ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Общая характеристика индивидуальности.Жизненный путь личности — это путь становления се индивидуальности. Чтобы понять закономерности развития индивидуальности личности, необходимо проделать движение в направлении от личности к деятельности и увидеть личность еще в одной проекции — «личность как субъект деятельности». Говоря о превращении личности на определенном этапе ее развития из «элемента», усваивающего в ходе ее первоначального формирования нормы и ценности класса, социальной группы, культуры, т. е. функционально-ролевые системные качества той или иной общности, в субъект социальной группы и класса, А. Н. Леонтьев подчеркивает, что на этом рубеже коренным образом изменяется «механизм» формирования личности. Чем более зрелой становится личность, чем разветвленнее становится система ее связей, реализуемых деятельностью в обществе, чем чаще сталкивается она с проблемой выбора между различными и порой весьма противоречивыми мотивами, тем менее действенной становится привычная для психолога формула о личности как продукте прошлого опыта, тем утопичнее выглядят попытки вывести все поступки и действия человека, апеллируя исключительно к его биографии. Дело заключается в том, что вследствие изменения механизма формирования личности при превращении ее из объекта общественного развития в субъект этого процесса прошлые события и собственные действия субъекта фактически перестают выступать для него «как покоящиеся пласты его опыта. Они становятся предметом его отношений, его действий и потому меняют свой вклад в личность. Одно в этом прошлом умирает, лишается своего смысла и превращается в простое условие и способы его деятельности — сложившиеся способности, умения, стереотипы поведения; другое открывается ему совсем в новом свете и приобретает прежде не увиденное им значение; наконец, что-то из прошлого активно отвергается субъектом, психологически перестает существовать для него, хотя и остается на складах его памяти. Эти изменения происходят постоянно, но они могут и концентрироваться, создавая нравственные переломы. Возникающая переоценка прежнего, установившегося в жизни приводит к тому, что человек сбрасывает с себя груз своей биографии»
20.Понятие самосознания. Эпицентром сознанияявляется сознание собственного «Я», или самосознание. Сознание внешнего мира и самосознание возникают и развиваются одновременно и взаимообусловленно. Наиболее обоснованной концепцией генезиса самосознания представляется теория И.М. Сеченова, согласно которой предпосылки самосознания заложены в «системных чувствованиях». Эти чувствования носят психосоматический характер и составляют неотъемлемую часть всех физиологических процессов в онтогенезе, т.е. в процессе развития младенца. Первая половина системных чувствований имеет объективный характер и обусловлена воздействием внешнего мира, а вторая носит субъективный характер, которому соответствуют чувственные состояния собственного тела — самоощущения. По мере объединения ощущений, получаемых извне, складывается представление о внешнем мире, а в результате синтеза самоощущений — о самом себе. Взаимодействие этих двух центров координации ощущений внешнего и внутреннего мира психологи рассматривают как решающую исходную предпосылку способности человека осознавать себя, т.е. выделять из внешнего мира. В ходе онтогенеза происходит постепенное разделение знаний о внешнем мире и знаний и самом себе. В онтогенезе самосознания выделяются два основных этапа. На первом этапе образуется схема собственного тела и формируется чувство «Я» как целостная система чувственной самоидентификации. В основе чувства «Я» лежат социальные предпосылки, поскольку формирование происходит на основе реакций окружающих людей. На втором этапе, по мере совершенствования интеллектуальных возможностей и становления понятийного мышления, самосознание достигает рефлексивного уровня, благодаря чему человек оказывается способным не просто отличать свое бытие от бытия внешнего мира на чувственном уровне, но и осмысливать это переживание в понятийной форме. Поэтому рефлексивный уровень индивидуального самосознания всегда остается в той или иной степени внутренне связанным с самопереживанием на уровне самоощущения. На уровне самосознания формируется чувство внутренней целостности, постоянства личности, которая в любых изменяющихся ситуациях способна оставаться сама собой. Самосознание связано с ощущением своей единственности, которая поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: каждый психически здоровый человек помнит о прошлом, переживает настоящее, обладает надеждами на будущее. Главная функция самосознания - сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле. В психологии самосознание понимается как психический феномен, осознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ Я». 21. Изучение «Я» в психологии личности. Понятие Я – концепия родилось в середине XIX века в русле феноменалистической (гуманистической) псих, представители кот (А. Маслоу, К Роджерс.) стремились к рассмотрению целостного человеч-го Я и его личностного самоопределения в микросоциуме. Значительное влияние на становление этого понятия оказали символический интеракционизм (Ч.Кули, Дж. Мид) и понимание идентичности Э. Эриксона. Первые разработки в области Я-конц бесспорно принадлежат У.Джемсу, разделившему глобальное, личностное Я на взаимодействующие Я - сознательное и Я - как объект. Из отечественных психологов проблемой Я-концепции занимались такие представители ученого мира как Б.Г.Ананьев, А.А. Бодалев, И.С. Кон, В.Н. Мясищев, С.Л.Рубинштейн, В.В.Столин.Я-концепция как личностное образование обеспечивает устойчивость психич реальности чел, кот значима с т зр др людей и кот задает предел изменениям; обеспечивает интегрированность личности и позволяет различать Я и не- Я. Если единство и целостность Я разрушается, то наблюдается болезненное функционирование личности: нарушаются способности прогнозировать, управлять своим поведением, предвидеть оценки окружающих, точно оценивать себя, корректировать неадекватное представление о себе. Расстройство Я приводит к деперсонализации. И наоборот, психическая деперсонализация приводит к измененному переживанию своего Я, своей личности, взаимоотношений с окружающими людьми.Я-концепция - личностное ядро, особая функция личности, заключает механизм интеграции - дезинтеграции, персонификации - деперсонификации. Как особое образование Я-концепция - это, во-первых, структура, обладающая механизмами, «встроенными» в личностную систему, во - вторых - это свой способ функционирования, адекватный, имманентный личности. Концепция Я представляет интегрированный центр личности. В структуре личности Я - концепция осуществляет интеграцию индивидуальных и субъектно- деятельностных характеристик. Если личность обретает качество субъекта жизненного пути, то ее концепция Я приобретает характер мировоззрения, мировоззренческих чувств. Она включает высокий уровень абстракции, философское отношение к жизни, понимание позиции других людей. Уровень субъектности придает более высокий категориально - ценностный духовный статус самой Я-концепции (С.Л. Рубинштейн). Я-концепция является высшим продуктом и образованием сознания, самосознания и бессознательного. Самосознание как функциональный механизм Я-концепции охватывает различные уровни сознания и выражает систему отношений к себе, к людям, к миру. Я - концепция определяет ориентацию человека в меняющихся жизнен. обстоятельствах - активную в одних случаях, пассивную, связанную с разочарованиями, массовыми стереотипами сознания и поведения, требующих психологической поддержки и помощи. Исследования Я-концепции подводятся под общую схему эмпирических исследований и основными методами могут служить метод наблюдения (самонаблюдения), эксперимент, психодиагностич методы, метод психологического тестирования. При всем многообразии методов исследования наибольшей популярностью пользуются методы психологического тестирования и эксперимент, методы психодиагностики и методы исследования личности. Исследования Я-концепции в большей степени сводятся к изучению ее отдельных компонентов - когнитивного (представление человека о своих качествах, способностях, внешности, социальной значимости), эмоционального (оценка субъекта самого себя, своих возможностей, потребностей, желаний, интересов), волевого (психическая регуляция деятельности личности) и поведенческого, воплощающего в действие когнитивного, эмоционального и волевого начала в процессе принятия решений. Среди методов психодиагностики личности выделяют 16- факторный тест Р. Кеттела, который представляет собой стандартизированный опросник, включающий в себя 187 суждений, разделенных на 16 групп - подшкал. С помощью каждой из подшкал оценивается какая - либо отдельная черта личности.Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком была создана методика диагностики межличностных отношений, предназначенная для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Т. Лири предлагал использовать методику для оценки наблюдаемого поведения людей, т.е. поведения в оценке окружающих, для самооценки, оценки близких людей, для описания идеального «Я». Разные направления диагностики позволяют определить тип личности, а также сопоставлять данные по отдельным аспектам. Например, «социальное Я», «реальное Я», «Мои партнеры» и т.д. Данная методика получила широкое распространение и особенно в исследовании Я-концепции личности. Для изучения самопонимания, влияющего на развитие ответственного отношения к деятельности, был предложен метод «Незаконченные предложения», разработанный Саксом и Леви. Метод включает 60 незаконченных предложений, которые могут быть разделены на 15 групп, характеризующих в той или иной степени систему отношений обследуемого к семье, к представителям своего или противоположного пола. Некоторые группы предложений имеют отношение к испытываемым страхам и опасениям, к имеющемуся у него чувству осознания собственной вины, свидетельствуют об его отношении к прошлому, будущему, затрагивают взаимоотношения с родителями, друзьями, собственные жизненные цели. Более детализировано рассмотреть Я - концепцию позволяет беседа - интервью (Кайгородов Б.В.), вопросы в которой выстраиваются по следующим основным категориям: профессия, семья, независимость, отдых, познание мира, учеба, самоценность, обладание чем- либо, аспекты личности (цели, направленные на изменение некоторых аспектов личности: быть умнее, предупредительнее), реализация себя (сюда входят цели, подразумевающие самореализацию в достижениях, карьере; реализацию в чем- либо; найти место в жизни. Для изучения самооценки личности используется множество психологических методик, среди которых выделяют «Методику изучения самооценки Дембо- Рубинштейна» и методика Липкиной Т.А. «Три оценки» Необходимо отметить, что для исследования Я-концепции личности могут пригодится любые методики, позволяющие оценить следующие особенности личности человека: самочувствие, расхождение между реальным и идеальным Я, объективность, независимость, уровень субъективного контроля, выход из сложных ситуаций, аффилиация, потребность в достижении успехов. Я-концепция является результатом личностного развития человека. Это система самовосприятия, понимания, определения себя субъектом, складывающаяся на основе интеракций с окружающей средой. Это относительно устойчивая система выражения множественных Я, система установок, направленных на самого себя, включает на разных уровнях своего проявления такие механизмы, как когнитивный, эмоциональный, волевой, поведенческий. Основные функции Я-концепции: регуляции, адаптации, защиты, репрезентации, притязаний - осуществляют личностно целенаправленное мотивирование и регулирование деятельности, познания, общения, поведения, поиск гармонии между отношениями личности к себе и внешнему миру; обеспечивают устойчивость соотношения между реальным и идеальным Я; создают готовность к предстоящей деятельности; способствуют приобретению, хранению и воспроизводству знаний о себе; представляют свое отношение к себе и к другим; выстраивают стратегию и тактику самоопределения в различных ситуациях 22. Исследование «я- концепции» в различных психологических теориях Исследования, связанные с Я-концепцией, так или иначе опираются на теоретические положения, которые сводятся к четырем основным источникам.
Я-концепция обсуждалась и в других теоретических работах. Однако система понятий, разработанная в рамках перечисленных выше концептуальных подходов, является пока наиболее продуктивной. Создание основ теории Я. Уильям Джемс первым из психологов начал разрабатывать проблематику Я-концепции. Глобальное, личностное Я (Self) он рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются Я-сознающее (I) и Я-как-объект (Me). Это - две стороны одной целостности, всегда существующие одновременно. Одна из них являет собой чистый опыт (Я-сознающее), а другая - содержание этого опыта (Я-как-объект). Это различие ясно зафиксировано в языке, поэтому говорить, что человек, с одной стороны, обладает сознанием, а с другой - осознает самого себя как один из элементов действительности, - значит сложно объяснить очевидную вещь Яд подобное различение но так просто учесть в психологической теории, поскольку всякий рефлексивный акт предполагает идентификацию Я-как-объекта и в то же самое время устанавливает нерасторжимую связь познаваемого и познающего: одно без другого в данном случае немыслим? Поэтому личностное Я - это всегда одновременно и Я-сознающее, и Я-как-объект. Невозможно представить себе сознание, лишенное содержания, как и содержание психических процессов, существующее в отрыве от сознания. Всякий опыт психической жизни человека связан с переживанием какого-то содержания. Прекрасно понимая это. Джемс использовал зафиксированные в языке структуры для того, чтобы различить познаваемое и познающего как разные аспекты единого интегрального Я, то есть самой личности. Таким образом, то, что предложено Джемсом, является обоснованной (но все же гипотетической) моделью структуры личностного Я. По мысли Джемса, Я-как-объект - это все то, что человек может назвать своим. В этой области Джемс выделяет четыре составляющие и располагает их в порядке значимости: духовное Я, материальное Я, социальное Я и физическое Я. "постулат Джемса": наша самооценка зависит от того, кем мы хотели бы стать, какое положение хотели бы занять в этом мире; это служит точкой отсчета в оценке нами собственных успехов или неудача. Наверное, всем людям свойственно стремление максимально развить всевозможные грани своего Я, однако ограниченность способностей человека, ограниченность его существования в пространстве и во времени в принципе заставляют каждого подходить реалистически - выбирать лишь отдельные аспекты личностного развития и ставить по отношению к ним конечные цели, с достижением которых человек связывает свой жизненный успех. Коль скоро такой выбор сделан, самооценка отсчитывается уже относительно притязаний: она повышается, если они реализуются, и понижается, если человеку но удается их реализовать. Как бы то ни было, Джемсу принадлежит первая и весьма глубокая концепция личностного Я, рассматриваемого в контексте самопознания; он выдвинул гипотезу о двойственной природе интегрального Я; многие его формулировки, касающиеся дескриптивной, оценочной и эмоциональной категориальности Я, предвосхитили развитые впоследствии представления о Я-концепции. Символический интеракционизм. В первые десятилетия нашего века изучение Я-концепции временно переместилось из традиционного русла психологии в облает?, социологии. Главными теоретиками здесь стали Кули и Мид - представители символического интеракционизма. Ими был предложен новый взгляд на индивида - рассмотрение его в рамках социального взаимодействия. Символический интеракционизм опирается на три основные посылки. Во-первых, люди реагируют на окружающую среду в зависимости от тех значений, которыми они наделяют элементы своего окружения. Во-вторых, эти значения являются продуктом социального взаимодействия. И наконец, в-третьих, эти социокультурные значения подвержены изменениям в результате индивидуального восприятия в рамках такого взаимодействия. "Я" и "другие" образуют единое целое, поскольку общество, представляющее собой сумму поведений составляющих его членов, накладывает социальные ограничения на поведение индивида. Хотя чисто теоретически и возможно отделить Я от общества, интеракционизм исходит из того, что глубокое понимание первого неразрывно связано со столь же глубоким пониманием второго - в том, что касается их взаимозависимого отношения. Чарлз Кули. Первоначально точка зрения Кули заключалась в том, что индивид первичен по отношению к обществу. Однако позже он пересмотрел этот взгляд и в большей степени акцентировал роль общества, утверждая, что личность и общество имеют общий генезис и, следовательно, представление об изолированном и независимом эго - иллюзия. Действия индивидов и социальное давление оказывают взаимное модифицирующее влияние. Позже произошел дальнейший сдвиг в основах этой теории, когда Мид пришел к выводу о том, что личность фактически определяется социальными условиями. Экспериментально можно показать, что главным ориентиром для Я-концепции является Я другого человека, то есть представление индивида о том, что думают о нем другие. Кули первым подчеркнул значение субъективно интерпретируемой обратной связи, получаемой нами от других людей, как главного источника данных о собственном Я. Кули предложил теорию "зеркального Я", утверждая, что представления Индивида о том, как его оценивают другие, существенно влияют на его Я-концепцию. Зеркальное Я возникает на основе символического взаимодействия индивида с разнообразными первичными группами, членом которых он является. Такая группам характеризующаяся непосредственным общением ее членов между собой, относительным постоянством и высокой степенью тесных контактов между небольшим количеством членов группы, приводит к взаимной интеграции индивида и группы. Непосредственные отношения между членами группы предоставляют индивиду обратную связь для самооценки. Таким образом, Я-концепция формируется в осуществляющемся методом проб и ошибок процессе, в ходе которого усваиваются ценности, установки и роли. Джордж Мид. В соответствии с концепцией "зеркального Я" Кули Мид считал, что становление человеческого Я как целостного психического явления, в сущности, есть не что иное, как происходящий "внутри" индивида социальный процесс, в рамках которого возникают впервые выделенные Джемсом Я-сознающее и Я-как-объект. Далее Мид предположил, что через усвоение культуры (как сложной совокупности символов, обладающих общими значениями для всех членов общества) человек способен предсказывать как поведение другого человека так и то, как этот другой человек предсказывает наше собственное поведение. Мид полагал, что самоопределение человека как носителя той или иной роли осуществляется путем осознания и принятия тех представлений, которые существуют у других людей относительно этого человека. В результате в сознании человека возникает то, что Мид называл термином Me, понимая под этим обобщенную оценку индивида другими людьми, то есть "обобщенным (генерализованным) другим", иными словами, то, как выглядит в глазах других "Я-как-объект". Мид считал, что Me образуют усвоенные человеком установки (значения и ценности), а I - это то, как человек в качестве субъекта психической деятельности спонтанно воспринимает ту часть своего Я, которая обозначена как Me. Совокупность I и Me образует собственно личностное, или интегральное, Я (Self). I трактуется Мидом скорее как импульсивная неупорядоченная тенденция психической жизни индивида, почти аналогичная фрейдовскому бессознательному. Любое поведение начинается в качестве импульсивно реагирующего I, но далее развивается и заканчивается как Me, поскольку оказывается под влиянием социокультурных факторов. I дает импульс к движению психической жизни; Me направляет его в определенные рамки. Мид объяснял развитие взаимной, межличностной перспективы у ребенка игрой, причем такой, когда ребенок сначала играет один, непосредственно имитируя других, а затем, когда им усвоены правила групповой игры, проигрывая роли участников воображаемого взаимодействия. Ролевая игра дает ему возможность опробовать (или по крайней мере приблизиться к этому) тип ответной реакции, вызываемом у других его действиями. Отсутствие такого репертуара присущих всем установок, чувств и действий может сильно ограничивать общение ребенка с другими людьми. Проигрывание ребенком роли "значимых других" остается именно проигрыванием роли, а не игрой в полном смысле этого слова (предполагающей партнеров) до тех пор, пока он не усвоит правил, которые и делают ее таковой, то есть пока он не научится управлять своим поведением, видя себя со стороны "генерализованного другого". В такой игре происходит усвоение ребенком важных деталей общей картины социального взаимодействия. Эти постепенные изменения в форме и характере игры сопровождаются развитием образного мышления, речевой деятельности и соответственно формированием Я-концепции. Происходит постепенная интериоризация социальных санкций, требований, норм и моделей поведения, которые преобразуются в индивидуальные ценности и включаются в Я-концепцию. Так у индивида развивается способность реагировать на самого себя, формируется установка на себя, и отношением к нему окружающих. Человек ценит себя в той мере, в какой его ценят другие; он утрачивает свое достоинство в той мере, в какой испытывает отрицательное и пренебрежительное отношение к себе со стороны окружающих. Остается сделать вывод, к которому уже пришел в своей теории Кули: индивид воспринимает себя в соответствии с теми характеристиками и ценностями, которые приписывают ему Другие. Человек для Мида - не изолированное существо, не "одинокий остров", и психология дает многочисленные подтверждения тому, что именно общество обусловливает форму и содержание процесса формирования Я-концепции. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|