Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Требования к юридической речи.




В разное время предъявлялись разные требования к судебной речи. Например, в России 19-го – н 20-го века юристы в своих выступлениях избегали речевых юридических стандартов, стремились приблизить свою речь к литературе, разговаривая с присяжными заседателями почти художе­ственным, «писательским» языком, в результате чего их выступления напо­минали концерты, на которые с удовольствием ходила широкая публика, пре­вращая зал судебных заседаний в подобие театра. После революции, наоборот, из юридической речи стали изгоняться ук­рашательство и собственно красноречие. Считалось, что «всякие излишества могут только повредить делу». Появилось устойчивое выражение: «говорить языком закона». В настоящее время красноречие возвращается в судебные залы, мастерство судебного оратора становится вновь востребовано. Актуальной становится мысль, высказанная когда-то Н. П. Карабчевским: «От внешней стороны речи требуется художественная цельность и целесообразная законченность».

 

4. Лингвистические особенности ораторской речи присущи любой ее раз­новидности, будь то выступление в суде или в студенческой аудитории, поскольку в основе любой речи лежит язык как универсальное средство общения людей. Речь – функция языка, поэтому богатство речи, то есть максимальное использование заложенных в языке средств выразительности при соблюдении языковых норм и правил – отличительная особенность всякой культурной и тем более ораторской речи.

Перед оратором стоит задача, особенно важная в начале выступления: найти контакт с аудиторией. В этом ему поможет использование личных ме­стоимений, и, прежде всего, – местоимений 1-го и 2-го лица, которые называют коммуникативными: я, мы, ты, вы. «Мы» чаще всего характеризу­ется как «мы совместное» в значении «я и вы», т. е. мы с вами. Это объеди­няет оратора с аудиторией, создает атмосферу единомыслия. Степень контактности усиливают так называемые «конкретизаторы»: мы с вами, мы вместе, мы все слушали.

Тем же задачам объединения с аудиторией служат глагольные формы, вводные конструкции, содержащие обращения к слушателям: как вы пони­маете, как вы догадываетесь, как видите, как вы знаете, как мы знаем, как вы убедились.

Изъяснительные придаточные придают речи императивную окраску (кате­горичность): ясно, что… Известно, что… Понятно, что… и т. д.

Контактность речи создают также побудительные предложения: ре­шайте, согласитесь, подумайте, отметьте, запомните.

Средством установления контакта с аудиторией и привлечения внима­ния к информации служит вопросо-ответное единство. Оно создает ситуацию непосредственного общения со слушателями и придает сообщению неприну­жденный, разговорный характер. «Что такое любовь? Только ли животная страсть? Нет, конечно: любовь – это чувство, возвышающее человека…» и т. п.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных