Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






И чудо природы, мерило всех ценностей




и ключ к науке о природе…”

Протагор, V век до нашей эры.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Психология – наука рефлексивная, и невозможно её изучение в отрыве от изучения себя, своих психических особенностей, своего внутреннего мира. При этом именно с самопознания начинается саморазвитие личности.

Человек в течение всей жизни пытается ответить на вопросы: «Кто Я?», «Какой Я?». Он отдает себе отчёт, что он субъект, носитель многочисленных психологических свойств и качеств. Появление интереса к собственной личности, развитие личностной рефлексии традиционно относят к подростковому и юношескому возрасту. Открытие собственного «Я» на личностном и экзистенциальном уровнях, поиск своего места в жизни составляет психологическое содержание юношеского возраста.

Мы обращаемся ко всем, кто открыл эту книгу и хотел бы глубже познать себя. Возможно, успехи и неудачи, сопутствующие вам в учебе, в жизни, уже не раз заставляли задуматься об их причинах. Чем они обусловлены, закономерно или случайно их появление, что следовало бы сделать для того, чтобы избежать неприятностей? Работая с этой книгой, вы сможете узнать о своих личностных особенностях, о возможностях самосовершенствования, получить ответы на многие интересующие вас вопросы, сориентироваться в жизненном и профессиональном самоопределении. Правильно расшифровать и оценить результаты исследования вы сможете самостоятельно или с помощью психолога. Не огорчайтесь, если в каких-либо заданиях вы получите не совсем желательную характеристику. Это не приговор, а подсказка направления для работы над собой.

Приступайте к работе только после того, как ясно и правильно поймете, что от вас требуется, внимательно прочитав инструкцию. Результаты тестирования оформляйте чётко и разборчиво – это облегчит процесс обработки полученных данных.

 

 

МЫ ИСКРЕННЕ ЖЕЛАЕМ ВАМ УСПЕХОВ!

Тест «Уровень Вашей общительности»

(В.Д. Ряховский)

Цель: определение общего уровня общительности.

Инструкция. Вам предлагается ответить на 16 вопросов. Предпочтителен тот ответ, который первым пришёл вам в голову. На предложенные вопросы отвечайте «да», «нет», «иногда».

 

1. Вам предстоит рядовая деловая встреча. Выбивает ли её ожидание вас из колеи?

2. Не откладываете ли вы визит к врачу до тех пор, пока станет уже невмоготу?

3. Вызывает ли у вас смятение или неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или т. п. мероприятии?

4. Вам предлагают выехать в командировку в город, где вы никогда не были. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?

5. Любите ли вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?

6. Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обратится к вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-либо вопрос)?

7. Верите ли вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?

8. Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вернуть вам 1000 рублей, которые занял несколько месяцев назад?

9. В ресторане или в столовой вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?

10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?

11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете ли вы отказаться от своего намерения, нежели встать в хвост и томиться в ожидании?

12. Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?

13. У вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры и никаких «чужих» мнений на этот счёт вы не принимаете? Это так?

14. Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному вам вопросу, предпочитаете ли вы промолчать и не вступать в спор?

15. Вызывает ли у вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?

16. Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменном виде, чем в устной форме?

Обработка результатов. Переведите ваши ответы в баллы и посчитайте сумму баллов: «да» =2 балла, «иногда» = 1 балл, «нет» = 0 баллов.

0-3 балла – ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к вам никакого отношения. Берётесь судить о проблемах, в которых совершенно некомпетентны. Вольно или невольно вы часто бываете причиной разного рода конфликтов. Вы вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Людям повсюду трудно с вами. Да, вам бы поработать над собой и своим характером! Воспитайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительное отношение к людям, подумайте и о своём здоровье – такой «стиль» жизни не проходит бесследно.

4-8 баллов – вы, должно быть, «рубаха-парень». Общительность бьет из вас ключом, вы всегда в курсе всех дел. Любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у вас мигрень и даже хандру. Охотно берёте слово по любому вопросу, даже если имеете о нём поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в «своей тарелке». Берётесь за любое дело, хотя далеко не всегда можете довести его до конца. По этой причине руководители и коллеги относятся к вам с некоторой опаской и сомнением. Задумайтесь над этими фактами.

9-13 баллов – вы весьма общительны, порой даже сверх меры. Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Вам не достает усидчивости и терпения при столкновении с проблемами. При желании, однако, вы сможете себя заставить не отступать.

14-18 баллов – нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идёте на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний, многословие вызывает у вас раздражение.

19-24 балла – вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы вас не пугают. И всё же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно. В ваших высказываниях порой слишком много сарказма без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы.

25-29 баллов – вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, и поэтому у вас, наверное, мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если не ввергает вас в панику, то надолго выводит из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой, но вы в силах изменить эти особенности. При увлечённости вы ведь приобретаете полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.

30-32 балла – вы явно некоммуникабельны, и это ваша беда, так как страдаете от этого больше всего вы сами. Но и близким вам людям нелегко. На вас трудно положиться в деле, требующем групповых усилий. Старайтесь стать общительнее, контролируйте себя.

Тест «Как вы умеете слушать?»

Цель: определение умения слушать собеседника.

Инструкция. Вам предлагается 30 утверждений. Если вы согласны с утверждением, поставьте рядом с его номером «+» («да»), если не согласны «–» – («нет»). Предпочтителен тот ответ, который первым пришёл вам в голову.

 

1. Обычно я быстро понимаю, что мне хотят сказать, и дальше слушать уже неинтересно.

2. Я терпеливо жду, когда собеседник закончит рассказ.

3. Моё внимание полностью сосредоточено на рассказе.

4. Я стараюсь понять, что собеседник при этом хочет скрыть от меня и почему.

5. Я перебиваю собеседника, чтобы уточнить детали, интересующие меня факты.

6. Если тема мне неинтересна, я стараюсь перевести разговор в другое русло.

7. Я невольно отмечаю ошибки в речи и поведении говорящего.

8. Не каждый человек заслуживает моего внимания.

9. Я стараюсь из каждой беседы извлечь максимум информации.

10. Я могу спокойно выслушать до конца мнение, с которым категорически не согласен.

11. Когда понял суть рассказа, я начинаю обдумывать то, что я скажу в свою очередь.

12. Мне трудно слушать до конца длинные и подробные объяснения.

13. Я стараюсь запомнить важную информацию и необходимые подробности.

14. Чаще всего я слушаю из вежливости.

15. Я ставлю себя на место говорящего, чтобы понять его чувства и намерения.

16. Услышав противоположную точку зрения, я обязательно высказываю свою.

17. В разговоре я чаще говорю собеседнику «да» (выражая понимание), чем «нет».

18. Обычно я прямо отвечаю на вопросы, стараясь не уклоняться от ответа.

19. Люди охотно беседуют со мной.

20. Выслушав собеседника, я обязательно выскажу своё мнение.

21. Я избегаю вступать в разговор с незнакомым человеком, даже если он стремится к этому.

22. Большую часть времени я смотрю в глаза рассказчику.

23. Я всегда помню, что у меня и моего собеседника могут быть разные взгляды на одни и те же проблемы.

24. Большую часть времени я делаю вид, что слушаю, а сам думаю о своих проблемах и заботах.

25. Обычно решение проблемы приходит мне в голову гораздо раньше, чем собеседник закончит говорить.

26. Я всегда помню, что я и мой собеседник можем по-разному понимать смысл одних и тех же слов.

27. Я поправляю ошибки в речи собеседника (ударения, термины, вульгаризмы).

28. Я не буду слушать человека, которого не уважаю или считаю глупым, некомпетентным, слишком молодым.

29. Обычно я получаю удовольствие от общения с людьми, даже малознакомыми.

30. Обычно я больше слушаю других, чем говорю сам.

Обработка результатов. Подсчитайте сумму совпавших ответов (количество совпадений равняется количеству баллов): «да»: 2, 3, 4, 9, 10, 13, 15, 17, 18, 19, 22, 23, 26, 29, 30; и «нет»: 1, 5, 6, 7, 8, 11, 12, 14, 16, 20, 21, 24, 25, 27, 28.

0-9 баллов – вы не умеете слушать других людей. Советуем внимательно проанализировать свои ошибки, сверяя свои ответы с оценками ключа. Неумение слушать лишает вас величайшего удовольствия в жизни, мешает сделать карьеру и может привести к одиночеству. Не лучше ли измениться?

10-14 баллов – вас следует отнести к людям, плохо умеющих слушать. Кое-что вы делаете правильно, и это позволяет вам не быть в полном одиночестве. Но гораздо больше вы делаете неправильно, и это отталкивает ваших собеседников.

15-19 баллов – вероятно, вы считаете себя хорошим слушателем, но вас можно, скорее, отнести к числу посредственных. Вы допускаете довольно много ошибок, которые раздражают других людей и мешают вам овладеть искусством слушания.

20-24 балла – вы – хороший слушатель, но допускаете отдельные ошибки (сравните свои ответы с оценками ключа). Желаем успехов в овладении этим искусством.

25-30 баллов – вы просто идеальный слушатель, за что пользуетесь заслуженной любовью и уважением окружающих. Вы до тонкостей постигли это сложное искусство, и у вас есть, чему поучиться. Надеемся, вы объективно и честно оценили умение слушать.

Тест «Понимаете ли вы других людей?»

Цель: определение уровня понимания собеседника.

Инструкция. Вам предлагается ответить на 20 вопросов. Выберите те ответы, которые соответствуют вашему мнению в большинстве случаев (во всех вопросах, кроме указанных по тексту, нужно выбрать только один ответ). Предпочтителен тот ответ, который первым пришёл вам в голову.

 

1. Вы считаете, что мимика и жесты – это:

а) спонтанное выражение душевного состояния человека в данный конкретный момент;

б) дополнение к речи;

в) предательское проявление нашего подсознания.

2. Считаете ли вы, что у женщин язык мимики и жестов более выразителен, чем у мужчин: а) да; б) нет; в) не знаю.

3. Как вы здороваетесь с очень близкими друзьями:

а) радостно кричите «Привет!»; б) сердечным рукопожатием;

в) слегка обнимете друг друга;

г) приветствуете их сдержанным движением руки;

д) целуете друг друга в щёку;

4. Какая мимика и какие жесты, по вашему мнению, означают во всём мире одно и то же (дайте три ответа):

а) качают головой; б) кивают головой; в) морщат нос; г) морщат лоб;

д) подмигивают; е) улыбаются.

5. Какая часть тела выразительнее всего:

а) ступни; б) ноги; в) руки; г) кисти рук; д) плечи.

6. Какая часть вашего собственного лица наиболее выразительна, по вашему мнению (дайте два ответа):

а) лоб; б) брови; в) глаза; г) нос; д) губы; е) углы рта.

7. Когда вы проходите мимо витрины магазина, в которой видно ваше отражение, на что в себе вы обращаете внимание в первую очередь:

а) на то, как на вас сидит одежда; б) на прическу; в) на походку;

г) на осанку; д) ни на что.

8. Если кто-то, разговаривая или смеясь, часто прикрывает рот рукой, в вашем представлении это означает что:

а) ему есть, что скрывать; б) у него некрасивые зубы; в) он чего-то стыдится.

9. На что вы, прежде всего, обращаете внимание у вашего собеседника:

а) на глаза; б) на рот; в) на руки; г) на позу.

10. Если ваш собеседник, разговаривая с вами, отводит глаза, вы считаете, что это признак: а) нечестности; б) неуверенности в себе; в) собранности.

11. Можно ли по внешнему виду узнать типичного преступника:

а) да; б) нет; в) не знаю.

12. Мужчина заговаривает с женщиной. Он это делает потому, что:

а) первый шаг всегда делают именно мужчины;

б) женщина неосознанно дает понять, что хотела бы, чтобы с ней заговорили;

в) он достаточно мужественен, чтобы рискнуть получить «от ворот поворот».

13. У вас создалось впечатление, что слова человека не соответствуют «сигналам», которые можно уловить из его мимики и жестов. Чему вы больше поверите: а) словам; б) «сигналам»; в) он вообще вызовет у вас подозрение.

14. Поп-звёзды направляют публике «сигналы», имеющие однозначно эротический характер. Что, по-вашему, за этим кроется:

а) просто фиглярство; б) они «заводят» публику;

в) это выражение их собственного настроения.

15. Вы смотрите в одиночестве страшный детективный фильм. Что с вами происходит:

а) смотрите совершенно спокойно;

б) реагируете на происходящее каждой клеточкой своего существования;

в) закрываете глаза при особо страшных сценах.

16. Можно ли контролировать свою мимику: а) да; б) нет; в) только отдельные её элементы.

17. Во время флирта вы изъясняетесь преимущественно:

а) глазами; б) руками; в) словами.

18. Считаете ли вы, что большинство ваших жестов:

а) «подсмотрены» у кого-то и заучены;

б) передаются из поколения в поколение;

в) заложены от природы.

19. Вы считаете, что борода – признак: а) мужественности;

б) того, что человек хочет скрыть черты своего лица;

в) того, что этот тип слишком ленив, чтобы бриться.

20. Многие утверждают, что правая и левая стороны лица у них отличаются друг от друга. Вы согласны с этим? а) да; б) нет; в) только у пожилых людей.

 

Обработка результатов. Переведите ответы в баллы и посчитайте их сумму:

№ вопроса                                        
а                                        
б                                        
в                                        
г                                                                    
д                                                                      
е                                                                            

11-33 балла – язык мимики и жестов вам непонятен. Вам необыкновенно трудно правильно оценивать людей. И дело не в том, что вы на это не способны, просто вы не придаёте этому значения. Постарайтесь намеренно фиксировать внимание на жестах окружающих, тренируйте наблюдательность.

34-55 баллов – вам доставляет определённое удовольствие наблюдать за другими людьми, и вы неплохо интерпретируете их мимику и жесты, но вы ещё не совсем умеете использовать эту информацию в реальной жизни, например, для того, чтобы правильно строить взаимоотношения с окружающими. Вы, скорее всего, склонны буквально воспринимать сказанные вам слова и руководствоваться ими. Развивайте интуицию.

56-77 баллов – у вас отличная интуиция, вы обладаете способностью понимать других людей, наблюдательностью и чутьём. Но вы слишком полагаетесь в своих суждениях на эти качества, слова имеют для вас второстепенное значение. Если вам улыбнулись, вы уже готовы поверить, что вам объясняются в любви. Ваши выводы слишком поспешны, и в этом кроется для вас опасность. Делайте на это поправку, у вас есть все шансы научиться прекрасно разбираться в людях.

Тест «Можете ли вы быть руководителем?»

Цель: исследование уровня потенциальных возможностей испытуемого для того, чтобы быть руководителем.

Инструкция. Вам предлагается ответить на 20 вопросов. Каждый пункт данного опросника содержит в себе два высказывания (а и б). Внимательно прочтите каждое из них и выберите то, которое в большей степени соответствует вашей точке зрения. Помните, что в тесте «плохих» или «хороших» ответов. Предпочтителен тот ответ, который первым пришёл вам в голову.

1. Можете ли вы командовать людьми? а) да; б) нет.

2. Любите ли вы работать на приусадебном участке? а) да; б) нет.

3. Доставляет ли вам удовольствие возражать кому-либо? а) да; б) нет.

4. Какое из двух достоинств (авторитетность или нежность) вы цените больше? а) первое; б) второе.

5. Любите ли вы произносить речи? а) да; б) нет.

6. Чем, по вашему мнению, можно определить уровень цивилизации?

а) степенью эмансипации женщин; б) уровнем развития техники.

7. Раздражает ли вас чья-то неумелость, неловкость? а) да; б) нет.

8. Любите ли вы работу, требующую контактов с людьми? а) да; б) нет.

9. Считаете ли вы, что в детстве слишком долго находились под влиянием матери? а) да; б) нет.

10. На что во время знакомства вы в первую очередь обращаете внимание:

а) на внешность нового знакомого; б) на то, что и как он говорит.

11. Впадаете ли вы в ярость, если не можете настоять на своём? а) да; б) нет.

12. Какой вид карьеры кажется вам наиболее привлекательным:

а) известного актера Гарри Купера; б) Джимми Кларка, чемпиона автогонок.

13. Часто ли вас выдвигают на выборную (руководящую общественную) работу? а) да; б) нет.

14. Бываете ли вы инициатором смелых начинаний? а) да; б) нет.

15. Ждете ли вы, пока дела решатся сами по себе? а) да; б) нет.

16. Раздражает ли вас то, что вы живете, к примеру, в комнате без штор на окнах? а) да; б) нет.

17. Какой цвет вам больше нравится? а) голубой; б) красный.

18. Легко ли вы принимаете решения? а) да; б) нет.

19. Какие виды спорта вам больше по душе?

а) те, которые развивают ловкость; б) те, которые развивают силу.

20. Признаете ли вы руководителя, представляющего противоположный пол, если он достаточно компетентен? а) да; б) нет.

Обработка результатов. Переведите ваши ответы в баллы и посчитайте сумму баллов:

«а»=5, «б»=0 баллов по вопросам: 1-5, 7, 8, 11, 13, 14, 18, 20;

«а»=0, «б»=5 баллов по вопросам: 6, 9, 10, 12, 15-17, 19.

0-35 баллов − вы − человек, который склонен больше быть подчинённым, чем руководителем. В роли «шефа» вы чувствовали бы себя плохо. Вы, скорее всего, человек несмелый, скромный, не уверенный в себе. Вы редко выступаете с инициативой, с удовольствием подчиняетесь руководству со стороны других. Чаще всего вы предпочитаете компромиссные решения и остаетесь «в тени» других людей.

40−75 баллов − у вас высокие запросы, часто бываете самоуверенны, любите подчеркнуть собственное «Я». Умение управлять собственными эмоциями и склонность к анализу своих поступков приводят к тому, что необходимость руководить другими не принимает у вас крайних форм. Вы любите ходить «непроторенными» дорогами, имеете собственное мнение, которое не всегда совпадает с мнением других. Вы не любите навязывать себя другим и с трудом им подчиняетесь. Вам безразлично то, что о вас говорят. В то же время вы имеете склонность критиковать других. Любите, чтобы ваше слово было последним.

80-100 баллов − вы − тот человек, который имеет большую потребность доминировать над людьми. Несмотря на то, что вы проявляете инициативу и бываете прекрасным организатором, ваша горячность, стремление быть признанным любой ценой, ваше желание манипулировать другими значительно снижают эффективность ваших действий. Сильное нервное напряжение, неумение расслабляться приводят к тому, что, будучи взволнованны, вы легко можете обидеть другого человека. Вы часто хвастаете, зазнаетесь, бываете агрессивным. Но если вам удастся изменить ваше отношение к людям, то предрасположенность к руководящей работе может принести прекрасный эффект.

 

Тест «Организованный ли вы руководитель?»

Цель: определение личной организованности руководителя или специалиста, побуждение к постижению секретов самоорганизации, к выработке организационных навыков, организационной культуры.

Инструкция. Вампредлагается ответить на 13 вопросов. Каждый пункт данного опросника содержит в себе несколько высказываний. Внимательно прочтите каждое из них и выберите только один, который в большей степени характеризует ваше поведение. Предпочтителен тот ответ, который первым пришёл вам в голову.

 

1. Есть ли у вас главные, основные цели в жизни, к достижению которых вы стремитесь?

а) у меня есть такие цели;

б) разве нужно иметь какие-то цели? Ведь жизнь изменчива;

в) у меня есть главные цели, и я подчиняю жизнь их достижению;

г) цели у меня есть, но моя жизнь и деятельность не способствуют их достижению.

2. Составляете ли вы план работы дел на неделю, используя для этого еженедельник, спецблокнот, тайм-менеджер и пр.?

а) да; б) нет;

в) не могу сказать ни «да», ни «нет», так как мысленно намечаю главные дела, а план на текущий день в лучшем случае излагаю на листке бумаги;

г) пробовал составлять план, используя еженедельник, но понял, что это ничего не даёт.

3. Отчитываете ли вы себя за невыполнение намеченного на неделю, на день?

а) да, когда вижу свою вину, лень, неповоротливость;

б) да, несмотря ни на какие объективные и субъективные препятствия;

в) сейчас и так все ругают друг друга, зачем же еще отчитывать себя;

г) придерживаюсь правила: что удалось сделать сегодня – хорошо, не удалось – выполню, может быть, в другой раз.

4. Как вы ведёте свою записную книжку с телефонами деловых людей, знакомых, родственников, приятелей и т.д.?

а) я – хозяин своей записной книжки, как хочу, так и веду, если понадобится телефон – обязательно найду;

б) часто меняю записные книжки с номерами телефонов, так как нещадно их эксплуатирую. При перезаписи телефонов стараюсь всё делать по «науке», однако затем сбиваюсь на произвольную запись;

в) запись телефонов, фамилий веду «почерком настроения». Считаю, что был бы записан телефон, фамилия, а на какой странице, в каком виде – не слишком важно;

г) использую общепринятую систему: в соответствии с алфавитом записываю фамилию, номер телефона, если; надо – дополнительные сведения.

5. Каковы ваши принципы месторасположения вещей на рабочем месте?

а) каждая вещь лежит там, где ей хочется;

б) каждой вещи – своё место;

в) периодически навожу порядок, затем кладу вещи куда придётся, чтобы не загружать голову «месторасположением». Спустя какое-то время снова навожу порядок;

г) считаю, что данный вопрос не имеет отношения к самоорганизации.

6. Можете ли вы по истечении дня сказать, где, сколько и по каким причинам вам пришлось напрасно потерять время?

а) могу;

б) могу сказать о рабочем времени;

в) если бы потери времени обращались в деньги, тогда бы я их считал;

г) всегда хорошо представляю;

д) не только представляю, но и знаю приемы сокращения я потерь времени.

 

7. Каковы ваши действия, когда на совещании начинается «переливание из пустого в порожнее»?

а) обращаю внимание только на существенное;

б) ничего не поделаешь, так бывает всегда;

в) погружаюсь в небытие;

г) занимаюсь своими делами.

8. Предположим, вам предстоит выступить с докладом. Будете ли вы уделять внимание не только содержанию доклада, но и его продолжительности?

а) уделю внимание только содержанию доклада. Думаю, что продолжительность нужно определить приблизительно. Если содержание интересно, дадут дополнительное время;

б) в равной степени.

9. Стараетесь ли вы использовать каждую минуту для исполнения намеченных дел?

а) стараюсь, но не всегда получается (упадок сил, плохое настроение и пр.);

б) не стремлюсь к этому;

в) зачем, ведь время не обгонишь;

г) стараюсь, несмотря ни на что.

10. Какую форму фиксирования наиболее важных поручений, заданий, просьб вы используете?

а) запись в ежедневнике: что и к какому сроку;

б) фиксирую наиболее важные поручения в ежедневнике, мелочь стараюсь запоминать;

в) стараюсь запоминать поручения, так как это тренирует память, однако память меня часто подводит;

г) придерживаюсь принципа «обратной памяти»: пусть помнит тот, кто дает поручение. Если поручение нужное, то о нём не забудут.

11. Какая у вас точность посещений деловых встреч, заседаний, собраний?

а) прихожу раньше на 5-7 мин.;

б) прихожу вовремя, к началу;

в) как правило, опаздываю;

г) всегда опаздываю, хотя стараюсь приходить раньше или вовремя;

д) если бы издали пособие «Как не опаздывать», я научился бы не опаздывать.

12. Какое значение вы придаете своевременности выполнения заданий, поручений, просьб?

а) считаю, что своевременность выполнения – один из важнейших показателей умения работать. Однако кое-что мне всегда не удается сделать вовремя;

б) лучше немного затянуть выполнение задания;

в) предпочитаю поменьше рассуждать и выполнять задание в срок;

г) исполнительность наказуема (дадут новое поручение).

13. Предположим, вы обещали помочь другому человеку, но обстоятельства изменились таким образом, что выполнить обещанное затруднительно. Как вы поступите?

а) сообщу об изменении обстоятельств и невозможности выполнить обещание;

б) постараюсь сказать правду и пообещаю при возможности выполнить;

в) буду стараться выполнить обещание. Выполню – хорошо, не выполню – не беда, сошлюсь на изменение обстоятельств;

г) ничего не сообщу, выполню во что бы то ни стало.

 

Обработка результатов. Переведите ваши ответы в баллы и посчитайте сумму баллов:

  Номера вопросов
                         
а                          
б                          
в               -          
г               -          
д - - - - -   - - - -   - -

0-63 балла – ваш образ жизни, окружение научили вас быть кое в чём организованным. Организованность то проявляется в ваших действиях, то исчезает. Это признак отсутствия четкой системы самоорганизации. Постарайтесь проанализировать свои действия, расходы своего времени, технику личной работы.

63-71 балл – вы считаете самоорганизацию неотъемлемой частью своего «я». Это даст вам несомненные преимущества перед людьми, которые призывают организацию «под ружье» в случае крайней необходимости. Тем не менее вам необходимо внимательнее присмотреться к организации личной работы.

72-78 бала – вы организованный руководитель. Единственный совет − не останавливайтесь на достигнутом, развивайте самоорганизацию.

Тест «Ваше отношение к критике»

Цель:определение отношения человека к критике.

Инструкция. Внимательно прочтите 10 вопросов и на каждый выберите один из предложенных вариантов ответа: «всегда», «часто», «иногда», «никогда».

 

1. Как часто, на ваш взгляд, вас критикует начальник?

2. Как часто, вы считаете, критика бывает несправедливой?

3. Вы как-то проявляете внешне свою реакцию на критику?

4. Вы вступаете в дискуссию с начальником, когда он вас критикует?

5. После того как вы выслушали претензии к своей работе, вы переделываете её?

6. Вы переживаете из-за критики по рабочим вопросам?

7. Часто ли критика со стороны руководства касается лично вас, а не рабочих моментов?

8. Вы принимаете к сведению критику или же следующий проект делаете в том же духе, что и прежний?

9. Вы в состоянии продолжать нормально и спокойно работать после того, как выслушали критику начальства в свой адрес?

10. Вас критикуют в присутствии других сотрудников или вышестоящего начальства?

 

Обработка результатов. Переведите ваши ответы в баллы и посчитайте их сумму:

по вопросам 1-3, 5-8, 10: «всегда»-1, «часто»-2, «иногда»-3, «никогда»-4 балла;

по вопросам 4, 9: «всегда»-4, «часто»-3, «иногда»-2, «никогда»-1 балл;

10-17 баллов – вы весьма мнительная натура, постоянно сомневаетесь во всем. К критике относитесь крайне болезненно, вам постоянно кажется, что вас просто хотят унизить, хотя, и не исключено, что иногда бывает именно так. Но чаще любая критика в ваш адрес способна привести в состояние, близкое к суициду. Постарайтесь проанализировать свои действия, свою работу, возможно, что-то вы действительно делаете не очень хорошо. И даже если вас снова начнут критиковать, прежде чем падать в обморок, попробуйте вместе со своим начальником проанализировать всю работу и выявить те моменты, которые подверглись критике с его стороны.

18-32 балла – вы золотая середина. В большинстве случаев вы совершенно нормально и адекватно реагируете на критику в свой адрес. Не боитесь вступать в дискуссию с начальством по поводу того, что не понравилось в вашей работе и смотреть правде в глаза, какой бы она ни была. Это абсолютно правильно. Вы – человек решительный и уравновешенный, хотя некоторая доля переживаний и вам не чужда. Как всякий нормальный человек, вы бываете в подавленном состоянии после разноса у начальства. Но ваши крепкие нервы всегда служили вам хорошую службу, рассчитывайте на них и впредь.

33-40 баллов – вы образец невозмутимости и безразличия. Вы настолько спокойны и уверены в себе, что вас просто невозможно вывести из этого состояния. Любые упреки и критику в свой адрес вы воспринимаете совершенно спокойно и равнодушно. С одной стороны, это, конечно, неплохо и вашим железным нервам можно только позавидовать. Но, с другой – нельзя же быть до такой степени непробиваемым. Ведь иногда и критика бывает полезна, особенно, если справедлива. Такая критика направлена на то, чтобы помочь вам избавиться от тех или иных недостатков в вашей работе, чтобы сделать её более квалифицированной и качественной. Так что подумайте, может быть, стоит хоть иногда прислушиваться к критическим замечаниям, которые исходят в ваш адрес со стороны начальства.

Тест «Тенденции поведения человека в группе»

(В. Стефансон)

Цель: определение основных тенденций поведения человека в группе.

Инструкция. Вам предлагается ответить на 60 утверждений. В зависимости от того, соответствует ли утверждение вашему представлению о себе как о члене данной группы поставьте рядом с его номером «+» – «да, соответствует»), если не согласны «–» – «нет, не соответствует» (в исключительных случаях можно ответить «сомневаюсь»). Предпочтителен тот ответ, который первым пришёл вам в голову.

 

1. Критичен к окружающим товарищам.

2. Возникает тревога, когда в группе возникает конфликт.

3. Склонен следовать советам лидера.

4. Не склонен создавать слишком близкие отношения с товарищами.

5. Нравится дружеская атмосфера в группе.

6. Склонен противоречить лидеру.

7. Испытывает симпатии к одному-двум членам группы.

8. Избегает встреч и собраний в группе.

9. Нравится похвала в группе.

10. Независим в суждениях и манере поведения.

11. Готов встать на чью-либо сторону в споре.

12. Склонен руководить товарищами.

13. Радуется общению с одним-двумя друзьями.

14. Внешне спокоен при проявлении враждебности со стороны членов группы.

15. Склонен поддерживать настроение своей группы.

16. Не придает значения личным качествам членов группы.

17. Склонен отвлекать группу от её целей.

18. Испытывает удовлетворение, противопоставляя себя лидеру.

19. Хотел бы сблизиться с некоторыми членами группы.

20. Предпочитает остаться нейтральным в споре.

21. Нравиться, когда лидер активен и хорошо руководит.

22. Предпочитает хладнокровно обсуждать разногласия.

23. Недостаточно сдержан в выражении чувств.

24. Стремится сплотить вокруг себя единомышленников.

25. Недоволен слишком формальными отношениями.

26. Когда обвиняют – теряется и молчит.

27. Предпочитает соглашаться с основными направлениями в группе.

28. Привязан к группе в целом больше, чем к определенным товарищам.

29. Склонен затягивать и обострять спор.

30. Стремится быть в центре внимания.

31. Хотел бы быть членом более узкой группировки.

32. Склонен к компромиссу.

33. Испытывает внутреннее беспокойство, когда лидер поступает вопреки его ожиданиям.

34. Болезненно относится к замечаниям товарищей.

35. Может быть коварным и вкрадчивым.

36. Склонен принять на себя руководство в группе.

37. Откровенен в группе.

38. Возникает нервное беспокойство во время группового разногласия.

39. Предпочитает, чтобы лидер брал на себя ответственность при планировании работ.

40. Не склонен отвечать на проявление дружелюбия.

41. Склонен сердиться на товарищей.

42. Пытается вести других против лидера.

43. Легко находит знакомства за пределами группы.

44. Старается избегать быть втянутым в спор.

45. Легко соглашается с предложениями других членов группы.

46. Оказывает сопротивление образованию группировок в группе.

47. Насмешлив и ироничен, когда раздражен.

48. Возникает неприязнь к тем, кто пытается выделиться.

49. Предпочитает меньшую, но более интимную группу.

50. Пытается не показывать свои истинные чувства.

51. Становится на сторону лидера при групповых разногласиях.

52. Инициативен в установлении контактов в общении.

53. Избегает критиковать товарищей.

54. Предпочитает обращаться к лидеру чаще, чем к другим.

55. Не нравится, что отношения в группе слишком фамильярны.

56. Любит затевать споры.

57. Стремится удерживать свое высокое положение в группе.

58. Склонен вмешиваться в контакты товарищей и нарушать их.

59. Склонен к «перепалкам», «задиристый».

60. Склонен выражать недовольство лидером.

Обработка результатов. Подсчитайте количество совпавших ответов по шкалам (количество совпадений равняется количеству баллов по шкале):

1. Зависимость: «да»: 3, 9, 15, 21, 27, 33, 39, 45, 51, 54;

«нет»: 6, 12, 18, 24, 30, 36, 42, 48, 57, 60.

2. Независимость: «да»: 6, 12, 18, 24, 30, 36, 42, 48, 57, 60;

«нет»: 3, 9, 15, 21, 27, 33, 39, 45, 51, 54.

3. Общительность: «да»: 5, 7, 13, 19, 25, 31, 37, 43, 49, 52;

«нет»: 4, 10, 16, 22, 28, 34, 40, 46, 55, 58.

4. Необщительность: «да»: 4, 10, 16, 22, 28, 34, 40, 46, 55, 58;

«нет»: 5, 7, 13, 19, 25, 31, 37, 43, 49, 5.

5. Принятие «борьбы»: «да»: 1, 11, 17, 23, 29, 35, 41, 47, 56, 59;

«нет»: 2, 8, 14, 20, 26, 32, 38, 44, 50, 53.

6. Избегание «борьбы»: «да»: 2, 8, 14, 20, 26, 32, 38, 44, 50, 53;

«нет»: 1, 11, 17, 23, 29, 35, 41, 47, 56, 59.

Тенденция к «зависимости» определена как внутреннее стремление индивида к принятию групповых стандартов и ценностей: социальных и морально-этических.

Тенденция к «общительности» свидетельствует о контактности, стремлении образовать эмоциональные связи как в своей группе, так и за её пределами.

Тенденция к «борьбе» – активное стремление личности участвовать в групповой жизни, добиваться более высокого статуса в системе межличностных взаимоотношений. Тенденция к избеганию «борьбы» показывает стремление уйти от взаимодействия, сохранить нейтралитет в групповых спорах и конфликтах, склонность к компромиссным решениям.

Каждая из тенденций имеет внутреннюю и внешнюю характеристику, то есть зависимость, общительность и «борьба» могут быть истинными, внутренне присущими личности, а могут быть внешними, своеобразной «маской», скрывающей истинное лицо человека.

Три-четыре ответа «сомневаюсь» по отдельным тенденциям расцениваются как признак нерешительности, уклончивости, однако в других случаях это может свидетельствовать об известной избирательности в поведении, о тактической гибкости. Эти качества можно верифицировать, анализируя их в совокупности с другими личностными особенностями.

Если число положительных ответов в каждой сопряженной паре (зависимость-независимость, общительноть-необщительность, принятие «борьбы»-непринятие «борьбы») приближается к 20, то это свидетельствует об истинном преобладании той или иной устойчивой тенденции, присущей индивиду и проявляющейся не только в определенной группе, но и за её пределами.

Одинаковое количество баллов в сопряженных парах (зависимость-независимоть и т.д.) свидетельствует о возможностивнутреннего конфликта личности, находящейся во власти имеющих одинаковую выраженность противоположных тенденций.

Тест «Ваше место в коллективе»

Цель: определение статуса человека в коллективе.

Инструкция. Вам предлагается ответить на 9 вопросов. Выберете из каждого пункта опросника один из трех вариантов ответа (а, б или в). Предпочтителен тот ответ, который первым пришёл вам в голову.

 

1. Вы решили посещать спортивный клуб, потому что там занимаются ваши коллеги. Как долго вы будете его посещать?

а) с упорством будете добиваться лучших показателей;

б) всё зависит от настроения;

в) не продержитесь и недели.

2. Если кто-то попытается влезть в очередь перед вами, что вы сделаете?

а) выразите свое недовольство;

б) промолчите, но не пропустите;

в) пропустите свою очередь, проклиная свою застенчивость.

3. Ваши коллеги начали спорить о вопросе, в котором вы отлично разбираетесь. Как вы себя поведете?

а) поможете коллегам разобраться;

б) не станете вмешиваться, пока не спросят вашего мнения;

в) останетесь в стороне, потому что уверены, что ваше мнение никого не интересует.

4. На улице к вам обращается с вопросом корреспондент телевидения. Ваша реакция?

а) спокойно ответите на вопросы;

б) будете разговаривать, только если тема вам интересна;

в) откажитесь от разговора.

5. Парикмахер предложил вам попробовать новую стрижку. Согласитесь ли вы на эксперимент?

а) полностью доверитесь мастеру;

б) только если вы сами придумаете стрижку;

в) останетесь верны привычной стрижке.

6. На работе вам поручили важное дело, выполнение которого зависит только от вас одного. Будете ли вы волноваться по этому поводу?

а) нет, любое задание вам по силам;

б) всё зависит от того, что вам предстоит сделать;

в) да, постараетесь отказаться от задания.

7. На какое время вы запланируете важную встречу?

а) на раннее утро;

б) на вторую половину дня;

в) узнаете у собеседника, когда у него будет свободное время для встречи с вами.

8. Вы занялись интересным для вас делом, но вам нужно завершить работу с бумагами. Ваши действия?

а) работа важнее всего;

б) доделаете своё любимое дело до конца, а потом приметесь за работу;

в) будете заниматься своим личным делом.

9. Вы дали другу почитать вашу любимую книгу, а он возвратил её безнадежно испорченной. Что вы предпримете?

а) не станете делать из этого трагедии;

б) потребуете компенсации;

в) промолчите, но больше никогда ему ничего не дадите.

Обработка результатов. Переведите ваши ответы в баллы и посчитайте сумму баллов: «а» =1 балл; «б» =2 балла; «в» =3 балла.

0-13 баллов – вы незаменимый человек в коллективе. Ни один важный вопрос не решается без вашего непосредственного участия. Вы с легкостью справляетесь с любыми заданиями руководства. При полной загруженности вы еще успеваете дать дельный совет тем, кто в нём нуждается. Вы – лидер по своей природе. Вас часто задействуют в новых проектах, так как вы легко ориентируетесь в незнакомой обстановке и быстро реагируете на меняющиеся обстоятельства. Вы уже давно завоевали авторитет среди коллег, и у начальства вы на хорошем счету.

13-20 баллов – вы обладаете определенной амбициозностью, но вам не хватает целеустремленности. Вы никогда не откажетесь от нового задания, но и особого энтузиазма не будете проявлять при его выполнении. Коллеги вас уважают, но за советом обращаются редко. Вы не являетесь для них авторитетом. В ближайшем будущем продвижения по службе не предвидится. Вы добиваетесь уважения и признания не напором и быстротой, а усидчивостью и верностью компании. Ваши старания будут вознаграждены.

21-27 баллов – вас можно охарактеризовать как очень неуверенного в себе человека. Вам трудно ориентироваться в незнакомой обстановке, а общение с новыми людьми выбивает вас из привычной колеи. Вы довольствуетесь тем малым, что имеете, и к большему даже не стремитесь. Ваши коллеги часто сваливают на вас всю рутинную работу. Вероятнее всего, вы так и будете занимать всю свою жизнь одну и ту же должность. Перспектива смены работы пугает вас настолько, что вы будете держаться за прежнее место даже в том случае, если вам полгода не будут платить заработную плату. Вам просто необходимо поменять свои жизненные принципы.

 

Тест «Изучение психологического климата в коллективе»

(А.Н. Лутошкин)

Цель: изучение психологического климата в коллективе.

Инструкция. Вам предлагается 13 пунктов. Каждый пункт данного опросника содержит в себе два противоположных утверждения о психологическом климате коллектива (а и б). Внимательно прочтите каждое из них и:

1) выберите то, которое, по вашему мнению, соответствует истинной ситуации в вашем коллективе;

1) оцените степень выраженности выбранного свойства психологического климата в вашей группе:

3 – свойство проявляется в группе всегда;

2 – свойство проявляется в большинстве случаев;

1 – свойство проявляется редко;

0 – проявляется в одинаковой степени и то, и другое свойство.

1. а) преобладает бодрый, жизнерадостный тон настроения;

б) преобладает подавленное настроение.

2. а) доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии;

б) конфликтность в отношениях, антипатия.

3. а) в отношениях между группировками внутри вашего коллектива существует взаимное расположение, понимание;

б) группировки конфликтуют между собой.

4. а) членам группы нравится вместе проводить время, участвовать в современной деятельности;

б) проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности.

5. а) успехи или неудачи товарищей вызывают сопереживание, искреннее участие всех членов группы;

б) успехи или неудачи товарищей оставляют равнодушными или вызывают зависть, злорадство.

6. а) с уважением относятся к мнению других;

б) достижения и неудачи группы переживаются как собственные.

7. а) каждый считает свое мнение главным и нетерпимым к мнению товарищей;

б) достижения и неудачи группы не находят отклика у её членов.

8. а) в трудные дни для группы происходит эмоциональное единение: «один за всех и все за одного»;

б) в трудные дни группа «раскисает»: растерянность, ссоры, взаимные обвинения.

9. а) чувство гордости за группу, если её отмечает руководство;

б) к похвалам и поощрениям группы относятся равнодушно.

10. а) группа активна, полна энергии;

б) группа инертна, пассивна.

11. а) участливо и доброжелательно относятся к новичкам, помогают им освоится в коллективе;

б) новички чувствуют себя чужими, к ним часто проявляют враждебность.

12. а) в группе существует справедливое отношение ко всем членам, поддерживают слабых, выступают в их защиту;

б) группа заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», пренебрежительное отношение к слабы.

13. а) совместные дела увлекают всех, велико желание работать коллективно;

б) группу невозможно поднять на совместное дело, каждый думает о своих интересах.

Обработка результатов. Посчитайте:

1) А равно сумме баллов по ответам а) во всех вопросах;

2) Б равно сумме баллов по ответам б) во всех вопросах;

3) С = А – Б.

Психологический климат – это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей.

Если: С=0 или С<0 – ярко выраженный неблагоприятный психологический климат с точки зрения индивида; С>25, то психологический климат благоприятен; С<25, то климат неустойчиво благоприятен.

Рассчитывают среднегрупповую оценку психологического климата по формуле , где – суммарное значение С по всем респондентам, М – число членов группы.

 

Методика «Диагностика межличностных отношений»

(Т. Лири)

 

Цель: изучение стилей, структуры и особенностей межличностных отношений, а также исследование представлений испытуемого о себе, своём «идеальном Я», отношения к самому себе. Методика позволяет выявить зоны конфликтов испытуемого.

Методика может использоваться как для самооценки (разные направления диагностики позволяют определить тип личности, а также сопоставлять данные по отдельным аспектам, например, «социальное “Я”», «реальное “Я”» и т.д.), так и для оценки наблюдаемого поведения людей («со стороны»). В последнем случае испытуемый отвечает на вопросы как бы за другого человека, основываясь на своём представлении о нём. Суммируя результаты такого тестирования разных членов группы (например, трудового коллектива) можно составить обобщенный «представленческий» портрет какого-либо её члена, например, лидера.

Инструкция. Прочтите каждую из 128 предложенных вам характеристик и отметьте знаком «+» те, которые соответствуют вашему представлению о себе. Будьте внимательны, старайтесь отвечать как можно более точно и правдиво. Предпочтителен тот ответ, который первым пришёл вам в голову.

 

1. Другие думают о нём благосклонно.

2. Производит впечатление на окружающих.

3. Умеет распоряжаться, приказывать.

4. Умеет настоять на своём.

5. Обладает чувством собственного достоинства.

6. Независимый.

7. Способен сам позаботиться о себе.

8. Может проявить безразличие.

9. Способен быть суровым.

10. Строгий, но справедливый.

11. Может быть искренним.

12. Критичен к другим.

13. Любит поплакаться.

14. Часто печален.

15. Способен проявить недоверие.

16. Часто разочаровывается.

17. Способен быть критичным к себе.

18. Способен признать свою неправоту.

19. Охотно подчиняется.

20. Уступчивый.

21. Благородный.

22. Восхищающийся и склонный к подражанию.

23. Уважительный.

24. Ищущий одобрения.

25. Способен к сотрудничеству.

26. Стремится ужиться с другими.

27. Дружелюбный, доброжелательный.

28. Внимательный и ласковый.

29. Деликатный.

30. Одобряющий.

31. Отзывчивый к призывам о помощи.

32. Бескорыстный.

33. Способен вызвать восхищение.

34. Пользуется уважением у других.

35. Обладает талантом руководителя.

36. Любит ответственность.

37. Уверен в себе.

38. Самоуверен и напорист.

39. Деловит и практичен.

40. Любит соревноваться.

41. Строгий и крутой, где надо.

42. Неумолимый, но беспристрастный.

43. Раздражительный.

44. Открытый и прямолинейный.

45. Не терпит, чтобы им командовали.

46. Скептичен.

47. На него трудно произвести впечатление.

48. Обидчивый, щепетильный.

49. Легко смущается.

50. Неуверен в себе.

51. Уступчивый.

52. Скромный.

53. Часто прибегает к помощи других.

54. Очень почитает авторитеты.

55. Охотно принимает советы.

56. Доверчив и стремится радовать других.

57. Всегда любезен в обхождении.

58. Дорожит мнением окружающих.

59. Общительный и уживчивый.

60. Добросердечный.

61. Добрый, вселяющий уверенность.

62. Нежный и мягкосердечный.

63. Любит заботиться о других.

64. Бескорыстный, щедрый.

65. Любит давать советы.

66. Производит впечатление значимости.

67. Начальственно-повелительный.

68. Властный.

69. Хвастливый.

70. Надменный и самодовольный.

71. Думает только о себе.

72. Хитрый и расчётливый.

73. Нетерпим к ошибкам других.

74. Своекорыстный.

75. Откровенный.

76. Часто недружелюбен.

77. Озлобленный.

78. Жалобщик.

79. Ревнивый.

80. Долго помнит обиды.

81. Склонный к самобичеванию.

82. Застенчивый.

83. Безынициативный.

84. Кроткий.

85. Зависимый, несамостоятельный.

86. Любит подчиняться.

87. Предоставляет другим принимать решения.

88. Легко попадает впросак.

89. Легко попадает под влияние друзей.

90. Готов довериться любому.

91. Благорасположен ко всем без разбору.

92. Всем симпатизирует.

93. Прощает всё.

94. Переполнен чрезмерным сочувствием.

95. Великодушен и терпим к недостаткам.

96. Стремится покровительствовать.

97. Стремится к успеху.

98. Ожидает восхищения от каждого.

99. Распоряжается другими.

100. Деспотичный.

101. Сноб (судит о людях по рангу и достатку, а не по личным качествам).

102. Тщеславный.

103. Эгоистичный.

104. Холодный, чёрствый.

105. Язвительный, насмешливый.

106. Злобный, жестокий.

107. Часто гневливый.

108. Бесчувственный, равнодушный.

109. Злопамятный.

110. Проникнут духом противоречия.

111. Упрямый.

112. Недоверчивый и подозрительный.

113. Робкий.

114. Стыдливый.

115. Отличается чрезмерной готовностью подчиняться.

116. Мягкотелый.

117. Почти никогда и никому не возражает.

118. Ненавязчивый.

119. Любит, чтобы его опекали.

120. Чрезмерно доверчив.

121. Стремится снискать расположение каждого.

122. Со всеми соглашается.

123. Всегда дружелюбен.

124. Всех любит.

125. Слишком снисходителен к окружающим.

126. Старается утешить каждого.

127. Заботится о других в ущерб себе.

128. Портит людей чрезмерной добротой.

Обработка результатов. Каждый ответ «да» («+») в тесте оценивается в 1 балл. Подсчитайте количество баллов по каждой шкале:

I. Авторитарный тип:1-4 (то есть с 1 по 4), 33-36, 65-68, 97-100.

II. Эгоистический тип: 5-8, 37-40, 69-72, 101-104.

III. Агрессивный тип: 9-12, 41-44, 73-76, 105-108.

IV. Подозрительный тип: 13-16, 45-48, 77-80, 109-112.

V. Подчиняемый тип: 17-20, 49-52, 81-84, 113-116.

VI. Зависимый тип: 21-24, 53-56, 85-88, 117-120.

VII. Дружелюбный тип: 25-28, 57-60, 89-92, 121-124.

VIII. Альтруистический тип: 29-32, 61-64, 93-96, 125-128.

Максимальная оценка уровня 16 баллов, она разделена на четыре степени выраженности отношения:

0-4 балла – низкая – адаптивное поведение;

5-8 баллов – умеренная;

9-12 баллов – высокая – экстремальное поведение;

13-16 баллов – экстремальная до патологии.

По формулам определите показатели по двум основным факторам: доминирование и дружелюбие.

Доминирование = (I–V)+0,7 × (VIII+II–IV–VI)

Дружелюбие = (VII–III)+0,7 × (VIII–II–IV+VI)

Положительное значение результата, полученного по формуле «доминирование», свидетельствует о выраженном стремлении человека к лидерству в общении, к доминированию. Отрицательное значение указывает на тенденцию к подчинению, отказу от ответственности и позиции лидерства.

Положительный результат по формуле «дружелюбие» является показателем стремления личности к установлению дружелюбных отношений и сотрудничеству с окружающими. Отрицательный результат указывает на проявление агрессивно-конкурентной позиции, препятствующей сотрудничеству и успешной совместной деятельности. Количественные результаты являются показателями степени выраженности этих характеристик.

Нарисуете дискограмму. При этом расстояние от центра круга соответствует числу баллов по данной шкале (от 0 до 16), а номер шкалы соответствует номеру сектора на дискограмме. Отметьте на дискограмме полученные баллы. Например, если вы по первой шкале (I – авторитарный тип) получили 14 баллов, а по второй – 8, то первую точку нужно отметить на оси I, а вторую соответственно на оси II, как это показано на рисунке.

 

Точно также отметьте результаты по всем остальным шкалам. Соедините полученные точки между собой пунктирной линией и вы получите личностный профиль. Заштрихуйте внутреннюю часть полученного графика. Проведите анализ личностного профиля и определите типы отношения к окружающим. Качественный анализ полученных данных проводится путём сравнения дискограмм, построенных по различным основаниям («социальное “Я”», «реальное “Я”» и т.д.).

Наиболее заштрихованные на профиле октанты соответствуют преобладающему стилю межличностных отношений данного индивида. Характеристики, не выходящие за пределы 8 баллов, свойственны гармоничным личностям. Показатели, превышающие 8 баллов, свидетельствуют об акцентуации свойств, выявляемых данным октантом. Баллы, достигающие уровня 14-16, свидетельствуют о трудностях социальной адаптации. Низкие показатели по всем октантам (0-3 балла) могут быть результатом скрытности и неоткровенности испытуемого. Если в дискограмме нет октантов, заштрихованных выше 4-х баллов, то данные сомнительны в плане их достоверности: ситуация диагностики не расположила к откровенности.

Первые четыре типа межличностных отношений (октанты I-IV) характеризуются тенденцией к лидерству и доминированию, независимостью мнения, готовностью отстаивать собственную точку зрения в конфликте. Другие четыре октанта (V-VII) – отражают преобладание конформных установок, неуверенность в себе, податливость мнению окружающих, склонность к компромиссам.

Неудовлетворенность собой чаще наблюдается у лиц с заниженной самооценкой (V,VI,VII октанты), а также у лиц, находящихся в ситуации затянувшегося конфликта (IV октант). Преобладание одновременно I и V октанта свойственно лицам с проблемой болезненного самолюбия, авторитарности, IV и VIII – конфликт между стремлением к признанию группой и враждебностью, то есть проблема подавленной враждебности, III и VII – борьба мотивов самоутверждения и аффилиации, II и VI – проблема независимости-подчиняемости, возникающая в сложной служебной или иной ситуации, вынуждающей повиноваться вопреки внутреннему протесту.

Личности, у которых обнаруживаются доминантные, агрессивные и независимые черты поведения, значительно реже проявляют недовольство своим характером и межличностными отношениями, однако и у них может выявляться тенденция к совершенствованию своего стиля межличностного взаимодействия с окружением. При этом возрастание показателей того или иного октанта определит направление, по которому самостоятельно движется личность в целях самосовершенствования, степень осознания имеющихся проблем, наличие внутриличностных ресурсов.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных