Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Ткани и их плетение




Прежде чем повести речь о строительстве ткацкого станка, расскажем об основах тканья, или ткачества.
Переплетая нити основы и утка (продольные и поперечные нити), мы получим то, что называется тканью. Если нити основы и утка будут переплетаться между собой по-разному, мы добьемся разнообразия в узоре ткани. На рис.1 представлено одно из простейших плетений, так называемое гроденаплевое. Нити 1, 2, 3, 4, 5, б, 7, 8 натянуты в какой-либо раме параллельно друг другу. Это основа. Ее пересекает одна поперечная нить (9) — уток. Уточная нить, меняя направление, каждый раз огибает крайнюю нить основы, образуя при этом плотную кайму, называемую кромкой.

Переплетения нитей в тканях принято делить на три главных вида: тафтяное, или гроденаплевое, киперное, или саржевое, и атласное. Первый вид плетения (гроденаплевое) в зависимости от материала, из которого состоит нить, получает дополнительно соответствующее название. То есть тафтяное плетение употребляется, когда речь идет о тканях шелковых; суконное переплетение — для тканей шерстяных; полотняное, или миткалевое переплетение соотносится с тканями льняными и хлопчатобумажными. Гроденаплевое, или тафтяное, переплетение является наиболее прочным в силу того, что оно имеет наибольшее число переплетений и перекрещиваний нитей. Но с другой стороны, именно по этой причине каждая нить как бы скрадывается и поэтому в целом ткань не выглядит блестящей и гладкой.

Рис. 1. Гроденаплевое плетение: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 — нити основы; 9 — уточная нить.

 


Рис. 2. Рапсовое плетение

 

Вариант гроденаплевого переплетения можно получить, если нити основы будем пропускать то над двумя, то под двумя уточными нитями (рис. 2). Получаемую таким образом ткань называют основным рапсом. Таким же способом можно получить и уточный рапс. Для этого нужно двойные нити основы, в свою очередь, пропускать то над, то под уточными нитями. К рассматриваемому виду тканей относятся тафта, сукно, полотно, миткаль, муслин, орлеан и др.

Второй вид плетения, а именно киперный, или саржевый, представлен на рис. 3 и 4. Для этого вида плетения характерным является появление диагонально проходящих полосок, выпуклых по отношению к прочей поверхности ткани. Полоски чередуются с узкими бороздками, образующимися чередованием неперекрытых нитей основы с перекрытыми уточными нитями, и наоборот. Так как переплетения саржевого вида очень разнообразны, то различны и сами ткани. Но общее их отличие, скажем, от тафтяных тканей состоит в том, что они обладают большим блеском и гладкостью. И это свойство тем отчетливее, чем менее связанными будут нити основы и утки, что видно при сравнении рис. 3 и 4. Разновидностями киперных тканей являются бумазея, левантин, кашемир, казимир, дрель, буксин, фланель и т.д. Из рис. 3 и 4 видно, что каждая нить основы (1, 2, 3, 4, 5...) сдвинута по отношению к. соседней, причем сдернута только на один уток. Перекрытия же основы и утки и образуют косые полоски.

Рис. 3 и 4. Киперное, или саржевое, плетение

Третий вид плетения — атласный или сатиновый — получается в том случае, если ткань будет строиться так, чтобы нити основы и утки при перекрытии не примыкали друг к другу, а были сдвинуты. И поболее, чем на одну нитку (рис. 5). При атласном плетении нить основы сначала сама перекрывает несколько нитей утка, идя по ним свободно. А затем ее, в свою очередь, перекрывает уточная нить. Следующая нить основы идет таким же образом, перекрывая то же число уточных нитей. Но уточные перекрытия двух соседних нитей основы по меньшей мере на две нитки сдвинуты. Из рис. 5 видно, что нить основы свободно перекрывает 7 нитей (оборотов) утка, а затем ее саму перекрывает уточная нить. Получаемая таким способом плетения ткань называется восьмивязным атласом.

Рис. 5. Атласное плетение

Понятно, что атласный вид переплетения допускает немалое разнообразие. Ткань же в результате получается с великолепным блеском и шелковистостью. Ластик, разные сатины, дриль и т.д. — названия тканей, получаемых атласным видом плетения,

Нужно также сказать еще о том, что встречаются комбинированные виды плетения. То есть ткань может быть с одной стороны атласная, а с другой — тафтяная, или киперная (так называемая двусторонняя материя).

Сырьем для тканей служат различные волокнистые материалы растительного или животного происхождения. Это шерсть, шелк, хлопок, лен, джут, пенька, крапива и т.п. К нитям предъявляют определенные требования. Они должны быть тонкими, гибкими, растяжимыми, однородными, крепкими, хорошо извитыми, длинными, ровными по толщине. С такими нитями можно получить добротную ткань. Для грубых и дешевых тканей требования, предъявляемые к нитям, снижаются. Сами же ткани мы должны стремиться получить плотными, прочными, мягкими и разнообразными по рисунку.

Ткачество

Слово это родственно связано с глаголом «ткать». В свою очередь, глагол «ткать» произошел от «протыкать» (ткач протыкает нитку через полотно других ниток), «утыкать» (отсюда «уток»), «тыкать». При опущении буквы «ы» образовался сокращенный глагол «ткать». Перетыкая, переплетая под прямым углом нити основы и утка, ткач получает ткань. Ее можно получить как ручным способом (на ручных станках), так и более сложным машинным (на автоматически действующих быстроходных станках).

 


Рис.6. Схема образования зева для ускоренного плетения тканей: А — рамка, на которой зацеплены нечетные нити основы (б) 1,3,5; 5 — рамка, на которой закреплены четные нити основы (б) 2,4,6; В — брусок; С — уток

 


Рис. 7. Зажатие уточной нити между нитями основы при попеременном поднимании и опускании рамок А и Б.

Подобный способ плетения значительно упрощает ткацкое дело, особенно если брать в расчет, что ширина тканей будет состоять от 1000 до 3000 нитей основы.

Переплетающиеся нити утки и основы образуют ткань. С каждым новым зевом она будет нарастать, и челнок будет все ближе и ближе приближаться к рамке А. Чтобы процесс ткачества сделать более продолжительным, заменим брусок В на вращающийся валик. Закрепим концы нитей основы уже на нем. Противоположные концы нитей основы закрепляют (точнее, наматывают) на другом валике. По мере создания ткани ее наматывают на первый валик, а нити основы с другого постепенно сматываются. Зев же между четными и нечетными нитями образуется примерно в одном месте.

В простейшем ткацком станке нити основы по дороге между двумя валиками пропускают через петельки ремизки (рис. 9). Эти петельки сделаны в проволочных нитях, натянутых между двумя брусками а и б, что, в сущности, и представляет собой ремизка. Количество петель, показанных на рис. 9, — 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7. Проволочки с петлями в ремизке называют нитченками. Минимальное количество ремизок для гроденаплевого плетения две. Они же те самые наши рамки А и Б. Как понятно читателю, в нитченки одной ремизки пропускают нечетные нити основы, в нитченки другой — четные. Поднимая поочередно ремизки, получаем зевы. Далее вступает в дело челнок, и процесс ткачества идет своим чередом. Удобство ремизок по сравнению с обычными рамками А и Б состоит в том, что они, попеременно поднимая нити основы, не мешают постепенному их пропуску со второго валика на первый. Кстати, в ткацком станке эти валики носят названия задний навой и передний навой. Как только зев от переднего навоя несколько удалится, ткань наматывают на этот самый передний навой, возвращая зев на прежнее место.

Рис. 8. Ремизка: 1,2,3,4,5,6,7 — нитченки (проволочки с петельками); а — верхний брусок ремизки; б — нижний брусок

Одним из традиционных видов народного искусства является ткачество. Узорные скатерти-столешницы, полотен­ца были известны еще в XVII в. Однако наиболее полное представление о характере этого ремесла различных районов можно иметь по материалам XIX- XX вв. Узорное зодчество - живое современное искусство.

Во многих районах и сейчас продолжают выполнять самобытные изделия с применением традиционных приемов тканья. Различными видами узорного ткачества владеют многие мастерицы, живущие в сельской местности Архангельской, Нижегородской, Рязанской областей. У русского населения сохранились великолепные по художественной выразительности образцы старинного рукоделия. Одни из них связаны с ансамблем народного костюма, преимущественно женского, другие представляют собой узорные изделия для убранства жилища.

В одежде особенно нарядным был праздничный костюм. В него входили шитые из домотканого холста рубахи с широким тканым узором на подоле и рукавах, передники - запоны, клетчатые поневы, шушпаны, узорные тканые пояса и многое другое. Среди бытовых изделий можно выделить льняные узорные скатерти-столешницы с прошвой посередине, полотенца, нарядные подзоры, коврики, дорожки, покрывала. При сравнении современных изделий узорного ткачества с подобными изделиями прошлого века можно увидеть устойчивость традиционных технических приемов и связанных с ними художественных особенностей.

Ручное узорное искусство данного вида не требует сложного оборудования. Наиболее распространенным был деревянный станок - кросна без челночных коробок с ремизками (нитченками) и короткими подножками-цепями. С помощью этого примитивного оборудования искусные мастерицы и теперь производят разнообразные изделия, применяя простые и сложные приемы ткачества. В прошлом в нем широко использовали лен, коноплю, шерсть, а позже - покупной гарус, хлопчатобумажные нитки.

Художественное решение узорных тканей в большей степени зависит от техники ткачества, поскольку фактура самой ткани, ее орнаментальное решение определяются особыми видами заправки станка, включением цветных просновок, дополнительных утков. В русском узорном мастерстве были широко распространены такие виды, как закладное, браное, выборное, переборное, ремизное. По видам мастерства и стилевым особенностям орнамента особо выделяется искусства Русского Севера, куда входят Архангельская, Вологодская, Псковская, Новгородская области. Для него характерны мелкая узорчатость, графическая проработка элементов орнамента.

Суровая и сдержанная по краскам северная природа во многом определила характер произведений народного искусства, в том числе и узорных материалов. В них чувствуется некоторая скупость художественного оформления. Цветной узор заполняет обычно только небольшую часть изделия, чаще всего край, основное же поле остается гладким - белым или суровым. В ткачестве рисунок выполняется почти всегда красным утком по светлому фону, а иногда - просто белым по белому, причем красный цвет в узоре из-за малой плотности воспринимается приглушенным, чуть розовым. В этих узорах можно найти самые разнообразные мотивы. В одних мы видим изображение сильно измененных геометризованных фигур людей, птиц, коней, деревьев. Рядом с ними почти всегда помещался геометрический орнамент, построенный на сочетаниях ромбов, квадратов.

Изделия центральных южных районов России более плотные по узору и более сочные и насыщенные по цвету. В одежде очень часто для повышения декоративной звучности узоры дополняли вышивкой, нашивками цветных лент и позументов. Это подчеркивало интенсивность цвета, придавало одежде большую нарядность. В районах Поволжья с давних пор сложились свои стилевые черты узорного ткачества, для которого особенно характерны повышенная декоративность и многоцветность.

Современное узорное искусство данного вида развивается очень активно. Это объясняется тем, что вещи, изготовленные ручным способом, отличаются от машинных неповторимостью композиционного и колористического решения, богатством орнамента, разнообразием структурных переплетений.

Для узорного ткачества характерна преемственность местных художественных традиций, сложившихся на протяжении многих веков. Оно органически входит в современную предметную среду, а это служит залогом его дальнейшего развития. Единство функции и формы вещи, ее художественного образа и материала - достижение традиционного искусства, обеспечивающее жизнь узорному ткачеству не только в наши дни, но и в будущем.

 

 

История войлока – см выше

Лоскутное шитье – см выше

Ковроткачество сохранилось практически в первозданном виде. Как много лет назад, так и сейчас сначала создается тканая основа, в которую потом вплетается ворс, причем каждая ниточка завязывается вручную узлом. Ковровщицы, не один год, занимающиеся этим рукоделием тратят на каждый узел до 2 секунд, и могут завязать 7 – 10 тысяч узлов в день, а при помощи станков – до 14 тысяч. Их производительность зависит от множества параметров: вида узора, плотности плетения, материала, из которого выполняется ковер. Качество, а соответственно и стоимость ковра определяется плотностью плетения – чем больше узлов на единицу площади, тем прочнее и дороже ковер.

Заключительным этапом при изготовлении ковра является стрижка ворса. В одном случае он может быть одинаковой длины, а в другом - выстрижен рельефно. Иногда встречаются плетеные ковры, в которых пряжа вплетается в тканевую основу при помощи узлов, но в то же время сохраняется ворс. В ковроткачестве используются различные виды узлов: персидский, турецкий, тибетский, берберский и испанский.

Ворсовые ковры имеют мягкую ворсовую поверхность, которую образуют ковровые узлы, завязанные на нитях основы. Такие ковры делятся на собственно ворсовые (высота ворса 4-10 мм) кавказские и среднеазиатские с геометрическим рисунком; махровые – более рыхлые сибирские ковры с высотой ворса 20-30 мм, чаще с растительным узором; прибалтийские ковры в технике рю-ю с длиною ворса 70-80 мм.

Для изготовления ковров ручной работы используют множество видов узелков, но из них выделяют 2 основных вида: турецкий узел и персидский узел.

6 месяцев – среднее время изготовления ковра ручной работы. Почему же так много времени уходит на то, чтобы сделать ковер ручной работы? Скорость плетения ковра ручной работы и его качество зависит от сложности узора и от количества узлов на квадратный метр. Мастера ткут вручную ковер, который состоит из сотен тысяч узлов. Узелки обвиваются вокруг шерстяных и шелковых нитей, образуя разнообразные узоры, орнаменты и рисунки на коврах. Узлы из пряжи – основная составляющая ковра и очень кропотливая работа.

Для изготовления ковров ручной работы используют множество видов узелков, но из них выделяют 2 основных вида: турецкий узел и персидский узел

· Турецкий узел или симметричный используется мастерами ковроткачества не только в Турции, но и на Кавказе, в Иране. Знаменитые иранские ковры Тебризткутся именно турецким узлом. Технология узла гиордес (третье название турецкого узла) состоит в том, что нитка узелка завязывается с двумя соседними нитями основы с разных сторон и оба ее конца выходят наружу. Таким образом, узелок выглядит симметрично;

· ​​Персидский узел или ассиметричный широко используют в Китае, Индии, а также для производства турецких ковров ручной работы. При использовании персидского узла для плетения ковра ручной работы, мастер обвивает нить узла вокруг нити основы, далее пропускает нить узла под соседней нитью и выпускает ее наружу. Узел сенне (исконное название персидского узла) может выходить направо и налево;

Турецкий узел намного сложнее в плетении, поэтому он считается более долговечным, и используют его, как правило, для плетения обиходных ковров. Благодаря таким узелкам ковер становится плотным, а значит и увеличивается его качество и цена на ковры ручной работы.

 

Для передачи деталей в орнаментах и рисунках используют ассиметричный узел маленький, так как он занимает немного места. В индийских шелковых коврах, где преобладают растительные орнаменты, очень часто может встретить именно персидский тип узла.

При производстве недорогих ковров ручной работы может быть использован узел джафти. Его считают экономичным вариантом персидского и турецкого узла, так как обвиваются пряжей сразу 4 нити. Так экономится время для плетения ковра вручную, однако плотность ковра уменьшается, и служить он будет меньше.

Цена на ковер ручной работы зависит от плотности ковра, то есть от количества узлов на квадратный метр. Высокоплотными считаются китайские ковры ручной работы.

Монотипия – это создание оттисков на любой поверхности, является одной из самих простых техник рисования. Как сведетильствует название (греч-с. Monos. – единственный и typos – ОТТИСК) этого вида графики, мотипия не относится к способу типографического тиражирования изображений. Она дает возможность создать только один оттиск и имеет в себе элементы живописи и является неповторимым, Тот, кто работает в этой технике, наносят краску на гладкую поверхность (стекло, пластик и т.д.), после чего готовый рисунок прижимают к основе, которую декорируют. Изображение, которое получилось называется МОНОТИПИЕЙ

История декорирования тканей уходит своими корнями в в глубокую древность. Очевидно с незапамятных времен в человеке жила потребность сделать свою одежду более нарядной.

Рисунок на ткани можно получить либо переплетением нитей, как это делается в ткачестве или при помощи красителя нанесенного на поверхность ткани, тем или иным способом. Сведения о различных методах декорирования тканей не полны и отрывочны. Древнейшие сведения об этом были обнаружены во время раскопок в Древнем Египте. Раскопки 1881 года, положили начало общего изучения Египта.

Первые же находки вызвали большой интерес в России. Эрмитаж посылает в Египет хранителя В.Г.Бока для изучения и сбора египетских тканей. Привезенные им ткани составили основное ядро собрания Государственного Эрмитажа. Интересную группу представляют ткани, рисунок на которых выполнен путем окраски, отдельные ее образцы датируются 5-8 в.в.

Способ окраски, предположительно заключался в следующем: Весь узор покрывался с обеих сторон ткани каким либо предохраняющим от краски составом. После чего ткань погружалась в жидкий краситель, таким образом фон окрашивался в необходимый цвет. После сушки состав снимался с ткани.

Однако в Китайских рукописях датированных 8 веком упоминается о способе нанесения рисунка с помощью воска. В рецепте стокгольмского папируса приводится ряд красителей растительного и животного происхождения, с указанием способов приготовления красителя для получения желаемого оттенка.

Отрывочные и далеко не полные сведения о различных методах декорирования тканей не позволяют нам определить время зарождения этого вида декоративно- прикладного искусства. Многие народы мира внесли свой вклад в развитие этого древнейшего из искусств.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных