Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТЬ




1.Феноменология психология личности: изучение психологии личности в зарубежной психологии.

Обращаясь к психологии личности психологи пытаются понять человека с одной стороны как целое, соединить различные представлениях о нем в различных психологических теориях, с другой стороны- как индивидуальное и уникальное субъективное образование. Основная цель психол.личности- помочь людям получать большое удовольствие от жизни(персонология).

Несмотря на большое количество определений личности, часть из них содержит следующее общие положения:

  1. в большинстве определений подчеркивается значения индивидуальности и индивидуальных различий;
  2. личность предстает в виде некой гипотетической структурой, т.е.личность- абстракция, основанная на выводах, полученная в результате наблюдений за человеком;
  3. подчеркивается важность рассмотрения личности в соотношении жизненной истории и перспективами развития;
  4. личность представлена теми характеристиками, которые отвечают за устойчивые формы поведения.

В настоящее время не существует единого мнения о том, какой подход нужно применять психологам для объяснения основных аспектов поведения человека. На данной стадии развития психологии личности существуют различные альтернативные теории, описывающую личность, как интегрированное целое и вместе с тем, объясняющая различия между людьми.

Теория- система взаимосвязанных целей, построенная на принципах, имеющая своей целью объяснение определенных наблюдений над реальностью.

Любая теория умозаключительна, поэтому нет правильных или не правильных теорий.

В западных теориях личности главную роль играют теория З. Фрейда, аналитическая теория К. Юнга, Э. Берна.

Разработанная З. Фрейдом психоаналитическая теория охватывает всю жизнь человека и используемые для описания его как личности, внутренних психологических свойств индивида, в первую очередь его потребностей и мотивов.

Аналитическая теория К. Юнга рассматривает поведение личности во взаимоотношении с окружающими, т. е. социальную сторону его поведения.

В теории Э. Берна господствует трансакционный анализ.К фрейдистской школе относится А. Адлер, который стал основателем индивидуальной психологии, где движущей силой развития психики является комплекс неполноценности, в результате преодоления которого осуществляется развитие психики. Представители неофрейдизма несколько отходят от биологизаторства Фрейда, приближаясь к антропологическому психологизму и экзистенциализму.

Разрабатывая целостную концепцию развития личности, Э. Фромм например пытался выяснить механизм взаимодействия психологических и социальных факторов в процессе ее формирования. Связь между психикой индивида и социальной структурой общества, по мнению Э. Фромма, имеет социальный характер, в формировании которого особая роль принадлежит страху. Страх подавляет и вытесняет в бессознательное черты, не совместимые с господствующими в обществе нормами.

Западные психологические теории, таким образом, склоняются к доминированию в процессе развития личности биологических факторов.

 

 

2. Феноменология психология личности: изучение психологии личности в отечественной психологии.

Подход отеч. психологов (с т.зр. Асмолова А.Г.) утверждает, что призвание психологии личности- получить целостную систему знаний человеке.

«Историко-эволюционный» подход психологии личности позволяет выделить универсальные закономерности развития человека в биогенезе, социогенезе и персоногенезе. И тем самым открывает возможность междисциплинарного и внутридисциплинарного синтеза представлений о психологии личности.

Цель: развитие практической психологии, а именно возможность оказывать реальную помощь в сложных кризисных ситуациях. Видеть непостредственные результаты своей работы в консультировании, психотерапии; в решении разных практических задач.

Личность- конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально-обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношений, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и его окружающих.

Асмолов также говорит о теории личности, но указывает о создании одной теории.

Суть теории:

Теория личности должна отвечать общему методологическому требованию- дать целостное представление о закономерностях и существенных связях определен.области действительности(личность человека), предложить целостную (при ее внутренней дифференциальности) систему знаний, которые содержали бы в себе методы не только объяснений, но и предсказания возникновения определенных феноменов, в определенных условиях и которая бы характеризовала бы логическую зависимость одних ее сторон от других.

Петровский А.В. попытался создать теорию, котор. удовлетворяла бы все вышеперечисленные требования:

Общая модель теории личности по существу должна совпадать: с определением личности, описывающих ее в системе ее наиб. существенных связей в зависимости и отвечающих основным общенаучным методологическим принципам: детерминизма, системности и развития. Тогда теоретическая модель личности должна быть представлена определением активной включенностью в общественные отношения системное качество их индивидов (субъектов), имеющая трехзвенную структуру(интра, интер, метаиндивидную его репрезентации)развив-ся совместной деятельности, общение и ее опосредованность.

В советской психологии сложилась традиция различения индивида и личности. Больше всего в направлении этого различения сделали два советских психолога – Б. Г. Ананьев и А. Н. Леонтьев. Индивид, по их мнению, есть существо природное, биологическое, обладающее как врожденными, так и прижизненно сформированными свойствами. Личность – социально сформированное качество.

Человек, по мнению А. Н. Леонтьева, как природное существо есть индивид, обладающий той или иной физической конституцией, типом нервной деятельности, темпераментом, динамическими силами биологических потребностей.

Характеризуя человека как индивида, Б. Г. Ананьев выделил два основных класса индивидуальных свойств:1) возрастные свойства, развертываются в процессе становления индивида (стадии онтогенетической эволюции), и половой диморфизм, интенсивность которого соответствует онтогенетическим стадиям;2) конституциональные особенности (телосложение и биохимическая индивидуальность), нейродинамические свойства мозга, особенности функциональной геометрии больших полушарий (симметрии-асимметрии, функционирования парных рецепторов и эффекторов). Для Б. Г. Ананьева исходным моментом структурно-динамических свойств личности является ее статус в обществе, где складывается и формируется данная личность.А. Н. Леонтьев считает, что личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных