произведениях он уделял значительное внимание кооперации, организации взаимопомощи для социальной защиты, борьбе за просвещение работников, повышения их культурного уровня. Однако он не выступал за диктатуру пролетариата, а был за широкое самоуправление и акцентировал внимание на общечеловеческих, а не классовых ценностях.

Михаил Грушевский - первый Президент Украинской Народной Республики (УНР). Вначале он поддерживал идеи федеративных форм организации государственной жизни нации и выступал за национально-культурную автономию Украины в рамках Российской империи.

Однако большевистская революция и новый характер украинско-российских отношений внесли значительные коррективы в политические взгляды Грушевского. Он подвергает резкой критике политику советской России в Украину, поскольку, по его мнению, большевистские руководители под своим федерализмом скрывают худший террористический централизм.

Владимир Винниченко - выдвинул собственную концепцию Украинский рабоче-крестьянской революции. Главным ее структурным элементом было сочетание социально- экономических факторов с национально-политическими при преобладании первых.

Представителем национально-государственного направления в политической мысли Украины был Дмитрий Донцов. Его национализм представлял собой мировоззрение, что является стимулом всех человеческих начинаний и взаимоотношений. Провозглашая главной образом деятельности человека волевой аспект человеческой психики, он подносил к уровня абсолютных человеческих ценностей иррационализм, экспансию, насилие и фанатизм. Выдвинул идею переориентации Украины на Запад, так как считал Украину европейским государством.

Выдающимся украинским политическим мыслителем консервативного направлении был Вячеслав Липинский. Он сформулировал оригинальную доктрину государственного устройства Украины. Суть данной доктрины заключалась в наследственной трудовой монархии во главе с гетманом. Она базировалась на концепции земледельца как главной движущей силы политического процесса. Именно земледельцы-собственники должны восстановить утраченную государственность

10. Политическая концепция укр. мыслителей 19 ст.

Развитие политической мысли в тот период определялось рядом факторов как внутреннего, так и внешнего характера: первой мировой войной и Октябрьской революцией, распространением социалистических идей (марксистских и немарксистских), неудачей в борьбе за украинскую государственность и необходимостью переосмыслить основные события украинской революции, внутренними процессами в советской Украине, волной национализма, ставшей в послевоенной Европе угрожающей силой и др. На этом фоне происходит переоценка ценностей, проявляются новые общественно-политические движения и концепции.

Либерализм. В отличие от Западной Европы, где либерализм в XIX в. "триумфально шествовал", в Украине либеральные идеи не получили столь успешного распространения и не приобрели окончательного оформления. Можно выделить три этапа в распространении либерализма в Украине. Начало первому было положено М. Драгомановым, который во второй половине XIX в. попытался соединить западные либеральные идеи с социальными и национальными. Второй этап связан с деятельностью, главным образом научно-культурной интеллигенции, представителей российского либерального течения в Украине в конце XIX - начале XX в.в. Распространению либерального мировоззрения способствовали, кроме М. Драгоманова, М.Ковалевский, М. Туган-Барановский, А. Крымский, В. Вернадский. Третий этап распространения либеральных идей в Украине относится к 70-90-м годам XX века. В 70-х годах либеральная традиция получила развитие в движении украинских диссидентов и проявилась в правозащитной деятельности и программных документах Украинской Хельсинской группы, которая подняла вопрос о нарушении прав и свобод личности в СССР и о политической независимости Украины (В. Черновол, Е. Сверстюк, В. Стус,)

Национально-демократическое направление (или национально-государственное). Это интеллектуально-политическое направление зародилось в Галиции и связано с именами И. Франка, Ю. Бачинского и др. В частности, И. Франко, выступая за демократическое разрешение национального вопроса, за равенство наций, против мессианства любой нации, всегда был украинским патриотом. Проблема национальной независимости еще более остро поставлена Ю. Бачинским в статье "Ukraina Irredanta".

Основные постулаты национально-демократической доктрины: обоснование права украинского народа на самоопределение в границах своей этнической территории; признание национальной идеи и психологии основой бытия и сущности нации; демократический политический режим и республиканская форма правления — основа политического строя украинской нации.

Консерватизм, как и либерализм, не получил широкого распространения в Украине. Непосредственная причина его появления была связана с сопротивлением русификации и полонизации. В XIX в. к консервативному течению украинской политической мысли относились Г. Галаган (1819-1888), П. Кулиш (1819-1897) и др.

Интегральный национализм. Представители этого направления связывали возрождение Украины с нацией как высшей общественной ценностью. В его развитии можно выделить три этапа: 1. ранний (романтический национализм — начало XX в.), связан с Н. Михновским; 2. классический (20-30-е годы) представлен Д. Донцовым; 3. современный (60 - 90-е годы), не имеет ярких представителей, отражен в деятельности различных немногочисленных националистических организаций и партий (О. Тягылбок).

Украинский национал-коммунизм. Представители этого общественно - политического направления, в отличие от консерваторов-монархистов и националистов, искали путь национально-государственного возрождения на основе социалистических преобразований. Его появление связано, с одной стороны, со слабостью, незрелостью и расколом украинского демократического движения в начале XX ст., с другой стороны — с начатой большевиками в 1923 г. "украинизацией", породившей среди украинских левых надежду, что возможно решить украинские национальные и государственные проблемы, опираясь на советскую власть и большевистскую партию. Самыми известными представителями этого направления были В. Винниченко, Н. Хвылевой, Н. Скрыпник, А. Шумский.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных