ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Требования к юридической речи.В разное время предъявлялись разные требования к судебной речи. Например, в России 19-го – н 20-го века юристы в своих выступлениях избегали речевых юридических стандартов, стремились приблизить свою речь к литературе, разговаривая с присяжными заседателями почти художественным, «писательским» языком, в результате чего их выступления напоминали концерты, на которые с удовольствием ходила широкая публика, превращая зал судебных заседаний в подобие театра. После революции, наоборот, из юридической речи стали изгоняться украшательство и собственно красноречие. Считалось, что «всякие излишества могут только повредить делу». Появилось устойчивое выражение: «говорить языком закона». В настоящее время красноречие возвращается в судебные залы, мастерство судебного оратора становится вновь востребовано. Актуальной становится мысль, высказанная когда-то Н. П. Карабчевским: «От внешней стороны речи требуется художественная цельность и целесообразная законченность».
4. Лингвистические особенности ораторской речи присущи любой ее разновидности, будь то выступление в суде или в студенческой аудитории, поскольку в основе любой речи лежит язык как универсальное средство общения людей. Речь – функция языка, поэтому богатство речи, то есть максимальное использование заложенных в языке средств выразительности при соблюдении языковых норм и правил – отличительная особенность всякой культурной и тем более ораторской речи. Перед оратором стоит задача, особенно важная в начале выступления: найти контакт с аудиторией. В этом ему поможет использование личных местоимений, и, прежде всего, – местоимений 1-го и 2-го лица, которые называют коммуникативными: я, мы, ты, вы. «Мы» чаще всего характеризуется как «мы совместное» в значении «я и вы», т. е. мы с вами. Это объединяет оратора с аудиторией, создает атмосферу единомыслия. Степень контактности усиливают так называемые «конкретизаторы»: мы с вами, мы вместе, мы все слушали. Тем же задачам объединения с аудиторией служат глагольные формы, вводные конструкции, содержащие обращения к слушателям: как вы понимаете, как вы догадываетесь, как видите, как вы знаете, как мы знаем, как вы убедились. Изъяснительные придаточные придают речи императивную окраску (категоричность): ясно, что… Известно, что… Понятно, что… и т. д. Контактность речи создают также побудительные предложения: решайте, согласитесь, подумайте, отметьте, запомните. Средством установления контакта с аудиторией и привлечения внимания к информации служит вопросо-ответное единство. Оно создает ситуацию непосредственного общения со слушателями и придает сообщению непринужденный, разговорный характер. «Что такое любовь? Только ли животная страсть? Нет, конечно: любовь – это чувство, возвышающее человека…» и т. п. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|