Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Способы подготовки оратора к выступлению.




Существует четыре основных способа подготовки к публичному выступ­лению:

экспромт (выступление без подготовки);

план-конспект выступления с кратким указанием основных идей;

полный текст выступления, который затем полностью зачитывается;

воспроизведение текста наизусть.

Возможна комбинация этих способов в одном выступлении.

 

16. выработка уверенности в себе

В ситуации непринужденной беседы право на речь получает то один из них, то другой. Но в жизни часто возникают такие ситуации, когда наблюдается неравноправие участников по отношению к речи, особенно ясно выражена такая иерархия при ораторской, публичной речи: право голоса на определенное условленное время передается оратору; аудитория должна выполнять собственную роль. Таким образом, право на речь в определенном смысле означает власть говорящего над слушающим, возможность управлять аудиторией. Эту возможность оратор должен реализовать. Но для этого нужно уметь играть роль «главного» в речевой ситуации, повести за собой слушателей. Это невозможно без чувства уверенности в себе. Любое сомнение, колебание, проявление неуверенности в поведении говорящего сбивает с толку слушающего. «Ораторский страх». Как же избавиться от этого чувства?

Чтобы победить страх, нужно знать его причины.

1.Они могут быть связаны с индивидуальными чертами личности.

 

2. Причина страха кроется в нереалистических ожиданиях — настроенности на то, что речь должна оказать какое-то необыкновенное воздействие на слушателей. Другие результаты воспринимаются как крах. Этому способствует повышенное внимание к себе.

3. Вызывает страх и безразличие к вам собеседника или аудитории.

4. Собственная установка на неудачу.

5. Важной и единственно обоснованной причиной страха бывает плохая подготовка к беседе или выступлению, незнание темы или предмета речи — некомпетентность.

Вот почему необходимо наблюдение за собой и самоанализ. Это необходимо для того, чтобы выработать разумное отношение к себе в роли говорящего. Основой этого отношения должна быть реалистическая установка на благоприятный результат вашего выступления или беседы, установка на хорошее впечатление, которое вы, несомненно, произведете. Готовя себя к общению, внушите себе, что иметь возможность поделиться своими мыслям, чувствами и знаниями с собеседниками или аудиторией, это не наказание, а радость.

 

17. Приемы борьбы с волнением во время выступления

Оратор может иметь три причины для волнения:

1. Боязнь незнакомой аудитории.

В таком случае рекомендуется несколько раз произнести вслух фразу: «Я хорошо знаю материал, меня будут хорошо слушать», с повышенной энергией произносите заготовленные заранее фразы.

2. Ощущение плохой, недостаточной подготовки.

В этом случае вы сами виноваты. Но что-то можно сделать: имейте резервный материал, опустите то, что хуже знаете и сосредоточьтесь на том, что вы знаете достаточно твердо.

Творческая взволнованность (сумею ли хорошо выступить? поймут ли? как выступить наилучшим образом?).

Подобная взволнованность придает выступлению искренность и естественность, бороться с ней не надо.

И несколько технических приемов борьбы с волнением:

— повысьте эмоциональность речи;

— повысьте громкость речи;

— повысьте энергичность речи;

— дышите ртом и носом одновременно;

— шевелите пальцами рук за спиной или пальцами ног;

— возьмитесь за стул, трибуну, край стола;

— зажмите в кулак монету;

— возьмите мел, указку;

— пишите что-нибудь на доске, даже если это и не очень нужно (тему, разделы плана, отдельные термины, цитаты).

Основные положения борьбы со страхом:

1. Практика - это самый эффективный способ. Чтобы избавиться от страха, вам нужно постоянно его преодолевать.

2. Подготовка к выступлению. Лучший способ уменьшить страх перед публичным выступлением - подготовиться к нему.

3. Откажитесь от мысли, что вы всегда должны быть совершенны.

 

4. Внешний вид. Постарайтесь выглядеть во время выступления хорошо. В первую очередь для самого себя.

Методы борьбы со страхом непосредственно перед выступлением:

1. Быстро подвигайте челюстью вперед-назад, это поможет расслабить лицевые нервы, чтобы ваше лицо не напоминало маску античного театра.

2. Энергично помотайте кистями, пошевелите пальцами, разомните ладони. Данная гимнастика помогает снять парализующий эффект волнения, стимулирует речевой аппарат; скорость вашей реакции и красноречие ощутимо повышаются.

3. Энергично пройдитесь, помашите руками. Физическая активность способствует снятию нервного напряжения.

4. Подвигайтесь в спокойном ритме. Вытяните руки вверх, не отрывая пяток от пола, потянитесь и бросьте тело вниз, встряхните руками.

Научившись контролировать свое дыхание и управлять им, вы научитесь контролировать такие чувства, как волнение, страх, паника.

Если вы не знаете, куда деть руки. Перед началом выступления руки находятся в естественном положении вдоль туловища или чуть согнуты в локтях и чуть прижаты к телу. Во время выступления можно положить руки за спину, на стол или трибуну. Не желательно перекрещивать руки, замыкать кисти рук, держать в карманах. Можно взять в руки какой-нибудь предмет (ручку, книгу, лист со своими записями), но не совершать излишних манипуляций с предметом. Лучше держать предмет одной рукой, чтобы другая оставалась свободной.

В случае нарастания беспокойства во время выступления помогут любые движения. Можно походить, взять в руки что-либо, микрофон, наглядное пособие. Придумать повод для аплодисментов и поаплодировать вместе с залом.

 

18. Психологическая и физическая подготовка к выступлению.

 

1. Не бойтесь слушателей: еще ни разу в истории они никого не съели.

2. Сконцентрируйте внимание не на своих собственных переживаниях, а на содержании своей речи. Помните, что для слушателей важнее всего представляемая вами позиция, ваши идеи, а потом уже вы сами. Будьте готовы к тому, что вы расскажете лишь некоторую часть того, что могли бы, сознательно ограничьте себя. За час-полтора до выступления не занимайтесь неожиданными и непривычными для вас делами, не начинайте новых дел – это рассеет ваше внимание.

6. Не ешьте перед ответственным выступлением. Вспомним Остапа Бендера – как известно, когда он был голоден, он испытывал приступы красноречия. Д. Карнеги иронически замечает, что если вы хорошо поедите перед выступлением, то кровь, которая должна циркулировать в вашем мозге, опускается вниз и начинает борьбу с бифштексом и картофелем.

7. Лучше всего занять руки: шевелите пальцами за спиной либо пальцами ног, держитесь за стул или за трибуну, зажмите в кулак монету, какой-нибудь другой маленький предмет.

 

19. Коммуникационно- логическое оформление речи

Словесное выражение мысли всегда подчинялось ряду требований, которые и определяли коммуникативные качества речи.

Основные качества, или критерии речи, представленные в классической риторике:

 

1) грамматическая правильность 2) ясность 3) пригодность, 4) красота выражения, изящество.

Стремление убедить требует знания языковых средств, которые способствовали бы четкой смысловой связности речи и выражали бы логику изложения. Важным средством выражения логических связей между композиционными частями и отдельными высказываниями являются специальные средства связи, указывающие на последовательность развития мысли (вначале, прежде всего, затем, значит, повторяю, следовательно, итак и др.), противоречивые отношения (как уже было сказано, как было отмечено, поэтому, благодаря этому, сообразно с, следовательно и др.), итог, вывод (итак, таким образом, значит, в заключении скажем, все сказанное позволяет сделать вывод, подводя итог, следует сказать…). В качестве средств связи могут использоваться местоимения, прилагательные и причастия (данные, этот, такой, названные, указанные и др.). Одним из средств связи являются логические вопросы. Функции вопросительных конструкций определяются их местом в структуре текста судебной речи и коммуникативным заданием. В форме вопроса осуществляется постановка проблем, с помощью вопросов получается новая информация. Проблемный вопрос, употребленный во вступлении, формулирует цель оратора в конкретном процессе, определяет задачу, стоящую перед ним. Вопросительная интонация позволяет более экспрессивно определить проблему всего судебного заседания, кроме того, способствует установлению психологического контакта между коммуникатором и адресатом.

 

 

20.Композиция ораторской речи не является каноном, которому нужно безукоризненно следовать. Последовательность расположения основных частей и тем более микротем – дело творческое, зависящее от логики рассуждений, от общего замысла. Произвольным, творческим может быть и расположение материала, но в каждой публичной речи присутствует смысловая градация, построенная на логическом принципе последовательности, когда каждая последующая мысль вытекает из предыдущей: от констатации – к опровержению, от опроверже­ния – к доказательству.

В основе смысловой градации может лежать принцип усиления, когда аргументы расположены в порядке нарастания и самые сильные из них даются в самом конце речи.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных